Кризис — опасность или благоприятная возможность?

46346Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов:
один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность»
(Джон Фицджеральд Кеннеди)

Мы уже сообщали нашим читателям, что 17 сентября 2015 г. в Киеве состоялась 9-я Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2016». Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «Тимсофт», «УкрКомЭкспо». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Европейская Бизнес Ассоциация (Еuropean Business Association — EBA), Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий», генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА». Первый раздел конференции традиционно посвящен подведению итогов, определению важных трендов и общению с регуляторами.

Первый раздел открыл Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», модератор конференции. Незаметно пролетел этот сложный год, и пришло время строить планы на следующий. Безусловно, в вопросах планирования необходимо учитывать основные тенденции. Не секрет, что в этом году произошло знаменательное для украинской фармотрасли событие. В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О фармацевтическом само­управлении». Это первая в истории независимой Украины попытка дать профессии фармацевтического работника достойный статус, признать ее публичной.

Владимир Игнатов, глава представительства «Ипсен» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», также выступивший в роли модератора конференции, определяя цель конференции отметил: «Сегодня мы подведем итоги текущего года и определим, чего ожидать от следующего. Каковы перспективы Украины, что закладывать в свои бюджетные карманы, ожидать ли девальвации, как повлияют последние законодательные инициативы на дальнейшее развитие фармрынка. В ходе конференции ее участники ответят на эти и другие вопросы. Но каким бы не стал следующий год, в фокусе внимания Фармы останется пациент. В 2014–2015 гг. фармацевтические компании приложили большие усилия, чтобы сдержать рост цен».

Среди актуальных трендов В. Игнатов выделил законодательные изменения в сфере государственных закупок. Также, по его мнению, для операторов фармрынка важно понимать, начнется ли в следующем году реформа системы здравоохранения, о которой в последнее время часто говорят политики и чиновники.

Юрий Гарбуз, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, отметил, что цель конференции — выработать дорожную карту на следующий год и определить, каким будет фармбизнес в следующем году. У Парламента задача сложнее — наработать дорожную карту для развития страны. «Вы видите, что происходит в Парламенте, Правительстве и государстве. Самое страшное — это незаживающая рана войны на востоке Украины. Несмотря на переговоры и договоренности, война продолжается», — сообщил народный депутат.

По его словам, на сегодня реформа системы здравоохранения так и не запущена. Это значит, что эффективность работы профильного министерства и парламентского Комитета по вопросам здравоохранения нулевая. Закупки до сих пор не проведены, законопроекты о реформе не вынесены на рассмотрение в сессионный зал.

Между тем, 9 сентября 2015 г. по инициативе Ю. Гарбуза в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект «О фармацевтическом самоуправлении». Народный депутат пригласил всех заинтересованных игроков фармрынка к сотрудничеству по доработке и продвижению данной инициативы. «Это важный законопроект, поскольку евроинтеграционные процессы подразумевают развитие самоуправления. От всех нас зависит, как быстро будет проходить становление фармацевтического самоуправления в Украине», — подчеркнул он.

Отвечая на вопрос по поводу того, почему до сих пор в системе здравоохранения сохранились централизованные закупки лекарственных средств, которые являются источником коррупции, заместитель главы антикоррупционного парламентского комитета согласился с тем, что закупки лекарственных средств целесообразно передать в регионы, и призвал фармотрасль действовать в решении данной проблемы сообща с антикоррупционным комитетом.

Комментируя предложение Министерства финансов Украины о введении со следующего года 20% ставки НДС для лекарственных средств, Ю. Гарбуз сообщил, что не поддерживает эту инициативу.

Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, рассказал о текущих трендах в мире и Украине и о том, что нас ждет в 2016 г. Среди важных факторов, влияющих на мировую экономику в 2015 г., эксперт выделил следующие:

  • война в Украине, вызванное ею противостояние стран Запада агрессору и введение санкций;
  • война в Сирии (2-й украинский фронт — The Washington Post);
  • снижение мировых цен на нефть и газ;
  • долговой кризис в Греции;
  • снятие санкций с Ирана;
  • общее ослабление экономики Китая.

В список важных факторов не включены миграционные проблемы, поскольку они скажутся на развитии мировой экономики в 2016 г.

Докладчик представил вклад разных стран в мировую экономику. Так, среди государств, чей вклад в мировой ВВП составляет более 3%, можно отметить США, Китай, Японию, Германию, Великобританию, Францию и Бразилию. Российская Федерация, Италия, Индия отнесены к странам, вклад которых в мировой ВВП приближается к 3%. Все остальные вкладывают менее 2,5%.

По мнению мировых аналитиков, в следующем году можно ожидать повышения мирового ВВП на уровне 3%. Каковы драйверы этого роста? Прежде всего, это США. Прогноз для США на следующий год весьма оптимистичный, и единственное, что может помешать стране, — это рост курса доллара США. Доллар является альтернативой диверсификации рисков. Если цена нефти снижается, то курс доллара повышается.

Согласно данным американского Центра финансового прогнозирования от 10 сентября текущего года в 2016 г. доллар относительно евро будет колебаться в пределах 1,1–1,15. Анализируя прогнозы мировой экономики, нельзя забывать о нефти. В начале августа цена нефти марки Brent составляла 49,8 дол. США за баррель. Падение мировых цен на нефть — это вызов для экономики РФ.

Журнал «Time» представил 5 фактов, объясняющих спад в России.

1. Отсутствие диверсификации. В ЕС малые и средние предприятия дают 40% ВВП, в России — только 15%.

2. Надежды на милосердие нефтяных рынков. В 1999 г. нефть и газ составляли менее половины российских экспортных доходов; сегодня они достигают 68%. При снижении цены на нефть на 1 дол. Россия теряет около 2 млрд дол. потенциальных продаж. Для России, чтобы сбалансировать свой бюджет, необходимо, чтобы цены на нефть вернулись обратно к 100 дол. за баррель.

3. Надежды на милосердие санкций. Для РФ характерна чрезмерная зависимость от нефти: 40% бюджета формируется за счет продажи нефти. Учитывая возраст многих существующих заводов, Россия будет все больше зависеть от передовых технологий западных фирм для перекачки нефти из труднодоступных районов и глубоководных месторождений.

4. Коррупция, низкая производительность. Коррупция обходится российской экономике в сумму от 300 до 500 млрд дол. в год.

5. Самой большой проблемой в России может быть отсутствие стимулов к проведению изменений. Как правило, проблемы в экономике приводят к смене политического руководства страны.

2015 г. стал для РФ переломным, как и для Украины. В пользу этого свидетельствует резкое снижение ВВП на душу населения. Такая ситуация, очевидно, обусловлена экономичес­кими причинами.

А как обстоит ситуация с украинским экспортом? По данным Business Views, в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение темпов прироста объема украинского экспорта на 14%, а объем экспорта составил 53,9 млрд дол. Для сравнения в 2013 г. темпы прироста объема экспорта снизились на 9%, а его объем составил 62,3 млрд дол.

Снижение темпов прироста объема экспорта в 2014 г., безусловно, не настолько драматично, как в 2009 г., когда этот показатель составил –41%. Однако если после снижения темпов прироста экспорта в 2009 г. последовал быстрый прирост, то сейчас ситуация выглядит иначе. По мнению аналитиков, для Украины наступает длительный период турбулентности, который не так уж легко выровнять.

Доля экспорта в ВВП Украины составляет 49%. Куда же экспортирует наша страна? Главный торговый партнер — это ЕС. Объем экспорта в ЕС в 2014 г. составил 17,5 млрд дол., в то время как в страны СНГ — 15,4 млрд дол. 40% украинских товаров покупают страны ЕС, 23% — РФ, 10% — Китай, 7% — Беларусь.

Как известно, Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, которое предусматривает дополнительные возможности для нашей страны в плане экспорта товаров в ЕС. Что принес Украине первый год вместе с ЕС? Доля основных продуктов в общем объеме экспорта составляет для продукции агропромышленного комплекса — 28%, черной металлургии — 22,9%, минеральных продуктов — 16,2%, электрических и механических машин — 12,2%. По мнению эксперта, это весьма печальная картина. «Мы часто слышим, что Украина должна стать житницей не только Европы, но и мира, но при этом мировая история не знает примеров, когда государство смогло стать процветающим исключительно благодаря продаже сырья и агропромышленному комплексу», — отметил Л. Гуляницкий.

3523

К вопросу о деньгах. В 2012 г. газета «The Guardian» опубликовала данные об объеме средств в оффшорах. Объем украинских средств, размещенных в оффшорах, на тот момент составлял 167 млрд дол. «Это, конечно, не РФ с объемом средств в оффшорах 798 млрд дол., но тоже внушительная сумма», — отметил докладчик. Он обратил внимание на то, что государственный долг Украины по состоянию на 30.06.2015 г. составил 43,7 млрд дол. То есть, вернув в Украину средства из оффшорных зон, можно было бы решить проблему государственного долга и еще пополнить бюджет.

Сопоставив ВВП с инфляцией, эксперт отметил, что в идеале инфляция не должна превышать 5%, а рост ВВП — составлять 15–20%. Однако реальность выглядит совершенно иначе. За 6 мес 2015 г. инфляция в Украине превысила 40%, а снижение ВВП составило около 15%. Но есть ростки надежды как в экономичес­кой, так и в политической сферах, хотя изменения происходят не так быстро, как хотелось бы. Надежду вселяет то, что процесс консолидации украинского общества происходит быстрее чем, например, в РФ, Румынии и Беларуси.

В контексте потенциальных возможностей Украины докладчик затронул интересную тему экспорта вооружений. Несмотря на то что Верховная Рада Украины признала РФ страной-агрессором, Украина продолжает поставлять туда вооружение. Причем экспорт вооружения в РФ занимает наибольшую долю в общем объеме украинского экспорта вооружений.

32556

Резюмируя представленные данные по Украине в виде SWOT-анализа экономики, подготовленного аналитиками Capital Times в июне 2015 г., докладчик обратил внимание на сильные стороны нашей страны, среди которых — 30% мирового чернозема, дружелюбная природа, подъем патриотизма украинского народа, благоприятные условия для развития туризма.

Наши слабые стороны — это отсутствие у общества потребности влиять на власть, слабая история государственности, привычка жить и работать в тени, желание квалифицированных специалистов покинуть страну. К наибольшим угрозам эксперты отнесли чиновничий аппарат, который на сегодня представляет собой «государство в государстве», имперские интересы РФ, внушительное количество вооруженных людей и оружия.

Среди возможностей аналитики выделили дешевизну рабочей силы, высокий уровень чулочных сбережений, поддержку Запада, хороший транзитный потенциал. Но реализовать эти возможности позволят комплексные и качественные реформы.

Далее эксперт представил прогнозы на ближайшее будущее. В августе 2015 г. наше Правительство спрогнозировало падение ВВП до –9%. НБУ, МВФ, ЕБРР дают аналогичный прогноз, а Мировой банк считает, что снижение ВВП составит –7,5%. На 2016 г. КМУ прогнозирует падение/прирост ВВП в диапазоне –0,3 — +2%. В частности, эти данные заложены в проект бюджета на 2016 г., который был разработан КМУ, но в последний момент снят с рассмотрения Парламентом. Относительно прогноза курса гривни КМУ придерживается мнения, что в 2016 г. он составит 22,1–22,4 относительно доллара США. Прогноз инфляции в 2015 г. от КМУ — 45,8%, от НБУ — 48%. На следующий год КМУ прогнозирует, что данный показатель не превысит 12%.

Прогнозируя ситуацию в стране и на фармрынке до конца текущего года и на следующий год, эксперт представил два сценария — «сценарий min» и «сценарий max». В первом случае в 2015 г. при снижении ВВП на 9% индекс потребительских цен окажется на уровне 45,8, а курс гривни относительно доллара США составит 22. В случае реализации второго сценария падение ВВП в 2015 г. составит –11,9%, индекс потребительских цен — 50, а курс гривни относительно доллара США — 22,9. В 2016 г. прогнозы выглядят следующим образом. Падение ВВП при позитивном сценарии составит 0,3%, при позитивном развитии событий прирост составит 2%, индекс потребительских цен, соответственно, — 14,7 и 17, а курс гривни относительно доллара США — 22,4 и 23,5.

Что касается прогнозируемых трендов для фармрынка, то, по мнению эксперта, при благоприятном развитии событий годовой прирост рынка лекарственных средств в гривне в свободной Украине (без оккупированных территорий) может составить 38,6–39,9%, для всей Украины — 25,8–28,8%.

В 2016 г. на рынке лекарственных средств годовой прирост рынка в гривне в свободной Украине (без оккупированных территорий) может составить 20,8–24,9%, для всей Украины — 17,8–22,7%.

Продолжая погружение в фармрынок, Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», представил в своем докладе сложившиеся тенденции на украинском фармрынке и прогноз его развития на следующий год. В настоящее время Украина переживает многокомпонентный кризис: экономический, политический, военный. Однако из любого кризиса можно вынести уроки. Так, украинский фармрынок может развиваться высокими темпами прироста в гривневом выражении при незначительном увеличении доходов населения. При значительном падении гривни по отношению к доллару управление ценой критически важно, поскольку при повышении розничной цены в разы есть риск потерять потребителя. «Проблемные» территории влияют на весь фармрынок Украины в сторону уменьшения. Понятно, что потерянные территории быстро вернуть не удастся. Дистрибьюторы будут стремиться остаться единственным поставщиком у аптечной сети. Взаимодействие производителей с аптечными сетями будет расширяться, приобретая все более цивилизованные формы — переход от маркетинговых договоров к договорам прямых поставок и более плотному контролю за своим товаром внутри аптечной сети.

Важно отметить, розничный фармацевтический рынок демонстрирует бо`льшую устойчивость по сравнению с общим розничным товарооборотом страны. Так, объем розничного товарооборота в Украине (за исключением АР Крым и зоны АТО) в январе–июле 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в ценах 2014 г. сократился на 23,6%. При этом объем розничной реализации лекарственных средств за этот период в ценах 2014 г. уменьшился на 12,5% в денежном и 2,6% в натуральном выражении.

По итогам I полугодия 2015 г. объем потреб­ления лекарственных средств (госпиталь + розница) в национальной валюте увеличился на 28% по сравнению с предыдущим годом, однако сократился в натуральном выражении (на 12%) и долларовом эквиваленте (на 38% по курсу Reuters).

По итогам января–августа 2015 г. объем аптечных продаж лекарственных средств продемонстрировал прирост на уровне 23% в гривневом выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в натуральном и долларовом выражении зафиксирована убыль на уровне 13 и 38% соответственно. На эти показатели серьезное влияние оказывают «проблемные» территории: АР Крым, Донецкая и Луганская области. В этих регионах отмечается существенное уменьшение объема продаж лекарственных средств. С начала года потребление лекарственных средств в АР Крым практически сведено к нулю. Вследствие этого фактора в 2014 г. украинский фармрынок недополучил около 4% розничного товарооборота. При сохранении существующей на сегодня ситуации в 2015 г. фармрынок Украины может недополучить порядка 12% общего объема продаж. Если не учитывать территорию зоны АТО и АР Крым, на контролируемой территории розничный фармрынок по итогам января–августа 2015 г. в гривневом выражении увеличился на 39% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В долларовом выражении объем рынка на контролируемой территории уменьшился на 30%, в натуральном выражении — на 2%.

Далее докладчик озвучил прогноз развития розничного фармацевтического рынка Украины в национальной валюте. Так, объем розничной реализации лекарственных средств на контролируемой территории по итогам 2015 г. может достигнуть 40 млрд грн., увеличившись на 38–40% по сравнению с 2014 г. В 2016 г. темпы прироста могут составить 21–25%. Для Украины в целом прогнозируются меньшие темпы прироста — на уровне 25–29% в 2015 г. и 18–23% в 2016 г.

По словам спикера, реакция потребителя на повышение цен проявляется в большей степени по сравнению с кризисом 2008–2009 гг. Важно обратить внимание, как показывает опыт предыдущего кризиса, что для отечественных препаратов характерен вдвое меньший инфляционный индекс по сравнению с импортными, однако в посткризисный период низкостоимостные препараты продолжают повышать цены.

Доля потребления отечественных препаратов увеличивается в денежном и натуральном выражении, удельный вес производителей, которые работают в сегменте «импорт за валюту», уменьшается, а сегмент «импорт за гривню» удерживает свою долю примерно на одном уровне. Важно отметить заметное снижение с мая текущего года средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов сегмента «импорт за валюту».

По мнению С. Ищенко, отечественные производители получают шанс хорошо закрепиться в рынке. Доля оте­чественных препаратов в общем объеме рынка розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении значительно увеличилась с 2013 г. Это им позволяет значительно изменившийся «зазор» в цене — между средневзвешенной стоимостью 1 упаковки отечественных и импортных препаратов. До кризиса 2008 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки импортных препаратов в 4 раза превышала таковую отечественной продукции. Во время кризиса разница увеличилась до 6 раз. Появился потенциал повышения цены на отечественную продукцию. Через несколько лет разница в цене снова вернулась к прежнему уровню (стоимость импортных препаратов в 4 раза выше таковой отечественной продукции). На сегодня снова цена упаковки импортных препаратов в 6 раз выше отечественной.

Зарубежным компаниям также необходимо удерживать свои сегменты. Во избежание потери потребителя они вынуждены идти на непопулярные меры по снижению цены. По словам докладчика, в 2015 г. очень многие производители начали значимо снижать цены на свои препараты.

Одна из интересных тем, затронутых докладчиком, — способность различных сегментов рынка влиять на конечную цену, где у каждого есть свой рыночный диапазон. Так, розничные сети могут влиять на конечную цену в пределах 15–20%, дистрибьюторский сегмент оказывает влияние на цену в пределах 10–15%, производитель способен изменять цену практически как угодно (от уровня себестоимости и выше — до уровня конкурентоспособности). Таким образом, основная возможность по модификации цены, безусловно, находится у производителя, а аптеки и дистрибьюторы влия­ют в небольшом диапазоне.

Владимир Игнатов представил доклад, посвященный ожиданиям и реалиям фармрынка Украины. В первую очередь, он напомнил, какие ожидания были у фармрынка в феврале 2015 г. В этот период мы ожидали, что инфляция будет достаточно низкой — на уровне 17,2% по прогнозу НБУ/20–25% в реальной жизни. Ожидалось, что девальвация национальной валюты достигнет уровня 25 грн. и выше, чего, к счастью, не произошло. Рынок также пребывал в ожидании введения импортной пошлины, которая могла быть введена на уровне 0; 5 или 10%. В настоя­щее время мы работаем с пошлиной на уровне 5%, однако ожидаем ее отмены с 1 января 2016 г.

В феврале текущего года много надежд возлагалось на старт реформы системы здравоохранения, в частности децентрализации и снижения регуляторной нагрузки. Мы также надеялись на получение международной финансовой помощи. Принципиально важным для работы отрасли было сведение в «единый» курса Межбанка и НБУ. Были также надежды на экономичес­кую стабилизацию и окончание военных действий в стране.

Что мы имеем сегодня? Прогноз инфляции на конец текущего года значительно превышает февральский и составляет 46% (прогноз КМУ), прогнозы НБУ немного больше и составляют 48–49%. Текущий показатель превышает 50%. Курсовой коридор держится достаточно жестко — на уровне 22–23 грн./дол.

Очень важный момент — старт реформы системы здравоохранения, который, к сожалению, до сих пор не случился. Децентрализации финансирования, по большому счету, мы также не наблюдаем. Также не снизилась регуляторная нагрузка на фармацевтическом рынке. Международную финансовую помощь Украина получила, благодаря чему удалось пополнить золотовалютные резервы и, соответственно, стабилизировать обменный курс. Мы получили более или менее единый курс Межбанка и НБУ. Стабилизации экономики и прекращения военных действий в настоящее время нет. Прогноз падения ВВП в 2015 г. составляет 9%, что катастрофически много, поскольку это уже второй год, когда ВВП у нас имеет отрицательное значение.

Чего индустрия все еще ожидает? От законодателей индустрия ожидает как минимум два законодательных акта. В первую очередь, это новая редакция Закона Украины «О лекарственных средствах». И очень важный закон, который должен изменить принципы финансирования здравоохранения и работы на рынке, — «О социальном медицинском страховании». Модель финансирования, базирующаяся на реимбурсации, будет очень тесно связана с этим законом.

В. Игнатов остановился на некоторых открытых вопросах фармрынка. К ним относится оценка результатов Пилотного проекта по возмещению стоимости лекарственных средств для пациентов с артериальной гипертензией. Следующий важный вопрос касается централизованных закупок лекарственных средств и медицинских изделий МЗ Украины. Такой подход в лекарственном обеспечении не является эффективным, не отображает реальных интересов пациентов, и в большинстве развитых стран не используется. По словам В. Игнатова, те действия, которые мы наблюдаем сегодня, в том числе перекладывание ответственности на международные организации, являются, по сути, попыткой изобрести самую эффективную керосиновую лампу в эпоху развития электричества.

Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим — по каким принципам или критериям происходит распределение закупаемой продукции? Государство ежегодно покрывает около 30–40% потребности. В этой ситуации было бы более справедливо предоставить каждому пациенту компенсацию на уровне 30–40%. Отказ от централизованных закупок избавит систему здравоохранения от больших коррупционных рисков. В будущем нас ожидает еще одна проблема — проведение оценки эффективности централизованных закупок, осуществляемых при помощи международных организаций. Необходимо понимать, что ни одна международная организация не работает даром. Мы должны убедиться, что такой подход не приведет к повышению стоимости лечения для пациента.

В. Игнатов представил краткие рекомендации относительно того, что можно сделать уже сегодня, чтобы начать качественные изменения в системе здравоохранения. В первую очередь, это получение статистики здравоохранения. Для этого необходимо провести полную компьютеризацию системы здравоохранения, что на самом деле требует вполне доступных средств. По предварительным подсчетам, полная компьютеризация украинского здравоохранения, включая создание реестров и инфраструктуры, обойдется в 100 млн дол. Эти средства можно выделить из финансовой помощи, которую МЗ Украины получает в рамках международных проектов (например недавно МЗ Украины получило финансовую помощь в размере 215 млн дол.).

Следующий важный момент — внедрение стандартов лечения и формулярной системы. Это позволит избавиться от многих коррупционных рисков при назначении лекарственных средств — полипрагмазии, дискуссии относительно выбора тех или иных препаратов и т.д. Компьютеризация здравоохранения позволит нам получить полную картину украинского здравоохранения. Если есть стандарты и статистика, можно работать над созданием модели реимбурсации (рецептурный сегмент).

В заключение В. Игнатов обратил внимание на достаточно серьезную проблему, которая стала заметной на протяжении последнего полугодия. На фармацевтическую отрасль оказывается необоснованное давление со стороны фискальных и силовых органов, что идет вразрез с принципами работы в цивилизованном мире.

Примером такого давления поделилась Елена Зубко, руководитель бизнес-группы Байер Хелскер, директор подразделения безрецептурных препаратов компании «БАЙЕР». Компания «БАЙЕР» недавно столкнулась с коллизией при осуществлении кодификации товаров со стороны Государственной фис­кальной службы Украины (далее — ГФС). Е. Зубко озвучила достаточно интересный случай. По прошествии определенного периода, когда компания «Байер» импортировала лекарственное средство в Украину, ГФС пересмотрела его таможенный код. В результате спиртсодержащему лекарственному средству компании «Байер», несмотря на наличие регистрационного свидетельства, ГФС присвоила таможенный код коньячного изделия. Это привело к остановке его импорта и реализации в Украине, поскольку «Байер» как законопослушная компания не может осуществлять его импорт. Подобного рода коллизия не только лишает государства тех средств, которое оно могло бы заработать на НДС и прочих налогах, — она лишает пациентов доступа к препаратам, которые они принимают на протяжении длительного времени.

Чего ожидать от автоматизации учреждений здравоохранения? Доклад на эту тему, подготовленный по материалам наработок гражданской инициативы «Реанимационный пакет реформ», представил Игорь Крячок. Он напомнил, что первые попытки автоматизации предпринимались еще с середины 2000-х годов.

Суть предложенной реформы заключается в том, чтобы переложить всю меру ответственности на руководителей госпитальных и поликлинических учреждений при предоставлении руководителям учреждений полной свободы в финансовых, организационных и кадровых вопросах.

В рамках такой глобальной реорганизации вместо больниц в нынешнем понимании появятся государственные предприятия, которые будут нести всю ответственность за уровень оказания медицинской помощи. Схема финансирования все еще не разработана. Один из вариантов расчета расходов — использование Diagnostic related groups. Учреждения будут сами нанимать людей на работу, закупать лекарственные средства, оборудование, медицинские изделия. Эти учреждения будут выходить на прямую дорогу конкуренции. Часть услуг, частично или полностью, будет покрываться государством, однако у учреждений появляется возможность оказывать другие услуги, за счет чего они могут получать доход.

Один из вопросов, который необходимо решать на системном уровне, — разделение 3 функций, которые сегодня сосредоточены в профильном министерстве. Министерство выступает заказчиком медицинской услуги. Оно же является исполнителем. При этом Министерство выступает также арбитром. Перед тем, как передавать ответственность на отдельные лечебные учреждения, стоит устранить ситуацию, при которой в руках Министерства сконцентрированы все эти функции.

Например, вопросами, связанными с закупкой услуг или препаратов, во всем мире занимаются страховые компании (государственные или частные). В рамках проектов реформ еще не определено, будет в Украине вводиться государственное или частное страхование. Не определено, как будут защищать тех, кто будет предоставлять услуги. То есть требуется разработка целого пакета законодательных и нормативных документов.

В рамках системы страхования со стороны страховых компаний работают специальные эксперты, которые выявляют нарушения. При любом отступлении от стандартов лечения или оказании пациенту неквалифицированной (неправильной/ненадлежащей) помощи врач-эксперт из страховой компании занимается оценкой этого. И. Крячок напомнил, что 16 сентября состоялось заседание профильного комитета Верховной Рады Украины, на котором был отклонен законопроект, подготовленный МЗ Украины. Альтернативный законопроект, подготовленный Олегом Мусием, мало чем отличается от проекта МЗ Украины. Разница лишь в том, что проект МЗ предполагал возможность приватизации учреждений здравоохранения, а в проекте О. Мусия все учреждения здравоохранения остаются государственными.

Необходимо понимать, что существует структурированное лобби, которое абсолютно не заинтересовано в появлении нескольких тысяч конкурентов в сегменте предоставления платных услуг для населения.

Проанализировав стадии и идеологию реформирования здравоохранения, можно сделать вывод — принципы работы в 2016 г. ничем не будут отличаться от таковых 2015 г.

В рамках сессионной дискуссии Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор компании «Калина медицинская производственная компания», рассказал о дерегуляции сегмента изделий медицинского назначения. Многое реализовано благодаря деятельности рабочей группы по дерегуляции, то есть благодаря активной позиции отрасли.

В контексте ценовой регуляции он напомнил, что благодаря постановлению КМУ № 449, которое вступило в силу 7 июля 2015 г., заметно упростился процесс декларирования оптово-отпускных цен на лекарственные средства и медицинские изделия. В рамках этого отменена процедура внешнего реферирования цен на лекарственные средства; изменен порядок декларирования изменений оптово-отпускных цен на медицинские изделия (процедура упрощена); внесены изменения в постановление КМУ № 955 (установлен один уровень наценок).

Он обратил внимание на проблему того, что в соответствии с постановлением КМУ № 950 при смене руководителя центрального органа исполнительной власти все законодательные акты, которые разработаны рабочими группами, отменяются. По инициативе ассоциации в МЗ Украины направлено предложение о внесении изменений в это постановление, что позволит не отменять проделанную работу при смене руководителя органа исполнительной власти. П. Харчик отметил, что, к сожалению, несмотря на заявленные намерения о дерегуляции фармацевтической отрасли, этого не происходит.

В ближайших выпусках «Еженедельник АПТЕКА» продолжит обзор конференции-практикума «Фармбюджет–2016». С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах morion.ua и  apteka.ua .

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті