Фармацевтическое самоуправление стало одной из главных тем форума. Вопросы, связанные с его внедрением и развитием, активно обсуждались участниками мероприятия не только в рамках рабочих сессий, но и во время неформального общения участников мероприятия. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма важна для украинского профессионального фармацевтического сообщества, которое демонстрирует готовность к демократическим преобразованиям. Модераторами первой сессии выступили Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Сергей Орлик бизнес-тренер, эксперт фармацевтического рынка.
Открывая сессию, Игорь Крячок напомнил, что год назад, когда проходил форум «АПТЕКИ МИРА–2014», и Гжегож Орновски, глава представительства компании «Дермафарм АГ» в Украине, рассказывал о фармацевтическом самоуправлении в Польше, для Украины это казалось призрачной перспективой. «На тот момент у нас были сомнения, что мы быстро придем к решению этого вопроса. Нас больше волновал кризис, нас огорчала война, развязанная на востоке нашей страны. Но жизнь продолжается, а мы продолжаем работать. За этот год мы поняли, что жить дальше под тотальным контролем регуляторов, которые полностью диктуют правила игры на фармацевтическом рынке, нельзя. Сегодня нас не интересуют регуляторы. Нас интересует вопрос, как операторам рынка договорится между собой, чтобы самим взять на себя ответственность за управление отраслью», — подчеркнул эксперт. В этом вопросе для Украины полезен опыт Польши, которая имеет длительную историю аптечного самоуправления.
Марек Енджейчак, вице-президент верховного совета Аптечной палаты Польши, обратил внимание украинских специалистов на то, что членство аптечных работников в организации профессионального самоуправления — Аптечной палате является обязательным, как и в случае с другими профессиями публичного доверия. Этот вопрос регулируется ст. 17 Конституции республики Польша, где говорится о том, что все профессии публичного доверия, так называемые свободные профессии, должны объединяться в организации профессионального самоуправления. Такие организации в Польше объединяют врачей, медсестер, фармацевтов, а также архитекторов, художников, адвокатов и представителей других профессий. В Польше насчитывается около 700 тыс. специалистов, которые задействованы в свободных профессиях.
Вопросы, связанные с аптечным самоуправлением, урегулированы в законе республики Польша «Об аптечных палатах», принятом в 1991 г. В первых статьях этого закона описаны важные аспекты аптечного самоуправления. В частности речь идет о том, что основная задача органов аптечного самоуправления — опека представителей профессии. В Польше, где согласно административно-территориальному делению существует 16 воеводств, функционирует 20 окружных аптечных палат. Некоторые из них большие и объединяют более 4 тыс. работников аптек. Это, например, Варшавская окружная аптечная палата. В то же время существуют небольшие аптечные палаты, такие как Калишская, в которую входят чуть более 400 работников.
Решение о создании 20 окружных аптечных палат было принято во время I Национального съезда аптекарей Польши в 1991 г. На то время административно-территориальное деление республики отличалось от нынешнего. Но, несмотря на изменения административно-территориальное деления, ныне количество окружных аптечных палат осталось неизменным с момента принятия решения.
«Система аптечных палат Польши фактически реализует нормы, предусмотренные Конституцией, поскольку самоуправление — это базис демократии. Как существует самоуправление на уровне административно-территориальных единиц, точно так функционирует и аптечное самоуправление в Польше», — подчеркнул польский эксперт. Кроме окружных аптечных палат функционирует высшая аптечная палата Польши со штаб-квартирой в Варшаве.
Наивысшая инстанция аптечного самоуправления — Национальный съезд аптекарей. Фактически это съезд делегатов — аптечных работников, представляющих окружные аптечные палаты. Национальный съезд аптекарей проходит каждые 4 года и представляет собой отчетно-избирательное собрание. На уровне окружных палат ежегодно созываются отчетные съезды, и каждые 4 года также проводятся отчетно-избирательные съезды.
В период между Национальными съездами аптекарей высшим органом самоуправления является Высший аптечный совет. В его состав входит 44 человека. Это 20 президентов окружных аптечных палат и 24 члена Высшего аптечного совета, которые избираются на Национальном съезде аптекарей.
В состав Высшего аптечного совета входят департаменты — структурные подразделения аптечного совета, а также президиум, который представляют президент, вице-президенты и члены президиума.
Кроме Высшего аптечного совета функционируют независимые органы аптечного самоуправления. К ним относится высшая ревизионная комиссия, в основном занимающаяся контролем финансовой деятельности самоуправления. Очень важный независимый орган — Высший аптечный суд. А в окружных палатах функционируют окружные аптечные суды. Кроме того, независимо функционирует высший Уполномоченный по вопросам профессиональной этики, у которого есть заместитель. Как отметил М. Енджейчак, можно сказать, что это профессиональный прокурор. На окружном уровне функционируют аналогичные инстанции.
Польский эксперт отдельно остановился на вопросах дисциплинарной ответственности аптечных работников Польши. Прежде всего, она связана с нарушениями Кодекса этики аптекаря. Закон об аптечных палатах с момента его принятия предусматривает существование такого кодекса. Поэтому он был принят в 1992 г. во время чрезвычайного съезда аптекарей Польши. Существенные изменения в этот кодекс были внесены в 2012 г. на очередном Национальном съезде.
Таким образом, вопросы профессиональной ответственности прописаны в законе об аптечных палатах и в этическом кодексе. Также существует подзаконный нормативно-правовой акт, где определены санкции, которые могут быть наложены на аптечных работников. Как отмечено выше, существуют разные уровни аптечного суда. Окружной аптечный суд рассматривает вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью членов окружных аптечных палат. Следующая инстанция — Высший аптечный суд. Суды организаций самоуправления интегрированы в судебную систему Польши. Поэтому решения высшего аптечного суда подлежат обжалованию в суде общей инстанции — высшем органе судебной системы — верховном суде республики Польша.
В каких случаях могут рассматриваться дела в верховном суде Польши, если они касаются дисциплинарной ответственности аптечных работников? Есть 5 субъектов, которые могут апеллировать или подать жалобу в верховный суд Польши. Прежде всего, это сторона дела, то есть лицо, по отношению к которому было принято решение высшим аптечным судом. Кроме того, это Уполномоченный по вопросам профессиональной этики. Это лицо, пострадавшее от действий аптекаря. И, наконец, президент высшей аптечной палаты. «В истории нашей судебной системы еще не было такого случая, когда верховный суд Польши отклонил бы решение высшего аптечного суда», — сообщил эксперт.
Судебная практика аптечных судов весьма обширная, и если речь идет о категориях решений, то они довольно разнообразны. Но в основном речь идет о нарушениях дисциплины при выполнении профессиональных обязанностей. Например, это может быть связано с нарушениями рецептурной практики.
Еще одна категория вопросов, которые все чаще становятся предметом судебного рассмотрения, — это продажа лекарственных препаратов из аптеки обратно на склады, после чего эти препараты перепродают в другие страны. В Польше аптекарю запрещено продавать лекарства оптовому поставщику. Он имеет право реализовывать лекарства исключительно посетителям аптек.
Рассказывая о полномочиях органов самоуправления, М. Енджейчак сообщил, что окружные аптечные советы выдают аптечным работникам сертификаты на выполнение профессиональной деятельности. Высший аптечный совет также выдает сертификаты, но уже выпускникам иностранных высших учебных заведений, которые выразили желание работать в Польше.
Относительно лекарственного обеспечения населения М. Енджейчак обратил внимание на то, что в Польше функционирует система реимбурсации, когда пациент оплачивает часть стоимости препарата. Доля участия польского пациента довольно высока по сравнению с европейским уровнем и составляет до 46% от розничной цены препарата.
Завершив доклад, М. Енджейчак ответил на вопросы украинских коллег. Так, Сергей Гончаров, директор «Аптеки медицинской академии», поинтересовался, есть ли у аптечных палат в Польше полномочия, сориентированные на предпринимательскую деятельность, иными словами, может ли организация самоуправления аптекарей влиять на работодателей?
Польский эксперт пояснил, что у аптечных палат в Польше нет возможности воздействовать на предпринимателей. Поэтому бывают случаи, когда в нарушении очевидно виновен предприниматель, но ответственность за все, что происходит в аптеке, несет фармацевт.
М. Енджейчак сообщил, что аптечное самоуправление в Польше имеет очень длительные традиции. После окончания второй мировой войны аптечные палаты Польши функционировали до 1951 г. как единая организация. Практически во всех странах ЕС, в США функционирует единый орган профессионального самоуправления. «Это демократично, потому что руководство в органах самоуправления избирается демократическим путем во время общих выборов каждые 4 года. Каждый фармацевт, обладающий правом исполнять свою профессию, имеет право избирать и быть избранным. И что самое важное, организация самоуправления приняла на себя от государства очень многие функции. Например, речь идет о судебной системе, выдаче сертификатов на исполнение профессии, ведение реестра фармацевтов», — отметил польский эксперт. В настоящее время в Польше реестры фармацевтов ведутся на окружном уровне. Но ожидается, что со следующего года появится центральный реестр специалистов.
Также М. Енджейчак сообщил, что на польском фармацевтическом рынке существенную роль играет польская фармацевтическая ассоциация. Прежде всего, ее деятельность носит экспертный характер. На сегодня членство в фармацевтической ассоциации необязательное, тем не менее многие фармацевты входят в нее .
Татьяна Котляр, исполнительный директор Ассоциации «ФАРМУКРАИНА», обратила внимание на то, что допуск к профессии, кроме прочего, дает сертификат. В Украине магистры фармации кроме диплома также получают сертификаты. Однако украинская система сертификации специалистов отличается от польской. Так, провизор, закончив украинский вуз, проходит интернатуру по одному из двух направлений, после чего может получить сертификат провизора общего профиля или провизора клинической фармации. Для получения должности заведующего аптекой провизор должен иметь стаж по специальности не менее 5 лет, а также пройти курсы специализации, после чего он получает сертификат провизора-организатора. А каким образом происходит образование провизоров в Польше?
М. Енджейчак отметил, что продолжительность фармацевтического обучения в Польше — 11 семестров. 11-й семестр — это профессиональная практика (стажировка). В этот период будущий выпускник фармфакультета медицинского университета подает документы в соответствующую окружную аптечную палату, на территории которой он хотел бы работать. Список таких документов небольшой. Это диплом, справка о несудимости и очень существенная составляющая, которой в Польше уделяется большое внимание — аптечная присяга. Руководить аптекой может специалист с 3-летним стажем работы по таким специальностям — фармация аптечная, госпитальная, клиническая, фармакология.
Польский эксперт также обратил внимание на то, что специалисты с медицинским образованием не имеют права работать в польской аптеке. «Врач не имеет право отпускать лекарства, а фармацевт не имеет права лечить», — подчеркнул он.
Также Т. Котляр поинтересовалась судебной практикой. В случае, когда речь идет о нарушениях правил отпуска рецептурных препаратов, например, если провизор отпустил рецептурный препарат без рецепта, кто является истцом?
М. Енджейчак ответил, что чаще всего такие заявления подаются в высший аптечный суд воеводскими фармацевтическими инспекторами по результатам проверок разного характера — плановых, внеплановых и так называемых перекрестных, когда одновременно инспектируется аптека, заведующий аптекой, фармацевт и врач, выписавший рецепт.
Ирина Ступакова, коммерческий директор «Системы аптек «Линда-Фарм» поинтересовалась, существует ли в Польше норматив, касающийся количества специалистов, которые нужны рынку, и влияет ли на это аптечная палата?
Польский эксперт ответил, что раньше в Польше работала система госзаказа. На тот момент функционировали уполномоченные министра здравоохранения, которые его формировали. После окончания вуза было распределение. Сейчас этого нет. Поэтому специалисты распределены в Польше весьма неравномерно. Например, в Люблинском воеводстве много фармацевтов, поскольку там есть вуз, который их выпускает. В то же время на севере и в северо-западной части Польши ощущается нехватка фармацевтов. «В наших законодательных инициативах мы требуем, чтобы были введены такие регуляции, которые бы отражали потребность рынка в специалистах», — отметил М. Енджейчак.
Сегодня в среднем на одну аптеку в Польше приходится 1,5 фармацевта. В то же время в польских аптеках занято около 30 тыс. фармацевтов-техников (средний фармперсонал). «Они чаще всего занимают место у прилавка (стоят за первым столом), а так не должно быть», — подчеркнул эксперт.
Игорь Червоненко, глава правления Аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ), поинтересовался, влияет ли аптечная палата на процесс выдачи лицензии на аптечную деятельность в Польше.
М. Енджейчак пояснил, что аптечная палата не выдает лицензии на аптечную деятельность, но она готовит заключение, которое подтверждает готовность аптеки к осуществлению отпуска лекарств посетителям. Лицензия выдается воеводским фармацевтическим инспектором. А заключение аптечной палаты он принимает во внимание. Чаще всего, если окружная аптечная палата не выдает заключения, подтверждающего готовность аптеки к реализации препаратов, фармацевтический инспектор не выдает лицензию.
Евгениюшь Яросик, пресс-секретарь Аптечной палаты Польши, продемонстрировал специальное издание Кодекса этики аптекаря Польской республики, который был издан Высшей аптечной палатой. Кодекс определяет профессиональные обязанности работника аптеки, а также нарушения, за которые аптечный работник несет ответственность. Он состоит из 2 частей — общей и специализированной. В общей части представлена универсальная этика. А в специализированной — правила, которые регулируют отношения по линии аптекарь — пациент, аптекарь — другие члены аптечного самоуправления. Этический кодекс — это плод труда профессионалов фармации. Он был разработан в департаменте профессиональной этики высшего аптечного совета.
Нарушения норм Кодекса рассматриваются в профессиональной среде аптечных работников. Однако, если нарушение имеет состав уголовного преступления, то параллельно открывается уголовное преследование за это нарушение.
Олег Климов, глава правления Всеукраинской фармацевтической палаты, рассказал о развитии фармацевтического самоуправления в Украине. Общественная организация «Всеукраинская фармацевтическая палата» (далее — ВФП) — это добровольное объединение граждан для совместной реализации интересов и прав на основе единого признака — наличия фармацевтического образования, независимо от места основной работы специалиста — в науке, образовании, на производстве, в дистрибьюторской компании или аптечном учреждении.
Основная цель ВФП — представительство и защита интересов, с одной стороны, фармацевтического работника и с другой — гражданина от предоставления некачественной фармацевтической услуги. Реализация поставленных задач возможна при условии принятия парламентом Украины закона о фармацевтическом самоуправлении.
В создании ВФП принимали участие работники аптечных учреждений всех форм собственности, ученые, общественные деятели в сфере фармации. «Мы создали инструмент для дальнейшего развития самоуправления в фармацевтическом секторе отрасли здравоохранения», — отметил О. Климов.
Как показывает опыт Польши, самоуправление эффективно работает лишь при наличии законодательной базы. Поэтому представители ВФП решили разработать соответствующий проект закона о фармацевтическом самоуправлении. К этой работе были привлечены специалисты Полтавского юридического института Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого.
Проект закона содержит новый терминологический аппарат, определяет статус, полномочия и место профессиональных фармацевтических организаций в общественной и экономической жизни. Он призван способствовать созданию механизма сочетания интересов государства и профессиональных участников аптечной деятельности, повышению роли специалистов аптечных учреждений в формировании фармацевтической политики.
«Мы решили не идти традиционным путем, когда законопроект регистрируется в Верховной Раде, а затем поступает на рассмотрение комитетов и общественности, а предложили результат нашей нормотворческой работы на рассмотрение профессиональной общественности до регистрации в Парламенте Украины. Это подтверждает наши намерения вести деятельность максимально прозрачно и публично», — подчеркнул эксперт.
Кому выгодно самоуправление? В первую очередь, фармацевтическому работнику — за счет предоставления гарантий защиты его прав в рамках действующего законодательства. Кроме того, самоуправление выгодно пациенту за счет внедрения мер, направленных на повышение качества фармацевтической помощи. «Наша главная задача — консолидация, благодаря которой мы начнем доверять друг другу», — отметил О. Климов.
Также выступающий сообщил о том, что в июне текущего года стартует процесс выбора глав региональных филиалов ВФП. «Это будут открытые и прозрачные выборы. От специалистов фармации будет зависеть, кто будет избран главой филиала. От доверия, которое нам окажет фармацевтическое сообщество, будет зависеть дальнейшая судьба украинского фармацевтического самоуправления», — подчеркнул эксперт.
Одним из инструментов для реализации фармацевтического самоуправления и его качественного наполнения является создание единого реестра фармацевтических работников, куда будут внесены все сотрудники фармацевтических, и в первую очередь аптечных предприятий, имеющие профильное образование.
О. Климов сообщил, что эта информация будет иметь формат открытого кабинета, с помощью которого с каждым фармацевтом будет налажена связь. «Как только данный реестр начнет работать, мы сможем решить существующую на сегодня проблему, когда в отдельных случаях за первым столом в аптеке стоит человек, не имеющий к профессии фармацевта никакого отношения. Таким образом, статус фармацевтического работника будет восстановлен», — подчеркнул эксперт.
Также О. Климов отметил, что ВФП подала заявку на вступление в международную федерацию фармацевтов и уже получила одобрение от ее президента. В сентябре, на очередном международном съезде фармацевтов, ВФП в соответствии с процедурой будет официально принята в эту организацию.
«Только благодаря консолидации всех работников отрасли мы вместе сможем построить эффективную модель фармацевтического самоуправления. Призываю оппонентов быть корректными в высказываниях и пожеланиях. Очень легко критиковать плоды чужого труда, гораздо тяжелее сделать самому», — отметил О. Климов в завершение выступления.
Игорь Червоненко, глава правления АПАУ, рассказал о задачах и миссии этой организации на фармацевтическом рынке Украины. В соответствии с Законом Украины «Об общественных объединениях» в редакции от 22.03.2012 г. состоялось переформатирование всеукраинской общественной организации «АПАУ» в другую организационную форму деятельности. Недавно состоялась регистрация нового устава общественной организации, утвержденного во время очередной конференции ассоциации. В соответствии с уставом АПАУ — это всеукраинская общественная организация, объединяющая специалистов с фармацевтическим образованием и работников аптек. В эту ассоциацию также могут входить лица с медицинским образованием и другие специалисты, занятые в отрасли здравоохранения.
Поскольку изначально АПАУ создавалась как ассоциация представителей аптечного бизнеса, на сегодня это направление активно развивается. В частности, происходит процесс создания общественного объединения «Аптечная бизнес-ассоциация» куда войдут юридические лица — работодатели, чьи сотрудники входят в АПАУ.
«Мы надеемся, что в таком тандеме можно эффективно формировать розничный сегмент фармацевтического рынка. Ведь для развития отрасли важны уровень квалификации сотрудников, их этичное отношение к посетителям аптеки, этичные отношения между работодателями и многое другое», — отметил докладчик.
Миссия ассоциации — формировать отрасль, изменять себя и служить людям. Это подразумевает формирование равных правил игры на рынке в контексте учета, наличия кассовых аппаратов, реализации сильнодействующих препаратов, квалификации сотрудников, соблюдения этических норм.
И. Червоненко сообщил о начале изучения польского этического кодекса фармацевтов, на основании которого АПАУ планирует разработать и утвердить украинский этический кодекс.
Среди инициатив АПАУ — борьба с незаконной реализацией рецептурных и сильнодействующих лекарственных средств. По словам И. Червоненко, сегодня в обществе ведутся активные дискуссии относительно усиления контроля обращения кодеинсодержащих препаратов. По его мнению, отрасль должна добровольно пойти на ужесточение контролирующих мер в этой сфере.
И. Червоненко выразил мнение, что сегодня фармацевтическое сообщество в некоторой степени не готово к саморегуляции. Отрасль должна продемонстрировать государству, что мы соблюдаем этические нормы без указаний и контроля со его стороны. Тогда, по словам докладчика, удастся выстроить конструктивный разговор с государственными органами.
Он сообщил также о планах учреждения знака качества АПАУ. Это предполагает присваивание аптекам (входящим в АПАУ) собственного знака качества на основании контроля за соблюдением этических норм. Кроме того, ассоциация намерена принять участие в образовательных программах, в частности дистанционных, привнося новейшие знания и технологии в отрасль.
Владимир Руденко, президент АПАУ, представил доклад «Путь к консолидации аптечных работников Украины». Он сообщил, что после перерегистрации деятельность АПАУ будет сконцентрирована в двух основных направлениях: защита интересов и прав участников ассоциации — провизоров и фармацевтов, а также работодателей. Он подчеркнул, что деятельность аптек — это симбиоз профессиональной деятельности работников и непосредственного владельца (государства или частных предпринимателей).
В. Руденко остановился на основных направлениях деятельности АПАУ. Так, АПАУ будет профессионально и настойчиво добиваться передачи части полномочий государства по регулированию хозяйственной деятельности таким организациям самоуправления, как АПАУ.
Первоочередной задачей является разработка реестров фармацевтов и провизоров, а также других специалистов, работающих в отрасли. Кроме того, требуется создание так называемого института Уполномоченных лиц, которые будут представлять трудовые коллективы.
Среди приоритетных целей АПАУ — выявление ключевых проблем отрасли и предложение путей их решения, участие в диалоге между отраслью с государственными органами, участие в дерегуляции фармацевтической деятельности. При этом диалог с государственными органами должен проводиться как в интересах государства, так и отрасли. Он сообщил, что представительские функции АПАУ реализуются путем участия в заседаниях и совещаниях рабочих групп, функционирующих при государственных органах, а также в разработке законодательных инициатив.
Докладчик остановился на ключевых проблемах аптечного сегмента, во многом связанных с низким уровнем консолидации аптечных работников. Для их решения необходимо создание профессиональных ассоциаций. По его словам, АПАУ является наиболее подходящей для этого организацией, поскольку создание союза, который будет защищать бизнес-интересы владельцев (рынка), а также непосредственно создаст его, сможет полноценно защищать интересы отрасли.
Среди проблем отрасли он отметил также негативное общественное мнение относительно деятельности розничного сегмента. При том, что сегодня наибольшее влияние на формирование цен на фармацевтическую продукцию оказывает производитель, а аптека — наименьшее, общественное мнение совершенно противоположно. Поэтому к первоочередным задачам АПАУ относится защита имиджа аптечных учреждений, что будет реализовываться с помощью СМИ и просветительской работы среди населения.
Кроме того, сегодня существует потребность в разработке стандартов надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP). По словам В. Руденко, проблемой аптечного сегмента Украины является отсутствие кодекса поведения, поэтому одна из задач АПАУ — разработка и внедрение такого кодекса для всех членов АПАУ и участников рынка. Он призвал участников рынка принять участие в разработке этического кодекса. По его словам, в АПАУ есть определенные наработки в этом направлении, в частности, ассоциация подготовила перевод Польского этического кодекса, который может лечь в основу украинского.
В завершение первой сессии фармацевтического форума состоялась экспертная дискуссия, посвященная главному вопросу — как консолидироваться вместе и создать сильную общественную организацию.
Тамара Литвиненкова, глава правления Днепропетровской фармацевтической ассоциации, отметила, что в настоящее время в профессиональной среде формируются общественные организации, которые планируют развивать и внедрять подходы, способствующие становлению саморегулирования в отрасли.
«Мое мнение как работника фармацевтической отрасли, а не общественного деятеля, заключается в том, что для объединения необходимо взаимное желание. Нужно садиться за стол переговоров и находить точки соприкосновения, которые могут нас объединить. Поскольку мы все профессионалы, то действительно знаем, как нужно работать и что необходимо менять», — отметила Т. Литвиненкова.
Она прокомментировала вариант использования Польского кодекса этики в качестве основы для создания украинского этического кодекса. В настоящее время в Украине разработан и утвержден Этический кодекс фармацевтических работников Украины. Была проделана колоссальная работа по его разработке и утверждению с вовлечением ведущих специалистов отрасли. Сегодня внимание должно быть сфокусировано на том, чтобы найти способ внедрить то, что уже наработано, а не заниматься дублированием проделанной работы. При необходимости в существующий кодекс этики можно внести поправки или изменения. И именно с этого следует начинать консолидацию.
Кроме того, по ее мнению, важным шагом в развитии аптечного самоуправления является утверждение на законодательном уровне определения понятия фармацевтической деятельности. В частности, это позволит решить вопрос, какие специалисты могут объединяться в рамках организации самоуправления.
Т. Котляр выразила мнение, что вопросы консолидация отрасли и объединение в рамках самоуправления необходимо рассматривать отдельно.
По словам эксперта, саморегулирование в аптечном сегменте должно относиться исключительно к аудитории провизоров и фармацевтов. В частности, она напомнила, что в 2011 г. по поручению Правительства при Государственной службе Украины по лекарственным средствам была создана рабочая группа по вопросам самоуправления среди фармацевтов. В рабочую группу входили не только провизоры и фармацевты, как следствие — фокус работы был сформирован неправильно, и поставленные задачи решены не были.
«Сегодня мы имели возможность узнать от польских коллег, как функционирует эффективная система самоуправления в аптечном сегменте. Ключевой аспект, на который необходимо обратить внимание, — это то, что деятельность организаций самоуправления прописана на уровне конституции, а Аптечной палаты Польши — на уровне соответствующего закона. Именно с этого мы должны начинать этот путь», — отметила Т. Котляр.
Кроме этого, принципиальным моментом является регулярное проведение всеобщих национальных съездов фармацевтов. Для успешного становления самоуправления в аптечном сегменте Украины нужно не создавать различные ассоциации, а провести всеобщий национальный съезд фармацевтов, на котором будет учреждена Национальная и территориальные палаты.
Комментируя необходимость консолидации отрасли, Т. Котляр подчеркнула, что совместные усилия должны быть направлены на обеспечение качества лекарственных средств, в частности в вопросах контроля соблюдения требований надлежащих практик.
Также в дискуссии приняла участие Елена Прудникова, глава ОО «Всеукраинское объединение «Николаевская фармацевтическая ассоциация ФармРада». Она озвучила свой взгляд на развитие самоуправления в фармации. По ее мнению, проект закона «О фармацевтическом самоуправлении» имеет ряд недостатков. В связи с этим «Всеукраинское объединение «Николаевская фармацевтическая ассоциация ФармРада» не планирует сотрудничать с Фармацевтической палатой Украины.
Подробно о работе форума читайте в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА», с докладами можно ознакомиться на сайтах http://www.apteka.ua и
Галина Галковская,
фото Сергея Бека
Коментарі