Аптечный рынок Украины по итогам 2014 г. Helicopter View

Украина пережила непростой 2014 г., который можно охарактеризовать такими событиями, как, аннексия Крыма и продолжающиеся боевые действия в Восточном регионе Украины. Кроме того, страна охвачена глубоким экономическим кризисом. ВВП Украины перманентно снижается и, по последним прогнозам Всемирного банка, его снижение в 2014 г. ожидается на уровне 8,2%. По данным Министерства финансов Украины, общий государственный долг Украины за период с 01.01.2014 г. по 01.12.2014 г. увеличился на 77,7% и составляет порядка 1037 млрд грн. Продолжается и девальвация национальной валюты, которая в течение 2014 г. обесценилась практически вдвое (рис. 1). Помимо ухудшения макроэкономических показателей в 2014 г., на фармацевтический рынок Украины оказали влияние и внутренние регуляторные изменения, такие как введение 7% ставки НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (ИМН). В данной публикации представлен анализ ключевых показателей фармацевтического рынка Украины по итогам 2014 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
Рис. 1
wpid-ap_01_fmt.jpeg
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ за период с января по декабрь 2014 г., с указанием темпов прироста относительно января 2014 г.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

В 2014 г. общий объем фармацевтического рынка Украины, который включает лекарственные средства, ИМН, косметику и диетические добавки, составил 40,8 млрд грн. и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 13,8%. Однако такой рост достигнут преимущественно за счет повышения стоимости товаров «аптечной корзины» вследствие девальвации гривни, поскольку в долларовом выражении рынок продемонстрировал отрицательную динамику на уровне –20%. Также отмечается сокращение объема продаж на 11,4% в натуральном выражении (рис. 2). В 2014 г. рыночные показатели ниже таковых, отмеченных во время кризиса 2008–2009 гг.

Рис. 2
642
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2010–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

По итогам 2014 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 23,1 грн. и повысилась на 28,5% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года (рис. 3). Повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины». Самой дорогостоящей категорией стали лекарственные средства, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 30,3 грн.

Рис. 3
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Традиционно львиную долю среди товаров «аптечной корзины» занимают лекарственные средства и ИМН. Их суммарный удельный вес составляет 93,2% в денежном и 94,6% в натуральном выражении. Поэтому именно эти категории товаров формируют ключевые рыночные показатели. Однако общерыночные тенденции увеличения объема продаж в денежном выражении и уменьшения — в натуральном, характерны для всех категорий товаров (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении за 2012–2014 гг.
Год Денежное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
2012 27037,6 17,4 85,0 2566,6 13,4 8,1 1305,3 12,4 4,1 883,3 19,3 2,8 31792,8 16,9
2013 30432,0 12,6 84,9 2848,0 11,0 7,9 1461,2 11,9 4,1 1104,9 25,1 3,1 35846,1 12,7
2014 34756,8 14,2 85,2 3243,1 13,9 8,0 1563,7 7,0 3,8 1243,0 12,5 3,0 40806,5 13,8
Год Натуральное выражение
2012 1267,4 5,5 64,7 594,9 1,8 30,3 56,1 3,5 2,9 41,7 19,3 2,1 1960,0 4,5
2013 1274,1 0,5 64,0 612,4 2,9 30,7 59,6 6,3 3,0 46,2 10,9 2,3 1992,3 1,6
2014 1116,8 –12,3 63,3 552,3 -9,8 31,3 52,1 –12,5 2,9 43,4 –6,0 2,5 1764,6 –11,4

В исследуемый период товары «аптечной корзины» отечественного и зарубежного производства демонстрируют схожую структуру аптечных продаж. В денежном выражении большую часть аптечной выручки формируют импортные товары. При этом большинство проданных упаковок произведены отечественными предприятиями, за исключением ИМН, где небольшой перевес все же имеют зарубежные производители (рис. 4).

Рис. 4
wpid-ap_04_fmt.jpeg
Структура розничных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и украинского производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении за 2014 г.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Лекарственные средства формируют значительную долю всего фармацевтического рынка, аккумулируя более 85% всей аптечной выручки и 63% проданных упаковок. Поэтому рассмотрим эту категорию более подробно.

В 2014 г. объем продаж лекарственных средств составил 34,8 млрд грн. за 1,1 млрд упаковок. При этом в денежном выражении объе­м продаж увеличился на 14,5%, в то время как в натуральном выражении отмечается спад продаж на уровне 12,2%. В долларовом эквиваленте объем продаж сократился почти на 20% (рис. 5).

Рис. 5
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Помесячная динамика объема продаж свидетельствует о перманентном его сокращении в натуральном выражении в течение всего 2014 г. (рис. 6). В денежном выражении рынок лекарственных средств демонстрирует положительную динамику на протяжении всего года, однако с мая 2014 г. отмечается замедление темпов его роста.

Рис. 6
wpid-ap_06_fmt.jpeg
Помесячная динамика объема аптечных продаж лекарственных в денежном и натуральном выражении с января 2013 по декабрь 2014 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Анализ индикаторов прироста рынка лекарственных средств отчетливо демонстрирует, что прирост объема продаж в денежном выражении обеспечивается исключительно за счет повышения стоимости препаратов. Об этом свидетельствуют высокие показатели инфляционного индекса, который в течение 2014 г. ежемесячно повышался. При этом отрицательные значения индексов замещения и эластичности спроса свидетельствуют об изменении структуры потребления в сторону более дешевых препаратов и отказа от покупки (рис. 7).

Рис. 7
wpid-ap_07_fmt.jpeg
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе рецептурного статуса препаратов в 2014 г. отмечены практически идентичные показатели уменьшения объема продаж в натуральном и увеличения — в денежном выражении. Вследствие этого их долевое соотношение практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом (рис. 8).

Рис. 8
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2013–2014 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2013–2014 гг. по сравнению с предыдущим годом

Более низкие показатели уменьшения объема продаж в натуральном и более высокий прирост — в денежном выражении позволили отечественным производителям укрепить свои позиции на рынке (рис. 9).

Рис. 9
Структура аптечных продаж препаратов украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2013–2014 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж препаратов украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 2013–2014 гг. по сравнению с предыдущим годом

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», 2-ю позицию заняли препараты С «Средства, влия­ющие на сердечно-сосудистую систему», а следом расположилась группа R «Средства, действующие на респираторную систему» (рис. 10).

Рис. 10
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом

Девальвация национальной валюты (см. рис. 1) обусловливает повышение цен на лекарственные средства. Высокая доля импортной составляющей в стоимости лекарственных средств вынуждает производителей соответствующе реагировать на изменения курса валют. По итогам декабря 2014 г. средний индекс цен на препараты по отношению к январю текущего года составил 59%. В то же время наиболее зависимые от курса валют препараты зарубежного производства, закупаемые непосредственно у производителя за валюту, демонстрируют повышение цены на уровне 87,5% (рис. 11). Однако помимо девальвации гривни на повышение стоимости препаратов повлияла и введенная 1 апреля 2014 г. 7% ставка НДС на лекарственные средства и ИМН. Вследствие чего в апреле отмечается резкий скачок цен.

Анализ изменения цен и объема продаж в разрезе препаратов отечественного и зарубежного производства свидетельствует о том, что уменьшение объема продаж в натуральном выражении напрямую зависит от уровня повышения цены (рис. 11 и 12). Однако уровень повышения цен не гарантирует соответствующего увеличения объема продаж в денежном выражении, поскольку пациенты переключаются на более дешевые аналоги или вовсе отказываются от покупки.

Рис. 11
wpid-ap_11_fmt.jpeg
Средний индекс розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню, а также отечественных препаратов за период с февраля по декабрь 2014 г. по сравнению с январем 2014 г.
Рис. 12
wpid-ap_12_fmt.jpeg
Темпы прироста убыли аптечных продаж лекарственных средств в разрезе зарубежных препаратов, поставляемых за валюту и гривню, а также отечественных препаратов в натуральном и денежном выражении за период с января по декабрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В разрезе ценовых ниш структура потребления смещается в сторону низкостоимостных препаратов в натуральном и высокостоимостных в денежном выражении (рис. 13).

Рис. 13
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж в 2013–2014 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж в 2013–2014 гг. по сравнению с предыдущим годом

По итогам 2014 г. рейтинг брэндов по объе­му розничных продаж в денежном выражении возглавляют АКТОВЕГИН, НО-ШПА и ЭССЕНЦИАЛЕ. Также значительно улучшив свои позиции за последние 3 года, в топ-10 попали такие брэнды, как НИМЕСИЛ, ФАРМАЦИТРОН и НУРОФЕН (табл. 2).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2014 г. с указанием их позиции в рейтинге за 2012–2013 гг.
Брэнд № п/п, год
2014 2013 2012
АКТОВЕГИН 1 1 1
НО-ШПА 2 4 5
ЭССЕНЦИАЛЕ 3 5 3
ЦИТРАМОН 4 6 7
НИМЕСИЛ 5 10 20
КАРДИОМАГНИЛ 6 3 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 7 6
ФАРМАЦИТРОН 8 18 28
СПАЗМАЛГОН 9 9 15
НУРОФЕН 10 15 35
ЛИНЕКС 11 8 12
ГРОПРИНОЗИН 12 12 34
НАЛБУФИН 13 28 79
ДЕКСАЛГИН 14 27 48
ТИОТРИАЗОЛИН 15 13 11
ТИВОРТИН 16 30 63
СТРЕПСИЛС 17 21 21
КАРСИЛ 18 14 19
МЕЗИМ 19 22 25
КОДТЕРПИН 20 2 2
РЕОСОРБИЛАКТ 21 25 27
КЕТАНОВ 22 19 16
КАНЕФРОН 23 23 18
ТЕРАФЛЮ 24 26 45
ДИКЛОБЕРЛ 25 38 44
КРЕОН 26 24 23
СИНУПРЕТ 27 35 42
СИОФОР 28 56 95
ЛАЗОЛВАН 29 29 17
КАПТОПРЕС 30 31 24

В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении произошли заметные изменения. Пальма первенства по-прежнему принадлежит отечественной компании «Фармак», на 2-м месте закрепилась немецкая «Berlin-Chemie/Menarini Group». А на 3-е место вышел отечественный производитель — Фармацевтическая фирма «Дарница». Также в топ-10 свои позиции укрепили «Корпорация «Артериум», «Gedeon Richter» и «KRKA»(табл. 3).

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за 2014 г. с указанием из позиций в рейтинге за 2012–2013 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2014 2013 2012
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 4 5
Takeda (Япония) 4 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 5 7 7
Sanofi (Франция) 6 5 4
Gedeon Richter (Венгрия) 7 9 9
Здоровье Группа компаний (Украина) 8 8 8
Teva (Израиль) 9 6 6
KRKA (Словения) 10 11 11
Sandoz (Швейцария) 11 12 12
Servier (Франция) 12 10 10
Actavis Group (Исландия) 13 15 13
Bayer Consumer Care (Швейцария) 14 13 15
Киевский витаминный завод (Украина) 15 17 21
GlaxoSmithKline (Великобритания) 16 14 16
Kusum Healthcare (Индия) 17 23 33
Abbott Products GmbH (Германия) 18 18 20
Юрия-Фарм (Украина) 19 22 25
Борщаговский ХФЗ (Украина) 20 16 18
Alpen Pharma AG (Швейцария) 21 24 24
Stada (Германия) 22 20 22
Novartis Consumer Health (Швейцария) 23 25 31
Дельта Медикел (Украина) 24 21 19
Boehringer Ingelheim (Германия) 25 26 27
ИнтерХим (Украина) 26 19 14
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 27 29 34
Sopharma (Болгария) 28 27 29
ПРО-фарма (Украина) 29 31 23
Bionorica (Германия) 30 32 32

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

Суммарный объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за 2014 г. составил 28 млрд грн. в ценах закупки аптечными учреждения­ми, превысив соответствующий показатель предыдущего года на 11,8% (рис. 14). При этом в натуральном выражении объем поставок сократился на 12%.

Рис. 14
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В мае 2014 г. один из крупнейших дистрибьюторов лекарственных средств — компания «Альба Украина» полностью прекратила поставки (табл. 4). После ухода с рынка крупного игрока часть его доли на рынке взяли на себя крупные дистрибьюторы, однако производители стали более тесно сотрудничать с дистрибьюторами второй пятерки, такими как «Фармпланета», «Фито-Лек» и др. (рис. 15).

Таблица 4 Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2012–2013 гг.
Дистрибьютор № п/п, год
2014 2013 2012
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепропетровск) 3 4 4
Фра-М (Донецк) 4 5 5
Фармпланета (Киев) 5 6 6
Альба Украина (Борисполь) 6 3 3
Фито-Лек (Харьков) 7 7 7
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) 8 9 9
Фармако (Киев) 9 8 8
Галафарм (Киев) 10 17 31
Рис. 15
wpid-ap_15_fmt.jpeg
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 2014 г. за период с января 2013 по декабрь 2014 г.

ИТОГИ

Даже в условиях политической и экономической нестабильности фармрынок продолжает развиваться, демонстрируя увеличение объе­ма продаж в денежном выражении на уровне 14%. Данный рост обусловлен преимущественно повышением цен, связанным с девальвацией гривни и введением НДС на лекарственные средства и ИМН. В результате повышения цен потребление лекарственных средств в упаковках снизилось на 11,4%.

Структура потребления постепенно смещается в сторону отечественной продукции.

Проблемы в каналах распределения, связанные с уходом с рынка крупного дистрибьютора «Альба Украина», постепенно нивелируется расширением сотрудничества производителей с другими дистрибьюторами.

Кризис 2014 г. оказал более существенное влияние на фармрынок, нежели кризис 2008–2009 гг., о чем свидетельствуют более низкие показатели динамики рынка.

В данной публикации мы проанализировали влияние экономических показателей на развитие рынка. О влиянии региональных проблем, таких как аннексия Крыма и частичная оккупация Донбасса, мы ознакомим читателей в одной из последующих публикаций.

Денис Кирсанов
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная — 8,9–51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная — более 51,2 грн. за упаковку.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи