Аптечный саммит — 2015. В единстве наша сила

10 декабря 2015 г. в конференц-зале отеля «Русь» в Киеве состоялось одно из самых масштабных мероприятий на фармацевтическом рынке Украины, организованное ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» — Аптечный саммит Украины — 2015, который в этом году собрал около 250 участников из Украины, Турции, Польши, Латвии и Франции. Мероприятие стало площадкой для диалога между представителями фармацевтического сообщества всех звеньев отрасли и регуляторного сектора, подведения первых итогов завершающегося года, аналитического обзора событий и тенденций, обмена опытом и мнениями. Соорганизатором мероприятия выступила компания «УкрКомЭкспо», генеральный спонсор — компания «Нобель Илач Санаи Ве Тиджарет А.Ш.», аналитический партнер — компания «МОРИОН», генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА», информационный партнер — журнал «Рецепты аптечных продаж».

Модераторами саммита выступили глава правления ВОО «Аптечная профессио­нальная ассоциация Украины» (АПАУ) Игорь Червоненко, директор компании «МОРИОН» Игорь Крячок и генеральный директор сети аптек «D.S.» Олег Никулишин.

Саммит прошел в формате трех сессий: «Регуляторная политика для аптечного дела в Украине», «Украинский аптечный рынок и фармдистрибуция 2015–2016» и «Аптечный маркетинг и инструменты развития аптечного дела».

Формировать отрасль, менять себя, служить людям, быть полезной и значимой для своих участников — главная миссия АПАУ. О приоритетных целях, новых инициативах ассоциации, которая расширяет свою деятельность в направлении защиты интересов специалистов фармацевтичес­кой сферы (провизоры и фармацевты), в рамках вступительного слова рассказал Игорь Червоненко.

Работу первой сессии открыла народный депутат Украины, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец. Поприветствовав участников мероприятия, она выступила в поддержку развития самоуправления и децентрализации власти в сфере здравоохранения и считает необходимым передать часть полномочий Министерства здравоохранения Украины учреждениям здравоохранения и профессиональному обществу. Она обратилась к присутствующим делегировать 1 участника саммита для возможности выступить с докладом о ключевых проблемах фармотрасли во время парламентских слушаний на тему «О реформе здравоохранения в Украине», которые состоятся 16 декабря текущего года.

Свое видение реформирования системы здравоохранения представил заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский, который призвал участников саммита консолидировать усилия для обеспечения населения качест­венными и эффективными лекарственными средствами и медицинскими услугами. От имени МЗ Украины он выразил готовность оказывать поддержку в прозрачных процессах, происходящих на фармацевтическом рынке, и развитии фармацевтической отрасли в целом.

На сегодня Государственная служба Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины) выполняет функции органа лицензирования в полной мере. Об этом сообщила директор Департамента оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Гослекслужбы Украины Елена Речкина. Ныне активная работа ведется по подготовке новых Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами (далее — Лицензионные условия).

Во время очередной проработки соответствующего проекта документа, которая состоялась 8 декабря в Государственной регуляторной службе Украины, было принято решение доработать отдельные положения и предложено Гослекслужбе Украины подготовить дополнительные обоснования по отдельным пунктам проекта Лицензионных условий. Об этом сообщил Александр Андреев, директор Департамента лицензирования и разрешительной системы Государственной регуляторной службы Украины.

Реагируя на новые угрозы эффективному и честному ведению аптечного бизнеса, в 2015 г. руководство АПАУ приняло решение создать Общественный союз «Аптечная профессиональная ассоциация Украины», который объединяет аптеки и аптечные сети, профильные общественные организации и СМИ. Детально о его целях, основных направлениях деятельности, ближайших планах и инициативах рассказал исполнительный директор ВОО «АПАУ» Владимир Руденко.

О практике взаимодействия участников фармацевтического рынка с регуляторными органами и своем видении фармацевтического самоуправления рассказал генеральный директор Группы компаний «МедФармХолдинг» Петр Чепель. Кроме того, по его убеждению, должны быть созданы этические стандарты и определены конкретные обязательства, которым будут соответствовать провизоры и фармацевты.

Подробный анализ украинского фармацевтического рынка представил директор компании «Proxima Research» Сергей Ищенко в рамках доклада «Аптечный рынок Украины: 2015–2016…». Среди затронутых докладчиком тем — влияние изменения цен на потребление лекарственных средств, результаты реализации пилотного проекта по артериальной гипертензии, последствия возможного увеличения НДС на лекарственные средства для операторов рынка и потребителей.

О доступности лекарственных средств в сельской местности и факторах, которые делают невозможной реализацию соответствующих положений Лицензионных условий, рассказал директор компании «Волыньфарм» Станислав Шайко.

Партнер юридической компании «Jurimex» Марина Слободниченко представила анализ нормативной базы в этой сфере и предложения по ее изменению с целью повышения доступности лекарственных средств в сельской местности.

Заместитель бизнес-омбудсмена Украины Ярослав Грегирчак коротко ознакомил участников саммита с работой созданного в декабре 2014 г. Совета бизнес-омбудсмена — консультативно-совещательного органа при Правительстве, и рассказал о том, чем он может быть полезен бизнесу.

В единстве наша сила

В этом году саммит заслуженно обрел статус международного мероприятия, поскольку среди участников — представители Турции, Латвии, Польши и Франции. Со структурами фармацевтических рынков этих стран участники саммита ознакомились в рамках второй сессии. Экскурс в турецкий фармрынок провел Мустафа Джем Демирджи, глава представительства «Нобель Илач Санаи Ве Тиджарет А.Ш.» в Украине. В этой стране хорошо налажено взаимодействие дистрибьюторов, основная функция которых — логистика, и аптек. Так, частота доставки товара составляет в среднем 3–4 раза в день. В Турции также внедрены государственная обязательная система страхования, система защиты от фальсификата — специальная маркировка препаратов, электронный рецепт и система e-pulse, которая позволяет всем зарегистрированным пользователям отслеживать информацию по посещениям врачей, больниц, диагнозам и прочее.

О тенденциях польского фармацевтического рынка, его игроках, традиционном и новом форматах сотрудничества производителей с дистрибьюторами и аптеками рассказали директор по продажам и международной дистрибуции и торговле компании «Adamed Group» Дариуш Дея и операционный директор компании «Польфа Паб’янице» Бартош Родавский.

С фармацевтической отраслью Латвии и структурой законодательства в этой сфере присутствующих ознакомила Кития Блумфелде, президент Ассоциации фармацевтов Латвии. Она также остановилась на требованиях к персоналу аптеки. К примеру, в населенном пункте с численностью менее 4 тыс. жителей, если в радиусе 5 км нет другой аптеки или аптечного филиала, аптеку может открыть и заведовать ею ассистент фармацевта. По состоянию на 2014 г., общее количество аптек в Латвии составляло 772. Также имеется 5 интернет-аптек. При этом обязательным условием их существования является наличие стационарной аптеки. Немалую роль в функционировании фармацевтической отрасли играет Фармацевтическое общество Латвии, которое ведет Регистр фармацевтов и ассистентов фармацевта, создало Кодекс этики фармацевтов Латвии, активно сотрудничает с государственными органами и прочее.

Опытом осуществления логистических поставок лекарств в Европе с присутствующими поделился генеральный директор компании «FM-Health» в Европе Жан-Франсуа Фуско. Он также ознакомил с деятельностью Европейской ассоциации логистики и транспортировки в здравоохранении (Еuropean association for logistics and transport in healthcare — EALTH), членами которой являются 16 ведущих европейских логистических и транспортных компаний, осуществляющих операции по упаковке, введению в эксплуатацию и/или доставке фармацевтической и медицинской продукции.

Одним из инструментов стратегического маркетинга является треугольник Трейси — Вирсема. О том, как он помогает определить одну из бизнес-моделей каждого предприятия для достижения лидерства на рынке рассказал Олег Никулишин. В частности, он детально остановился на 3 бизнес-моделях: ближе к клиенту; операционное лидерство; инновационный продукт.

Обсуждение состояния украинской дистрибуции и ее взаимодействия с аптеками по завершении второй сессии состоялось в рамках фокус-дискуссии с участием директора по развитию компании «БаДМ» Александра Суходольского, президента компании «Фармпланета» Валерия Кондрука и главы правления ОС «Всеукраинский фармацевтический союз «ФАРМУКРАИНА» Татьяны Котляр. По мнению А. Суходольского, на сегодня количество аптек не соответствует объему рынка. Дистрибьюторы могут предложить аптекам нахождение больших точек соприкосновения. В качестве примера А. Суходольский предложил представителям аптечного бизнеса делать частые заказы меньшими партиями, что, по его убеждению, приведет к уменьшению дефектуры. В. Кондрук отметил отсутствие у депутатского корпуса и регуляторов единой понятной стратегии реформирования системы здравоохранения Украины. Поэтому он убежден, что когда бизнес научится договариваться между собой, делегирует своих представителей во власть и будет отстаивать свои интересы, тогда рынок начнет цивилизованным путем меняться и развиваться. Для построения конструктивного диалога с властью бизнесу в первую очередь необходимо договориться между собой — такое мнение высказала Т. Котляр. Кроме того, каждый должен уметь вести бизнес честно и прозрачно. И для этого, по ее словам, необходимо добросовестно соблюдать Лицензионные условия.

В рамках третьей сессии участникам были представлены различные инструменты развития аптечного дела. Современные форматы взаимодействия аптеки с потребителем и опыт FMCG, который ОТС-рынок может перенять у него, продемонстрировала Анна Гук, маркетинг-директор «Джонсон & Джонсон Украина». Среди предложенных подходов к взаимодействию аптеки с потребителем докладчик выделила кастомизированную программу лояльности, таргетинг в зависимости от профиля, промопредложения, посткоммуникацию, постоянный контакт с потребителем и расширение цикла взаимодействия.

Готовы ли аптеки применять private label (собственную торговую марку) и насколько это вписывается в действующее законодательство Украины? Вопрос дискуссионный. Однако преимущества такого инструмента как для аптеки, так и для производителя знает Павел Харчик, директор компании «Калина медицинская производственная компания». С ними он ознакомил участников саммита в рамках доклада на тему «Рrivate label: формирование лояльности покупателя или дополнительный доход?».

Понятная стратегия государства по отношению к системе здравоохранения в целом, старт реформы системы здравоохранения, децентрализация финансирования учреждений здравоохранения, снижение налоговой и регуляторной нагрузки — такие ожидания производителей лекарств озвучил глава представительства IPSEN в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей AIPM Ukraine Владимир Игнатов. По его словам, от аптек производители ожидают финансовой дисциплины, понятной и прозрачной модели бизнеса и логистики, грамотного управления товарными запасами и ряда других, казалось бы, выполнимых, но в то же время не в достаточной мере, действий.

Как достичь желаемого уровня результативности менеджмента на предприятии? Формулой успеха поделился Петр Чепель в рамках доклада на тему «Внедрение культуры результативного менеджмента в Группе компаний «МедФармХолдинг».

О том, как внешняя среда формирует тенденции M&A аптечного рынка и чего ожидать в ближайшем будущем, рассказал руководитель проекта «Фармконсалтинг» Игорь Хмилевский.

Актуальные вопросы маркетинга и промоции в аптечных учреждениях с юридической точки зрения рассмотрел Николай Орлов, партнер юридической компании «OMP». Он проинформировал присутствующих о предоставленных Антимонопольным комитетом Украины 7 декабря разъяснениях к данным ранее рекомендациям, которые свидетельствуют о том, что стоимость маркетинговых услуг должна быть экономически обоснованной, что не исключает возможности получения прибыли от этой деятельности.

В ближайших выпусках «Еженедельника АПТЕКА» наши читатели смогут подробнее узнать о докладах Аптечного саммита — 2015.

С докладами саммита можно ознакомиться на сайтах www.morion.ua и www.apteka.ua.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи