Неуклюжая регуляция: госрегулирование наценок

Правительством Украины принято постановление от 12.11.2014 г. № 639, которым вводится государственное регулирование розничных наценок на лекарственные средства отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку. В этой публикации мы проанализируем розничные наценки в данном сегменте препаратов, а также рассмот­рим возможное влияние данного постановления на структуру рынка лекарственных средств. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Принятым постановлением вносятся изменения в постановление КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 в части установления фиксированной розничной наценки в размере 25% на препараты и изделия медицинского назначения (ИМН) отечественного и зарубежного производства, оптовая (закупочная) цена которых не превышает 100 грн. за 1 упаковку. В том числе это касается и лекарственных средств отечественного производства, оптовая (закупочная) цена которых не превышает 12 грн. за 1 упаковку, наценка на которые в настоящее время не регулируется. Данная норма вступает в силу с 1 января 2015 г. Отметим, что наценки регулируются на препараты и ИМН, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных препаратов, прекурсоров и медицинских газов) и Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений.

Анализ динамики потребления препаратов за период с января по октябрь 2014 г. свидетельствует, что доля лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, подпадающих и не подпадающих под государственное регулирование наценок, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в среднем составляет 56,5% в натуральном и 10,6% в денежном выражении (рис. 1 и 2). При этом удельный вес препаратов указанной ценовой категории, подпадающих под регулирование наценок, гораздо меньше и составляет 35,2 и 6,4% соответственно (рис. 3 и 4). А доля препаратов отечественного производства, оптовая цена которых не превышает 12 грн. за 1 упаковку, подпадающих под регулирование наценок с 1 января 2015 г., составляет около 34% рынка в натуральном и 6% — в денежном выражении (рис. 5 и 6).

Рис. 1
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Рис. 2
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении
Рис. 3
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, на которые устанавливается фиксированная наценка, в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, на которые устанавливается фиксированная наценка, в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Рис. 4
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, на которые устанавливается фиксированная наценка, в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, на которые устанавливается фиксированная наценка, в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении
Рис. 5
Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку и подпадающих под регулирование наценок с 1 января 2015 г., в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку и подпадающих под регулирование наценок с 1 января 2015 г., в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Рис. 6
Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку и подпадающих под регулирование наценок с 1 января 2015 г., в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку и подпадающих под регулирование наценок с 1 января 2015 г., в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении

В пояснительной записке к принятому постановлению указано, что установление фиксированной наценки повысит экономическую доступность низкостоимостных препаратов и ИМН отечественного производства и создаст равные условия государственного регулирования цен как для отечественного, так и для зарубежного производителя.

Однако анализ динамики розничной наценки показал, что за период с января по октябрь 2014 г. средняя розничная наценка в сегменте отечественных препаратов, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, находится на уровне 23%. В то же время средняя наценка по рынку в этот же период составляла 21,5% (рис. 7). Таким образом, розничная наценка на препараты, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, всего на 1,5% превышает общерыночный показатель. Также стоит отметить, что повышение экономической доступности исследуемого сегмента препаратов может снизить их физическую доступность.

Рис. 7
Динамика среднерыночной розничной наценки и розничной наценки на препараты отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку
Динамика среднерыночной розничной наценки и розничной наценки на препараты отечественного производства, оптовая (закупочная)  цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку

Объяснить это можно на простом примере. По итогам октября 2014 г. средний маржинальный доход от продажи 1 упаковки препаратов отечественного производства, оптовая (закупочная) цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, а наценка не регулируется, составляет 1,07 грн. В то же время для препаратов следующей ценовой категории, оптовая (закупочная)  цена которых находится в диапазоне 12–100 грн. за 1 упаковку, а максимально допустимая наценка составляет 25%, маржинальный доход — 4,75 грн. за 1 упаковку. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что даже при существующем уровне наценок маржинальность низкостоимостных препаратов достаточно низкая, а ограничение наценок на этот сегмент препаратов будет способствовать ее снижению. Таким образом, аптеке невыгодно будет продавать низкостоимостные препараты и она будет закупать препараты с более высокой маржинальностью (рис. 8).

Рис. 8
Динамика среднего маржинального дохода от продажи 1 упаковки препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, а также находится в диапазоне 12–100 грн.
Динамика среднего маржинального дохода от продажи 1 упаковки препаратов отечественного производства, оптовая (закупочная)  цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку, а также находится в диапазоне 12–100 грн.

ИТОГИ

Вместо необходимой украинскому фармрынку дерегуляции правительство Украины вновь усиливает регуляторную нагрузку путем установления фиксированной наценки 25% на лекарственные средства и ИМН отечественного производства, оптовая (закупочная)  цена которых не превышает 12 грн. за 1 упаковку. Такой подход едва ли можно назвать европейским, поскольку в большинстве стран ЕС регулирование розничных наценок применяется только в сегменте реимбурсации.

Ограничение наценок на низкостоимостные лекарственные средства приведет к снижению маржинального дохода от продажи 1 упаковки таких препаратов и будет стимулировать аптеки закупать более дорогие препараты с более высокой маржинальностью. Таким образом, предполагаемое правительством повышение экономической доступности данного сегмента препаратов может обернуться снижением их физической доступности.

А для того чтобы создать равные регуляторные условия для отечественных и зарубежных производителей, вероятнее, необходимо отменить регулирование наценок на препараты, которые государство не закупает за бюджетные средства, а также рассмотреть вопрос о повышении уровня ценового порога для закупаемых препаратов, учитывая существенную девальвацию гривни.

Остается надеяться, что до вступления в силу принятого постановления правительство взвесит все «за» и «против» и внесет необходимые коррективы.

Денис Кирсанов

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті