Александра Павленко: мы демонстрируем системную и прозрачную работу

Прошло пять месяцев с тех пор, как новый состав руководства Министерства здравоохранения Украины приступил к своим обязанностям. Однозначно, прошло не так много времени, чтобы окончательно сказать, проводится ли медицинская реформа и есть ли успехи. Эксперты утверждают, что Министерство здравоохранения Украины предлагает прогрессивные и логичные вещи. В частности, упрощение регистрации лекарственных средств при ввозе их в Украину, что означает меньшую их цену, и многое другое. О том, какие меры предпринимаются Министерством для решения проблем отечественного здравоохранения, на каком этапе сейчас пребывают анонсированные руководством МЗ Украины новые кардинальные изменения в здравоохранении, рассказала «Еженедельнику АПТЕКА» первый заместитель министра здравоохранения Украины Александра Павленко.

— Александра Сергеевна, Вы занимаете пост первого заместителя министра здравоохранения 5 месяцев. Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, что самое важное удалось сделать руководству Министерства за это время?

— Прежде всего — внутреннюю реорганизацию Министерства. Не секрет, что за это время в нем произошли серьезные структурные изменения. Ведь мы понимаем, что реформу необходимо начинать с формирования команды и организации процесса. Поэтому, приступив к работе, новое руководство задалось вопросом — кто эти люди, занимающие кабинеты ведомства, и с кем реформировать систему здравоохранения?

Как только мы начинали анализировать деятельность того или иного сотрудника, сразу возникала череда влиятельных людей, ходатайствующих за него. Более того, определенные группы влияния на фармрынке через СМИ пытались создать общественный резонанс, который, по большому счету, был связан с грядущими кадровыми изменениями в фармацевтическом управлении. Шквал критики, который накрывает Министерство здравоохранения Украины со всех сторон, — вполне ожидаемая реакция. Однако мы достойно держим удар, по крайней мере, Министерство продолжает работать над формированием эффективной команды, которая сможет подготовить базис и реализовать реформы.

Сегодня важно создать новую парадигму мышления чиновников Министерства, установить для них новые правила, при которых коррупционные риски сведены к нулю или хотя бы минимизированы. Многие сотрудники ведомства были не готовы к такому повороту и сами принимали решения об уходе. Например, когда мы в составе экспертной рабочей группы по дерегуляции фармрынка работали над изменениями в приказ МЗ от 26 августа 2005 г. № 426, которым утвержден Порядок проведения экспертизы регистрационных материалов на лекарственные средства, некоторые сотрудники фармацевтического управления пытались убедить меня в необходимости принятия кулуарного решения. Такой формат работы неприемлем. А перед тем, как подписать документ, я внимательно его изучаю. К этому уже привыкли сотрудники подразделений Министерства и представители групп влия­ния на фармрынке.

Нам удалось не допустить ошибок при увольнении сотрудников. Как адвокат я стремилась минимизировать юридические риски, и на сегодня Министерство не имеет ни одного судебного иска по поводу незаконных увольнений. Для нас важно, чтобы общество понимало, что эта каденция Министерства исполняет судебные решения и не собирается никого покрывать, включая обыски и выемки.

Надеюсь, что в ближайшее время все вопросы с назначениями тоже будут сняты. Во всяком случае, на сегодня руководство Министерства определилось с кандидатурами на должности главы Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба) и руководителя фармацевтического департамента, но из этических соображений я пока не буду называть их фамилии. А на днях мы объявили открытый конкурс на руководителя Государственного экспертного центра.

Среди безусловных достижений Министерства — разработка пакета законопроектов, которые предусматривают изменение организационно-правовой формы учреждений здравоохранения и подходов к финансированию медицинской отрасли, оптимизацию действующей сети лечебно-профилактических учреждений, усиление управления сетью учреждений здравоохранения и закупками, внедрение единой информационной системы, создание базового и дополнительного пакетов медицинских услуг. Если говорить о моих личных достижениях, то за это время удалось наладить продуктивный диалог с представителями фармацевтического рынка Украины. До тех пор, пока не состоялось назначение профильного заместителя министра, а им, как известно, стал Виктор Шафранский, вопрос коммуникации с фармацевтическим сообществом курировала я.

Минздрав продемонстрировал готовность к системной и прозрачной работе в формате экспертной рабочей группы по дерегуляции фармацевтического рынка, которая собирается еженедельно и принимает совместные решения путем демократичес­кой процедуры открытого голосования.

Когда создавалась эта группа, в Министерство поступил ворох обращений по поводу актуальных проблем регуляторной политики на фармацевтическом рынке. На основании этих обращений мы определили приоритеты и приступили к рассмотрению проблемных вопросов.

Участвуя в заседаниях экспертной группы, я четко понимаю, кто и какую группу влияния представляет, в каких вопросах мы найдем поддержку локальных или зарубежных производителей, а в каких нет. Мы понимаем, что условия на рынке должны быть равными для всех игроков, поэтому наша задача — соблюсти баланс их интересов и при этом помнить, что самый главный приоритет для Министерства здравоохранения — это интересы потребителей медицинской продукции и услуг.

— Работа над созданием нормативной базы в сфере государственных закупок через международные организации является достижением Министерства?

— Министерство здравоохранения должно определять государственную политику в медицинской отрасли, а не выполнять функцию закупщика. Ведь пока мы занимаемся решением проблем с централизованными закупками, система предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения населения остается неизменной. Что касается создания нормативной базы в сфере государственных закупок, то на сегодня Министерством разработаны 10 подзаконных актов, призванных урегулировать особенности заключения контрактов с международными организациями, имеющими свои собственные процедуры закупок. Эти проекты нормативно-правовых актов в настоящее время проходят процедуру согласования в министерствах и ведомствах Украины. И главные факторы, которые будут способствовать ускорению процедур, — это утверждение номенклатуры лекарственных средств и одобрение правительством пакета подзаконных актов после согласования министерствами и ведомствами, что сейчас зависит уже не от Министерства здравоохранения Украины.

При разработке этого пакета документов мы старались создать условия для равного доступа к процессу государственных закупок всех заинтересованных игроков рынка. В то же время есть закон, не позволяющий нам исключить посредников из централизованных торгов. Поэтому мы активно информируем производителей, в первую очередь оте­чественных, о том, что они смогут принимать участие в госзакупках.

— Скажите, пожалуйста, каковы структура и функциональные обязанности команды Министерства здравоохранения. Иными словами, кто и за что сейчас отвечает?

— Обращаю внимание, что приказом МЗ Украины от 2 июня 2015 г. № 153-к утверждено распределение обязанностей между министром здравоохранения Украины и его заместителями.

Так, министр направляет и координирует деятельность служб, в том числе и Гослекслужбы (до завершения реорганизации), коллегии Министерства, Ученого медицинского совета, высших учебных заведений и государственных предприятий, которые находятся в сфере ведения МЗ. Также министр обеспечивает международное сотрудничество с правительственными учреждениями и занимается стратегическим управлением.

Первый заместитель министра должен, среди прочего, в пределах компетенции контролировать подготовку законодательных актов и вместе с заместителями министра координировать законо­творческую работу Министерства. Кроме того, в мои обязанности с июня 2015 г. входит налаживание коммуникаций с государственными органами — Верховной Радой, Кабинетом Министров, Администрацией Президента, Советом по национальной безопасности и обороне, Министерством обороны и другими центральными органами исполнительной власти. Собственно говоря, это те функции, для реализации которых меня пригласили на работу в Министерство, но полноценно до назначения других заместителей не могла уделить этому время. Сейчас для нас очень важно наладить продуктивное взаимодействие с Верховной Радой Украины. Ведь в настоящее время, если говорить откровенно, между Министерством здравоохранения и Парламентом Украины сложились кризисные взаимоотношения, и я убеждена, что в этой проблеме присутствуют большая политическая составляющая и PR-интересы. Поэтому отныне мои усилия будут направлены на построение коммуникации с профильным парламентским комитетом.

Но вернемся к распределению функциональных обязанностей между руководством Министерства. Назначенный недавно заместитель министра здравоохранения Украины Виктор Шафранский возглавил Комитет по конкурсным торгам МЗ Украины. Также он координирует и контролирует деятельность фармацевтического управления и департамента медицинской помощи. Кроме того, он курирует деятельность ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины».

Игорь Перегинец замыкает на себе финансово-экономический департамент. Также он курирует процесс закупок — как национальных, так и через международные организации, поддерживает связи с международными организациями и занимается вопросами общественного здоровья. Кроме того, пока не назначен замминистра по вопросам евроинтеграции, эти функции также временно выполняет Игорь Перегинец. Глава аппарата МЗ пока тоже не назначен.

— В настоящее время при МЗ Украины работает экспертная группа по дерегуляции фармацевтического рынка. Скажите, пожалуйста, на каком этапе в настоящее время находятся проекты документов, разработанные и согласованные участниками этой группы?

— С информацией о том, где на текущий момент находятся проекты нормативно-правовых актов, разработанные этой экспертной группой, можно ознакомиться на сайте Министерства в разделе «Фармсектор», подразделе «Информация о прохождении проектов нормативно-правовых актов». Хотелось бы обратить внимание на наиболее актуальные документы, которых с нетерпением ожидает фармацевтический рынок. К сожалению, законодательством предусмотрен длительный срок для согласования проектов нормативно-правовых актов центральными органами исполнительной власти. Чтобы было понятно, насколько серьезна эта проблема, приведу пример с проектом изменений в постановление КМУ от 2 июня 2014 г. № 240 о референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов. Напомню, что этот проект, разработанный участниками экспертной группы по дерегуляции фармрынка, был вынесен на рассмотрение КМУ 22 апреля текущего года по сокращенной процедуре. Правительство его одобрило, а далее он был направлен на согласование в центральные органы исполнительной власти. Лишь неделю назад он, наконец, прошел эту процедуру во всех заинтересованных ведомствах и министерствах и в настоящее время находится у Премьер-министра Украины, который должен его подписать, после чего документ будет опубликован и вступит в силу. То есть 2 мес прошло с тех пор, как постановление было принято КМУ, но до сих пор оно не вступило в силу, несмотря на значительные усилия с нашей стороны.

Что касается других документов, то изменения в упомянутый мною ранее революционный приказ МЗ от 26 августа 2005 г. № 426 находятся на согласовании в Государственной регуляторной службе Украины. После того, как служба согласует этот документ, он будет направлен в Министерство юстиции. Поэтому я призываю всех заинтересованных представителей фармбизнеса поддержать МЗ. Мы еще много сделали по части убеждения Государственной регуляторной службы, но документ пока не получили.

Проект изменений в постановление КМУ от 14 сентября 2005 г. № 902 об утверждении Порядка осуществления государственного контроля лекарственных средств, ввозимых в Украину, 5 июня текущего года направлен на согласование в центральные органы исполнительной власти.

Новое Положение о Гослекслужбе находится в Министерстве юстиции, но радует, что это уже последний этап согласования.

Мы понимаем, что Министерство юстиции получает вал проектов нормативно-правовых актов от центральных органов власти на согласование, но рассчитываем, что социально важные документы будут согласованы и приняты быстро. Возможно, следует менять регламент КМУ, предусмотрев разные процедуры подготовки, согласования и рассмотрения документов с учетом приоритетности и ответственность за нарушение сроков их исполнения, однако на это необходима добрая воля Премьер-министра, его секретариата и всего правительства.

— Одним из важных вопросов, вынесенных на рассмотрение экспертной группы, является создание нового Национального перечня лекарственных средств. Скажите, пожалуйста, для каких целей создается новый Национальный перечень и какие принципы положены в основу соответствующего проекта документа?

— Когда мы приступали к разработке проекта нового Национального перечня, то перед нами не стояла задача создать очередной регулируемый список лекарств. Ведь на сегодня в Украине действует сразу несколько перечней лекарственных средств, но это не влияет на качество и доступность медикаментозной терапии для населения. И мы задались вопросом, нужны ли эти перечни? Например, если Перечень лекарственных средств, которые могут закупать учреждения здравоохранения за средства государственного бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 5 сентября 1996 г. № 1071, охватывает почти весь ассортимент препаратов, представленных на рынке страны, то очевидно, что этот документ перестал выполнять свою основную функцию и используется для других целей.

Разрабатывая проект нового Национального перечня, мы базировались на рекомендациях ВОЗ. Поэтому сначала был разработан проект Положения о Национальном перечне. В настоящее время мы сотрудничаем с международными организациями — ВОЗ и проектом SIAPS (Systems for Improved Access to Pharmaceuticals and Services Program — Системы улучшенного доступа к лекарственным средствам и фармацевтическим услугам) над его наполнением. В дальнейшем, согласно рекомендациям ВОЗ, Национальный перечень будет регулярно обновляться, и постепенно мы придем к отмене всех прочих перечней. Но к этому мы будем идти Step by step.

Обращаю внимание на то, что наличие Национального перечня не уменьшает значение формуляров и протоколов лечения. Вопросам стандартизации лекарственной помощи профильное министерство намерено уделять существенное внимание. Как и в случае с Национальным перечнем, нам необходимо обновить Положение о Центральном формулярном комитете и утвердить его новый состав.

— В настоящее время экспертная группа по дерегуляции готовит предложения по новым подходам в сфере регулирования цен на фармацевтическую продукцию. Скажите, пожалуйста, какова позиция Министерства здравоохранения по вопросу регулирования цен на лекарства в Украине на данном этапе?

— Будет правильно, если на этот вопрос подробно ответит профильный заместитель министра — Виктор Шафранский. Со своей стороны, могу сообщить, что в отношении регулирования цен позиция Министерства, которую неоднократно озвучивал министр, следующая. В идеале государство должно регулировать цены лишь на ту продукцию, которую оно закупает. Во всяком случае это соответствует практике развитых стран. В то же время, пока в Украине отсутствует эффективная система компенсации цен на лекарства со стороны государства, нет заказчика и плательщика в виде, например, страхового фонда, который осуществлял бы контроль в этой сфере, Министерство не может взять на себя ответственность за разрушение существующей системы регулирования цен на лекарственные средства. Да, ее надо оптимизировать, но разрушать, ничего не предлагая взамен, нельзя.

С целью оптимизации существующей системы регулирования цен мы предложили отказаться от дифференцированных наценок на регулируемые препараты и изделия медицинского назначения. Это заложено в проекте изменений в постановление КМУ от 2 июня 2014 г. № 240. Кроме того, в настоящее время экспертная группа по дерегуляции фармрынка рассматривает вопрос об отмене обязательного минимального ассортимента для аптечных учреждений, на который распространяется государственное регулирование наценок.

Кстати, проект изменений в постановление КМУ от 2 июня 2014 г. № 240 мы направляли экспертам ВОЗ. Они его одобрили, отметив, что этот документ может служить временной мерой, а также порекомендовали Министерству здравоохранения разработать национальную лекарственную политику, учитывая ценообразование.

— В настоящее время на общественное обсуждение вынесен проект постановления КМУ о внесении изменений в пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на препараты инсулина. На каком этапе в настоящее время находится этот проект?

— Напомню, что инициатива о разработке проекта постановления КМУ, который предусматривает внедрение реимбурсации на препараты инсулина, принадлежит КМУ. Министерство предлагало урегулировать этот вопрос в рамках существующей нормативной базы. Известно, что действует постановление КМУ от 17 августа 1998 г. № 1303 «Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний». Тем не менее, Правительство настаивало на разработке отдельного проекта постановления, поэтому профильное министерство выполнило данное поручение. В прошлом году КМУ принял постановление от 5 марта 2014 г. № 73 «Вопрос реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на препараты инсулина». Однако вступление в силу положений данного постановления дважды откладывалось и, наконец, его отменили. Мы взяли за основу это постановление, обновили даты и внесли положение о создании электронного реестра пациентов с сахарным диабетом 1-го типа. Наличие такого реестра поможет нам формировать объективную потребность в инсулинах. Для его создания нужны средства, которые мы будем просить у международных доноров. Положение об электронном реестре пациентов должно быть утверждено до 1 августа текущего года. При этом недавно Министерство финансов при согласовании данного проекта документа направило нам замечание, согласно которому МЗ Украины должно представить документ, подтверждающий, что создание реестра не потребует затрат из государственного бюджета.

Также данным проектом постановления КМУ предусмотрено создание реестра референтных цен на препараты инсулина. Крайний срок для создания реестра цен и запуска пилотного проекта — 1 января 2016 г.

— Одним из важных вопросов, который на сегодня беспокоит не только производителей лекарственных средств, но и представителей масс-медиа, является положение Коалиционного соглашения о запрете рекламы лекарственных средств. Не могли бы Вы его прокомментировать?

— Действительно в Коалиционном соглашении присутствует такая норма. Но любой запрет можно реализовать нескольким путями. Мы понимаем, что можно отменить все положения законов, которые касаются рекламы лекарственных средств, и ввести прямую норму о запрете рекламы лекарств. Но ведь речь идет о целой индустрии. Кроме того, потребители имеют право на получение информации как минимум о безрецептурных препаратах. Поэтому мы будем предлагать дополнительную точку зрения.

Речь следует вести об информационной политике в целом. Вместо рекламы — промоция и информационная политика в сфере обращения лекарств. Мы изучили опыт стран ЕС и увидели, что в цивилизованном мире вопрос предоставления информации о лекарственных средствах потребителям и специалистам здравоохранения жестко регламентирован и контролируется.

А что у нас? Засилие навязчивой телерекламы лекарственных средств — совершенно очевидная проблема. Как результат, огромный масштаб самолечения в Украине превращается в национальную проблему.

В этом контексте хотелось бы обратить внимание на приказ МЗ от 6 июня 2012 г. № 422 «О некоторых вопросах запрета рекламы лекарственных средств». Сейчас Министерство разрабатывает изменения в этот приказ с целью детализации критериев отнесения препаратов к таковым, рекламирование которых запрещено.

Обозначенная нами проблема перекликается с вопросом этической промоции на фармацевтичес­ком рынке Украины. В настоящее время экспертная рабочая группа по дерегуляции фармрынка работает над тем, чтобы возобновить действие приказа МЗ Украины, которым утверждено Руководство по надлежащей практике промоции. Я уверена, что после того, как операторы рынка сами примут этические правила продвижения продукции, большая часть вопросов по поводу недобросовестной рекламы лекарственных средств будет снята.

— А что еще в планах такого, о чем мы не говорили?

— Сейчас в Министерстве разрабатываются протоколы лечения, поскольку они должны соответствовать номенклатуре препаратов, которые будут закуплены в текущем году. Кроме того, мы проводим работу по взаимодействию с центральными органами исполнительной власти, которым направлены на согласование законопроекты по реформированию системы здравоохранения.

Безусловно, главная проблема в процессе реформирования системы здравоохранения заключается в необходимости внесения изменений в положение Конституции Украины, которым предусмотрено, что существующая сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения не подлежит сокращению. Разработка изменений в Конституцию осуществляется в Администрации Президента Украины, и мы стараемся сотрудничать по этому вопросу с Конституционной комиссией.

Кроме того, в настоящее время для нас важна эффективная коммуникация с медицинским сообществом, которое вряд ли будет разбираться с нашими законопроектами. В доступной форме мы хотим разъяснить медикам выгоды, которые несет автономизация учреждений здравоохранения.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті