Время инвестировать средства

Подводя итоги 2002 г., уместно было бы поговорить о том, какие процессы происходили в минувшем году на рынке, каковы основные тенденции его развития, чем примечателен был этот год для операторов рынка и  чего можно ожидать в наступившем 2003 г. Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» встретился с заместителем генерального директора компании «Оптима-Фарма» Сергеем Ярцевым.

p_372_1_130103_OPTIMA.jpg (15002 bytes)

Сергей Ярцев, заместитель генерального директора компании «Оптима-Фарма»

— На ваш взгляд, можно ли говорить о том, что в завершившемся году украинский фармацевтический рынок в какой-то степени стабилизировался?

— Да, такое ощущение есть. Если сравнивать современное состояние украинского фармрынка с кризисными временами пятилетней давности и с периодом выхода из кризиса в 2000–2001 гг., то стабилизация налицо.

— А в чем конкретно проявляется стабилизация?

— Прежде всего я бы отметил стабилизацию украинской экономики, хотя говорить об этом следует с большой осторожностью, возросли доходы населения и соответственно стабильно и достаточно предсказуемо увеличивается потребление лекарственных средств как в розничном, так и в госпитальном сегментах рынка. Курс доллара по отношению к курсу гривни в 2002 г. оставался стабильным и в связи с этим увеличился импорт лекарств. Возросло отечественное производство лекарственных средств. В Украине сформировалась развитая дистрибьюторская сеть.

При этом надо иметь в виду, что отечественный фармацевтический рынок остается весьма ограниченным. Несмотря на увеличение объема на протяжении последних двух лет, доходы украинских операторов рынка — производителей, дистрибьюторов, аптечных учреждений не сравнимы с доходами, которые получают наши коллеги в европейских странах. В частности, это способствует усилению конкуренции, в том числе на рынке дистрибьюции лекарственных средств.

— А как развивалась ваша компания в минувшем году?

— В 2002 г. наша компания выполнила план развития, получила ожидаемую прибыль, оборот достиг 48 млн долларов США (в 2001 г. оборот компании составил около 35 млн долларов США). Мы намерены открыть два новых склада в регионах и новый современный механизированный склад в Киеве, где будут созданы все условия для надлежащего приема, хранения и распределения товара.

— Количество дистрибьюторов лекарственных средств в Украине в настоящее время с трудом поддается учету. Каково, по вашим оценкам, количество, скажем, активно работающих дистрибьюторов?

— Как мне кажется, число лицензий, выданных Государственным департаментом по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств МЗ Украины, не совпадает с количеством реально работающих дистрибьюторов. Последних, на мой взгляд, не более 1000, а тех, деятельность которых нам приходится учитывать в своей работе, и вовсе не более 20. Что касается рынка оптовой дистрибьюции ЛС, то он в настоящее время чрезвычайно насыщен. Однако общенациональных дистрибьюторов в полном смысле этого слова можно пересчитать по пальцам. Так что в настоящее время более правильным было бы говорить не о количестве компаний, которые работают на рынке, а о качестве их работы. Поэтому, как мне кажется, даже если на наш рынок «придет» компания, которая в состоянии привлечь крупные инвестиции, она не будет обладать тем «ноу-хау», которым обладают фирмы, давно работающие на рынке, в том числе, разумеется, и наша компания.

— Что вы имеете в виду под  «ноу-хау» компании-дистрибьютора?

— Это целый комплекс «знаний» и «умений», которые позволяют доставить лекарственный препарат в аптеку, сохранив свойства, заложенные в него производителем, в сроки, которые наиболее удобны как производителю, так и аптеке, и при этом соблюсти все нормы и правила действующего законодательства. Иными словами, с соблюдением правил надлежащей практики дистрибьюции (GDP) применительно к отечественным условиям. Поверьте, это не простая задача. Для того чтобы выполнить все перечисленные условия, компания-дистрибьютор должна тщательно продумать систему учета и контроля за движением товаров, разработать программное обеспечение для поддержания такой системы, располагать складами и транспортным парком, иметь высококвалифицированный персонал, постоянно быть в курсе изменений законодательства, поддерживать партнерские отношения с производителями лекарственных средств и аптеками, в конце концов постоянно подтверждать доброе имя компании, которое зарабатывается годами.

— Во многих странах ЕС количество дистрибьюторов исчисляется десятками или единицами. Как вам кажется, со временем украинский фармацевтический рынок станет таким же?

— Без сомнения станет. Количество дистрибьюторов, которые в настоящее время функционируют на рынке, — явно избыточное. Следует помнить и о том, что со временем работа фармацевтического рынка будет подчиняться тем нормам «надлежащих практик», которые приняты в ЕС. Многие дистрибьюторские компании не в состоянии полностью устранить риск ухудшения качества препаратов, который возникает во время доставки препарата на этапе производитель — аптека. Например, закупить специальные машины-рефрижираторы, которые позволяют поддерживать необходимый температурный режим в процессе доставки препарата потребителю, а ряду дистрибьюторских компаний такие расходы просто не по плечу.

— Скажите пожалуйста, насколько приблизились украинские компании, в частности компания «Оптима-Фарм», к выполнению требований GDP?

— То, что мы сегодня можем предложить нашим поставщикам, — это еще не GDP в европейском понимании. Однако через пару лет в Украине появятся компании, работа которых будет соответствовать европейским требованиям, и «Оптима-Фарм» будет одной из первых таких компаний.

— Известно, что в ряде стран ЕС дистрибьюторские компании устанавливают наценку на лекарственные средства не более 5–10%. Украинские дистрибьюторы работают с несколько большей маржой. Чем можно это объяснить?

— Норма прибыли и соответственно наценка зависят не только от субъективных обстоятельств, сколько от объективных условий, в которых компания функционирует. Даже устанавливая невысокую наценку, наши коллеги в Европе получают значительные доходы за счет стабильности и большого объема фармацевтического рынка. Сравнительно высокая маржа — это в известной степени плата за риск. Мы уже упоминали о том, что в 2002 г. наметилась некоторая стабилизация рынка и большинство ведущих дистрибьюторов стали снижать наценку. Кроме того, наценка — это плата за инвестиции в развитие. Дальнейшее снижение наценки может произойти, когда компании, которые останутся на рынке, завершат создание инфраструктуры.

— А что, на ваш взгляд, может сегодня дестабилизировать рынок?

— Разумеется, непродуманная регуляторная политика. Речь идет в первую очередь о введении НДС на продажу лекарственных средств. При этом больше всего пострадают потребители. Стоимость лекарственных препаратов возрастет как минимум на величину НДС плюс процент, который установят компании, импортирующие лекарственные средства для того, чтобы компенсировать вымывание оборотных средств. Надо отдать должное народным депутатам, которые сумели оценить пагубность введения НДС на продажу лекарственных препаратов, и на сегодняшний день введение НДС отложено. Но нет уверенности в том, что попытки введения этого налога не будут предприняты в 2003 году.

Дестабилизировать рынок могут и распространители контрафактной и некачественной продукции — «виртуальные дистрибьюторы», так как они не отвечают своим капиталом и своим имуществом за ущерб, который могут нанести аптекам и конечным потребителям.

— Какова, на ваш взгляд, доля контрафактной и некачественной продукции на  рынке?

— По расчетам специалистов нашей компании, на долю такой продукции приходится более 10%. К сожалению, более точные данные получить довольно трудно.

— Наверное, украинский фармрынок еще нельзя назвать вполне сформировавшимся. Очевидно, что его окончательное становление еще впереди. Как, на ваш взгляд, будет проходить этот процесс и следует ли ожидать обострения конкурентной борьбы?

— В принципе обострение конкурентной борьбы на рынке дистрибьюции лекарственных средств налицо уже сегодня. В этом нет ничего плохого. Вопрос только в том, какие способы конкуренции будут избраны игроками рынка. Можно конкурировать, например, с помощью административного ресурса либо других субъективных факторов. Можно конкурировать маркетинговой политикой, можно — новыми технологиями. Могут появиться зарубежные компании, обладающие достаточным капиталом для того, чтобы построить всю цепочку дистрибьюции «с нуля». В конце концов, еще не изжили себя «нерыночные» способы проникновения на рынок. Как мне кажется, производители и руководители аптек понимают, что обеспечить стабильные закупки и поставки лекарственных средств может только дистрибьюторская компания с развитой инфраструктурой, опытом работы на нашем рынке и пользующаяся хорошей репутацией. На мой взгляд, украинский фармрынок достаточно развит. Это означает, что ведущие дистрибьюторские компании могут предложить аптекам и производителям тот спектр услуг, который им необходим.

— Выгодно ли потребителю усиление конкуренции между дистрибьюторами?

— Разумеется, добросовестная конкуренция выгодна потребителю, но, подчеркиваю, добросовестная. Под добросовестной конкуренцией я подразумеваю такую, при которой компания гарантирует выполнение тех услуг, о которых заявляет. Например, гарантирует доставку препаратов в заявленные сроки и сохранение их потребительских свойств, гарантирует производителю определенный объем закупок и т. д. Я с полной ответственностью могу утверждать, что «Оптима-Фарм» проводит добросовестную конкуренцию. Если на рынок «придет» компания, которая обеспечит уровень качества дистрибьюции аналогичный нашему или даже превзойдет его, то это будет выгодно как потребителям, так и производителям лекарственных средств. В противном случае может произойти дестабилизация рынка.

— Ваша компания открыто говорит о своих оборотах. Не считаете ли вы, что открытость — это признак, скажем так, ее солидности и стабильности?

— Без сомнения. Мне кажется, что ведущие дистрибьюторские компании должны открыто заявлять о своих оборотах, рассказывать о своей инфраструктуре, о тех методах, которые они используют для достижения тех или иных результатов. Закрытая компания попросту опасна для своих контрагентов. Сегодня прозрачность рынка и компаний, которые работают на нем, выгодна всем: регуляторным органам, добросовестным операторам рынка, потребителям лекарственных средств. Регуляторные органы могут быть уверены в том, что на рынок поступает только качественная продукция, операторы рынка могут спокойно планировать свое дальнейшее развитие, ну, а насколько важно потребителям получать лекарственную помощь в необходимом объеме, своевременно и надлежащего качества, говорить не приходится.

— И последнее. Что бы вы пожелали читателям «Еженедельника АПТЕКА» в новом году?

— Всем читателям нашей любимой газеты от имени компании «Оптима-Фарм» и от себя лично я желаю здоровья, счастья, успехов в личной жизни и в бизнесе. Нашим партнерам по бизнесу — стабильности и процветания. «Еженедельнику АПТЕКА» — оставаться столь же интересным и нужным читателям.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті