Расставляя приоритеты. Реклама ЛС в различных медиа: июль–август 2008 г

Современный фармрынок насыщен лекарственными средствами (ЛС) в различных ценовых диапазонах. В данной ситуации потребителю довольно трудно сориентироваться и сделать правильный выбор какого-либо из них. Именно реклама помогает производителям проинформировать население о новинках и тенденциях в области лекарственного обеспечения и тем самым повлиять на их предпочтения в процессе выбора. Анализ рынка рекламы ЛС в июле–августе 2008 г. поможет увидеть основные тенденции в размещении рекламы и наиболее привлекательные медиаканалы. При подготовке публикации использованы данные о рекламных бюджетах на телевидении, предоставленные компанией «GfK Ukraine», информация о рекламе в прессе и на радио предоставлена компанией «Мониторинг СМИ Украина».

МЕТОДОЛОГИЯ

Напомним, что с начала 2008 г. в методологии сбора и обработки данных по рынку телерекламы произошли изменения (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 18 (639) от 5 мая 2008 г.). Так, если до конца 2007 г. результаты исследования экстраполировали на генеральную совокупность украинцев в возрасте от 4 лет, проживающих в городах с населением более 50 тыс. человек и имеющих, по крайней мере, 1 телевизор (далее — «Universe»), то с 2008 г. «Gfk Ukraine» увеличила свою выборку домохозяйств до 2540 за счет жителей населенных пунктов численностью менее 50 тыс. человек (далее — «Universe-2008»). Новая генеральная совокупность представляет 17 млн домохозяйств (44 млн телезрителей).

В рамках публикации для сопоставления 2008 г. с предыдущими периодами будут рассмотрены данные в старом формате, то есть рассчитанные по генсовокупности «Universe». А для отображения максимально полных данных по 2008 г. будут использованы характеристики, рассчитанные по «Universe-2008». При этом суммарные медиапоказатели по «Universe-2008» больше таковых по «Universe» в среднем на 10–15%.

Также с 2008 г. мы перешли на новую систему измерений, в которой в качестве показателя медиаэффекта используется EqGRP, то есть эквивалентный GRP (Gross Rating Point), учитывающий коэффициент по длительности просмотра рекламного ролика и, соответственно, более точно коррелирующий с уровнем контакта со зрителем, чем обычный GRP. Для отображения размера инвестиций в телерекламу будет использован расчет, учитывающий стоимость EqGRP из официальных прайс-листов телеканалов (а не стоимость по месту в сетке, как это было до 2008 г.). Рассчитанный таким образом объем инвестиций в ТВ-рекламу гораздо ближе к реальным показателям. Тем не менее следует учитывать, что информация о размерах скидок на размещение рекламы остается закрытой. И даже сложный расчет с использованием EqGRP позволяет судить лишь о номинальных рекламных бюджетах.

Подробнее ознакомиться с методологией исследования и списком медианосителей, в которых проводится мониторинг рекламы в прессе и на радио (далее — нон-ТВ), наши читатели могут на сайте www.monitoring.com.ua. Объемы рынка нон-ТВ рекламы также рассчитаны в ценах open-rate. По экспертной оценке, среднерыночный объем скидки в нон-ТВ каналах коммуникации составляет 30–40%.

ВИДЫ РЕКЛАМЫ

Традиционно на рынке рекламы ЛС максимальная доля инвестиций приходится на телерекламу. Несмотря на незначительное ее снижение в начале лета, июль и август 2008 г. демонстрируют противоположную тенденцию (рис. 1). Доля ТВ в общем объеме рынка рекламы ЛС в августе 2008 г. достигла — 89,5%. Такие высокие показатели были характерны для начала года. Следует отметить, что в течение 4 мес — с марта по июнь 2008 г. — доля спонсорства варьировала в рамках 4,8–7,0%. Однако этот показатель постепенно снизился и уже в июле и августе 2008 г. составил 4,2 и 5,3% соответственно. Подобная ситуация характерна для рекламы ЛС в прессе и на радио. Объем инвестиций в эти медиаисточники значительно уменьшился. В июле и августе 2008 г. он составил 15,3 и 10,5% соответственно. Общий же объем инвестиций в рекламу ЛС также продолжает тенденцию уменьшения и уже в июле 2008 г. составил 33,6 млн грн., что в 4 раза меньше этого показателя в феврале 2008 г. Положительным моментом является приток инвестиций в рекламу ЛС в августе 2008 г., который составил 37,3 млн грн. Вполне возможно, это связано с преддверием осеннего сезона, который характеризуется повышением активности операторов фармрынка.

Распределение объема инвестиций в рекламу ЛС по основным типам рекламоносителей в январе-августе 2008 года (данные по ТВ -

Рис. 1 Распределение объема инвестиций в рекламу ЛС по основным типам рекламоносителей в январе-августе 2008 года (данные по ТВ – "Universe-2008")

По итогам января–августа 2008 г. общий объем инвестиций фармкомпаний в рекламу ЛС для исследуемых медианосителей составил 558,9 млн грн. Наиболее емким с начала текущего года был февраль — 134,2 млн грн.

РЕКЛАМА НА ТВ

Лето традиционно считается периодом затишья в рекламной активности операторов фармрынка. Однако это не относится к ситуации на рынке телерекламы ЛС. Объем инвестиций в рекламу ЛС в июле и августе 2008 г. составил 28,1 и 31,6 млн грн. соответственно (рис. 2), что на фоне прошлогодних показателей демонстрирует значительные темпы прироста.

Динамика объемов инвестиций в ТВ-рекламу ЛС в январе-августе  2006-2008 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (

Рис. 2 Динамика объемов инвестиций в ТВ-рекламу ЛС в январе-августе 2006-2008 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года ("Universe")

Так, прирост объема инвестиций в рекламу ЛС на ТВ в июле 2008 г. по сравнению с июлем 2007 г. составил 139,4%, что сопровождалось повышением уровня контакта со зрителем с 4,3 до 7,1 тыс. EqGRP (%) (на 64,9%; рис. 3). В августе 2008 г. темпы прироста этого показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили 96,6%, а уровень контакта со зрителем увеличился на 28,0% — до 8,0 тыс. EqGRP (%). В данной ситуации прослеживается зависимость уровня контакта со зрителями от объемов инвестиций в ТВ-рекламу.

Динамика уровня контакта со зрителем ТВ-рекламы ЛС в январе-августе 2006-2008 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года(

Рис. 3 Динамика уровня контакта со зрителем ТВ-рекламы ЛС в январе-августе 2006-2008 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года("Universe")

Таким образом, в июле и августе 2008 г. компании-производители продемонстрировали высокие темпы прироста объема инвестиций в рекламу ЛС на телевидении (включая спонсорство), в отличие от абсолютных показателей.

По итогам января–августа 2008 г. фармкомпаниями было потрачено на телевизионную и спонсорскую рекламу ЛС 443,8 млн грн., что на 40% больше, чем в аналогичный период 2007 г.

В июле–августе 2008 г. общий объем инвестиций в рекламу ЛС на телевидении увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 59,8 млн грн.

ПРОДАВЦЫ РЕКЛАМЫ НА ТВ

Топ-10 лидеров по объему продаж рекламы с начала текущего года продолжает сохранять свою целостность, изменениям подвергаются лишь позиции некоторых из них в предоставленном рейтинге (табл. 1). Традиционно в четверку лидеров по объему продаж рекламы в июле–августе 2008 г. как в денежном, так и в натуральном (WGRP, %) выражении представляют телеканалы «Интер», «Студия «1+1», «ICTV» и «СТБ», доля которых составляет около 80% всех рекламных бюджетов ЛС. Кроме того, представленная топ-4 лидеров достигает максимального уровня контакта со зрителем. Также необходимо отметить значительный подъем в рейтинге телеканала «ТЕТ», который в июле–августе 2007 г. занимал 18-е место по объемам продаж рекламы ЛС. В аналогичный же период текущего года этот телеканал переместился на 9-ю позицию. Доля спонсорства в общем объеме продаж рекламы ЛС в июле–августе 2008 г. составила 4,4%. Максимальным этот показатель был у телеканала «СТБ» — 13,1% суммарного объема инвестиций в рекламу ЛС на телевидении. Кроме того, этот телеканал также является лидером по количеству выходов рекламы ЛС. За ним по этому показателю следуют телеканалы «ICTV» и «Первый канал. Всемирная сеть». Продаж ТВ-спонсорства в исследуемый период не отмечено у телеканалов «Интер», «Новый канал», «НТН» и «Первый канал. Всемирная сеть».

Таблица 1

Топ-10 телеканалов по объему продаж рекламы ЛС в денежном выражении по итогам июля–августа 2008 г. («Universe-2008») с указанием прочих медиапоказателей и № п/п в июле–августе 2006–2008 гг. по «Universe»

№ п/п

Телеканал

Объем продаж рекламы

Уровень контакта со зрителем, EqGRP, %

Количество реализованных рейтингов, WGRP, %

Количество выходов

Млн грн.

№ п/п по «Universe»

Всего Доля спонсорства, % 2008 г. 2007 г. 2006 г.
1 Интер
17,2
1
1
1
3636
2876
2650
2 Студия «1+1»
13,6
3,0
2
3
5
2832
1947
2112
3 ICTV
9,5
8,9
3
5
2
2264
1713
4076
4 СТБ
8,0
13,1
4
2
4
2293
1760
4417
5 Новый канал
4,0
5
4
3
997
788
1295
6 Украина
3,9
7,7
6
6
7
887
691
2256
7 НТН
2,0
7
8
8
616
491
2999
8 Первый канал. Всемирная сеть
1,1
8
7
6
607
492
3084
9 TET
0,7
4,6
10
18
14
205
151
544
10 Тонис
0,7
0,8
9
9
12
211
170
2576

Прочие

1,2
4,9
590,8
480,0
9036

Всего

61,9
4,4
15137,4
11559,3
35045

Динамика уровня медиаинфляции свидетельствует о значительном повышении ее в июле и незначительном снижении в августе 2008 г. (рис. 4). Следует отметить, что с начала 2007 г. такого высокого значения этот показатель еще не достигал. Уровень медиаинфляции в июле и августе 2008 г. составил 73,9 и 66,2% соответственно. В среднем на фоне низких показателей объема затрат на рекламу в аналогичный период прошлого года эти значения медиаинфляции кажутся достаточно значимыми.

Динамика уровня медиаинфляции телерекламы ЛС в январе 2007- августе 2008 г.(

Рис. 4 Динамика уровня медиаинфляции телерекламы ЛС в январе 2007- августе 2008 г.("Universe")

В июле–августе 2008 г. в разрезе сейлз-хаусов максимальный прирост объема продаж рекламы ЛС (более чем в 2,5 раза) по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. отмечен по сейлз- хаусу «Приоритет». Количество реализованных рейтингов этим сейлз- хаусом увеличилось почти в 4 раза по сравнению с июлем–августом 2007 г. Эти факторы и способствовали увеличению доли данного сейлз-хауса в общем объеме продаж рекламы ЛС в денежном выражении и количестве реализованных рейтингов в июле–августе 2008 г (рис. 5). Также следует отметить в исследуемом периоде 2008 г. увеличение более чем в 2 раза объема продаж рекламы ЛС сейлз-хаусом «Интер-Реклама». Однако его доля в общем объеме затрат фармкомпаний на рекламу ЛС и количестве реализованных рейтингов незначительно сократилась. В целом в июле–августе 2008 г. для всех сейлз- хаусов отмечено увеличение объема продаж рекламы ЛС в денежном выражении и количества реализованных рейтингов.

Доля объема продаж рекламы ЛС в денежном выражении (

Рис. 5 Доля объема продаж рекламы ЛС в Денежном выражении ("Universe") и количества реализованных рейтингов (WGRP, %) в разрезе сейлз-хаусов в июле-августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Таким образом, в июле–августе 2008 г. максимальные уровень контакта со зрителем и количество реализованных рейтингов фармкомпаниям обеспечили телеканалы «Интер», «Студия «1+1», «ICTV» и «СТБ».

ПОКУПАТЕЛИ

В июле–августе 2008 г. топ-10 крупнейших брэндов ЛС по объему инвестиций в телерекламу в денежном выражении возглавил препарат ЛИОТОН (табл. 2). Для этого брэнда также характерен самый высокий уровень контакта со зрителем. Следует отметить, что ЛИОТОН в июле–августе прошлого года по объему капиталовложений в рекламу на ТВ находился на 8-й позиции, а в настоящее время возглавляет представленный рейтинг. Значительный подъем в рейтинге брэндов ЛС по объему инвестиций в телерекламу в июле–августе 2008 г. продемонстрировали препараты ЛАМИЗИЛ и СОЛПАДЕИН. Данные брэнды поднялись с 20-го и 11-го мест, которые они занимали в аналогичный период 2007 г., на 4-е и 5-е соответственно. Для остальных 6 представителей списка топ-10 брэндов инвестиций в телерекламу в июле–августе 2007 г. не было отмечено. Лидерами по объему продаж телерекламы ЛС в натуральном выражении (рейтинг WGRP, %) в исследуемый период были ЛИОТОН и ЭНЕРЛИВ.

Таблица 2

Топ-10 брэндов ЛС по объему инвестиций в телерекламу в денежном выражении в июле–августе 2008 г. с указанием основных медиапоказателей

№ п/п

Брэнд

Объем продаж рекламы

Уровень контакта со зрителем, EqGRP, %

Количество реализованных рейтингов, WGRP, %

Количество выходов

Млн грн.

№ п/п по «Universe»

Всего Доля спонсорства, % 2008 г. 2007 г. 2006 г.
1 ЛИОТОН
3,8
1
8
7
857
662
1084
2 ЭНЕРЛИВ
3,1
2
732
647
1064
3 НУРОФЕН
2,5
3
2
13
689
510
2934
4 ЛАМИЗИЛ
2,4
4
20
16
657
558
1865
5 СОЛПАДЕИН
2,4
5
11
4
596
493
1212
6 ОЛФЕН
2,3
12
526
358
503
7 ИМЕТ
2,2
7
493
381
611
8 ТОНГИНАЛ
2,1
13
398
265
181
9 ЭСПУМИЗАН
1,9
15
460
409
581
10 ФЕЗАМ
1,8
6
420
293
656

Прочие

37,4
7,3
9308,2
6984,0
24354

Всего

61,9
4,4
15137,4
11559,3
35045

Также необходимо отметить, что в июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество рекламировавшихся брэндов ЛС увеличилось — с 46 до 68 соответственно.

В июле–августе 2008 г. тройка лидеров в рейтинге маркетирующих организаций по объему инвестиций в ТВ-рекламу ЛС представлена компаниями «Berlin-Chemie/Menarini Group», «Bittner» и «ratiopharm», по которым зафиксированы самые высокие показатели объема инвестиций в? рекламу ЛС на телевидении (табл. 3). Для рекламы ЛС в спонсорство в этот период часть своих капиталовложений направили лишь 3 компании из представленной топ-10 — «Actavis Group», «Sandoz» и «GlaxoSmithKline». Таким образом, компании продолжают демонстрировать предпочтение инвестированию в сегмент прямой ТВ-рекламы. В июле–августе 2008 г. лидером по уровню контакта со зрителями и количеству реализованных рейтингов была компания «Berlin- Chemie/Menarini Group». А по количеству выходов рекламы ЛС первенство в представленном рейтинге в исследуемый период 2008 г. принадлежит компании «Reckitt Benckiser Healthcare International».

Таблица 3

Топ-10 маркетирующих организаций по объему инвестиций в ТВ-рекламу ЛС в денежном выражении по итогам июля–августа 2008 г. с указанием основных медиапоказателей

№ п/п

Маркетирующая организация

Объем продаж рекламы

Уровень контакта со зрителем, EqGRP, %

Количество реализованных рейтингов, WGRP, %

Количество выходов

Млн грн.

№ п/п по «Universe»

Всего Доля спонсорства, % 2008 г. 2007 г. 2006 г.
1 Berlin-Chemie/Menarini Group
(Германия)
11,4 1 5 5 2647 2185 3448
2 Bittner (Австрия) 6,2 3 16 0 1280 769 1257
3 Ratiopharm
(Германия)
5,1 2 1 1 1272 945 2914
4 Actavis Group
(Исландия)
4,1 2,1 4 21 21 973 664 1854
5 Reckitt Benckiser Healthcare International
(Великобритания)
3,9 5 2 12 1101 921 4946
6 Sandoz (Швейцария) 3,3 21,0 6 3 17 840 650 1798
7 Novartis Consumer Health (Швейцария) 3,3 7 10 8 894 733 2753
8 Sanofi-aventis
(Франция)
2,7 8 9 13 639 439 1308
9 Стада-Нижфарм (Германия — Россия) 2,6 9 11 27 676 510 2280
10 GlaxoSmithKline
(Великобритания)
2,4 0,04 10 7 4 597 494 1292

Прочие

16,9 11,6 4218,6 3249,3 11195

Всего

61,9 4,4 15137,4 11559,3 35045

Значительно повысили свои позиции в рейтинге компании «Bittner» и «Actavis Group», которые переместились с 16-го и 21-го на 3-е и 4-е места соответственно по сравнению с июлем–августом 2007 г.

Отметим, что общее количество маркетирующих организаций, инвестировавших в телерекламу ЛС в июле–августе 2008 г., увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составило 37 компаний.

ПРЕССА

По итогам июля–августа 2008 г. объем инвестиций в рекламу ЛС в печатных изданиях составил 7,6 млн грн., что более чем на 50% больше такового в аналогичный период 2007 г. Лидером по объему продаж рекламы ЛС в июле–августе 2008 г. , как и в аналогичный период 2007 г., был журнал «Единственная». Объем продаж рекламы ЛС в этом издании составил 707,6 тыс. грн. за 14 выходов рекламы ЛС (табл. 4). Наибольшее количество выходов рекламы ЛС в исследуемый период отмечено в журнале «Лиза». Максимальные темпы прироста объемов продаж рекламы ЛС в разрезе представленной топ-10 продемонстрировала газета «Комсомольская правда» (Украина) — на 313,6%. В результате чего она поднялась в рейтинге на 10 позиций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также следует обратить внимание, что на 7-й позиции в представленной топ-10 в анализируемый период 2008 г. находится журнал «Твое здоровье!». Инвестиции в размещение рекламы ЛС в этом издании в аналогичный период прошлого года не направлялись. Убыль объема продаж рекламы ЛС на 11,0% по сравнению с июлем–августом 2007 г.характерна для журнала «Отдохни!».

Таблица 4

Топ-10 печатных изданий по объемам продаж рекламы ЛС в денежном выражении в июле–августе 2008 г. с указанием объема и количества выходов рекламы, а также объема продаж рекламы ЛС и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года

№ п/п

Издание

2007 г.

2008 г.

Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. № п/п Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. в †, % Количество выходов Количество листов А3
1 Единственная
681,8
1
707,6
3,8
14
3,1
2 Лиза
301,5
3
693,8
130,1
30
5,4
3 Теленеделя (Украина)
234,1
5
498,7
113,0
23
3,7
4 Отдохни!
496,2
2
441,8
–11,0
17
3,4
5 Натали
237,2
4
385,3
62,4
12
2,1
6 Женский журнал. Здоровье
188,4
9
359,9
91,0
23
6,0
7 Твое здоровье!
354,5
17
2,6

;

8 Комсомольская правда (Украина)
79,7
18
329,7
313,6
17
6,4
9 Добрые советы
214,4
7
289,0
34,8
15
3,1
10 Полина
112,1
14
218,3
94,7
15
2,5

Прочие

2406,6
3273,7
36,0
349
73,1

Всего

4952,0
7552,3
52,5
532
111,4

В целом в исследуемый период 2008 г. представленная топ-10 печатных изданий по объемам продаж рекламы ЛС пополнилась тремя новыми участниками — изданиями «Полина», «Комсомольская правда» и «Твое здоровье!».

По итогам июля–августа 2008 г. объем инвестиций в рекламу ЛС в печатных изданиях составил 7,6 млн грн., что более чем на 50% больше такового в аналогичный период прошлого года.

В июле–августе 2008 г., как и в аналогичный период прошлого года, лидером по объему инвестиций в рекламу ЛС и количеству выходов в прессе был брэнд НОМИГРЕН (табл. 5). Значительный прирост объема инвестиций в рекламу ЛС в прессе продемонстрировал ЦЕТРИН, который переместился в рейтинге с 36-й на 8-ю позицию по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Таблица 5

Топ-10 брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу в прессе в июле–августе 2008 г. с указанием объема и количества выходов рекламы, а также объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года

№ п/п

Брэнд

2007 г.

2008 г.

Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. № п/п Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. в †, % Количество выходов Количество листов А3
1 НОМИГРЕН 294,7 1 591,6 100,8 24 6,9
2 СМЕКТА 239,3 4 350,5 46,5 21 3,9
3 СТИФИМОЛ 305,0 17 3,1
4 ЭДЕМ 287,7 19 4,3
5 СПАЗМАЛГОН 98,0 17 275,2 180,8 14 2,4
6 ЛИНЕКС 156,6 7 240,3 53,5 9 2,2
7 ДИФЛЮКАН 100,0 15 239,5 139,4 7 1,8
8 ЦЕТРИН 41,2 36 190,5 362,9 13 2,0
9 ТРИПСИДАН 181,7 9 1,8
10 ФЕЗАМ 177,0 13 3,2

Прочие

4022,2 4713,3 17,2 386 79,8

Всего

4952,0 7552,3 52,5 532 111,4

Следует отметить, что в июле–августе 2008 г. состав участников представленного топ- листа брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу в прессе практически полностью отличается. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. из прежних участников в его составе остались только НОМИГРЕН, СМЕКТА и ЛИНЕКС.

По итогам июля–августа 2008 г. топ-лист маркетирующих организаций — лидеров по объему инвестиций в рекламу ЛС в прессе возглавила компания «Sandoz» (табл. 6). Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года для этой компании характерна убыль по этому показателю на 3,7%. Высокий прирост объема инвестиций в рекламу в прессе в исследуемый период отмечен для «Киевского витаминного завода», что позволило ему переместиться в рейтинге с 56-й на 6-ю позицию. Также значительный прирост инвестиций в рекламу ЛС на этом медиаканале характерен для компаний «Фармак», «Dr. Reddy’s» и «Pfizer Inc.». Лидером по количеству выходов рекламы ЛС в прессе в июле–августе 2008 г. является компания «Nabros Pharma».

За июль–август 2008 г. около 60% общего объема инвестиций в рекламу ЛС в прессе обеспечила представленная топ-10 маркетирующих организаций (см. табл. 6).

Таблица 6

Топ-10 маркетирующих организаций по суммарному объему инвестиций в рекламу ЛС в прессе в июле–августе 2008 г. с указанием объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года

№ п/п

Маркетирующая организация

2007 г.

2008 г.

Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. № п/п Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. в †, % Количество выходов Количество листов А3
1 Sandoz (Швейцария) 769,8 1 741,5 –3,7 35 8,3
2 Bosnalijek (Республика Босния и Герцеговина) 445,2 2 667,3 49,9 26 7,3
3 Actavis Group (Исландия) 235,5 6 628,7 167,0 46 9,3
4 Фармак (Украина) 46,7 28 483,1 933,4 28 6,8
5 Berlin-Chemie/Menarini Group
(Германия)
261,1 4 370,5 41,9 18 3,6
6 Киевский витаминный завод (Украина) 0,5 56 365,4 73742,7 24 4,7
7 Beaufour Ipsen Pharma (Франция) 239,3 5 350,5 46,5 21 3,9
8 Dr. Reddy’s (Индия) 66,4 18 301,6 354,1 23 3,7
9 Nabros Pharma (Индия) 282,9 64 16,0
10 Pfizer Inc. (США) 100,0 15 239,5 139,4 7 1,8

Прочие

2787,5 3121,3 12,0 240 46,0

Всего

4952,0 7552,3 52,5 532 111,4

РАДИО

По сравнению с июлем–августом 2007 г. распределение инвестиций в рекламу ЛС на радиостанциях претерпело изменения. Объем продаж рекламы ЛС на радио в денежном и натуральном выражении в исследуемый период 2008 г. составил 1,5 млн грн. и 465,7 мин соответственно. Объем инвестиций в рекламу ЛС на радио сократился более чем на 40 и 48% соответственно. Максимальный объем инвестиций в рекламу ЛС на радио в денежном выражении в июле–августе 2008 г. зафиксирован для радиостанции «Ретро ФМ» (21,8%), а в натуральном (длительность выходов) — для радиостанции «Наше радио» (28,5%; рис. 6). В исследуемый период 2008 г. как в денежном, так и в натуральном выражении уменьшился объем инвестиций в рекламу ЛС на радиостанции «Русское радио» и радиостанциях, сгруппированных в категорию «Прочие». Противоположная тенденция характерна для инвестирования в рекламу ЛС на радио «Мелодия». А максимальное увеличение доли в объеме продаж рекламы ЛС на радио как в денежном, так и в натуральном выражении в июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. отмечено для радиостанции «Наше радио» до 10,0 и 28,5% соответственно.

Распределение объемов продаж рекламы ЛС на радио в денежном и натуральном (длительность, мин)выражении по топ-5 радиостанциям в июле-августе 2007-2008 г.

Рис. 6 Распределение объемов продаж рекламы ЛС на радио в денежном и натуральном (длительность, мин)выражении по топ-5 радиостанциям в июле-августе 2007-2008 г.

В июле–августе 2008 г. объем инвестиций фармкомпаний в рекламу ЛС на радио сократился в денежном и натуральном выражении более чем на 40 и 48% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил 1,5 млн грн. и 465,7 мин соответственно

В исследуемый период топ-5 крупнейших радиостанций аккумулировала более 80% общего объема инвестиций фармкомпаний на рекламу ЛС в денежном и около 78% в натуральном выражении.

В июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. топ-лист брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу ЛС на радио практически полностью изменился. Из прежних участников остался АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР, который в исследуемый период является лидером среди брэндов по объему инвестиций в рекламу ЛС и количеству выходов на радио (табл. 7). Для этого же брэнда характерен максимальный прирост капиталовложений в рекламу ЛС на радио — около 50%. Первенство по длительности выходов рекламы ЛС на радио принадлежит брэнду НО-ШПА. Суммарная длительность рекламы этого брэнда в исследуемый период составила 90 мин. Убыль объема инвестиций в рекламу на радио в июле–августе 2008 г. была отмечена для брэндов ТРАВИСИЛ и сгруппированных в категорию «Прочие».

Таблица 7

Топ-10 брэндов ЛС по объему инвестиций в рекламу на радио в июле–августе 2008 г. с указанием длительности и количества выходов рекламы, а также объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года

№ п/п

Брэнд

2007 г.

2008 г.

Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. № п/п Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. в †, % Количество выходов Длительность, мин
1 АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР 275,1 2 407,0 48,0 225 74,1
2 НО-ШПА 318,5 178 90,4
3 ФЕСТАЛ 205,9 194 48,2
4 ЛАМИКОН 129,6 71 20,1
5 ФЕЗАМ 100,0 43 37,7
6 КОРВАЛМЕНТ 83,5 45 22,5
7 СПАЗМАЛГОН 63,0 120 23,8
8 ЭДЕМ 56,6 96 48,0
9 ТРАВИСИЛ 43,0 18 33,0 -23,3 49 22,1
10 ДОЛАР 18,4 26 12,4

Прочие

2216,5 103,3 -95,3 134 66,4

Всего

2534,6 1518,8 -40,1 1 181 465,7

По итогам исследуемого периода 2008 г. топ-лист маркетирующих организаций по объему инвестиций в радиорекламу ЛС, количеству и длительности выходов возглавила компания «sanofi- aventis» (табл. 8). Максимальный прирост объема капиталовложений в рекламу на этом медианосителе зафиксирован у компании «Фармак», что и привело к ее перемещению по этому показателю с 16-й позиции на 3-ю. Убыль объема рекламных инвестиций в июле–августе 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. отмечена для «Bayer Consumer Care», «Plethico Pharmaceuticals» и компаний, сгруппированных в категорию «Прочие». В целом же в исследуемый период представленная топ-10 маркетирующих организаций обеспечила более 96% суммарных инвестиций в рекламу ЛС на радио.

Таблица 8

Топ-10 маркетирующих организаций по суммарному объему инвестиций в рекламу ЛС на радио в июле–августе 2008 г. с указанием объема рекламных инвестиций и позиции в рейтинге за аналогичный период предыдущего года

№ п/п

Маркетирующая организация

2007 г.

2008 г.

Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. № п/п Объем инвестиций в рекламу ЛС, тыс. грн. в †, % Количество выходов Длительность, мин
1 Sanofi-аventis (Франция)
524,4
372
138,6
2 Bayer Consumer Care (Швейцария)
702,3
1
407,0
–42,1
225
74,1
3 Фармак (Украина)
9,8
16
186,2
1802,9
167
68,1
4 Actavis Group (Исландия)
82,1
10
163,0
98,6
163
61,5
5 Киевский витаминный завод (Украина)
83,5
45
22,5
6 Plethico Pharmaceuticals (Индия)
66,9
11
33,0
–50,7
49
22,1
7 Рейнбо (Украина)
18,4
26
12,4
8 Bionorica (Германия)
17,1
38
18,4
9 Panacea Biotec (Индия)
17,0
21
10,5
10 Makpar (Индия)
16,6
19
10,1

Прочие

1673,5
52,6
–96,9
56
27,4

Всего

2534,6
1518,8
–40,1
1 181
465,7

ИТОГИ

По итогам июля–августа 2008 г. значительно увеличилась доля инвестиций в рекламу ЛС по сравнению с началом лета среди представленных медиаканалов на телевидении. Максимальный прирост на фоне общего увеличения объема продаж рекламы ЛС на ТВ и количества реализованных рейтингов продемонстрировал сейлз-хаус «Приоритет». Также следует отметить увеличение количества рекламировавшихся на телевидении брэндов ЛС, которых в июле–августе 2008 г. насчитывалось 68.

Большинство компаний остались приверженцами инвестирования прямой ТВ-рекламы ЛС. В спонсорство часть своих вложений в исследуемый период направили лишь 3 компании из представленной топ-10 маркетирующих организаций — лидеров по объемам инвестиций в рекламу ЛС на телевидении. В июле–августе 2008 г. количество компаний, направивших средства в телерекламу ЛС, увеличилось и составило 37.

В исследуемый период также отмечен значительный прирост вложений в рекламу ЛС в печатных СМИ — свыше 50% по сравнению с июлем–августом 2007 г. Однако объем инвестиций в рекламу ЛС на радио как в денежном, так и в натуральном выражении сократился более чем на 40%. Практически полностью обновился состав топ-10 брэндов по этому показателю в прессе и на радио. Среди маркетирующих организаций огромный прирост по объему инвестиций в рекламу ЛС в прессе продемонстрировал «Киевский витаминный завод», на радио — завод «Фармак».

Как видим, исследуемый период ознаменовался уменьшением объема инвестиций в рекламу ЛС на радио, которое пользовалось меньшим успехом. Рекламодатели отдали свое предпочтение размещению рекламы ЛС на телевидении и в печатных СМИ. Вполне возможно, что такое распределение вложений связано с летним периодом, а с приходом осеннего сезона ситуация изменится. В целом же в июле и августе 2008 г. расставленные приоритеты компаний-производителей говорили сами за себя — 80,5 и 86,0% соответственно составила доля прямой рекламы ЛС на телевидении. n

Юлия Лысак

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті