Общие тенденции рынка
По итогам I полугодия 2015 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметику и диетические добавки, составил 24,6 млрд грн. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 23,6%. При этом количество проданных упаковок сократилось на 16,7% и составило 783,3 млн. Также продолжается тенденция сокращения объема продаж в долларовом выражении, который по итогам I полугодия уменьшился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако темпы уменьшения объема продаж в натуральном и долларовом выражении постепенно замедляются (более детально с показателями аптечных продаж в I полугодии 2015 г. можно ознакомиться в «Еженедельнике АПТЕКА» № 28 (999) от 27.07.2015 г.).
ФАРМРЫНОК В РЕГИОНАХ
В большинстве регионов показатели прироста продаж выше среднерыночных как в денежном, так и в натуральном выражении. Однако проблемные регионы являются якорем украинского фармрынка. Значительное уменьшение объема продаж отмечается в аннексированной АР Крым, а также Донецкой и Луганской областях, часть которых не контролируется украинскими властями (рис. 1 и 2). При этом самые низкие показатели фиксируются в АР Крым, где продажи сошли практически в 0. Это связано с тем, что с 1 января 2015 г. запрещено завозить лекарственные средства и медицинские товары с украинской регистрацией, поэтому в АР Крым реализуются остатки продукции.
Суммарно АР Крым, Донецкая и Луганская области по итогам I полугодия 2014 г. аккумулировали более 20% всего фармацевтического рынка Украины. По итогам I полугодия 2015 г. на эти регионы приходится менее 9%. Значительное сокращение объема продаж обусловлено сложностями поставок лекарственных средств и медицинских товаров на неконтролируемую украинскими властями территорию, а также массовой миграцией населения.
По данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения граждан Украины при Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, которые перемещаются из районов проведения АТО и временно оккупированных территорий, по состоянию на 7 августа 2015 г. в другие регионы Украины переселены 919 тыс. человек, из которых 20,8 тыс. являются переселенцами из Крыма. Больше всего внутренне перемещенных лиц размещены в Луганской (22,4%), Харьковской (20,0%), Донецкой (12,0%), Днепропетровской (9,2%), Запорожской (7,0% ), Киевской (4,7%) областях и в городе Киев (4,2%). Меньше всего переселенцев разместилось в Западном регионе Украины.
В результате перераспределения населения внутри страны отмечается и долевое перераспределение аптечной выручки между регионами (рис. 3). Так, регионы, в которые переселилась большая часть населения из АР Крым и зоны проведения АТО, демонстрируют существенное увеличение своей доли в общем объеме продаж, за исключением Донецкой и Луганской областей.
Несмотря на то что более 60% переселенцев обустроились на территории Восточного региона, его доля в общем объеме аптечного выторга существенно снизилась (рис. 4). Также за счет значительного снижения продаж в АР Крым сократилась и доля Южного региона.
В Украине по итогам I полугодия 2015 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 31,5 грн. и повысилась по сравнению с предыдущим годом на 48,4%. В различных областях Украины средневзвешенная стоимость 1 упаковки варьирует от 22 грн. в Волынской обл. до 42,9 грн. в АР Крым. Более всего средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» возросла в АР Крым, где этот показатель повысился практически на 80% по сравнению с I полугодием 2014 г. (рис. 5).
ФАрмрынок Крыма
После аннексии АР Крым Российской Федерацией на полуострове была разрешена реализация фармацевтической продукции, зарегистрированной как в Украине, так и в РФ. Однако с 1 января 2015 г. ввоз на территорию АР Крым продукции с украинской регистрацией был запрещен властями РФ. В связи с этим объем продаж фармпродукции, поставляемой украинскими дистрибьюторами, резко сократился практически до 0, поскольку реализуются только остатки продукции на складах.
По итогам I полугодия 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» с украинской и российской регистрацией в АР Крым составил 882 млн грн. и увеличился на 28%. В натуральном выражении объем продаж сократился на 39,6% и составил 15,2 млн упаковок (рис. 6).
Российские дистрибьюторы активно подхватили эстафету, и в целом фармрынок Крыма продолжает развиваться. Несмотря на запрет ввоза фармпродукции с украинской регистрацией, по итогам I полугодия 2015 г. украинские товары формируют порядка 30% аптечной выручки полуострова. Однако доля украинских товаров сокращается (рис. 7).
Запрет ввоза товаров с украинской регистрацией также привел к изменению структуры розничных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензии на производство таких товаров. С момента аннексии АР Крым отмечается тенденция к сокращению доли аптечных продаж украинских товаров, в то время как товары российского производства существенно увеличили свой удельный вес (рис. 8).
Существенно изменился и рейтинг брэндов лекарственных средств. В топ-10 по итогам I полугодия 2015 г. вошли такие брэнды, как ЛИНЕКС, ЭКЗОДЕРИЛ, ТЕРАФЛЮ и ТЕРАФЛЕКС (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему розничной реализации в денежном выражении в АР Крым по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г. |
Брэнд | 2015 | 2014 |
---|---|---|
ЭССЕНЦИАЛЕ | 1 | 3 |
НИМЕСИЛ | 2 | 7 |
КАРДИОМАГНИЛ | 3 | 1 |
НУРОФЕН | 4 | 10 |
ЛИНЕКС | 5 | 12 |
ЭКЗОДЕРИЛ | 6 | 11 |
ГРОПРИНОЗИН | 7 | 6 |
ТЕРАФЛЮ | 8 | 21 |
ТЕРАФЛЕКС | 9 | 36 |
НО-ШПА | 10 | 4 |
В рейтинге корпораций топ-10 сформировали преимущественно европейские производители. По итогам I полугодия 2015 г. в топ-10 не вошла ни одна украинская компания и только одна российская (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-10 корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в АР Крым по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г. |
Корпорация | 2015 | 2014 |
---|---|---|
Novartis (Швейцария) | 1 | 3 |
Bayer (Германия) | 2 | 5 |
Menarini Group (Италия) | 3 | 1 |
Sanofi (Франция) | 4 | 4 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 5 | 8 |
Servier (Франция) | 6 | 6 |
KRKA (Словения) | 7 | 9 |
Teva (Израиль) | 8 | 12 |
Фармстандарт (Россия) | 9 | 41 |
Actavis Group (Ирландия) | 10 | 13 |
Фармрынок Донетчины и луганщины
Как уже сообщалось, поставки товаров, в том числе и фармпродукции, на неподконтрольные украинским властям территории по-прежнему затруднены, также затруднены и взаиморасчеты в связи с отсутствием банковской системы на территории так называемых ДНР и ЛНР. Кроме того, из Донецкой и Луганской областей только на территорию Украины переселилось более 900 тыс. человек.
Объем розничных продаж фармпродукции в этих областях продолжает сокращаться. По итогам II кв. 2015 г. объем продаж в натуральном выражении уменьшился на 54% в Донецкой и на 70% — в Луганской областях. В денежном выражении снижение составило 35 и 51% соответственно (рис. 9).
Как показывает анализ, значительное уменьшение объема продаж отмечается на территориях, неподконтрольных украинской власти, в то время как на контролируемой Украиной территории объем продаж изменился не столь значимо (рис. 10).
В разрезе товаров «аптечной корзины» структура потребления как в Донецкой, так и в Луганской областях смещается в сторону увеличения доли лекарственных средств за счет сокращения удельного веса остальных категорий (рис. 11).
В Донецкой и Луганской областях в рейтинге корпораций отмечается укрепление позиций украинских производителей. Аналогичная тенденция характерна и для всей Украины в целом (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-10 корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г. |
Донецкая обл. | Луганская обл. | ||||
---|---|---|---|---|---|
Корпорация | 2015 | 2014 | Корпорация | 2015 | 2014 |
Фармак (Украина) | 1 | 2 | Фармак (Украина) | 1 | 2 |
Menarini Group (Италия) | 2 | 1 | Здоровье Группа компаний (Украина) | 2 | 4 |
Sanofi (Франция) | 3 | 3 | Дарница (Украина) | 3 | 1 |
Дарница (Украина) | 4 | 6 | Артериум Корпорация (Украина) | 4 | 5 |
Novartis (Швейцария) | 5 | 4 | Sanofi (Франция) | 5 | 7 |
KRKA (Словения) | 6 | 7 | Menarini Group (Италия) | 6 | 3 |
Servier (Франция) | 7 | 5 | Юрия-Фарм (Украина) | 7 | 16 |
Артериум Корпорация (Украина) | 8 | 8 | Takeda (Япония) | 8 | 8 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 9 | GlaxoSmithKline (Великобритания) | 9 | 9 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 10 | 11 | Кусум Фарм (Украина) | 10 | 15 |
Изменения произошли и в рейтинге брэндов лекарственных средств. При этом в Донецкой обл. он существенно обновился, в топ-10 вошли такие брэнды, как ЭТАНОЛ, НАТРИЯ ХЛОРИД, ТИВОРТИН и КАРСИЛ. В Луганской обл. в топ-10 брэндов поднялись ТИВОРТИН, КАРСИЛ и ФАНИГАН (табл. 4).
Таблица 4 | Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему розничной реализации в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г. |
Донецкая обл. | Луганская обл. | ||||
---|---|---|---|---|---|
Брэнд | 2015 | 2014 | Брэнд | 2015 | 2014 |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | АКТОВЕГИН | 1 | 1 |
ЭТАНОЛ | 2 | 35 | НО-ШПА | 2 | 4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 3 | 16 | ТИВОРТИН | 3 | 25 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 4 | 3 | РЕОСОРБИЛАКТ | 4 | 6 |
НО-ШПА | 5 | 4 | ЦИТРАМОН | 5 | 9 |
ЦИТРАМОН | 6 | 9 | КАРСИЛ | 6 | 14 |
КАРДИОМАГНИЛ | 7 | 2 | НАТРИЯ ХЛОРИД | 7 | 2 |
ТИВОРТИН | 8 | 58 | ЭССЕНЦИАЛЕ | 8 | 8 |
АРМАДИН | 9 | 6 | СПАЗМАЛГОН | 9 | 7 |
КАРСИЛ | 10 | 12 | ФАНИГАН | 10 | 24 |
ИТОГИ
Фармацевтический рынок Донецкой и Луганской областей, а также АР Крым продолжает демонстрировать сокращение объема продаж. В остальных регионах Украины фармрынок развивается в соответствии с общерыночными тенденциями. При этом в АР Крым продажи украинской фармпродукции значительно снизились.
Основными причинами снижения продаж в Донецкой и Луганской областях по-прежнему остаются проблемы с поставками на неподконтрольные Украине территории, отсутствие банковской системы для проведения взаиморасчетов, продолжающаяся миграция населения из зоны АТО, а также низкая платежеспособность населения.
В то же время уменьшение объема продаж за счет миграции населения частично компенсируется приростом продаж в регионах их расселения. Так, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Киевская, Одесская области и Киев значительно увеличили долю в общем объеме продаж. Также стоит отметить, что по итогам I полугодия 2015 г. прирост/убыль рынка на контролируемых Украиной территориях составляет +43,9% в денежном и –3,5% в натуральном выражении.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим