Общественное здоровье и интересы фармацевтической промышленности: как гарантировать верховенство интересов общественного здравоохранения?

Парламентская ассамблея Совета Европы (Parliamentary Assembly of the Council of Europe — PACE) опубликовала резолюцию (2071), посвященную верховенству интересов общественного здравоохранения. Текст принят PACE 29 сентября 2015 г. на 30-м заседании Парламентской ассамблеи. Резолюция представлена президентом комитета по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию Лилиан Мори Паскье (Liliane Maury Pasquier). Резолюция разработана PACE.

Общественное здоровье и интересы фармацевтической промышленности: как гарантировать верховенство интересов общественного здравоохранения?1. В ХХ в. человечество увидело наиболее эффективные медицинские достижения за всю историю. Научный прогресс помог определить происхождение бесчисленных болезней и разработать подходы к лечению, которые значительно улучшают состояние здоровья населения. Фармацевтическая промышленность здесь сыграла неоспоримую роль, вкладывая значительные средства в исследования и разработку новых лекарственных средств. Она по-прежнему делает это, и является одним из ключевых игроков в области здравоохранения и в то же время — очень важной отраслью экономики во многих странах.

2. На протяжении длительного времени поднимались вопросы о возможных негативных эффектах от взаимодействия между фармацевтической промышленностью и заинтересованными лицами сектора здравоохранения. Это взаимодействие также может привести к конфликтам интересов, оказывать влияние на знания и поведение вовлеченных игроков и приводить к ангажированным решениям. В резолюции 1749 (2010 г.) «Обращение с пандемией H1N1: необходимо больше прозрачности» Парламентская ассамблея выразила свою обеспокоенность по поводу риска конфликтов интересов среди экспертов, вовлеченных в принятие щекотливых (чувствительных) решений, связанных со здравоохранением.

3. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в предотвращении и урегулировании конфликтов интересов, это до сих пор в значительной степени происходит с переменным успехом. С помощью политики саморегулирования фармацевтическая промышленность в настоящее время использует этические подходы, правила в этой сфере установлены законодательно. Однако саморегулирование не имеет обязательной силы и реализация законодательства оставляет желать лучшего.

4. Исследования и разработки новых терапевтических молекул являются дорогостоящими и длительными процессами. В обмен на эти инвестиции фармацевтические компании извлекают выгоду из прав интеллектуальной собственности на молекулы, которые они разрабатывают и которые защищены патентами. Эта инновационная модель привела к открытию тысяч лекарственных средств. Тем не менее, в настоящее время все больше и больше утверждают, что это не является оптимальным подходом в вопросах здравоохранения.

5. В последние годы, несмотря на увеличение числа новых лекарственных средств, размещаемых на рынке, среди них очень мало препаратов, приносящих настоящую терапевтическую пользу и удовлетворяющих истинные потребности здравоохранения. Кроме того, мы видели всплеск цен на лекарственные средства, якобы оправданный стоимостью научных исследований и разработок, что, однако, остается непрозрачным и широко оспаривается. Необоснованно завышенные цены на препараты для лечения рака и гепатита С представляют особый интерес. Общественные системы здравоохранения сталкиваются с постоянным увеличением расходов в этой области, что ставит под угрозу их способность выполнять свою роль.

6. В свете этих соображений, Ассамблея призывает Совет государств-членов в Европе:

6.1. в связи со взаимодействием между фармацевтической промышленности и игроками сектора здравоохранения:

6.1.1. включить в учебную программу для специалистов здравоохранения специальное обязательное обучение с целью повышения осведомленности о влиянии фармацевтической промоции и способах ответа на нее;

6.1.2. ввести обязательный сбор на промоционную деятельность фармацевтической промышленности и использовать его, в частности, для финансирования общественного фонда для самостоятельной подготовки специалистов здравоохранения;

6.1.3. наложить обязательства на фармацевтические компании декларировать свои интересы, связанные со всеми игроками в секторе здравоохранения, чтобы сделать эти декларации доступными для общественности, и создать независимый орган, ответственный за мониторинг этого вопроса;

6.1.4. обеспечить абсолютную прозрачность касательно интересов, связанных со специалистами, работающими с органами здравоохранения, и убедиться, что лица с конфликтами интересов исключены из щекотливых процессов принятия решений;

6.1.5. обеспечить, чтобы решения, связанные со здоровьем, в том числе решения по критериям определения заболевания и пороговым значениям для лечения, принимались на основе соображений индивидуального и общественного здоровья, а не получения прибыли;

6.1.6. ввести строгие правила, регулирующие движение от положения в государственном секторе к положению в частном секторе (и наоборот), между органами здравоохранения и фармацевтической промышленности;

6.1.7. увеличить финансирование ассоциаций пациентов из общественных фондов, чтобы избежать чрезмерной зависимости от частного финансирования;

6.2. в отношении исследования и разработки новых терапевтических молекул:

6.2.1. обязать фармацевтические компании обеспечить абсолютную прозрачность в вопросе реальных затрат на научные исследования и разработки, в частности, в контексте участия государственного сектора в исследованиях;

6.2.2. принять более строгую политику в сфере получения разрешения на маркетинг с помощью следующего:

6.2.2.1. ввести такие критерии, как добавленная терапевтическая стоимость (по отношению к существующим методам лечения) или «пункт Необходимость», которым подразумевается, что препарат должен быть оценен в контексте медицинской необходимости;

6.2.2.2. сделать обязательной публикацию всех результатов клинических исследований, связанных с лекарственным средством, для которого подана заявка на получение разрешения на маркетинг;

6.2.2.3. когда это уместно, учитывать ограничения реимбурсации в рамках системы социального обеспечения только для лекарственных средств, которые отвечают таким критериям и требованиям;

6.2.3. обеспечить то, что лекарственные средства, эффективность которых установлена, будут оставаться на рынке, прибегая, в случае необходимости, к принудительному лицензированию в обмен на выплату лицензионного взноса;

6.2.4. создать общественный фонд для финансирования независимых исследований, направленных на неудовлетворенные потребности здравоохранения, в том числе в области редких заболеваний и педиатрии.

7. Ассамблея призывает государства-члены запретить любое соглашение между фармацевтическими компаниями, целью которых является препятствие, без медицинского обоснования, маркетированию генерических лекарственных средств.

8. Ассамблея призывает государства-члены ввести санкции, оказывающие сдерживающее влияние на любые незаконные действия, осуществляемые фармацевтическими компаниями, и при необходимости накладывать штрафы в виде определенного процента от их оборота.

9. Для того чтобы обеспечить жизнеспособность систем здравоохранения и доступность инновационных и приемлемых по цене лекарственных средств в долгосрочной перспективе, Ассамблея призывает Всемирную организацию здравоохранения продвигать альтернативы существующей патентно-основанной фармацевтической инновационной модели.

10. В заключение Ассамблея призывает фармацевтическую промышленность, в том числе компании и ассоциации, активизировать свои усилия по повышению прозрачности и сотрудничать более тесно с государственными органами в сфере здравоохранения.

По материалам assembly.coe.int

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті