Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2015 г. Helicopter view

Значительное влияние на развитие фармацевтического рынка оказывает ситуация в проблемных регионах, таких как АР Крым и зона проведения антитеррористической операции (АТО) в Донецкой и Луганской областях. В данной публикации мы рассмотрим аптечные продажи в регионах Украины. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Общие тенденции рынка

По итогам I полугодия 2015 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», которая включает лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметику и диетические добавки, составил 24,6 млрд грн. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 23,6%. При этом количество проданных упаковок сократилось на 16,7% и составило 783,3 млн. Также продолжается тенденция сокращения объема продаж в долларовом выражении, который по итогам I полугодия уменьшился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако темпы уменьшения объема продаж в натуральном и долларовом выражении постепенно замедляются (более детально с показателями аптечных продаж в I полугодии 2015 г. можно ознакомиться в «Еженедельнике АПТЕКА» № 28 (999) от 27.07.2015 г.).

ФАРМРЫНОК В РЕГИОНАХ

В большинстве регионов показатели прироста продаж выше среднерыночных как в денежном, так и в натуральном выражении. Однако проблемные регионы являются якорем украинского фармрынка. Значительное уменьшение объема продаж отмечается в аннексированной АР Крым, а также Донецкой и Луганской областях, часть которых не контролируется украинскими властями (рис. 1 и 2). При этом самые низкие показатели фиксируются в АР Крым, где продажи сошли практически в 0. Это связано с тем, что с 1 января 2015 г. запрещено завозить лекарственные средства и медицинские товары с украинской регистрацией, поэтому в АР Крым реализуются остатки продукции.

Рис. 1
11
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в регионах Украины за I полугодие 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Рис. 2
222
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в регионах Украины за I полугодие 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли в I полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

Суммарно АР Крым, Донецкая и Луганская области по итогам I полугодия 2014 г. аккумулировали более 20% всего фармацевтического рынка Украины. По итогам I полугодия 2015 г. на эти регионы приходится менее 9%. Значительное сокращение объема продаж обусловлено сложностями поставок лекарственных средств и медицинских товаров на неконтролируемую украинскими властями территорию, а также массовой миграцией населения.

По данным Межведомственного координационного штаба по вопросам социального обеспечения граждан Украины при Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, которые перемещаются из районов проведения АТО и временно оккупированных территорий, по состоянию на 7 августа 2015 г. в другие регионы Украины переселены 919 тыс. человек, из которых 20,8 тыс. являются переселенцами из Крыма. Больше всего внутренне перемещенных лиц размещены в Луганской (22,4%), Харьковской (20,0%), Донецкой (12,0%), Днепропетровской (9,2%), Запорожской (7,0% ), Киевской (4,7%) областях и в городе Киев (4,2%). Меньше всего переселенцев разместилось в Западном регионе Украины.

В результате перераспределения населения внутри страны отмечается и долевое перераспределение аптечной выручки между регионами (рис. 3). Так, регионы, в которые переселилась большая часть населения из АР Крым и зоны проведения АТО, демонстрируют существенное увеличение своей доли в общем объеме продаж, за исключением Донецкой и Луганской областей.

Рис. 3
333
Доля областей в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2013–2015 гг.

Несмотря на то что более 60% переселенцев обустроились на территории Восточного региона, его доля в общем объеме аптечного выторга существенно снизилась (рис. 4). Также за счет значительного снижения продаж в АР Крым сократилась и доля Южного региона.

Рис. 4
Доля регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2013–2015 гг.
Доля регионов в общем объеме аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2013–2015 гг.

В Украине по итогам I полугодия 2015 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 31,5 грн. и повысилась по сравнению с предыдущим годом на 48,4%. В различных областях Украины средневзвешенная стоимость 1 упаковки варьирует от 22 грн. в Волынской обл. до 42,9 грн. в АР Крым. Более всего средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» возросла в АР Крым, где этот показатель повысился практически на 80% по сравнению с I полугодием 2014 г. (рис. 5).

Рис. 5
555
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста в I полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

ФАрмрынок Крыма

После аннексии АР Крым Российской Федерацией на полуострове была разрешена реализация фармацевтической продукции, зарегистрированной как в Украине, так и в РФ. Однако с 1 января 2015 г. ввоз на территорию АР Крым продукции с украинской регистрацией был запрещен властями РФ. В связи с этим объем продаж фармпродукции, поставляемой украинскими дистрибьюторами, резко сократился практически до 0, поскольку реализуются только остатки продукции на складах.

По итогам I полугодия 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» с украинской и российской регистрацией в АР Крым составил 882 млн грн. и увеличился на 28%. В натуральном выражении объем продаж сократился на 39,6% и составил 15,2 млн упаковок (рис. 6).

Рис. 6
66
Общий объем розничной реализации товаров «аптечной корзины», поставляемых украинскими и российскими дистрибьюторами в АР Крым, в натуральном и денежном выражении за I полугодие 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Российские дистрибьюторы активно подхватили эстафету, и в целом фармрынок Крыма продолжает развиваться. Несмотря на запрет ввоза фармпродукции с украинской регистрацией, по итогам I полугодия 2015 г. украинские товары формируют порядка 30% аптечной выручки полуострова. Однако доля украинских товаров сокращается (рис. 7).

Рис. 7
Удельный вес поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения АР Крым украинскими и российскими дистрибьюторами по итогам I полугодия 2014 – I полугодия 2015 г.
Удельный вес поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения АР Крым украинскими и российскими дистрибьюторами по итогам I полугодия 2014 – I полугодия 2015 г.

Запрет ввоза товаров с украинской регистрацией также привел к изменению структуры розничных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензии на производство таких товаров. С момента аннексии АР Крым отмечается тенденция к сокращению доли аптечных продаж украинских товаров, в то время как товары российского производства существенно увеличили свой удельный вес (рис. 8).

Рис. 8
Удельный вес товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензий на производство в натуральном выражении в АР Крым по итогам I полугодия 2014 – I полугодия 2015 г.
Удельный вес товаров «аптечной корзины» в разрезе стран — владельцев лицензий на производство в натуральном выражении в АР Крым по итогам I полугодия 2014 – I полугодия 2015 г.

Существенно изменился и рейтинг брэндов лекарственных средств. В топ-10 по итогам I полугодия 2015 г. вошли такие брэнды, как ЛИНЕКС, ЭКЗОДЕРИЛ, ТЕРАФЛЮ и ТЕРА­ФЛЕКС (табл. 1).

Таблица 1 Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему розничной реализации в денежном выражении в АР Крым по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г.
Брэнд 2015 2014
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 3
НИМЕСИЛ 2 7
КАРДИОМАГНИЛ 3 1
НУРОФЕН 4 10
ЛИНЕКС 5 12
ЭКЗОДЕРИЛ 6 11
ГРОПРИНОЗИН 7 6
ТЕРАФЛЮ 8 21
ТЕРАФЛЕКС 9 36
НО-ШПА 10 4

В рейтинге корпораций топ-10 сформировали преимущественно европейские производители. По итогам I полугодия 2015 г. в топ-10 не вошла ни одна украинская компания и только одна российская (табл. 2).

Таблица 2 Топ-10 корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в АР Крым по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г.
Корпорация 2015 2014
Novartis (Швейцария) 1 3
Bayer (Германия) 2 5
Menarini Group (Италия) 3 1
Sanofi (Франция) 4 4
Gedeon Richter (Венгрия) 5 8
Servier (Франция) 6 6
KRKA (Словения) 7 9
Teva (Израиль) 8 12
Фармстандарт (Россия) 9 41
Actavis Group (Ирландия) 10 13

Фармрынок Донетчины и луганщины

Как уже сообщалось, поставки товаров, в том числе и фармпродукции, на неподконтрольные украинским властям территории по-прежнему затруднены, также затруднены и взаиморасчеты в связи с отсутствием банковской системы на территории так называемых ДНР и ЛНР. Кроме того, из Донецкой и Луганской областей только на территорию Украины переселилось более 900 тыс. человек.

Объем розничных продаж фармпродукции в этих областях продолжает сокращаться. По итогам II кв. 2015 г. объем продаж в натуральном выражении уменьшился на 54% в Донецкой и на 70% — в Луганской областях. В денежном выражении снижение составило 35 и 51% соответственно (рис. 9).

Рис. 9
99
Темпы прироста/убыли розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях, а также Украине в целом по итогам I полугодия 2013 – I полугодия 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как показывает анализ, значительное уменьшение объема продаж отмечается на территориях, неподконтрольных украинской власти, в то время как на контролируемой Украиной территории объем продаж изменился не столь значимо (рис. 10).

Рис. 10
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях за период с I кв. 2013 по II кв. 2015 г. с разделением на территорию, контролируемую украинской властью, и зону проведения АТО
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях за период с I кв. 2013 по II кв. 2015 г. с разделением на территорию, контролируемую украинской властью, и зону проведения АТО

В разрезе товаров «аптечной корзины» структура потребления как в Донецкой, так и в Луганской областях смещается в сторону увеличения доли лекарственных средств за счет сокращения удельного веса остальных категорий (рис. 11).

Рис. 11
67
Структура розничной реализации товаров «аптечной корзины» в натуральном и денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I полугодия 2014 и 2015 г.

В Донецкой и Луганской областях в рейтинге корпораций отмечается укрепление позиций украинских производителей. Аналогичная тенденция характерна и для всей Украины в целом (табл. 3).

Таблица 3 Топ-10 корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г.
Донецкая обл. Луганская обл.
Корпорация 2015 2014 Корпорация 2015 2014
Фармак (Украина) 1 2 Фармак (Украина) 1 2
Menarini Group (Италия) 2 1 Здоровье Группа компаний (Украина) 2 4
Sanofi (Франция) 3 3 Дарница (Украина) 3 1
Дарница (Украина) 4 6 Артериум Корпорация (Украина) 4 5
Novartis (Швейцария) 5 4 Sanofi (Франция) 5 7
KRKA (Словения) 6 7 Menarini Group (Италия) 6 3
Servier (Франция) 7 5 Юрия-Фарм (Украина) 7 16
Артериум Корпорация (Украина) 8 8 Takeda (Япония) 8 8
Gedeon Richter (Венгрия) 9 9 GlaxoSmithKline (Великобритания) 9 9
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 11 Кусум Фарм (Украина) 10 15

Изменения произошли и в рейтинге брэндов лекарственных средств. При этом в Донецкой обл. он существенно обновился, в топ-10 вошли такие брэнды, как ЭТАНОЛ, НАТРИЯ ХЛОРИД, ТИВОРТИН и КАРСИЛ. В Луганской обл. в топ-10 брэндов поднялись ТИВОРТИН, КАРСИЛ и ФАНИГАН (табл. 4).

Таблица 4 Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему розничной реализации в денежном выражении в Донецкой и Луганской областях по итогам I полугодия 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014 г.
Донецкая обл. Луганская обл.
Брэнд 2015 2014 Брэнд 2015 2014
АКТОВЕГИН 1 1 АКТОВЕГИН 1 1
ЭТАНОЛ 2 35 НО-ШПА 2 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 3 16 ТИВОРТИН 3 25
ЭССЕНЦИАЛЕ 4 3 РЕОСОРБИЛАКТ 4 6
НО-ШПА 5 4 ЦИТРАМОН 5 9
ЦИТРАМОН 6 9 КАРСИЛ 6 14
КАРДИОМАГНИЛ 7 2 НАТРИЯ ХЛОРИД 7 2
ТИВОРТИН 8 58 ЭССЕНЦИАЛЕ 8 8
АРМАДИН 9 6 СПАЗМАЛГОН 9 7
КАРСИЛ 10 12 ФАНИГАН 10 24

ИТОГИ

Фармацевтический рынок Донецкой и Луганской областей, а также АР Крым продолжает демонстрировать сокращение объема продаж. В остальных регионах Украины фармрынок развивается в соответствии с общерыночными тенденциями. При этом в АР Крым продажи украинской фармпродукции значительно снизились.

Основными причинами снижения продаж в Донецкой и Луганской областях по-прежнему остаются проблемы с поставками на неподконтрольные Украине территории, отсутствие банковской системы для проведения взаиморасчетов, продолжающаяся миграция населения из зоны АТО, а также низкая платежеспособность населения.

В то же время уменьшение объема продаж за счет миграции населения частично компенсируется приростом продаж в регионах их расселения. Так, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Киевская, Одесская области и Киев значительно увеличили долю в общем объеме продаж. Также стоит отметить, что по итогам I полугодия 2015 г. прирост/убыль рынка на контролируемых Украиной территориях составляет +43,9% в денежном и –3,5% в натуральном выражении.

Денис Кирсанов
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Продукция, поставляемая украинскими дистрибьюторами.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті