Введение 7% НДС на лекарства и изделия медицинского назначения (обновлено)

Правовой Альянс27 марта 2014 г. в 20:00 Парламент на своем заседании проголосовал за принятие за основу и в целом законопроект «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» (№ 4576). Имеется противоречивая информация относительно окончательной редакции принятого закона. Законопроект предусматривает установление 7% ставки НДС по операциям первой поставки зарегистрированных лекарственных средств (в том числе аптеками), а также изделий медицинского назначения (далее — ИМН). Во время обсуждения законопроекта в рамках заседания Парламента министр финансов Украины Александр Шлапак от имени Правительства предложил ввести 7% ставку НДС не только на первую поставку, но и на операции по поставке товаров по всей цепочке для того, чтобы избежать возможных злоупотреблений. Однако, нашло ли данное предложение отражение в законе, пока неизвестно. Представители фракций, которые поддержали законопроект, отметили, что необходимо все же принять крайне непопулярное решение. Очевидно, что были достигнуты какие-то договоренности по изменению отдельных статей законопроекта. Учитывая мнение А. Шлапака, 7% ставка НДС будет взиматься на всех этапах оборота фармпродукции. В этом есть логика для налога с оборота. В ожидании публикации уже принятого текста закона редакция «Еженедельника АПТЕКА» попросила юристов рассмотреть наиболее нелогичный вариант положения относительно налогообложения лекарств и ИМН.

Если же документом все-таки предусмотрено введение 7% ставки НДС по операциям первой поставки зарегистрированных лекарственных средств (в том числе аптеками), а также ИМН согласно перечню, утвержденному Правительством.

Под первой поставкой лекарственных средств и ИМН подразумевается:

a) ввоз на таможенную территорию Украины;

b) первая поставка отечественным производителем. То есть, оплата НДС в размере 7% будет осуществляться по следующим операциям:

1) импорт:

  • всех зарегистрированных в Украине готовых лекарств, продукции in bulk и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), исходя из определения лекарственных средств в Законе Украины «О лекарственных средствах»;
  • ИМН, включенных в перечень, который должен будет быть утвержден КМУ;

2) реализация отечественным производителем:

  • всех зарегистрированных в Украине готовых лекарственных средств, продукции in bulk и АФИ, исходя из определения лекарственных средств в Законе Украины «О лекарственных средствах»;
  • ИМН, включенных в перечень, который должен быть утвержден КМУ.

Относительно налогообложения лекарств

Обращаем внимание, что облагаться НДС по первой поставке будут как импортные, так и отечественные лекарственные средства. Первая поставка не будет освобождена от обложения НДС, вторая и последующие — будут.

Схематически налогообложение поставок лекарственных средств можно изобразить следующим образом (рис. 1). Можно предположить, что в случае производства готовых препаратов из импортированной продукции in bulk или АФИ облагаться будут как операции по импорту последних, так и по реализации уже готовых лекарственных средств.

Рис. 1
Налогообложение поставок с лекарственными средствами
Налогообложение поставок с лекарственными
средствами

Относительно налогообложения ИМН

На сегодня ИМН (кроме перечня согласно постановлению КМУ от 08.08.2011 г. № 867) и медицинская техника (оборудование) облагаются НДС в общем порядке.

Трактовка принятого правительством закона относительно налогообложения ИМН вызывает ряд вопросов, среди которых отдельного внимания заслуживает неурегулированность терминологии: подпадает ли медицинская техника (оборудование) под понятие «ИМН»?

Хотелось бы отметить, что при составлении перечня (перечней) ИМН могут быть отображены по кодам УКТВЭД, как это на сегодня закреплено в перечне ИМН, операции по поставке которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

Разъясним, что первая поставка ИМН не будет освобождена от налогообложения НДС в любом случае. В отношении второй и последующих поставок принятый закон гласит: «Операции, освобожденные от налогообложения: поставка … ИМН, кроме первой поставки , согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины» (п. 197.1.27 Налогового кодекса Украины — НКУ). То есть, неоднозначным является вопрос, что же это за перечень, о котором идет речь в данном пункте, а именно: КМУ должен быть утвержден один или два отдельных перечня ИМН (п. 193.1 и п. 197.1.27 НКУ).

Первый вариант. В обоих пунктах речь идет об одном и том же перечне товаров. То есть, в п. 193.1 НКУ говорится о перечне товаров, которые будут облагаться 7% НДС, а в п. 197.1.27 НКУ освобожденными товарами будут считаться те, которые не вошли в перечень согласно п. 193.1 НКУ. В таком случае схематически налогообложение операций с ИМН можно изобразить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2
Налогообложение операций с изделиями медицинского назначения
Налогообложение операций с изделиями медицинского назначения

Второй вариант. В п. 193.1 НКУ и п. 197.1.27 НКУ речь идет о различных перечнях товаров, которые не совпадают:

  • ИМН, которые облагаются НДС 7%;
  • ИМН, которые освобождены от обложения НДС.

В таком случае при ответе на вопрос, облагается ли каждая из операций с ИМН НДС, необходимо будет руководствоваться отдельными перечнями.

В случае подписания данного документа и.о. Президента Украины указанные положения вступят в силу уже с 1 апреля 2014 г. Для конечных потребителей это означает повышение цен на фармацевтическую продукцию в ближайшие дни. При этом подорожание затронет не только продукцию зарубежного производства, а и отечественного, которая, в том числе, производится из импортированного сырья.

На начальных этапах внедрения НДС до приведения в соответствие подзаконных актов и адаптации субъектов хозяйствования к новшествам принятие законопроекта № 4576 неизбежно вызовет ряд негативных последствий. В связи с тем, что голосование за законопроект произошло за 3 дня до введения НДС на фармацевтическую продукцию, это неизбежно вызовет временную дезорганизацию системы поставок и реализации. Есть также вероятность того, что объем госпитальных закупок в будущем сократится за счет бюджетных ограничений.

Поскольку в Украине не запущен эффективный механизм страховой медицины, система реимбурсации введена только по одной группе препаратов и вызывает множество вопросов, то большинство пациентов в результате почувствуют ощутимый удар по своему «кошельку» либо утратят возможность покупать даже жизненно важные лекарственные средства и ИМН.

По мнению подавляющего большинства экспертов товарные остатки переоценивать не нужно, а начислять НДС необходимо в момент реализации. Субъекты хозяйствования могут закладывать 7 % НДС в момент реализации фармпродукции: оплаты или поставки (первое событие).

Уже завтра, 1 апреля 2014 вступят в силу отдельные положения Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». Несмотря на то, что его уже подписал и.о. Президента Украины Александр Турчинов (как указано на сайте парламента «Возвращено с подписью от Президента (31.03.2014)») и присвоен № 1166-VII, текст документа до сих пор не обнародован.

В то же время Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины в заключении к соответствующему законопроекту отметило, что «согласно Заключительным положениям проекта его отдельные положения вступают в силу как «со дня, следующего за днем его опубликования», так и с «1 апреля 2014 года», с «1 июля 2014 года», «с 1 сентября 2014 года», что не соответствует требованиям подпункта 4.1.9 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины, согласно которому «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года».

Однако, авторов законопроекта, которыми выступили члены Правительства, больше беспокоит наполнение государственного бюджета путем принятия «антикризисного пакета документов», даже если это противоречит нормам действующего законодательства Украины.

По материалам, предоставленным Юридической компанией «Правовой Альянс»

Комментарии

Леонид 31.03.2014 6:36
C сайта Верховной Рады: "Останній етап проходження: Повернуто з підписом від Президента (31.03.2014)"

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи