8-я Специализированная конференция-практикум «ФАРМБЮДЖЕТ–2015»

18 сентября 2014 г. в конференц-зале отеля «Русь» в Киеве состоялась специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2015», организованная компаниями «МОРИОН», «Проксима Рисерч», «Тимсофт», «УкрКомЭкспо». Генеральным спонсором выступила компания «Софарма». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Ассоциация производителей инновационных лекарственных средств «APRaD», Европейская Бизнес Ассоциация (Еuropean Business Association — EBA), Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ), Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий» и бизнес-школа «МИМ—Киев». В сложившейся на сегодня ситуации, безусловно, довольно сложно делать прогнозы развития фармрынка. Традиционно, в преддверии формирования компаниями бюджетов на грядущий год признанные эксперты фармрынка собрались, чтобы разобраться, чего можно ожидать в ближайшем будущем и главное — что делать.

Конференцию-практикум «Фармбюджет–2015» открыли модераторы — Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», Владимир Игнатов, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», и Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка. С приветственным словом также выступил Иван Сорока, советник вице-премьера министра Украины по гуманитарным вопросам. Он отметил, что, с одной стороны, наступило сложное и нестабильное время для Украины, но с другой — это также время возможностей, которые необходимо использовать, в том числе в контексте реформирования системы здравоохранения. Неоценимую помощь в этом процессе оказывают операторы фармрынка, которые регулярно собираются на подобных мероприятиях для обмена опытом. Данная конференция призвана стать площадкой для открытого диалога между представителями регуляторных органов и фармацевтического бизнеса.

Программа конференции включала 3 раздела. Первый — под названием «Война и мир…» — открыл Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, который ознакомил аудиторию с тенденциями развития мировой экономики, а также представил консенсус-прогноз на 2014–2015 гг. по ключевым макро­экономическим показателям Украины.

Доклад Сергея Ищенко, директора компании «Проксима Рисерч», был посвящен анализу основных факторов, которые оказали существенное влияние на развитие розничного рынка лекарственных средств в 2014 г. А ведь в этом году их было немало: девальвация национальной валюты, введение НДС, критическая ситуация в юго-восточных областях Украины, прекращение работы одного из крупнейших дистрибьюторов. Также С. Ищенко традиционно очертил основные тенденции развития всех звеньев товаропроводящей цепи и представил оптимистический и пессимистический прогнозы развития фармрынка на 2015 г.

О ситуации на фармацевтических рынках стран — членов ЕС рассказал Ричард Торбетт (Richard Torbett), главный экономист Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций (European Federation of Pharmaceutical Industries Associations — EFPIA). Виталий Гордиенко, глава представительства компании «Эббви Биофармасьютикалс» в Украине, осветил основные тенденции развития мирового фармрынка.

Тема инвестиционной привлекательности фармацевтического рынка Украины была затронута в докладе Георгия Викторова, главы комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, главы представительства компании «Абботт Продактс» в Украине. Он очертил основные изменения в инвестиционном климате Украине, произошедшие в последнее время и оказавшие как положительный, так и отрицательный эффект.

В конце первого раздела состоялась дискуссия экспертов «Что мы хотим видеть в 2015 г.», в ходе которой участники обсуждения рассуждали на тему: соответствуют ли озвученные прогнозы ожиданиям компаний. Среди экспертов: Анатолий Редер, директор компании «ИнтерХим», Игорь Герасимчук, региональный менеджер компании «Софарма» в Украине, Польше и Молдове, генеральный директор компании «Витамины», Владимир Митин, региональный директор в странах СНГ компании «Актавис», Кшиштоф Седлецки, глава представительства «Астеллас Фарма» в Украине, Раджив Гупта, генеральный директор компании «Кусум Фарм», и Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга компании «Фармак».

Фармбюджет–2015

Второй раздел конференции «Драйверы роста рынка в военное и мирное время» стартовал с доклада Владимира Игнатова, главы представительства компании «Ипсен Фарма» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей, который был посвящен вопросам внедрения референтного ценообразования на лекарства в Украине. Напомним, что этот путь начался с реализации Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью. А теперь референтное ценообразование вводится практически на весь рынок препаратов. В. Игнатов очертил основные проблемы и риски, связанные с внедрением референтного ценообразования для такого массива лекарственных средств.

Во время второй части конференции-практикума состоялся диалог с регулятором — слово было предоставлено Михаилу Пасечнику, председателю Государственной службы Украины по лекарственным средствам, который рассказал о деятельности рабочих групп по разным направлениям, в частности, затронул вопрос внесения изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами. Также участники конференции получили возможность задать вопросы и получить ответы на них.

Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», затронул тему референтного ценообразования на ИМН, в частности. рассказал о том, какие меры были приняты Ассоциацией с целью защиты интересов производителей ИМН и к каким результатам это привело.

Как в условиях высокой зарегулированности фармрынка находить методы эффективного налогового планирования? Вопросам налогообложения лекарственных средств был посвящен доклад Юлии Ноговицыной, руководителя отраслевой практики «Фармбизнесс» компании «КПМГ-Украина».

О прогрессивном направлении разделения труда на фармрынке — контрактном производстве — рассказал Олег Курченко, соучредитель компании «Омнифарма». Он очертил преимущества такой схемы работы как для заказчика (владельца торговой марки и регистрационного свидетельства), так и для исполнителя (производственной площадки), а также поделился опытом, с какими проблемами в Украине может столкнуться компания — владелец торговой марки, которая решила переложить функцию производства на компанию — владельца производственной площадки. Следующий докладчик продолжил данную тему. Взгляд со стороны компании, которая оказывает услуги контрактного производства, представил Игорь Герасимчук, региональный менеджер компании «Софарма» в Украине, Польше и Молдове, генеральный директор компании «Витамины».

Опытом успешной работы болгарской компании на украинском фармрынке во время кризиса поделилась Аэлита Рева, директор компании «Софарма Украина». Особенностям антикризисного менеджмента в фармбизнесе был посвящен доклад Владимира Телявскго, генерального директора компании «Киевский витаминный завод», который продемонстрировал кейсы удачных маркетинговых стратегий.

Невозможно было не затронуть тему взаимодействия фармпроизводителя с ритейлом. Необходимость сотрудничества аптечных сетей с производителями только усиливается, учитывая снижение наценки и рентабельности продаж в нынешних условиях. Следует добавить к этому дефицит оборотных средств у аптечных предприятий и обостряющуюся проблему дефектуры препаратов в аптеках. Этому важному вопросу был посвящен доклад Виталия Березницкого, директора компании «ФарТоп».

Второй диалог операторов рынка с регулятором состоялся с представителем МЗ Украины Юрием Савко, заместителем министра здравоохранения Украины по вопросам евроинтеграции. Ю. Савко сообщил, что в План имплементации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, который был утвержден 17 сентября 2014 г., включен пункт о экспертной и технической помощи по внедрению системы реимбурсации в Украине.

В рамках второго раздела состоялись 2 дискуссии, в ходе которых участники экспертного обсуждения поделились собственным видением обсуждаемых проблем. Первая дискуссия была посвящена инвестициям фармпроизводителя в сегмент розницы и опта. В ней приняли участие Константин Магалецкий, партнер компании «Хоризон Кепитал», представитель компании «Биофарма», Сергей Гулый, генеральный директор компании «Нутримед», Роман Гладкий, глава представительства компании «Ферринг Фармасьютикалс» в Украине. Важно отметить присутствие эксперта из горячей точки — Аллы Олийнык, исполнительного директора компании «Фитофарм», которая рассказала о том, как проходят будни производителя лекарственных средств в Артемовске. Кроме того, состоялась жаркая дискуссия между представителями фармацевтической розницы и дистрибуции, в которой приняли участие Сергей Ходос, директор компании «Фра-М», Евгений Никушин, директор по логистике компании «Фармпланета», Олег Никулишин, директор компании «Маркет Универсал», Игорь Червоненко, учредитель компании «Фармастор», Павел Кушниренко, исполнительный директор Всеукраинской общественной организации «Фармацевтическая Ассоциация «ФАРМУКРАИНА».

Третий, заключительный раздел под названием «Фарммаркетинг: штабной и полевой» начался с доклада Олега Фельдмана, директора подразделения здравоохранения компании «Синовейт Комкон», в котором был представлен взгляд на основные драйверы роста фарминдустрии через призму трех китов, на которых держится фармрынок: маркетинг и продажи, дистрибуция и логистика, ритейл и потребительские предпочтения. Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка, предложил модели ситуаций, которые можно представить на украинском фармрынке.

Самое дорогое, что у нас есть — это здоровье. Статистические данные, характеризующие то, как часто пациенты обращаются к врачам, с какой периодичностью, готовы ли экономить на своем здоровье из-за кризиса, представила Елена Зубко, руководитель подразделения безрецептурных препаратов компании «Байер».

Как кризис повлиял на выбор врачей препаратов при назначении? Надежда Крячок, генеральный директор компании «МДМ», озвучила результаты исследования промоционной активности фармкомпаний среди врачей и конвертации этих усилий в назначения.

Светлана Жахалова, руководитель отдела исследований медицинского и фармацевтического рынка компании «ГФК Юкрейн», представила данные исследования потребительского поведения в аптеке и рассказала, какие факторы и в какой мере влияют на выбор покупателя.

Телевидение — проверенный временем метод продвижения. Зачастую грамотная рекламная кампания на ТВ может дать небывалые результаты, и фармкомпании не скупятся инвестировать в этот канал промоции. О том, как изменилась ситуация на медийном рынке Украины в 2014 г., иллюстрируя примерами успешных кейсов, рассказали Андрей Партыка, генеральный директор сейлз-хаусов «StarLightSales», «StarLightBrandContent», и Василий Мартынюк, управляющий партнер компании «361 Украина».

В рамках HR-фокуса Алексей Долгих, глава представительства компании «Педерсен Энд Партнерс» в Украине, озвучил тенденции на рынке труда в сфере фармации, в частности, он рассказал, как изменилась заработная плата управленческого персонала и стало ли меньше вакансий, а Андрей Анучин, директор компании «Фарма Персонал», представил рейтинг привлекательности фармкомпаний Украины как работодателей.

В следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА» вы более подробно узнаете обо всем, озву­ченном на конференции. Ознакомиться с презентациями участников конференции читатели могут на сайтах  http://www.apteka.ua  и  http://www.morion.ua.

Екатерина Дмитрик, фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи