Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики

425664463Мы открываем цикл публикаций, посвященных трендам глобального фармацевтического рынка. Читатели «Еженедельника АПТЕКА» смогут узнать об инфраструктуре аптечного рынка, экономике аптек, трендах регуляторной политики, разработке и внедрении передовых практик, образовании, повышении квалификации и многом другом. При подготовке публикаций использованы данные исследований Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP), которые редакции любезно предоставил член FIP — ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата».

Розничные и госпитальные аптеки работают во всем мире для обеспечения доступа пациентов к лекарственным средствам и оказания помощи в их ответственном применении. Согласно концепции FIP аптеки — это учреждения здравоохранения, в которых предоставляются фармацевтические услуги. К ним относятся как традиционный отпуск лекарственных средств, так и оказание дополнительных услуг.

Аптеки — необходимый элемент инфраструктуры системы здравоохранения. В данной статье рассматривается инфраструктура аптечного рынка в разрезе стран. В следующей публикации будет представлен анализ экономики розничных и госпитальных аптек. Забегая наперед, отметим, что существует немалое количество различных систем вознаграждения аптек. Это связано с тем, что в глобальном фармацевтическом сообществе сегодня понимают, что деятельность аптек и работа фармацевтов должны надлежащим образом вознаграждаться.

В исследование включено 49 стран (у которых есть организационные члены в FIP). Данные получали с помощью исследований, полуструктурированных интервью и анализа соответствующей документации. Участие в исследовании было добровольным, в связи с чем некоторые страны давали ответы не на все вопросы. По этой причине по некоторым рассмотренным вопросам выборка меньше.

Розничный сегмент

Количество аптек существенно варьирует в разных странах (табл. 1).

Таблица 1 Количество аптек в разрезе стран с указанием данных о населении
  Количество розничных аптек Количество жителей, имеющих доступ к одной аптеке Рейтинг: количество аптек на 100 тыс. населения
Австралия 5240 4483 22
Австрия 1342 6360 16
Аргентина 20 000 2090 48
Афганистан 12 571 2499 40
Бельгия 4985 2252 44
Босния и Герцеговина 1310 2920 34
Бразилия 80 000 2525 40
Великобритания 13 450 4796 21
Вьетнам 10 250 8852 11
Гана 2391 11 059 9
Германия 20 921 3866 26
Дания 314 17 960 6
Зимбабве 480 30 415 3
Израиль 1450 5666 18
Индия 65 000 19 498 5
Иордания 2910 2270 44
Ирак 6300 5441 18
Иран 15 941 4923 20
Ирландия 799 5773 17
Испания 21 458 2163 46
Италия 18 102 3388 30
Канада 8925 3982 25
Китай 918 003 1486 67
Ливан 2722 1657 60
Македония 843 2501 40
Черногория 241 2580 39
Непал 16 119 1745 57
Нигерия 3000 59 506 2
Нидерланды 1981 8508 12
Панама 1025 3830 26
Парагвай 2200 3144 32
Польша 13 730 2767 36
Португалия 2912 3571 28
Россия 52 600 2734 37
Сербия 2574 2770 36
Сингапур 198 27 625 4
США 62 000 5143 19
Таиланд 12 300 5465 18
Танзания 500 101 515 1
Турция 24 406 3107 32
Уганда 750 51 793 2
Уругвай 1111 3077 32
Швейцария 1740 4707 21
Швеция 1280 7750 13
Шри-Ланка 2082 9913 10
ЮАР 3058 17 659 6
Япония 55 797 2278 44
Украина* 21 830 1961 51

*По данным синдикативной базы данных «Axioma».

Наиболее низкий доступ к аптекам отмечен в странах с небольшим уровнем дохода. Например, в Танзании всего 1 аптека приходится на 100 тыс. населения. В Зимбабве и Уганде этот показатель составляет 3 и 2 аптеки соответственно. Наибольшее количество аптек на 100 тыс. населения функционирует в Китае. При общем количестве аптечных точек на уровне 918 тыс., в этой наиболее густонаселенной стране на 100 тыс. населения приходится 67 аптек.

Ценовое регулирование

В большинстве стран используются те или иные подходы к регулированию цен на лекарственные средства (табл. 2). В зависимости от поставленных целей могут регулироваться все лекарственные средства или конкретный сегмент. Во многих развитых странах регулируются цены на препараты, включенные в систему реимбурсации.

Таблица 2 Подходы к регулированию цен на лекарственные средства
На все лекарственные средства На рецептурные лекарственные средства На реимбурсируемые лекарственные средства Не регулируются
Афганистан Канада Австрия Аргентина
Бельгия Индия Австралия Дания
Босния и Герцеговина Македония Германия Ирак
Бразилия Нидерланды Гана Япония
Иран Португалия Ирландия Черногория
Израиль Италия Нигерия
Иордания Польша Панама
Ливан Россия Сингапур
Парагвай Сербия Танзания
ЮАР Испания Таиланд
Турция Швеция Уганда
Швейцария США
Великобритания Зимбабве
Вьетнам
Итого: 11 5 14 13

Среди стран, включенных в исследование, у 30% отсутствует какое-либо регулирование цен на лекарственные средства.

Политики ценового регулирования могут распространяться на цены производителя, оптовые и/или розничные наценки (по­дробно этот вопрос будет рассмотрено в следующей публикации). В европейских странах один из наиболее распространенных подходов к регулированию цен производителя основан на использовании метода внешнего референтного ценообразования.

Отпуск лекарственных средств

В большинстве стран отпуск лекарственных средств разрешен только в аптеке. Однако довольно распространенной практикой является разрешение реализовывать лекарственные средства безрецептурного статуса в прочих розничных точках (например супермаркеты, заправки и т.д.). Такая политика обусловлена тем, что в развитых странах к вопросу присвоения статуса подходят достаточно скрупулезно. Для того чтобы лекарственное средство получило безрецептурный статус, заявители должны предоставить регуляторным органам убедительные доказательства его безопасности для пациента (в том числе при самолечении). Другими словами, безрецептурный статус является гарантией безопасности препарата.

Реализация ОТС-препаратов вне аптек разрешена в таких странах: Австралия, Канада, Дания, Германия, Гана, Индия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Македония, Нидерланды, Нигерия, Панама, Португалия, Польша, Сингапур, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Танзания, Таиланд, Уганда, Великобритания, США, Зимбабве.

Примечательно, что в ряде стран разрешен отпуск рецептурных лекарственных средств вне аптеки. По данным исследования, к этим странам относятся Индия, Израиль, Италия, Сингапур, Шри-Ланка, Танзания, Уганда.

Еще одним интересным моментом является отпуск лекарственных средств непосредственно врачами (табл. 3). Согласно данным исследования такая практика довольно распространена.

Таблица 3 Страны, в которых врачи могут отпускать лекарственные средства
Страны Разрешено Разрешено, но ограничено
Австрия
Австрия
Канада
Дания
Гана
Индия
Ирландия
Япония
Нидерланды
Сингапур
ЮАР
Шри-Ланка
Швейцария
Танзания
Таиланд
Великобритания
США
Зимбабве

В 15% стран врачи могут отпускать лекарственные средства без каких-либо ограничений. В прочих странах, где такая практика разрешена (24% стран, включенных в исследование), отпуск препаратов врачами разрешен, однако он подлежит регулированию и контролю со стороны компетентных структур. В 60% стран такая практика запрещена.

Аптечные сети

Объединение аптек в аптечные сети разрешено не во всех странах (рис. 1). В частности, образование аптечных сетей запрещено в таких странах: Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Ирак, Ливан, Испания и Турция.

Рис. 1
 Легальный статус аптечных сетей
Легальный статус аптечных сетей

Среди исследованных стран доля розничных аптек, входящих в аптечные сети, значительно варьирует. В Швеции, Сингапуре, Канаде, Сербии, Боснии и Герцеговине, США и Великобритании более 50% аптек относятся к сетевым объединения­м. В прочих странах менее 50% аптек образуют аптечные сети. Однако в целом (с определенными исключениями) индивидуальные аптеки — превалирующая форма собственности аптечного бизнеса.

Наиболее консолидированы розничные сегменты в Швеции и Сингапуре. В этих странах на долю аптечных сетей приходится более 90% аптечного рынка. В Канаде — 80% аптек относятся к сетевым объединениям. В Сербии 70% аптек входят в состав сетей.

Требования к помещениям

Регуляторные требования к помещениям аптек отличаются в разных странах. В 28 из 42 исследованных стран действуют обязательные требования к площади аптечных учреждений (рис. 2). В то же время в 13 странах существуют регуляторные требования, согласно которым в аптеке должно быть предусмотрено отдельное место для оказания консультационных услуг. В 27 странах таких требований нет вообще.

Только в 2 странах эти требования конкретизированы. В португальской аптеке для этого должно быть отведено минимум 7 кв. м, а во вьетнамской — 1 кв. м.

МНН и генерическая замена

Выписывание рецептов по международным непатентованным наименованиям (МНН) добровольно в более чем половине исследованных стран (рис. 3). В некоторых из них (21%) врачи обязаны выписывать рецепты с указанием только МНН. В 14,5% стран выписывание рецептов с указанием только МНН (без торгового наименования) запрещено.

Рис. 2
 Требования к помещениям аптек
Требования к помещениям аптек
Рис. 3
 Выписывание рецептов по МНН и осуществление генерической замены
Выписывание рецептов по МНН и осуществление генерической замены

В то же время ни в одной из анализируемых стран не запрещено проводить генерическую замену. В менее чем половине стран фармацевты в аптеках обязаны осуществлять генерическую замену.

НДС на лекарственные средства

По данным исследования, налог на добавленную стоимость (НДС) применяется к лекарственным средствам во многих странах (рис. 4). Медианный НДС — 9%. Страны, в которых НДС на лекарственные средства превышает 10%: Босния и Герцеговина (17%), Дания (25%), Германия (19%), Израиль (18%), ЮАР (14%) и Танзания (18%).

Рис. 4
 Налоговая политика в отношении лекарственных средств
Налоговая политика в отношении лекарственных средств

Лекарственные средства не облагаются НДС в таких странах: Аргентина, Австралия, Канада, Иран, Ливан, Нигерия, Панама, Шри-Ланка и Зимбабве. В Швеции и Великобритании только рецептурные лекарственные средства не облагаются НДС.

В большинстве стран ставка НДС на лекарственные средства занижена по сравнению с другой продукцией.

В ряде стран налогообложение на лекарственные средства не ограничивается НДС. Например, в Гане, Нигерии и Вьетнаме действует импортный сбор на лекарственные средства. В то же время в 69% исследованных стран лекарственные средства не облагаются другими налогами.

Госпитальный сегмент

Госпитальная аптека, согласно определению FIP — это учреждение здравоохранения, которое осуществляет деятельность, связанную с закупкой, хранением и отпуском лекарственных средств для пациентов, обслуживающихся в больнице. В некоторых случаях госпитальные аптеки могут предоставлять услуги для пациентов, находящихся на амбулаторном лечении.

В первую очередь, необходимо отметить, что среди проанализированных стран существенно варьирует количество больниц и койко-мест. По данным исследованиям, наибольшее количество больниц функционирует в Японии (6,7 на 100 тыс. населения). В Австрии и Финляндии на 100 тыс. населения приходится более 5,7 и 5,5 больниц соответственно. В России этот показатель составляет 4,3 больницы на 100 тыс. населения.

В 30% стран на 100 тыс. населения приходится 2–4 больницы. Среди них Великобритания (3,7), Германия (2,4) и другие. В 40% стран этот показатель колеблется на уровне 1–2 больницы на 100 тыс. населения. В 15% стран этот показатель менее единицы. Причем если в Дании, Швеции, Израиле и Сингапуре это может быть связано с развитой системой первичного звена (в том числе амбулаторий и кабинетов семейного врача), то в Зимбабве, Панаме и Нигерии — с неразвитой инфраструктурой учреждений здравоохранения. В частности, в Нигерии на 100 тыс. населения приходится 0,1 больницы.

Существенно варьирует и такой показатель, как количество койко-мест на душу населения — от 123 койко-мест на 10 тыс. населения в Японии до 2,6 на 10 тыс. населения в Панаме. На 2-м месте по количеству койко-мест в перерасчете на население — Россия (94 на 10 тыс. населения). Затем следует Венгрия — 65 койко-мест на 10 тыс. населения, Германия — 61 на 10 тыс. населения.

В более чем 40% стран этот показатель колеблется на уровне 20–40 койко-мест на 10 тыс. населения. Среди них — только одна страна с уровнем дохода ниже среднего — Шри-Ланка, в которой функционируют 32 койко-места на 10 тыс. населения. В 20% стран количество койко-мест на 10 тыс. населения составляет менее 20. Преимущественно это бедные страны (Афганистан, Панама, ЮАР и другие).

Госпитальные аптеки

20 стран, принимавших участие в исследовании, предоставили данные о доле больниц, в которых действуют госпитальные аптеки. В подавляющем большинстве случаев аптеки функцио­нируют во всех больницах (60% стран).

В США в 97% больниц есть госпитальные аптеки. В Сербии и Испании этот показатель составляет 95%. В Гане и Израиле аптеки функционируют в 70% больниц. В Финляндии этот показатель довольно низкий — 40%. В России в 44% больниц работают аптеки. Меньше всего госпитальных аптек в Австралии — в 30% больниц. Если в больнице не функционирует аптека, это лечебное учреждение зачастую пользуется услугами другой госпитальной аптеки.

Наибольшее количество госпитальных аптек в перерасчете на душу населения — в Японии (рис. 5). Минимум госпитальных аптек — в Нигерии (0,06 на 100 тыс. населения). В то же время в ряде развитых стран этот показатель также не является высоким: в Швеции — 0,8 госпитальных аптек на 100 тыс. населения, в Швейцарии — 0,7, а в Израиле и Германии — 0,5.

Рис. 5
4365
Количество госпитальных аптек в пересчете на 100 тыс. населения

В данной публикации рассмотрена инфраструктура аптечного рынка в разрезе исследуемых стран. В следующей публикации мы узнаем, как и за счет чего зарабатывают аптеки и фармацевты.

Продолжение следует…

Галина Галковская,
по материалам исследований FIP, предоставленных ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата».

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи