Перспективы регулирования промоции лекарственных средств

22 сентября состоялся фокус-семинар «Как правильно структурировать промоцию». Организаторами мероприятия выступили юридическая фирма «ОМП» (далее — ЮФ «ОМП») и компания «УкрКомЕкспо», а спикерами — партнеры ЮФ «ОМП» Николай Орлов и Игорь Огороднийчук. Во время мероприятия обсуждались вопросы деятельности Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ) в фармацевтической сфере; надлежащая практика продвижения и другие.

52636Николай Орлов напомнил, что в начале года из-за колебаний курса валют в Украине произошло повышение цен на фармацевтическую продукцию. На такую ситуацию среагировал АМКУ, который весной направил аптечным сетям рекомендации с предложениями пересмотреть маркетинговые договора, заключенные с производителями.

Одной из основных проблем, на которую АМКУ обратил внимание в маркетинговых договорах, является то, что, по его мнению, такие договора дискриминируют небольшие аптечные сети (с ними не заинтересованы заключать договора производители). Как раз именно это может быть расценено как антиконкурентные согласованные действия. Так как в 2012 г. АМКУ уже проводил расследование деятельности производителей и крупных дистрибьюторов по отношению к дистрибьюторам, не занимающим значительную долю рынка.

Таким образом, как минимум для того, чтобы обезопасить себя, производителям нужно будет объяснять, почему они выбрали эти аптечные сети, а не другие. Поэтому производителям желательно разработать внутреннюю политику выбора аптечных сетей, которая бы предусматривала требования к сетям для возможности заключения с ними маркетинговых договоров.

Кроме того, Н. Орлов отметил, что, как оказалось, экономических предпосылок для предоставления АМКУ рекомендаций также не было, так как значительную часть цены формирует производитель, а не дистрибьютор или аптечные сети. Спикер обратил внимание, что такое утверждение следует из презентации компании «Proxima Research» по формированию цены на лекарственные средства, представленной на 9-й Специализированной конференции-практикуме «Фармбюджет-2016». То есть даже если бы АМКУ запретил аптечным сетям заключать маркетинговые договора, то это значительно бы не снизило цены на препараты.

Также Н. Орлов обратил внимание, что в июле текущего года полностью изменился состав АМКУ и был назначен новый государственный уполномоченный АМКУ — Светлана Панаиотиди. В связи с этим Всеукраинской общественной организацией «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (далее — АПАУ) и ЮФ «ОМП» была организована встреча участников рынка с государственным уполномоченным АМКУ. Во время встречи С. Панаиотиди отметила, что новый состав регуляторного органа будет по-новому разбираться в нюансах фармацевтического рынка и призвала всех желающих подавать в электронном виде жалобы или предложения по работе органа, в связи с чем в АМКУ уже создана рабочая группа по вопросам фармацевтического сектора.

В то же время С. Панаиотиди отметила необходимость разработки единых правил промоции лекарственных средств, которые смогли бы урегулировать маркетинговые отношения на фармацевтическом рынке. Также она выразила сожаление, что принятое в 2013 г. руководство «Лекарственные средства. Надлежащая практика промоции», утвержденное приказом МЗ Украины от 09.10.2013 г. № 870, было отменено через месяц после его принятия.
5368

О положениях данного руководства рассказал Игорь Огороднийчук. Он отметил, что, по мнению АМКУ, фармацевтическому рынку необходимо опять его принять, так как это позволит урегулировать все спорные вопросы, связанные с маркетинговыми договорами. Действующее законодательство Украины четко определяет порядок рекламирования и информирования о лекарственных средствах. В то же время в законодательстве не прописаны многие детали, которые необходимы компаниям для промоции своей продукции. Так, отсутствует определение термина «медицинский представитель»; не урегулированы вопросы по поводу посещения медицинским представителем врачей; не совсем понятно, можно ли использовать в Украине карточные проекты (то есть проекты помощи пациентам, когда врач может предоставить пациенту карточку, на основании которой он может купить лекарственное средство со значительной скидкой) и др.

В ЕС уже давно действует Директива 2001/83/EC Европейского Парламента и Совета от 6 ноября 2001 г. о Кодексе Содружества в отношении лекарственных средств для человека, в которой четко детализируется порядок промоции препаратов. В связи с этим возникла идея принять документ, который будет соответствовать тем нормам, которые существуют в Европе. Поэтому на основании данного документа, а также кодексов разных ассоциаций, занимающихся регулированием промоции лекарственных средств, было разработано Руководство «Лекарственные препараты. Надлежащая практика промоции». Но, к сожалению, по разным причинам, а именно лоббирования интересов некоторых фармацевтических компаний, которые были не согласны с положениями руководства, оно было отменено.

На сегодня рабочая группа МЗ Украины по вопросам дерегуляции фармацевтического рынка, а также некоторые ассоциации занимаются обсуждением вопроса относительно необходимости снова утвердить данный документ. По мнению спикера, данное руководство со временем будет принято.

Руководство само по себе не изменяет законодательство, в нем лишь прописано то, что отсутствует в законодательстве. Так, в данном документе указано, что в промоцию входит не только реклама, информация, визиты, но и семплинг, который в основном и был причиной, по которой руководство было отменено.

Сейчас законодательством предусмотрено, что информация, предназначенная для профессионалов здравоохранения, предоставляется исключительно им. Руководством же предусмотрено, что такие сведения могут также предоставляться и другим лицам, которые письменно их запросили. По мнению спикера, данное положение необходимо, поскольку в Украине существует множество институтов и ассоциаций в сфере здравоохранения, которые должны получать такие данные, хотя они и не относятся к профессионалам сферы здравоохранения.

Кроме того, в этой информации можно будет указывать не только название, характеристики, лечебные свойства и побочные действия, но и любую дополнительную информацию, которую компания считает необходимой. Единственное ограничение — такая информация не должна содержать «рекламный эффект». К сожалению, руководство не определяет эту грань. Но разного рода слоганов рекламного характера точно не должно быть, например, «препарат № 1», «победит любые болезни» и т.д.

Руководством предоставлена возможность информировать профессионалов сферы здравоохранения о незарегистрированных препаратах, в нем также указано, что должна содержать такая информация.

Относительно медицинских представителей и их визитов руководство предусматривает, что такие визиты являются неотъемлемой частью промоции. Однако документ содержит в себе и ряд ограничений. Так, запрещены визиты медицинских представителей к пациентам или лицам, не принадлежащим к обычному кругу профессионалов сферы здравоохранения. Запрещены любые поощрения осуществления закупок или назначения лекарственных средств путем предоставления или предложения финансового вознаграждения или любых других стимулов материального или нематериального характера профессионалам сферы здравоохранения.

Также новшеством в руководстве является то, что медицинские представители во время визитов к профессионалам сферы здравоохранения имеют право предоставлять им инструкцию для медицинского применения лекарственных средств или другие информационные материалы о препарате и оставлять их.

Во время таких визитов медицинские представители смогут собирать и предоставлять уполномоченным лицам компаний, которые они представляют, сведения о всех случаях побочного действия препаратов для последующей передачи этой информации в уполномоченные органы.

67342Что касается организации мероприятий, то руководством разрешено участие в них медицинских представителей и профессионалов сферы здравоохранения. Существует возможность организации таких мероприятий фармацевтическими компаниями, но при условии, что об этом обязательно должны быть осведомлены все его участники. Однако руководством предусмотрено, что целью и направленностью таких специализированных мероприятий в первую очередь должно быть предоставление научной или образовательной информации. Промоция препаратов должна носить второстепенный характер.

Руководство подчеркивает, что во время осуществления промоции лекарственных средств недопустимой является практика предоставления или предложения, обещания подарков, финансового вознаграждения или других выгод финансового характера, кроме проявлений гостеприимства, которые являются общепринятыми в медицинской и фармацевтической практике. К проявлениям гостеприимства можно отнести предоставление профессионалу сферы здравоохранения:

  • справочной литературы, научных журналов, медицинской литературы, электронных носителей, которые содержат вышеназванную информацию и т.д.;
  • брэндированной продукции (шариковые ручки, блокноты), которая может содержать логотип, наименование фармацевтической компании или же знак для товаров и услуг, под которым отпускается лекарственное средство при условии соблюдения требований к стоимости таких сувениров.

В связи с тем, что руководство было отменено и на данный момент пересматривается, озвучиваются предложения убрать из него положение, разрешающее медицинским представителям заниматься промоцией товара, и оставить им только возможность предоставления информации, но лишь на конференциях или других официальных мероприятиях.

Также, возможно, из руководства будет удалено положение, разрешающее:

  • рекламу на специализированных мероприятиях, останется только возможность предоставления информации;
  • предоставление сувениров и брэндированных товаров с нанесением логотипов рецептурных лекарственных средств. Останется при этом возможность нанесения названия компании и наименования нерецептурных лекарственных средств;
  • семплинг в виде карточных проектов.

Таким образом, по мнению докладчика, в очередной раз политическое лобби некоторых фармацевтических компаний стремится ограничить возможности промоции лекарственных средств на территории Украины. Это связано с тем, что внутренние политики некоторых компаний запрещают им осуществлять промоцию препаратов. Соответственно, с принятием данного руководства их влияние на рынке уменьшится.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*