Антимонопольные риски в работе аптечных сетей

В связи с тем, что лекарственные средства являются стратегически и социально важным продуктом, фармацевтический рынок Украины уже не первый год находится под пристальным вниманием Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). В последние 2 года внимание ведомства было направлено также и на аптечный сегмент.

АМКУ в борьбе за снижение цен на лекарственные средства

Согласно отчету АМКУ за 2013 г. одним из направлений исследования было изучение состояния соблюдения законодательства в сфере защиты экономической конкуренции аптеками, расположенными на территории медицинских учреждений. Вторым — исследование деятельности розничных торговцев при реализации жаропонижающих лекарственных средств в период сезонных заболеваний. Третьим направлением — изучение деятельности субъектов хозяйственной деятельности на общегосударственных рынках некоторых ключевых групп лекарств, в частности — диабетической, онкологической, противовирусной, противотуберкулезной группы и препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

По результатам проведения такого исследования АМКУ констатировал, что в превалирующем большинстве — 75% исследуемых рынков — существуют субъекты (аптечные учреждения), положение которых имеет структурные признаки доминирующего. Кроме того, АМКУ установил, что во многих случаях аптеки, занимающие монопольное (доминирующее) положение, завышают наценки на лекарственные средства, в то время как их расходы на реализацию являются значительно меньшими. В подобных случаях такие действия аптечных учреждений были квалифицированы как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением.

Кроме того, проведение исследования на рынке розничной реализации лекарственных средств было отмечено в отчете АМКУ за 2013 г. как одно из приоритетных направлений в 2014 г., что фактически и было выполнено. Это ведомство направляло информационные запросы и анализировало не только непосредственно деятельность розничных сетей, а и их взаимодействие с дистрибьюторами. Так, в результате исследования взаимоотношений с дистрибьюторами АМКУ установил, что некоторые крупнооптовые дистрибьюторы без согласования с аптечной сетью установили новые условия, по которым аптека была обязана закупать лекарственные средства в значительно больших объемах, чем ранее. В то же время АМКУ пришел к выводу, что для закупки большего количества продукции аптечное учреждение будет вынуждено тратить дополнительные незапланированные средства, что может привести к повышению стоимости препаратов для конечных потребителей. В связи с этим АМКУ предоставил рекомендации дистрибьюторам воздержаться от подобных действий. Данный пример может быть использован аптечными сетями для усиления своих переговорных возможностей при согласовании коммерческих условий с дистрибьюторами.

Также АМКУ исследует взаимодействие аптечных сетей с иностранными поставщиками или их локальными дочерними компаниями. В частности, речь идет об анализе договоров на продвижение продукции (маркетинговых договоров). В данный момент такое расследование еще не окончено, однако риски в этой связи могут касаться как аптечных учреждений, так и поставщиков. Можно предположить, что АМКУ, руководствуясь своим опытом в подобном деле, — так называемом деле ритейлоров, которое находится на финальной стадии рассмотрения, — сможет достаточно подробно разобраться во всех видах предоставляемых услуг. Если проводить аналогию с указанным делом, АМКУ может обратить внимание, что в некоторых случаях часть услуг, указанных в договоре, фактически не предоставляется, либо не соответствуют природе таковых. Подобная ситуация может возникнуть в первую очередь, если у сторон договора отсутствуют надлежащие подтверждающие документы (детальные отчеты, акты оказанных услуг и др.). Это может быть квалифицировано как фиктивные сделки со всеми вытекающими последствиями, что может заинтересовать как налоговые органы, так и антимонопольное ведомство. Если говорить о рисках антимонопольных нарушений, АМКУ может квалифицировать такие действия либо как антиконкурентные согласованные, либо как злоупотребление монопольным (доминирующим) положением (в зависимости от конкретных обстоятельств — либо аптекой, которая навязывает такие услуги, либо поставщиком), что может привести к завышению стоимости лекарственных средств. В связи с этим рекомендуем крайне взвешенно подходить к анализу маркетинговых договоров перед их подписанием, убедиться в том, что предоставление услуг будет реальным, а их стоимость будет отвечать реальной рыночной.

Стоит также обратить внимание, что в рамках исследования оптового рынка препаратов АМКУ в последнее время стимулирует иностранных поставщиков к созданию таких коммерческих условий сотрудничества, при которых крупные аптечные сети смогли бы закупать у них товар, что, по мнению ведомства, привело бы к снижению цен для потребителей.

Реклама аптеки — как не привлечь внимание Комитета?

Помимо описанных выше вопросов, органы АМКУ продолжают анализировать рекламу аптечных учреждений: их названия/вывески, информацию об акциях и распродажах.

Несмотря на тот факт, что еще в 2013 г. было отменено положение Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами о запрете использования утверждений об уровне цен и социальной направленности аптек в названиях, рекламе и т.д., уже сформировалась практика, в соответствии с которой антимонопольное ведомство, с нашей точки зрения, совершенно справедливо обращает внимание на аптеки, которые используют в названиях учреждений обозначения «социальная», «дешевая», «аптека низких цен», «аптека лучших цен». Как правило, во всех случаях расследования органов АМКУ по данным делам показывают, что стоимость препаратов в таких аптеках по отдельным позициям превышает цены их конкурентов, что свидетельствует о факте введения в заблуждение потребителей относительно уровня цен в той или иной аптеке. Кроме того, ведомство пресекает практику размещения таких надписей на аптеках, как «аптека-склад» или «опт-торг», «оптом всегда дешевле», что также может вводить в заблуждение потребителей в отношении якобы оптовых цен на лекарства, в то время как розничная стоимость фактически не равна закупочной, а в аптечных учреждениях разрешена только розничная торговля.

Как показывает практика АМКУ, даже если подобные названия зарегистрированы как торговая марка, это не спасет ее правообладателей от претензий, поскольку последние должны добросовестно пользоваться правами, которые проистекают из правоустанавливающего документа на торговую марку. Предоставление такой информации, которая может вводить потребителей в заблуждение, не будет являться добросовестным использованием.

Поэтому для того чтобы утверждать в названии, на вывеске, другим способом, что в аптечном учреждении действуют низкие цены, аптеке необходимо постоянно осуществлять мониторинг розничных цен на лекарственные средства у конкурентов и быть уверенной в том, что стоимость в данном учреждении действительно ниже.

Цена вопроса

По результатам рассмотрения дел о нарушении АМКУ может принять решение о наложении штрафа либо выдать обязательные к исполнению рекомендации.

Не стоит забывать, что согласно законодательству штрафы за антимонопольные нарушения являются оборотными и на сегодняшний день АМКУ вправе накладывать штраф в размере до 5 и 10% (в зависимости от вида нарушения) от выручки (дохода) субъекта хозяйственной деятельности за предшествующий финансовый год. При этом украинское законодательство дает право АМКУ посчитать оборотный штраф от дохода не 1 юридического лица, а всей группы компаний, к которой принадлежит предприятие-нарушитель. Учитывая, что на сегодняшний день методика определения размера штрафа отсутствует, они определяются в ручном режиме.

Исходя из текущей ситуации в стране, не стоит надеяться, что в следующем году внимание АМКУ к фармрынку станет менее пристальным. Скорее всего исследование рынков в описанных выше направлениях продолжится и в 2015 г. Поэтому рекомендуем субъектам хозяйствования в данной сфере быть особо бдительными в своих коммерческих практиках, при установлении цен, взаимодействии с контрагентами, а также при рекламировании своего учреждения, товаров и услуг.

Светлана Малиновская,
старший юрист АО «Арцингер»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті