Фарма–2007: виды на будущее издалека

2007 г. может принести много сюрпризов от Большой Фармы. И сообщение о 10% сокращении штатов в «Pfizer», казавшееся невероятным, к концу года может показаться почти заурядным на фоне последующих событий. В свете растущей конкуренции среди генерических компаний и постоянного давления страховых организаций и политиков, желающих снизить цены на препараты — с одной стороны, и уменьшения количества перспективных разработок, которые, став блокбастерами, смогли бы компенсировать «усыхание» прибыли — с другой, гиганты-оригинаторы столкнулись с необходимостью принятия радикальных мер для удержания позиций. В ход наверняка пойдут такие классические методы, как затягивание поясов и вливание свежей крови.

Поэтому стоит приготовиться к  очередной волне слияний между предприятиями разного калибра. Фармацевтические компании будут стремиться покупать биотехнологические фирмы несмотря на высокий процент риска таких предприятий. Политики поглощений будут придерживаться и  генерические компании. Так, на повестке дня стоит продажа генерического подразделения «Merck KGaA», а кто окажется покупателем «Ranbaxy» или «Actavis» — это интрига сезона.

Итак, какая расстановка сил на рынке? Не все компании опубликовали свои годовые отчеты за 2006 г., но мы можем воспользоваться рейтингом компаний-производителей согласно объемам продаж в 2005 г., опубликованным в последнем номере журнала «Scrip World Pharmaceutical News» — «The Scrip 100» (табл. 1). В 2005 г. размеры мирового фармацевтического рынка достигли 602 млрд дол. США, что на 7% больше по сравнению с 2004 г. При этом на 10 наибольших рынках (81% всех продаж) в 2005 г. отмечено увеличение объемов продаж на 5,7% (IMS Health, 2006). Тройка лидеров — «Pfizer», «GlaxoSmithKline» и «sanofi-aventis» — демонстрировала некоторое уменьшение прибыли по сравнению с  2004 г. Причем объемы продаж у «sanofi-aventis» и  «GlaxoSmithKline» уменьшались, если единицей измерения был доллар США, но если брать «родную» денежную единицу — евро или фунт стерлинга — то продажи, наоборот, росли — на 8,1 и 9,1% соответственно. Злая шутка колебания курса? Возможно… Что касается «Pfizer», то в  ежегодном обращении к акционерам Хенк МакКиннел (Hank McKinnel), теперь уже бывший исполнительный директор, отметил, что в  2005 г. уменьшение объемов продаж стало следствием окончания патентной защиты некоторых препаратов и резкого уменьшения назначений коксибов после того, как представитель этого класса — Vioxx® (рофекоксиб, «Merck&Co.»), был отозван с  рынка и  попутно «подорвал репутацию» Celebrex® (целекоксиб, «Pfizer»), объемы продаж которого уменьшились на 48%, составив 1,7 млрд дол. Немного (на 2%, до 1,6 млрд дол.) уменьшились продажи препарата Viagra® (сильденафил) вследствие появления препаратов этого же класса. Зато увеличились продажи блокбастера № 1 в мире — Lipitor® (аторвастатин) — на 12% до 12,2 млрд дол.; Xalatan® (латанопрост) для терапии глаукомы — на 12% до 1,4 млрд дол., и Camptosar® (иринотекан) для терапии рака — на 64% до 910 млн дол.

Как оказалось в дальнейшем, прибыль «Pfizer» продолжала уменьшаться, и на собрании аналитиков с Уолл-стрит 22 января 2007 г. новый президент и председатель совета директоров «Pfizer» Джеффри Киндлер (Jeffrey B. Kindler) объявил о реорганизации некоторых подразделений и сокращении штатов. Во всем мире будет уволено 10 000 сотрудников компании, закрыто два завода и три исследовательских центра. В компании происходит реорганизация маркетингового подразделения с формированием отдельных бизнес-юнитов для каждого из терапевтических направлений (со своей отчетностью). Специализированными по направлению будут и медицинские представители, и исследовательские институты, что, по мнению Дж. Киндлера, позволит повысить эффективность их работы. «Pfizer» отказывается от исследований в двух терапевтических направлениях — гастроэнтерологическом и дерматологическом, и  больше внимания будет уделять разработкам вакцин. Экономия средств на всех уровнях позволит достичь к 2008 г. сокращения расходов до 2 млрд дол. в год, при этом компания и дальше будет практиковать поглощения других компаний. Тем не менее, все эти действия не предотвратили снижение курса акций компании после публикации отчета за IV кв. 2006 г. Что это было — неверие рынка в эффективность мер, предпринимаемых новым руководством компании или обычные биржевые спекуляции — время покажет. Если судить по реакции зарубежной прессы, аналитики и инвесторы разделились во мнениях (Smith A., 2007; Boris J., 2007).

Жан Пьер Гарнье (Jean-Pierre Garnier), генеральный директор «GlaxoSmithKline», заметил, что 2005 г. в целом был благоприятный, но уже в  2006 г. компанию поджидало окончание срока действия патентов, причем в отношении ключевых продуктов. В регуляторные органы начали поступать заявки на получение разрешения на маркетинг генерических версий оригинальных препаратов (с  указанием недействительности патентов до окончания их срока действия) на бупропион (оригинальный препарат Wellbutrin® для применения при никотиновой зависимости), салметерол/флутиказон (Seretide®, адренергический препарат для ингаляционного применения), розиглитазон (антидиабетическое средство Avandia®), суматриптан (средство, применяемое при мигрени, Imitrex®), валацикловир (противовирусное средство Valtrex®), ламотригин (противоэпилептическое средство Lamictal®), ондансетрон (противорвотное средство Zofran®). А Ханспетер Спек (Hanspeter Spek), исполнительный вице-президент по фармацевтическим операциям «sanofi-aventis», говоря об успехах в  2005 г., также как и его коллеги из других компаний, отмечал истечение срока действия патентов и активность «генерических атак». Интересно, что эксперт-аналитик «Scrip» д-р Питер Чарлиш (Peter Charlish) предположил, что к концу 2006 г. «sanofi-aventis» сможет выйти на второе место, обогнав «GSK» (The Scrip 100). Еще сложно подтвердить его предположение, поскольку отчеты этих компаний пока недоступны. В прогнозах на 2006 г. аналитик высказал мнение, что вероятность каких-либо радикальных изменений в рейтинге минимальна. Возможно, «sanofi-aventis» займет вторую позицию в рейтинге, а «AstraZeneca» удастся подняться на 1 строчку вверх. В 2007, возможно, «GSK» и «sanofi-aventis» вообще перестанут соревноваться за право называться «номер 2», поскольку топ-10 может оказаться перекроенным после слияния компаний, находящихся на верхних позициях рейтинга. Вероятность этого существует. Недавно, 29 января 2007 г., французский финансовый бюллетень «La Lettre de l’Expansion» поместил сообщение о переговорах, которые ведутся между «Bristol-Myers Squibb» и  «sanofi-aventis» на предмет дружественного слияния (отказавшись назвать источник информации). Обе компании пока не подтвердили и не опровергли это сообщение.

Среди десяти компаний-лидеров, наибольшего роста продаж в  2005 г. удалось добиться компании «AstraZenecа» (№ 4), чьи продажи (в  долларовом выражении) увеличились на 11,8%. Одной из причин такого успеха стал рост объемов продаж пяти ключевых продуктов — ингибитора протонного насоса Nexium® (эзомепразол), антипсихотического средства Seroquel® (кветиапин), гиполипидемического средства Crestor® (розувастатин), средства для терапии гормончувствительного рака молочной железы Arimidex® (анастрозол) и противоастматического средства для ингаляционного применения Symbicort® (будезонид/формотерол). Оптимистичные финансовые показатели продемонстрировали также компании «Roche», «Novartis» и «Wyeth» (№ 7–9). Судя по годовым отчетам за 2006 г., которые постепенно появляются, изменения в топ-10 будут умеренными. Практически все компании, занимавшие верхние позиции в рейтинге в 2005–2006 финансовом году, в 2006–2007 продемонстрировали умеренный или высокий рост продаж. Исключением стала «Bristol-Myers Squibb», продажи продукции которой уменьшились. Годовой отчет «sanofi-aventis» будет опубликован позже. «Roche» добилась больших успехов, приблизившись вплотную (по объемам продаж) к сохранившей темпы роста «AstraZeneca».

Хороших показателей роста удалось достичь и «Schering-Plough» (№ 17) — 18%. В 2003 г. компания демонстрировала уменьшение объемов продаж на 24%, в 2004 г. ей удалось затормозить сокращение продаж до 2,9%, и в 2005 г. компания реабилитировалась благодаря гиполипидемическому средству Vytorin® (эзетимиб/симвастатин). Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) выдало разрешение на маркетинг Vytorin® в июле 2004 г., и в 2005 г. объемы продаж этого препарата составили 2,4 млрд дол. («Schering-Plough» причитается половина этой суммы, поскольку препарат маркетируется совместно с  «Merck&Co.»).

18-е место в рейтинге заняла японская компания «Astellas», созданная в  2004 г. при слиянии «Yamanouchi» и  «Fujisawa», занимавших ранее в рейтинге 25-е и 26-е места.

Отличные перспективы, похоже, открываются перед «Genentech» (19-е место), чьи продажи возросли на 46% по сравнению с 2004 г. до значений 5,5 млрд дол. в год. Двигателем роста компании стали существенно увеличившиеся объемы продаж антинеопластических средств Avastin® (бевацизумаб) — на 108% до 1,1 млрд дол., Herceptin® (трастузумаб) — на 60% до 747 млн дол., Tarceva® (эрлотиниб) — 275 млн дол. (на рынке с ноября 2004 г.). Продажи противоастматического средства Xolair® (омализумаб) в 2005 г. возросли на 71%, принеся компании 321 млн дол.

Взлет переживает массачусетская компания «Sepracor» (66-е место), увеличившая объем продаж на 140% (770 млн дол.). В течение 2005 г. компания порадовала двумя новыми продуктами: в апреле 2005 г. вывела на рынок США снотворный препарат Lunesta® (эсзопиклон), а в декабре 2005 г. — адренергический препарат для ингаляционного применения Xopenex HFA® (левалбутерол, дозированный ингалятор): до этого на рынке США присутствовал Xopenex® в  виде раствора для ингаляций. За 9 мес пребывания Lunesta® на рынке объем продаж составил 330 млн дол. Продажи Xopenex® в течение 2005 г. выросли на 34%, и составили 428 млн дол., а продажи за 1 мес присутствия на рынке Xopenex HFA® составили 12 млн дол.

Более чем в 3 раза увеличились объемы продаж шведской компании «Meda» (82-е место), причем практически равными составляющими роста стал успех продуктов, который маркетирует компания, и продажи, обеспеченные благодаря поглощению в  2005 г. немецкой группы фармацевтических компаний «Viatris».

МАРЖА ОПЕРАЦИЙ С ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Согласно The Scrip 100, операционная прибыль (прибыль от продаж за вычетом себестоимости продукции и операционных расходов), оказалась наибольшей у «Pfizer» (табл. 2). Наивысшую же рентабельность операций с фармацевтической продукцией (операционная прибыль/продажи) продемонстрировала «Merck&Co.» — 63,6%. П. Чарлиш отметил, что «Pfizer» и «Merck&Co.» удерживают такую высокую маржу операций уже на протяжении 3 лет. «Schering-Plough» удалось значительно улучшить показатель 2004 г. с 0,2% до 9,7% в 2005 г. Одними из наиболее прибыльных оказались биотехнологические компании «Amgen» и «Genentech». С 2002 г. «Amgen» демонстрирует ежегодное значительное повышение прибыльности, опережающее рост выручки от продаж. Ежегодный рост маржи операций демонстрирует «Genentech» (The Scrip 100).

Таблица 1/

Топ-100 компаний по продажам лекарственных средств (рецептурных
и безрецептурных), 2005 финансовый год (все значения были конвертированы в  дол. США согласно курсу на конец 2005 г.). (The Scrip 100)

№ п/п Компания Продажи фармацевтической продукции в  2005 г., млн дол. Изменение по  сравнению с  2004, % Продажи, доля фармацевтической продукции, %
1 Pfizer 44 284 -4,0 86,3
2 GlaxoSmithKline 32 104 -2,3 86,2
3 sanofi-aventis 29 894 -7,2 92,4
4 AstraZeneca 23 950 11,8 100,0
5 Johnson&Johnson 22 322 0,9 44,2
6 Merck&Co 21 825 1,5 99,2
7 F Hoffmann-La Roche 20 701 8,3 76,8
8 Novartis 20 262 9,5 62,9
9 Wyeth 15 321 9,7 81,7
10 Bristol-Myers Squibb 15 254 -1,5 79,4
11 Eli Lilly 13 782 5,5 94,1
12 Abbott 13 600 3,2 60,9
13 Amgen 12 022 20,5 100,0
14 Bayer 11 164 3,1 34,4
15 Boehringer Ingelheim 10 862 2,6 96,2
16 Takeda 9070 -4,6 86,4
17 Schering-Plough 7564 17,9 79,6
18 Astellas 7390 -9,8 98,9
19 Genentech 5488 46,4 100,0
20 Novo Nordisk 5357 1,4 100,0
21 Teva 4703 -22,2 89,6
22 Schering AG 4622 -2,9 73,5
23 Merck KGaA 4610 -1,3 66,3
24 Akzo Nobel 4417 0,5 28,7
25 Eisai 4342 -12,7 95,9
26 Sankyo 3861 -13,0 78,4
27 Baxter International 3852 9,9 39,1
28 Servier 3315 -2,0 100,0
29 Forest Laboratories 2794 -8,5 94,3
30 Daiichi Pharmaceuticals 2814 -7,3 95,6
31 Altana 2800 -1,9 72,3
32 Solvay 2688 13,8 24,8
33 UCB 2419 6,4 87,3
34 Serono 2339 7,4 100,0
35 Allergan 2273 16,8 98,0
36 Mitsubishi Pharma 2189 -2,2 100,0
37 Gilead Sciences 1809 45,6 100,0
38 Shionogi 1715 -4,3 92,3
39 King Pharmaceuticals 1671 39,3 98,6
40 Dainippon Sumitomo Pharma 1636 37,1 78,4
41 Watson Pharmaceuticals 1632 1,8 100,0
42 Biogen IDEC 1617 8,8 66,7
43 CSL 1501 36,9 74,5
44 Lundbeck 1439 -18,7 100,0
45 Dong Wha 1363 2,2 100,0
46 Tanabe 1349 -12,7 84,2
47 Shire Pharmaceuticals 1328 19,3 100,0
48 Genzyme 1321 18,5 53,9
49 Ono 1271 -6,4 100,0
50 Mylan Laboratories 1253 0,0 100,0
51 MedImmune 1221 8,6 100,0
52 Schwarz Pharma 1173 -8,5 100,0
53 STADA 1162 26,0 95,5
54 Cephalon 1157 18,0 100,0
55 Almirall-Prodesfarma 1139 -6,5 100,0
56 Ranbaxy 1135 -7,5
57 Kyowa Hakko 1128 -25,8 33,7
58 Barr Laboratories 1030 -20,6 100,0
59 Andrx 984 -10,4 100,0
60 Ipsen 956 -6,1 100,0
61 Asahi Kasei 883 -12,7 7,5
62 Teijin 880 -7,0 11,0
63 Endo 820 33,3 100,0
64 Taisho 816 -12,7 34,4
65 Pliva 813 7,1 81,4
66 Fournier 804 0,2 100,0
67 Sepracor 770 140,7 100,0
68 Valeant Pharma 731 20,6 100,0
69 Ajinomoto Pharma 707 -10,1 7,5
70 Gedeon Richter 706 17,8 100,0
71 Orion 648 -6,9 28,8
72 Kaken 637 -12,7 100,0
73 Recordati 636 7,1 93,3
74 Chiron 629 5,6 44,3
75 Biovail 624 -25,8 100,0
76 Alpharma 554 -80,6 38,9
77 Cipla 534 -0,6 100,0
78 Actelion 492 22,5 100,0
79 Zambon 474 -7,7 80,0
80 Zeria 472 -11,4 100,0
81 Kaneka 436 -4,3 10,7
82 Dr Reddy’s Laboratories 426 -8,3 100,0
83 Meda 346 301,2 95,7
84 Axcan 251 3,2 100,0
85 Elan 251 -18,1 61,0
86 Siegfried Holding 214 -16,0 88,7
87 QLT 210 17,1 100,0
88 Millennium Pharmaceuticals 192 34,3 100,0
89 Ligand Pharmaceuticals 166 38,0 100,0
90 Berna Biotech 117 -15,5 90,6
91 SkyePharma 111 -6,7 100,0
92 InterMune Pharmaceuticals 111 -26,8 100,0
93 Savient 86 -18,6 100,0
94 Cangene 65 18,5 54,2
95 Nabi 62 -52,9 57,5
96 Aeterna Zentaris 47 1,6 19,1
97 Acambis 41 -52,2 100,0
98 Noven Pharmaceuticals 41 9,7 100,0
99 aaiPharma 36 -53,7 100,0
100 Nektar Therapeutics 30 18,1 100,0

Таблица 2

Прибыльность от операций с фармацевтической продукцией для 20 компаний с наибольшими объемами продаж в 2005 г. (The Scrip 100)

Компания Чистая прибыль, млн дол. Операционная прибыль, млн дол. Операционная рентабельность, (%)
Pfizer 8085,0 19 594,0 44,2
GlaxoSmithKline 8285,4 10 619,0 33,0
sanofi-aventis 7500,3 54 34,5 18,1
AstraZeneca 4724,0 65 02,0 27,1
Johnson&Johnson 10411,0 6610,0 29,6
Merck&Co 4631,3 13 157,9 63,6
F Hoffmann-La Roche 5109,1 5665,6 27,4
Novartis 6141,0 6014,0 29,7
Wyeth 3656,3 4544,9 29,7
Bristol-Myers Squibb 2992,0 3698,0 24,2
Eli Lilly 1979,6 2717,5 18,6
Abbott 3372,1 2527,0 31,1
Amgen 3674,0 4848,0 39,0
Bayer 1890,8 1304,7 11,7
Boehringer Ingelheim 1792,5
Takeda 2592,9 3376,5 32,2
Schering-Plough 269,0 733,0 9,7
Astellas 880,7 924,4 12,4
Genentech 1279,0 1921,9 35,0
Novo Nordisk 930,5 1283,4 24,0

2006: СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ (MERGERS AND ACQUISITIONS – M&A)

В 2006 г. произошло немало слияний. Причины, побуждавшие одни компании приобретать другие, — желание закрепиться на новых рынках, усилить и разнообразить продуктопровод или получить доступ к оригинальным технологиям. Наибольшая M&A-активность была отмечена по отношению к биотехнологическим компаниям, и это не случайно. В 2005 г. объем продаж биофармацевтической продукции во всем мире составил 52,7 млрд дол. (из них 32,8 млрд — в  США). Продажи этой продукции относительно 2004 г. выросли на 17,1%, что составило 7,6 млрд дол. При этом 16% препаратов получили статус блокбастеров (продажи свыше 1 млрд). На рынке США лидерами роста продаж среди биофармацевтической продукции стали Aranesp® (дарбепоэтин альфа), Enbrel® (этанерцепт) и Neulasta® (пегфилграстим) от «Amgen» и  Rituxan® (ритуксимаб) от «Genentech». Потенциал дальнейшего роста продаж препаратов этого класса высок. К примеру, для терапии ревматоидного артрита только у 10% пациентов в  США применяют продукты, полученные с помощью биотехнологий – такие, как Enbrel® («Amgen»/«Wyeth»), Remicade® («Centocor»), Humira® («Abbott»). Ожидается, что использование этих препаратов будет расти (IMS Health, 2005). Поэтому фармацевтические компании переводят свой взор с химического синтеза на биотехнологии, которые в будущем могут стать основной статьей их дохода.

ЗАВТРАК ЧЕМПИОНОВ

Стремясь пополнить продуктопровод новыми разработками в области биотехнологий, «Pfizer» в апреле 2006 г. приобрел частную компанию «Rinat Neuroscience», проекты которой по созданию лекарственных средств для терапии боли, нейропатии, ожирения, болезни Альцгеймера и Паркинсона находятся на разных стадиях развития, преимущественно — доклинических (здесь и далее по материалам журнала «Scrip» и www.apteka.ua/news). А в октябре «Pfizer» приобрел «PowderMed», которая обладает новой технологией по более быстрому производству вакцин (нежели это позволяет традиционная технология с использованием яиц) и технологией по доставке ДНК-вакцины в кожу под давлением гелия.

«AstraZeneca» заявляла, что к  2010 г. хочет добиться, чтобы до четверти всех продуктов, находящихся на стадии клинических испытаний IIb фазы, были получены с помощью биотехнологий. С этой целью в мае «AstraZeneca» приобрела «Cambridge Antibody Technology» — британскую биотехнологическую компанию, специализирующуюся на создании моноклональных антител человека. Покупка обошлась в 702 млн фунтов (1,3 млрд дол.) — на 70% выше реальной стоимости акций, которые находились на руках акционеров. Вряд ли этот шаг можно назвать опрометчивым – «AstraZeneca» должна хорошо представлять потенциал биотехнологической компании, с которой сотрудничала с 2004 г. Одна из разработок «Cambridge Antibody Technology» — средство для лечения ревматоидного и  псориатического артрита и анкилозирующего спондилита HUMIRA® (адалимумаб), право на маркетинг которого в ЕС и США принадлежит «Abbott Laboratories».

Еще раньше, в начале 2005 г., «AstraZeneca» приобрела за 210 млн дол. другую британскую биотехнологическую компанию, специализирующуюся на онкологическом направлении — «KuDOS Pharmaceuticals». На момент поглощения, компания проводила клинические испытания I фазы KU 59436 — субстанции, ингибирующей ферменты репарации ДНК. В  случае успешного окончания испытаний препарат может быть использован в сочетании с лучевой и химиотерапией для лечения многих онкологических заболеваний.

Не отставал от соседей по рейтингу и «Merck&Co.», истративший в мае 2006 г. 400 и 80 млн дол. наличными на приобретение 2 небольших биотехнологических компаний, с которыми ранее сотрудничал — «GlycoFi» и «Abmaxis» соответственно. Первая компания специализировалась на технологиях по оптимизации белков с  помощью гликозилирования с целью продлить срок жизни белков в  организме. Интерес к компании с такой узкой направленностю объясняется наличием у «Merck&Co.» технологии экспрессии белковых молекул. Привлекательность второй поглощенной компании — в  обладании платформой для создания и оптимизации моноклональных антител. Комментируя приобретения, Питер С. Ким (Peter S. Kim), президент «Merck Research Laboratories», отметил, что это «позволит нам стать видным игроком на поле биофармацевтики, которая занимает все более важные позиции». И ноябрьское приобретение биотехнологической компании «Sirna Therapeutics» за 1,1 млрд дол. подтвердило желание компании работать в этом направлении. «Sirna Therapeutics» специализировалась в технологии РНК-интерференции (RNAi) и  имела совместные проекты с «GlaxoSmithKline» и «Allergan». «Sirna» обладает правом интеллектуальной собственности на более чем 250 мишеней в геноме млекопитающих и вирусов, на которые можно воздействовать с помощью RNAi, и владеет патентами, защищающими ключевые аспекты RNAi-технологии. На базе данной платформы можно будет создавать субстанции для терапии инфекционных и онкологических заболеваний, средств, влияющих на метаболизм, нервную систему и  для применения в дерматологии. Поздравляем с хорошей покупкой.


Наибольшая M&A-активность была отмечена по отношению к  биотехнологическим компаниям


Вряд ли «Eli Lilly» руководствовалась такими далекими перспективами, как «Merck&Co.» при покупке «Sirna», приобретая за 2,1 млрд дол. своего партнера «ICOS». Причина, по которой «Eli Lilly» решилась на покупку, — рыночный успех Cialis® (тадалафил), средства для лечения эректильной дисфункции), которое производило и  маркетировало совместное предприятие «Lilly ICOS LLC».

Похожие причины вызвали и действия компании «Abbott Laboratories», когда в  ноябре она рассталась с 3,7 млрд дол., приобретая «Kos Pharmaceuticals». «Kos» специализировалась на разработке и маркетинге средств для лечения сердечно-сосудистых, метаболических и респираторных заболеваний, а ей принадлежали препараты Niaspan® (ниацин с длительным высвобождением) и Advicor® (ниацин/ловастатин). На поздней стадии разработки находится Simcor® (ниацин/симвастатин), для которого разрешение на маркетинг будет выдано предположительно в первой половине 2007 г. Кроме того, компания владела другими разработками в этом терапевтическом направлении.

Июньское же приобретение «Novartis» — «NeuTec Pharma» (Великобритания), стоившее 569 млн дол., позволит расширить в будущем портфель компании за счет нового класса противогрибковых средств Mycograb® и Aurograb® (фрагменты антител к протеину hsp90). Материалы по Mycograb® уже находятся на рассмотрении Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMEA), а заявка на получение разрешения на маркетинг в США будет подаваться в FDA в 2009 г. (для Aurograb® — годом позже).

ПОДОБНОЕ ПИТАЕТСЯ ПОДОБНЫМ

В конце сентября немецкая биотехнологическая компания «Medigene AG» приобрела «Avidex» (Великобритания). Таким образом компания получила доступ к потенциальному блокбастеру RhuDex®, и в январе 2007 г. уже приступила к клиническим испытаниям II фазы RhuDex® у больных с  ревматоидным артритом. Компания надеется, что в случае одобрения этого лекарственного средства объемы продаж достигнут отметки 1,5 млрд евро в год.

Объединение позволило ей стать одной из самых крупных европейских биотехнологических компаний, специализирующихся на онкологическом и аутоиммунном направлении.

«Amgen», биотехнологическая компания № 1 из США, в октябре приобрела за 290 млн дол. частную компанию «Avidia», получив таким образом доступ к платформе по созданию AvimerТМ-протеинов — мультимерных пептидов семейства белков плазмы крови человека. Так «Amgen» стал владельцем перспективного проекта по разработке нового класса средств для терапии воспалений и аутоиммунных заболеваний. Сейчас этот проект находится в I фазе клинических испытаний.

Преимущества авимерных протеинов перед остальными существующими средствами, которыми располагают врачи — лучшая биологическая активность, проникновение в  ткани, низкая иммуногенность и менее сложное производство.

В ноябре «Genentech» за 919 млн дол. приобрел компанию по производству моноклональных антител «Tanox» (США). Ранее обе компании сотрудничали с «Novartis» в проекте по развитию Xolair® (омализумаб) — анти-IgE-моноклонального антитела для терапии астмы. После приобретения «Genentech» избавится от необходимости выплаты процентов от продаж «Tanox» и будет получать их от «Novartis».

В октябре «Genzyme» за 580 млн дол. приобрела «AnorMED» (Канада), заполучив Mozobil™ — лекарственное средство-кандидат для терапии множественной миеломы и неходжкинской лимфомы. Сейчас Mozobil™ проходит клинические испытания III фазы, ему присвоен статус лекарственного средства для терапии редких заболеваний (orphan drug status) регуляторными органами ЕС и США.

А частная сингапурская биотехнологическая компания «MerLion Pharmaceuticals» в августе приобрела «Combinature Biopharm» (Германия) и «Athelas» (Швейцария). Европейские биотехнологические компании стали объектом слияния из-за принадлежащих им платформ для открытия и модификации антибактериальных средств.

«Gilead Sciences» в июле 2006 г. за 365 млн дол. приобрела «Corus Pharma». Последняя специализируется на создании лекарственных средств для терапии заболеваний дыхательных путей. Одно из разработанных «Corus Pharma» антибактериальных средств (азтреонама лизин в форме ингаляций) проходит клинические испытания III фазы; два других проекта по созданию антибактериальных средств для ингаляционного применения находятся в стадии доклинических исследований.

«Biogen Idec» в июне приобрел «Fumapharm AG» (Швейцария), что стало логичным продолжением совместной разработки BG-12 (диметилфумарат для перорального применения), проходящего клинические испытания III фазы у больных с рассеянным склерозом и псориазом.

В августе под вывеской «Athenagen» стали работать объединенные биотехнологические компании «Athenagen» (США) и «Zapaq» (США), объединив технологические платформы. Компании планируют создавать новые молекулы малых размеров для терапии болезни Альцгеймера, возрастной макулярной дегенерации и когнитивных нарушений.

В январе посредством слияния биотехнологических компаний «CancerVax» (США) и «Micromet AG» (Германия) образовалась трансатлантическая компания «Micromet», специализирующаяся на разработке биспецифических антител для лечения воспалений и различных видов рака. На ранних фазах клинических испытаний находятся две субстанции, разрабатываемые в сотрудничестве с  «Serono» и «MedImmune», и несколько субстанций находятся на стадии доклинической разработки.

ЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПАНИИ УКРУПНЯЮТСЯ

Но не всегда целью слияния является расширение продуктопровода. В некоторых случаях компании идут на это, чтобы расширить рынки присутствия или нейтрализовать конкурента.

В сентябре 2006 г. «Bayer» сделал решительный шаг на пути к званию национального лидера и приобрел «Schering AG» за 16,9 млрд евро (21,6 млрд дол.). Создан совместный бизнес с «Schering AG» — «Bayer Schering Pharma», который оперирует как один из пяти юнитов подразделения по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения (healthcare).

«Merck KGaA» за 8 млрд дол. приобрела в сентябре биотехнологическую компанию «Serono» (Швейцария), принадлежавшую семье Бертарелли (Bertarelly). «Serono» заинтересовала «Merck KGaA», поскольку имеет большое количество проектов по разработке в биофармацевтике и широко представлена на рынке США. Благодаря приобретению «Merck KGaA» сможет практически удвоить объемы продаж (по данным за 2005 г., объем продаж «Merck KGaA» составил 1,7 млрд евро, «Serono» — 1,9 млрд евро). Приобретение расширило портфель компании, в котором были препараты для лечения нарушений метаболизма, онкологических и кардиологических заболеваний.

Теперь компания владеет препаратами для применения при воспалениях, аутоиммунных и неврологических заболеваниях, а также для восстановления репродуктивного здоровья. Среди препаратов, которые продаются в наибольших объемах — Erbitux® (цетуксимаб, «Merck KGaA») для применения в онкологии и Rebif®/Ребиф® (интерферон b-1а, «Serono») для лечения рассеянного склероза. Новая компания называется «Merck Serono Biopharmaceuticals».

Тогда же, в сентябре 2006 г., «Nycomed» (Дания) приобрела за 4,5 млрд евро (5,7 млрд дол.) «Altana Pharma AG» (Германия). Хотя едва ли этот процесс можно назвать поглощением, поскольку «поглощаемая» компания примерно в 3 раза больше: до слияния в штате «Nycomed» было 3250 сотрудников, а объем продаж компании составил 747 млн евро в год, в «Altana Pharma» соответственно 9000 сотрудников и 2,4 млрд евро в год. Транзакция была завершена 1 января 2007 г. После слияния группа компаний называется «Nycomed», а ее штаб-квартира открыта в Цюрихе (Швейцария). Теперь «Nycomed» представлен более чем на 40 рынках мира. Наиболее успешным (по продажам) продуктом компании является препарат для лечения кислотозависимых заболеваний Protonix® (пантопразол), разработанный «Altana».

«UCB» (Бельгия) в сентябре 2006 г. приобрела за 4,4 млрд евро (5,6 млрд дол.) компанию «Schwarz Pharma» (Германия), специализирующуюся в кардиологии и нейрологии. Благодаря приобретению, «UCB» увеличила количество продуктов, находящихся на поздних стадиях разработки, среди них — средства для лечения болезни Паркинсона, синдрома беспокойных ног, эпилепсии и  нейропатической боли. «UCB» также получила доступ к обладающему большим маркетинговым потенциалом продукту, который уже разрешен к применению в ЕС — пластырь Neupro® (ротиготин) для монотерапии ранней стадии болезни Паркинсона и  для комбинированного использования с дофамином на более поздних стадиях заболевания.

КОНСОЛИДАЦИЯ В ГЕНЕРИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

В контексте слияний генерических компаний 2006 г. запомнился долгим соревнованием «Barr Pharmaceuticals» и «Actavis» за получение контроля над хорватской компанией «Pliva». Победу в соревновании удалось получить «Barr», заплатив за это в октябре 2,5 млрд дол. вместо первоначально заявленных 1,6 млрд дол.

В феврале «Dr.Reddy’s» за 615 млн дол. купила немецкую генерическую компанию «Вetapharm Arzneimittel GmbH», ставшую третьим подобным приобретением в Европе.

«Watson Pharmaceuticals» стала третьей по величине генерической компанией США после приобретения в марте за 1,9 млрд дол. компании «Andrx» (владеющей большим продуктовым портфелем и собственной технологией производства лекарственных форм с длительным высвобождением). Приобретение было дополнено поглощением индийской компании «Sekhsaria Chemicals», имеющей мощности для производства активных ингредиентов.

В марте «Ranbaxy Laboratories» приобрела за 324 млн дол. компанию «Terapia» (Румыния), а также бельгийскую «Ethimed», а в июле — генерический бизнес компании «GlaxoSmithKline» в Испании — «Mundogen».

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Что ждет рынок в 2007 г.? Мюррей Айткен (Murray Aitken), старший вице-президент IMS (международная компания, предоставляющая информацию о продажах и консалтинговые услуги в области фарминдустрии), отметил, что «в 2007 г. рынок будет следовать новой экономической реальности, где акценты смещаются на развивающиеся рынки; новые продукты появляются медленнее, чем заканчивается патентная защита старых; специализированные и нишевые продукты приобретут бoльшее значение; а … в выборе лекарственных средств основным критерием прежде всего будет соотношение «риск-польза».

От того, к какому методу прибегнут компании-оригинаторы для того, чтобы сделать процесс разработки новых ЛС менее рискованным и более окупаемым, зависит ход эволюции отрасли.

Если компании пойдут по пути повышения продуктивности инвестиций в R&D путем еще более тщательного отбора потенциальных блокбастеров для проведения их клинических испытаний и ориентирования маркетинга на конечного потребителя (как советует одна когорта аналитиков, например, из международной консалтинговой фирмы «Marakon Associates» — McKinnon R. et al., 2004) — то отрасль и дальше будет ориентирована на создание блокбастеров, что еще больше повысит риски. Или же компании выберут совсем другой путь и станут адептами новой парадигмы лечения — персонализированной медицины, что неминуемо повлечет за собой изменения стратегии в управлении проектами (когда компании будут стремиться разрабатывать много продуктов с меньшими прогнозируемыми объемами продаж, а не несколько препаратов, для которых ожидаются многомиллиардные продажи). По мнению Джоанны Клейн (Johanna Kleine), одного из редакторов «IMS Health», персонализированная медицина может стать и наибольшим испытанием, и наилучшей благоприятной возможностью для промышленности.

Дело в том, что разработка лекарственных средств для индивидуальной терапии может увеличить окупаемость R&D, поскольку бoльшая доля препаратов сможет успешно проходить клинические испытания и появляться на рынке. Такие препараты приносят максимальную пользу при минимальной токсичности, что отличает их от «универсального солдата»-блокбастера.

И, похоже, крупные компании рассматривают второй путь как вероятную реальность в будущем, уже сегодня проводя проекты по созданию биологических маркеров и приобретая платформы для создания ЛС для целенаправленной терапии.

А что же в 2007 г.? С учетом всех факторов, способных повлиять на фармацевтический рынок, предполагается, что в 2007 г. рост продаж увеличится на 5–6% (в 2006 — на 6–7%), а объем продаж во всем мире составит 665–685 млрд дол. (IMS Health, 2006). Без сомнений, произойдет немало заметных и не очень объединений. Но кто станет первым, а кто вторым — не так уж важно, главное — движение не прекращается. n

Лариса Бугайченко.
По материалам «Scrip World Pharmaceutical News»,
«IMS Health», веб-сайтов упомянутых компаний,
а также www.apteka.ua/news

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті