Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 2014 г. Helicopter view

В предыдущей публикации, посвященной аптечным продажам (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 3 (974) от 26.01.2015 г.), мы рассмотрели влияние экономических показателей на общее развитие фармрынка Украины. Однако на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, в 2014 г. Украину потрясли такие события, как аннексия Крыма и боевые действия в Донецкой и Луганской областях. В данной публикации мы рассмотрим аптечные продажи в регионах Украины, прицельно проанализировав ситуацию в указанных областях. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Общие тенденции рынка

По итогам 2014 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», а именно лекарственных средств, изделий медицинского назначения (ИМН)*, косметики и диетических добавок, составил 40,8 млрд грн., продемонстрировав прирост в размере 13,8% по сравнению с предыдущим годом. При этом количество реализованных упаковок сократилось на 11,4%. В долларовом выражении также отмечается сокращение объема продаж на 20,2%.

В большинстве регионов динамика аптечных продаж схожа с общерыночными показателями. Однако в аннексированной АР Крым, а также Донецкой и Луганской областях, часть которых не контролируется украинскими властями, показатели значительно ниже таковых в других густонаселенных регионах (рис. 1 и 2). При этом самые низкие показатели зафиксированы в Луганской обл., где даже в денежном выражении отмечено уменьшение объема продаж.

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом
**Продукция, поставляемая украинскими дистрибьюторами.
Рис. 2
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом

Аннексия АР Крым, а также проведение анти­террористической операции (АТО) в части Донецкой и Луганской областей привели к массовому переселению населения из этих регионов. По данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения граждан Украины при Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, которые перемещаются из районов проведения АТО и временно оккупированных территорий, по состоянию на 27 января 2015 г. с временно оккупированной территории и районов проведения АТО в другие регионы Украины переселены 680 тыс. человек, из которых лишь 20 014 человек — переселенцы из Крыма. Больше всего внутренне перемещенных лиц размещены в Харьковской (17,9%), Луганской (16,5%), Донецкой (13,8%), Днепропетровской (10,7%), Запорожской (8,2%), Киевской (4,6%) областях и в городе Киев (5,7%).

В результате перераспределения населения внутри страны отмечается и долевое перераспределение аптечной выручки между регионами (рис. 3). Так, регионы, в которые переселили большую часть населения, демонстрируют существенное увеличение своей доли в общем объеме фармрынка, за исключением Донецкой и Луганской областей.

Рис. 3
Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2012–2014 гг.
Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2012–2014 гг.

Несмотря на то что около 60% переселенцев обустроились на территории Восточного региона, доля региона в общем объеме аптечного выторга существенно снизилась (рис. 4).

Рис. 4
Доля регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2012–2014 гг.
Доля регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2012–2014 гг.

По итогам 2014 г., в целом по Украине средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 23,1 грн. и повысилась по сравнению с предыдущим годом на 28,5%. В различных областях Украины средневзвешенная стоимость 1 упаковки варьирует в диапазоне 16,5–29,3 грн. Лидером по темпам прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки товаров «аптечной корзины» стала АР Крым, где этот показатель повысился на 46,2% по сравнению с 2013 г. (рис. 5).

Рис. 5
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 2013–2014 гг. с указанием темпов ее прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 2013–2014 гг. с указанием темпов ее прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

ФАрмрынок Крыма

После аннексии АР Крым Российской Федерацией на полуострове разрешена реализация фармацевтической продукции, зарегистрированной в Украине и в Российской Федерации.

Совокупный объем продаж за 2014 г. всех категорий товаров «аптечной корзины» с украинской и российской регистрацией в АР Крым составил 2,8 млрд грн. за 95,2 млн упаковок. В денежном выражении объем продаж увеличился на 25,5% по сравнению с 2013 г., в упаковках же отмечается снижение на уровне 18,4%.

При этом фармпродукция, зарегистрированная в Украине и поставляемая украинскими дистрибьюторами, формирует 82,1% в натуральном и 87,5% в денежном выражении от общего объема аптечных продаж в Крыму. Однако динамические показатели прироста/убыли аптечных продаж украинской продукции значительно ниже таковых по АР Крым в целом (+4,4% в денежном и –28,6% в натуральном выражении). В натуральном выражении отрицательная динамика отмечается с марта 2014 г., а с октября наметилась тенденция к сокращению объема продаж в денежном выражении (рис. 6 и 7).

Рис. 6
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в АР Крым, а также в Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в АР Крым, а также в Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 7
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в в АР Крым, а также в Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в в АР Крым, а также в Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам 2014 г. в натуральном выражении отмечается сокращение объема продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», поставляемых украинскими дистрибьюторами. При этом показатели убыли продаж парафармацевтической продукции ниже таковых для лекарственных средств и ИМН. В денежном выражении для парафармацевтики также фиксируются отрицательные показатели динамики продаж, в то время как лекарственные средства и ИМН продемонстрировали прирост (рис. 8). В результате удельный вес парафармацевтической продукции в общем объеме продаж сократился как в натуральном выражении с 5,7% в 2013 г. до 4,9% в 2014 г., так и в денежном — с 7,5 до 5,4% соответственно (рис. 9).

Рис. 8
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в АР Крым** в натуральном и денежном выражении по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г.
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в АР Крым** в натуральном и денежном выражении по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г.
Рис. 9
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в АР Крым** по итогам 2013–2014 гг.
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в АР Крым** по итогам 2013–2014 гг.
Рис. 10
Удельный вес поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения АР Крым украинскими и российскими дистрибьюторами по итогам января–декабря 2014 г.
Удельный вес поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения АР Крым украинскими и российскими дистрибьюторами по итогам января–декабря 2014 г.

Разрешение реализации на полуострове фармпродукции с украинской и российской регистрацией открыло новый рынок для российских дистрибьюторов, которые активно начали его осваивать, перманентно увеличивая свою долю в регионе (рис. 10). Вследствие структурных перемен в каналах поставки, произошедших в минувшем году, в топ-10 дистрибьюторов по итогам декабря 2014 г. вошел лишь один украинский поставщик — компания «БаДМ» (табл. 1). Однако компания занимает верхнюю строчку рейтинга и наращивает объемы поставок.

Увеличение роли российских дистрибьюторов в формировании ассортимента розничной сети АР Крым отразилось на структуре розничных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензии на производство таких товаров. По сравнению с 2013 г. отмечается существенное сокращение доли аптечных продаж украинских товаров и увеличение удельного веса товаров российского производства (рис. 11).

Рис. 11
Удельный вес товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензий на производство в натуральном выражении в АР Крым по итогам 2013–2014 гг.
Удельный вес товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензий на производство в натуральном выражении в АР Крым по итогам 2013–2014 гг.

В связи с произошедшими изменениями по итогам 2014 г. изменился и рейтинг брэндов. Так, значительно улучшили свои позиции такие брэнды, как НИМЕСИЛ, ЭКЗОДЕРИЛ, ДЕТРАЛЕКС и НУРОФЕН, что позволило им войти в топ-10 (табл. 2).

Таблица 1 Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в аптечные учреждения АР Крым по итогам декабря 2014 г.
Дистрибьтор Позиция
БаДМ (Украина, Днепропетровск) 1
Катрен (Россия, Новосибирск) 2
СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД (Россия, Москва) 3
Дитрибьютор Пульс (Россия, Краснодар) 4
АптекаХолдинг (Россия, Москва) 5
Органика Юг (Россия, Ростов-на-Дону) 6
Протек (Россия, Москва) 7
ЛЕСАН Фарма (Россия, Ростов-на-Дону) 8
ФАРМКОМПЛЕКТ (Россия) 9
МедиаМед (Россия, РостовнаДону) 10
Таблица 2 Топ-10 брэндов лекарственных средств, поставляемых украинскими дистрибьюторами, по объему розничной реализации в денежном выражении в АР Крым по итогам 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2013 г.
Брэнд 2014 2013
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 3
НО-ШПА 2 2
НИМЕСИЛ 3 11
ФАРМАЦИТРОН 4 8
ЭКЗОДЕРИЛ 5 37
КАРДИОМАГНИЛ 6 4
ГРОПРИНОЗИН 7 6
ДЕТРАЛЕКС 8 27
НУРОФЕН 9 12
ЦИТРАМОН 10 5

Произошли изменения и в рейтинге маркетирующих организаций. На 1-е место поднялась немецкая компания «Berlin-Chemie», 2-ю и 3-ю строчки соответственно заняли украинские компании «Фармак» и «Дарница» (табл. 3).

Таблица 3 Топ-10 маркетирующих организаций по объему розничной реализации лекарственных средств, поставляемых украинскими дистрибьюторами, в денежном выражении в АР Крым по итогам 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2013 г.
Маркетирующая организация 2014 2013
Berlin-Chemie (Германия) 1 2
Фармак (Украина) 2 1
Дарница (Украина) 3 3
Servier (Франция) 4 9
Sanofi (Франция) 5 6
Takeda (Япония) 6 4
Bayer Consumer Care (Швейцария) 7 10
Gedeon Richter (Венгрия) 8 7
KRKA (Словения) 9 11
Sandoz (Швейцария) 10 13

Фармрынок Донетчины и луганщины

Значительное уменьшение территории Донецкой и Луганской областей, подконтрольных украинским властям, и проведение АТО оказали существенное влияние на экономику регионов и фармрынка в частности.

В целом по итогам 2014 г. объем розничных продаж фармпродукции в натуральном выражении сократился на 15,4% в Донецкой и на 30,9% — в Луганской области. В денежном выражении в Донецкой обл. отмечается небольшой прирост продаж на уровне 2%, в то время как в Луганской обл. и в денежном выражении фиксируется сокращение объема продаж на 16%. Столь низкие показатели в Луганской обл., вероятно, обусловлены тем, что боевики контролируют наиболее густонаселенную часть региона.

Также существенное влияние на развитие фармрынка Донецкой и Луганской областей оказало прекращение работы банковской системы на неконтролируемых Украиной территориях, что привело к невозможности проведения безналичных расчетов, а также ограничило доступ населения к наличным денежным средствам. Кроме того, снизились и доходы населения вследствие прекращения работы ряда крупных предприятий и невыплаты заработной платы на продолжающих работу предприятиях и в учреждениях. Экономический коллапс и продолжающиеся боевые действия привели к проблеме поставок фармпродукции в эти регионы. В целом по итогам 2014 г. объем поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в Донецкой обл. сократился на 4,4%, а в Луганской — на 23,6%.

Анализ помесячной динамики розничных продаж свидетельствует о том, что потреб­ление фармпродукции в этих областях стало стремительно снижаться с началом обострения конфронтации, начавшейся в середине апреля (рис. 12 и 13).

Рис. 12
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 13
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также в Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также в Украине в целом по итогам января–декабря 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 14
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в Донецкой и Луганской областях в натуральном и денежном выражении по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г.
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в Донецкой и Луганской областях в натуральном и денежном выражении по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г.

В разрезе аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в Донецкой и Луганской областях отмечается уменьшение объема продаж всех категорий в натуральном выражении. В денежном выражении также фиксируется сокращение продаж всех категорий, за исключением продажи лекарственных средств в Донецкой обл., где отмечен небольшой прирост на уровне 4,2%. При этом в Луганской обл. для лекарственных средств отмечается минимальный уровень снижения аптечной выручки (рис. 14). Такие показатели позволили лекарственным средствам значительно увеличить свою долю в общем объеме аптечной выручки (рис. 15).

Рис. 15
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам 2013–2014 гг.
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам 2013–2014 гг.

При этом структура потребления лекарственных средств отечественного и зарубежного производства значительно сместилась в сторону отечественных препаратов. По итогам 2014 г., в общем объеме розничной реализации лекарственных средств удельный вес оте­чественных препаратов в Донецкой обл. составил 68,8% в натуральном и 35,7% в денежном выражении, в Луганской обл. приверженность к отечественному производителю еще сильнее — 76,3 и 44,7% соответственно (рис. 16). В то же время средние показатели по Украине составляют 62,8 и 36,3% соответственно.

Рис. 16
Структура рынка розничной реализации лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по владельцу лицензии) в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам июля 2012–2014 гг.
Структура рынка розничной реализации лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по владельцу лицензии) в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам июля 2012–2014 гг.

Смещение структуры потребления в сторону отечественной продукции позволило украинским компаниям укрепить свои позиции в рейтинге. При этом в Донецкой обл. пальму первенства захватила компания «Фармак», в то время как Луганской обл. лидирует Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 4).

Изменения произошли и в рейтинге брэндов лекарственных средств. При этом в Донецкой обл. он существенно обновился, в топ-10 вошли такие брэнды, как ЦИТРАМОН, БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА, НАТРИЯ ХЛОРИД, АРМАДИН и ДИАБЕТОН. В Луганской обл. предпочтения потребителей изменились менее значимо, топ-10 пополнилась лишь одним брэндом — БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА (табл. 5).

Таблица 4 Топ-10 маркетирующих организаций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2013 г.
Маркетирующая организация 2014 2013
Донецкая обл.
Фармак (Украина) 1 2
Berlin-Chemie (Германия) 2 3
Takeda (Япония) 3 1
Дарница (Украина) 4 5
KRKA (Словения) 5 8
Sanofi (Франция) 6 4
Артериум Корпорация (Украина) 7 9
Servier (Франция) 8 6
Gedeon Richter (Венгрия) 9 10
Teva (Израиль) 10 7
Луганская обл.
Дарница (Украина) 1 2
Фармак (Украина) 2 3
Takeda (Япония) 3 1
Здоровье Группа компаний (Украина) 4 5
Berlin-Chemie (Германия) 5 4
Артериум Корпорация (Украина) 6 6
Sanofi (Франция) 7 8
Teva (Израиль) 8 7
KRKA (Словения) 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 10 10
Таблица 5 Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему розничной реализации в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за 2013 г.
Брэнд 2014 2013
Донецкая обл.
АКТОВЕГИН 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 3
НО-ШПА 3 4
КАРДИОМАГНИЛ 4 2
КЕТАНОВ 5 6
ЦИТРАМОН 6 11
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА 7 15
НАТРИЯ ХЛОРИД 8 13
АРМАДИН 9 20
ДИАБЕТОН 10 22
Луганская обл.
АКТОВЕГИН 1 1
НАТРИЯ ХЛОРИД 2 2
НО-ШПА 3 4
ЦИТРАМОН 4 9
КАРДИОМАГНИЛ 5 5
ЦЕРАКСОН 6 3
СПАЗМАЛГОН 7 10
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА 8 16
РЕОСОРБИЛАКТ 9 8
ЭССЕНЦИАЛЕ 10 6

ИТОГИ

Сложная экономическая ситуация в стране в достаточной мере повлияла на развитие фармацевтического рынка. Однако, наряду с этим в 2014 г. Украина столкнулась с рядом региональных проблем, таких как аннексия АР Крым Российской Федерацией, а также боевые действия в Донецкой и Луганской областях.

При этом, если в Крыму основными причинами уменьшения объема продаж фармпродукции являются сокращение доли украинских дистрибьюторов в общем объеме поставок фармпродукции на полуостров то в Донецкой и Луганской областях таких причин гораздо больше — это парализация экономики на захваченных боевиками территориях, отток населения из подконтрольных боевикам ДНР и ЛНР территорий, снижение платежеспособности населения, а также проблемы с поставками фармпродукции на не контролируемые украинскими властями территории.

Вследствие возникшей в этих регионах ситуа­ции, а также с учетом среднерыночного показателя прироста продаж и перераспределения каналов поставок в АР Крым, украинский фармрынок по итогам 2014 г. недополучил порядка 4,0% общего объема продаж. Частично потери рынка компенсировались за счет перемещения населения с территорий, контролируемых боевиками ДНР и ЛНР, в другие регионы Украины.

Не считая аннексированной АР Крым и частично оккупированных Донецкой и Луганской областей, в большинстве регионов Украины отмечается схожая динамика изменения объемов продаж на уровне среднерыночных показателей.

Денис Кирсанов

Комментарии

Андрей 06.02.2015 3:49
Интересно, что большая часть отчета посвящена тем регионам, которые, к сожалению под вопросом сегодня. Было бы интересно почитать про динамику рынка в других регионах.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи