КАНЕФРОН® H: генериков среди фитопрепаратов не бывает

Человечество использует бесценные дары природы — лекарственные растения — уже не одну тысячу лет для лечения различных заболеваний. Препараты на растительной основе успешно заняли свою нишу на отечественном фармрынке в различных фармакологических группах, в том числе в сегменте средств, применяемых в урологии. Сегодня на украинском рынке насчитывается множество растительных препаратов, которые пытаются копировать брэнды*. Но реальные данные динамики развития фармрынка демонстрируют лидирующие позиции узнаваемых препаратов на растительной основе. Одним из таких брэндов является комбинированный препарат немецкой фармацевтической компании «Бионорика» КАНЕФРОН® H. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

СВОЙСТВА И ДЕЙСТВИЕ КАНЕФРОНА Н

54235КАНЕФРОН® Н показан как основная (базисная) терапия, а также в составе комплексной терапии при острых и хронических инфекциях мочевого пузыря (цистит) и почек (пиелонефрит).

При цистите отмечаются частые и болезненные мочеиспускания, ложные позывы к моче­испусканию, боль в области мочевого пузыря. При пиелонефрите проявляются признаки, выявляемые при многих других заболеваниях: повышение температуры тела, общая слабость, повышенная утомляемость, снижение аппетита, боль в животе и поясничной области, частые мочеиспускания (Яловчук А.В., 2013).

КАНЕФРОН® H показан при хронических неинфекционных заболеваниях почек (гломерулонефрит, интерстициальный нефрит). Препарат может применяться в качестве профилактического средства для предотвращения развития мочекаменной болезни, в том числе после удаления конкрементов.

В состав КАНЕФРОНА H, помимо вспомогательных веществ, входят три основных растительных компонента — экстракты травы золототысячника (Herba Centaurii), корня любистка (Radix Levistici) и листьев розмарина (Folia Rosmarini).

Растительные компоненты, входящие в состав препарата, проявляют комплексную активность, оказывают противовоспалительное, мочегонное, вазодилатационное и антимикробное действие и способствуют устранению спазма мочевыводящих путей.

На полках аптечных учреждений препарат КАНЕФРОН® H представлен в двух лекарственных формах:

  • таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 60;
  • капли для перорального применения с дозирующим устройством во флаконах по 100 мл.

Препарат можно применять в период беременности и кормления грудью при соблюдении рекомендаций относительно применения и после оценки врачом соотношения пользы для матери и риска для ребенка. КАНЕФРОН® H могут принимать даже маленькие пациенты. Так, данный препарат в форме таблеток можно применять у детей, начиная с 6-летнего возраста, а в форме капель — с 1 года.

Взрослым назначают по 2 таблетки 3 раза в сутки, а детям в возрасте старше 6 лет — по 1 таблетке 3 раза в сутки.

КАНЕФРОН® Н в форме капель детям в возрасте от 1 года до 5 лет следует принимать по 15 капель 3 раза в сутки, старше 6 лет — по 25 капель 3 раза в сутки. Взрослые могут принимать по 50 капель 3 раза в сутки. Взрослые, как правило, принимают капли в неразбавленном виде, а детям капли КАНЕФРОН® Н можно разбавить, добавив в сок или чай.

РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ

На украинском фармацевтическом рынке брэнд КАНЕФРОН® H присутствует уже много лет. Он представлен в конкурентной группе препаратов, применяемых в урологии G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации». За годы присутствия на отечественном фармацевтическом рынке брэнд зарекомендовал себя как динамичный игрок.

Так, за последние 5 лет годовой объем аптечных продаж этого лекарственного средства в денежном выражении увеличился почти в 2 раза, достигнув к 2015 г. 150,9 млн грн. за 875,9 тыс. упаковок (рис. 1).

Рис. 1
 Динамика объема аптечных продаж препарата КАНЕФРОН® Н в денежном выражении в 2010–2015 гг.
Динамика объема аптечных продаж препарата КАНЕФРОН® Н в денежном выражении в 2010–2015 гг.

На протяжении многих лет брэнд удерживает лидирующую позицию среди препаратов конкурентной группы в денежном выражении (табл. 1), что, в свою очередь, позволяет компании «Бионорика» возглавлять топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств этой группы в денежном выражении (табл. 2). Интересно, что рыночные позиции препарата КАНЕФРОН® H высоки не только в рамках его конкурентной группы, но и на украинском фармацевтическом рынке в целом. Так, по итогам 2015 г. препарат КАНЕФРОН® H входит в топ-25 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении.

Таблица 1 Топ-5 брэндов лекарственных средств группы G04B X50** по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2015 г. с указанием позиций за 2013–2014 гг.
Брэнд 2015 2014 2013
КАНЕФРОН 1 1 1
УРОЛЕСАН 2 2 2
ТРИНЕФРОН 3 6 8
ВИТАПРОСТ 4 3 3
ГЕНТОС 5 4 4
Таблица 2 Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств группы G04B X50** в денежном выражении по итогам 2015 г. с указанием позиций за 2013–2014 гг.
Маркетирующая организация 2015 2014 2013
Bionorica (Германия) 1 1 1
Артериум Корпорация (Украина) 2 2 2
Здоровье Группа компаний (Украина) 3 5 8
Stada (Германия) 4 3 3
Omega Pharma (Бельгия) 5 4 4

Невозможно не отметить значимое долевое участие брэнда КАНЕФРОН® H в конкурентном окружении. Так, в группе G04B X50**, где представлено более двух десятков брэндов, удельный вес КАНЕФРОНА H в денежном выражении ежегодно увеличивается, достигнув по итогам 2015 г. 37,8% (рис. 2).

Рис. 2
 Удельный вес КАНЕФРОНА Н в конкурентной группе препаратов G04B X50** в денежном выражении по итогам 2013–2015 гг.
Удельный вес КАНЕФРОНА Н в конкурентной группе препаратов G04B X50** в денежном выражении по итогам 2013–2015 гг.

Ежемесячная розничная реализация препарата в денежном выражении коррелирует с продажами конкурентной группы G04B X50**, что свидетельствует о взаимосвязи их динамики (рис. 3). В то же время стоит отметить, что брэнд КАНЕФРОН® H в последние годы демонстрирует опережающее развитие по сравнению с препаратами конкурентной группы. Так, объем его аптечных продаж в денежном выражении увеличился в 2014 г. на 16%, а по итогам 2015 г. — на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 4). А прирост объема розничных продаж препаратов группы G04B X50** в денежном выражении составил 11,3 и 14,8% соответственно.

Рис. 3
33536
Ежемесячная динамика объема аптечных продаж препарата КАНЕФРОН® H и препаратов конкурентной группы G04B X50** в денежном выражении в январе 2013 — декабре 2015 г.
Рис. 4
 Динамика объема аптечных продаж КАНЕФРОНА Н и лекарственных средств конкурентной группы G04B X50** в денежном выражении по итогам 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж КАНЕФРОНА Н и лекарственных средств конкурентной группы G04B X50** в денежном выражении по итогам 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В региональном разрезе динамика аптечных продаж КАНЕФРОНА Н неоднородна, что обусловлено многими факторами, в частности демографической ситуацией, инфраструктурой и индивидуальным развитием отдельных областей. Максимальный объем аптечных продаж аккумулируют аптечные учреждения Киева, а также Днепропетровской, Харьковской и Одесской областей (рис. 5). Эти регионы обеспечивают более 35% общего объема розничной реализации брэнда. В АР Крым продажи препаратов с начала текущего года сошли практически в 0, что обусловлено запретом с 1 января 2015 г. ввоза на его территорию лекарственных средств с украинской регистрацией (поэтому в 2015 г. реализовывались остатки продукции).

Рис. 5
55455
Объем аптечных продаж препарата КАНЕФРОН® Н денежном и натуральном выражении в разрезе регионов Украины по итогам 2015 г.

ПРОМОЦИЯ

Развитие брэнда в большой степени определяет стратегия продвижения компании-производителя. Принимая решение о покупке, клиенты аптеки руководствуются различными факторами. В частности, при выборе препаратов для лечения заболеваний почек и мочевого пузыря в аптеке важным фактором является мнение специалиста (назначение врача или рекомендация фармацевта).

Львиную долю усилий по продвижению препарата КАНЕФРОН® Н компания «Бионорика» сосредоточила на промоции посредством визитов медицинских представителей к специалистам здравоохранения (врачам, фармацевтам и экспертам центров закупок). Важно подчерк­нуть, что по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о визитах медицинских представителей с промоцией препаратов группы G04B X50** брэнд КАНЕФРОН® Н занимает позицию лидера (табл. 3).

Таблица 3 Топ-5 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции для препаратов группы G04B X50** посредством визитов медицинских представителей по итогам 2015 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2013–2014 гг.
Брэнд 2015 2014 2013
КАНЕФРОН 1 1 1
ВИТАПРОСТ 2 2 2
УРОЛЕСАН 3 3 3
АФЛАЗИН 4 6 6
ТРИНЕФРОН 5 4 7

Во врачебной аудитории основной целевой аудиторией являются гинекологи и урологи. Именно на промоцию среди врачей данных специальностей направлена львиная доля усилий внешней службы (рис. 6). Кроме того, информацию о фармакологических свойствах препарата КАНЕФРОН® Н получают терапевты/семейные врачи, педиатры и другие специалисты.

Рис. 6
 Удельный вес количества воспоминаний врачей различных специальностей о промоции препарата КАНЕФРОН® Н посредством визитов медицинских представителей по итогам 2013–2015 гг.
Удельный вес количества воспоминаний врачей различных специальностей о промоции препарата КАНЕФРОН® Н посредством визитов медицинских представителей по итогам 2013–2015 гг.

ТОВАРНЫЙ ЗАПАС В АПТЕКАХ

При формировании товарных запасов важно учитывать ряд факторов. Возможности реализации и потребности в товарных запасах лекарственных средств торговых точек могут варьировать в зависимости от типа аптечного учреждения и объема товарооборота.

Рыночный потенциал КАНЕФРОНА Н можно оценить с помощью анализа динамики его продаж в различных типах торговых точек. Для проведения анализа торговые точки (аптеки и аптечные пункты) были сгруппированы по финансовому и территориальному признакам (распределение осуществлялось исходя из объема месячной выручки торговой точки за ноябрь 2015 г.). Выделены такие категории населенных пунктов: с населением до 100 тыс. человек, 100–700 тыс., 700–2000 тыс. и Киев как отдельная административная единица. В анализируемый период среднее количество реализованных упаковок препарата в различных торговых точках составляет 2–13 и зависит от величины товарооборота и регионального расположения (рис. 7).

Рис. 7
 Среднее количество проданных упаковок препарата КАНЕФРОН® Н в торговых точках, сгруппированных по объему выручки, с учетом категорий населенных пунктов в ноябре 2015 г.
Среднее количество проданных упаковок препарата КАНЕФРОН® Н в торговых точках, сгруппированных по объему выручки, с учетом категорий населенных пунктов в ноябре 2015 г.

На основании расчетных данных приводим рекомендации относительно месячного товарного запаса брэнда КАНЕФРОН® Н в аптечных учреждениях (аптеках и аптечных пунктах) с различными финансовыми характеристиками (табл. 4).

Таблица 4 Рекомендуемый месячный товарный запас для препарата КАНЕФРОН® Н в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (по данным об аптечных продажах за ноябрь 2015 г.)
Объем месячной выручки, тыс. грн. Аптеки Аптечные пункты
До 100 1–4 1–2
100–200 2–6 2–3
200–450 3–8 3–4
450–750 5–10 5–7
750–1000 8–15 6–8
Более 1000 13–20 10–12

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За долгие годы присутствия на украинском фармацевтическом рынке КАНЕФРОН® Н сумел зарекомендовать себя как успешный игрок, о чем свидетельствуют неизменная позиция лидера в группе препаратов, применяемых в урологии G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации» по объему аптечных продаж в денежном выражении, а также высокая доля в продажах препаратов данной группы.

Комбинированный препарат на растительной основе КАНЕФРОН® Н — один из препаратов компании «Бионорика», который производится с применением концепции фитониринга (от англ. phyto — растительный и engineering — разработка, технология). Это перспективное направление, позволяющее с помощью современных научных методов выявлять действующие вещества в составе растений и на их основе разрабатывать и производить лекарственные средства, используя современные технологии. Фитониринг охватывает весь цикл производства, начиная с выращивания растительного сырья и заканчивая тщательным контролем качества производства продукции.

Благоприятный профиль безопасности препарата КАНЕФРОН® Н дает возможность применять его как у взрослых, так и у детей (в возрасте от 1 года), а также у беременных и кормящих грудью под наблюдением врача после оценки соотношения риска и пользы.

Екатерина Дмитрик

Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников

КАНЕФРОН® H. Состав. Трава золототысячника, корень любистка, листья розмарина. Лекарственная форма. Капли, таблетки. Фармакотерапевтическая группа. Средства, применяемые в урологии. Код АТС G04B X50**. Показания. Основная (базисная) терапия или в составе комплексного лечения при острых и хронических инфекциях мочевого пузыря (цистит) и почек (пиелонефрит). Хронические неинфекционные заболевания почек (гломерулонефрит, интерстициальный нефрит). Профилактика образования мочевых конкрементов, в том числе после их удаления. Противопоказания. Повышенная чувствительность к компонентам препарата. Язва в стадии обострения. Капли не следует применять в качестве монотерапии при нарушениях функции почек. Не следует применять КАНЕФРОН® Н для диуретической терапии отеков, вызванных сердечной или почечной недостаточностью. Побочные реакции. Очень редко в случае повышенной чувствительности к компонентам препарата могут возникать аллергические реакции, такие как сыпь, крапивница, зуд, гиперемия кожи, а также нарушения со стороны пищеварительного тракта (тошнота, рвота, диарея). Производитель «Бионорика СЕ». Р.с. UA/4708/01/01 от 09.08.2011 до 09.08.2016 г.; UA/4708/02/01 от 09.08.2011 до 09.08.2016 г.

4252356

42525

ПРОЕКТ ФІТОТЕКА®/PHYTOTHEk® ПРОДОВЖУЄ РОЗВИВАТИСЯ

Все більше людей вибирають для себе «екологічний» спосіб життя, орієнтований на турботу про людей та навколишнє середовище. У зв’язку з цим зростає інтерес до рослинних препаратів. Багато людей намагаються знайти натуральні та ефективні засоби в якості альтернативи хіміко-синтетичним лікам.

У зв’язку з цим був розроблений проект Фітотека®/Phytothek®, який стартував в Україні в 2012 р.

Мета проекту — привернути увагу українських споживачів до якісних лікарських засобів на рослинній основі, прищепити культуру лікування фітопрепаратами, дати можливість отримати професійну консультацію фахівця, компетентного в питаннях фітотерапії.

У рамках даного проекту в аптеках мереж, що підтримують цю ініціативу, відкриваються відділи Фітотека®/Phytothek® зі спеціалізованим підходом до надання інформації про препарати і наявність фітопрепаратів з ефективністю і безпекою, доведеними результатами численних клінічних досліджень, а також де здійснюється компетентна фармацевтична опіка при відпуску безрецептурних рослинних лікарських засобів.

Починаючи з 7 грудня 2015 р., таку можливість мають відвідувачі оновленої аптеки мережі «Зі», яка знаходиться за адресою с. Сокільники (на виїзді зі Львова), вул. Стрийська, 20. За традицією, щоб робота в оновленій аптеці йшла успішно, провели освячення приміщення.

Ігор Павлиш, директор аптечної мережі «Зі», зазначив: «За цією адресою аптека працює вже давно. Ми її розширили, додавши відділ косметики відкритого формату. Завдяки розширенню аптеки з’явилася можливість виділити місце для спеціалізованого відділу Фітотека®/Phytothek®, адже, маючи в розпорядженні невелике приміщення, це зробити досить складно. Поки це перша аптека відкритого типу в мережі «Зі» з відділом Фітотека®/Phytothek®. Надалі, враховуючи досвід роботи цієї оновленої аптеки, якщо такий формат буде впроваджуватися в інших торгових точках, ми будемо також працювати над відкриттям у них спеціалізованого відділу Фітотека®/Phytothek®». І. Павлиш підкреслив, що компанія «Біонорика» є стратегічним партнером мережі аптек «Зі».

Наталія Гула, менеджер по роботі з ключовими клієнтами компанії «Біонорика», додала, що аптечна мережа «Зі» входить до числа партнерів, з якими компанія активно співпрацює. Аптечна мережа «Зі» — одна з найбільших аптечних мереж на території Західної України, яка налічує більше 100 торгових точок, розташованих у всіх областях Західної України: Львівській, Тернопільській, Івано-Франківській, Закарпатській, Рівненській, Хмельницькій та Чернівецькій.

Станом на сьогодні в рамках даного проекту налічується 31 аптека зі спеціалізованим відділом Фітотека®/Phytothek® в таких містах: Київ, Дніпропетровськ, Харків, Львів, Одеса, Вінниця, Полтава.

BIONORICA WINNERS 2015

В рамках проекту Фітотека®/Phytothek® діє програма навчання для фармацевтів та провізорів з акцентом на фітотерапію, що сприяє підвищенню їх компетентності при консультуванні в аптечних закладах («Експерт з фітотерапії»), оскільки компетентна консультація є основоположним чинником успішної роботи аптеки.

8 грудня 2015 р. у Києві в конференц-залі готелю «ALFAVITO» відбувся урочистий захід «Bionorica Winners 2015», який завершив цикл навчальних тренінгів для фармацевтів і підсумував результати роботи у 2015 р.

Ця щорічна подія, в рамках якої проходить навчальний мотиваційний курс про взаємодію лікарських засобів, розроблений співробітниками кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації Національного фармацевтичного університету (НФаУ), а також навчальні тренінги з техніки продажу під керівництвом тренера-експерта з Німеччини Ганса-Еріка Меєра, які, безсумнівно, допоможуть у подальшій професійній діяльності кожному з провізорів першого стола, які взяли участь у даному заході.

На завершення відбулися урочисте вручення сертифікатів та церемонія нагородження переможців, яких визначили за рейтингом за результатами підсумкового тестування навчальної програми «Експерт з фітотерапії».

У заході взяли участь близько 100 представників з 30 аптечних мереж усіх регіонів України.

НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА «ЕКСПЕРТ з ФІТОТЕРАПІЇ» У 2016 р.

Протягом 2016 р. заплановано 10 навчальних заходів (включаючи підсумкове — «Bionorica Winners 2016») освітньої програми «Експерт з фітотерапії» у новому форматі навчання за темою «Роль фармацевтичної опіки у відповідальному самолікуванні», в рамках якої учасники отримають можливість ознайомитися зі структурою і змістом Протоколів провізора (фармацевта), затверджених наказом МОЗ України від 11.10.2013 р. № 875, освоїти алгоритмічний підхід щодо проведення фармацевтичної опіки і закріпити свої практичні навички при моделюванні «ситуація в аптеці». Навчання проводиться співробітниками кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ за підтримки Аптечної професійної асоціації України (АПАУ) і компанії «Біонорика». Після завершення навчання учасники отримають відповідні сертифікати.

Перший навчальний захід уже відбувся — 20 січня 2016 р. у Харкові. У семінарі взяли участь провізори першого столу провідних регіональних аптечних мереж Харкова.

Протягом року відбудеться ще 8 навчальних заходів на тему «Роль фармацевтичної опіки у відповідальному самолікуванні» у різних містах України — Дніпропетровську, Запоріжжі, Києві, Одесі, Харкові, Львові. Таким чином, співробітники аптечних закладів різних регіонів мають можливість взяти участь у програмі та пройти сертифіковане навчання.

Наступний захід у рамках навчальної програми «Експерт з фітотерапії» заплановано на 5 лютого 2016 р. і буде проведено у Львові.

*Зупанец И.А., Сахарова Т.С., Безуглая Н.П. (2014) Бренды и генерики среди растительных лекарственных средств: мифы и реальность. Medical Nature, № 2 (18).543636

Аптечный ассортимент. В фокусе — препараты для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей