Конкурентная среда симпатомиметиков

По сути, любое маркетинговое исследование начинается со сбора первичной информации о конъюнктуре рынка. Выводя новые препараты на рынок, формируя принципы и задачи ассортиментной и ценовой политики, любая компания-производитель заинтересована знать своих конкурентов в лицо. Для специалистов отдела маркетинга изучение поведения других компаний, равно как и положения их продуктов на рынке, является прямой функциональной задачей. В свою очередь, для специалистов отделов закупок аптечных учреждений наличие первичной аналитической информации о конкурентной среде различных групп препаратов может стать хорошим подспорьем в процессе формирования ассортимента аптеки и управления закупками с целью оптимизации затрат. Надеемся, что данная публикация, посвященная исследованию конкурентной среды препаратов группы АТС-классификации R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» А «Симпатомиметики, простые препараты» заинтересует маркетологов фармацевтических компаний и специалистов отделов закупок аптечных учреждений и поможет им в решении описанных выше задач. При подготовке материала использованы данные системы исследований рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также сведения о рекламных бюджетах, предоставленные компанией «GfK Ukraine».

Традиционно на отечественном рынке аптечных продаж приход осени знаменуется увеличением объемов реализации препаратов группы cough&cold. К их числу относятся «Симпатомиметики, простые препараты» (группа R01A А), применяемые при заболеваниях полости носа. Для проведения анализа лекарственные средства (ЛС) этого раздела АТС-классификации четвертого уровня были объединены в одну конкурентную группу (далее — симпатомиметики), как препараты, которые имеют более широкий спектр показаний при лечении заболеваний полости носа наряду с группой R01A В «Симпатомиметики в комбинации с другими средствами (за исключением кортикостероидов)».

Итак, продажам конкурентной группы ЛС, помимо сезонности, свойственны и другие характерные особенности, которые мы постараемся рассмотреть в этой публикации. А для начала отметим, что в рамках аптечных продаж препаратов группы R01A в денежном выражении доля симпатомиметиков по итогам первых 6 мес 2006 г. составила 64,7% (55,7 млн грн.), превысив показатель аналогичного периода 2005 г. на 9,6%. Наряду с приростом объемов продаж всех ЛС группы R01A за первые 6 мес 2006 г. относительно аналогичного периода прошлого года в денежном выражении, который составил 41,0% (напомним, в целом по рынку прирост объемов аптечных продаж ЛС — 42,8%), выручка аптечных учреждений от реализации препаратов группы R01A А увеличилась на 65,5% (рис. 1). В это же время объем продаж симпатомиметиков в натуральном выражении увеличился на 37,5% и составил 17,7 млн упаковок. При этом средневзвешенная стоимость 1 упаковки таких препаратов увеличилась на 20,4%, что свидетельствует об увеличении объемов продаж более дорогостоящих препаратов в  рамках исследуемой конкурентной среды.

Динамика объемов аптечных продаж препаратов конкурентной группы в денежном и натуральном выражении в январе 2004 г. – июне 2006 г.

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж препаратов конкурентной группы в денежном и натуральном выражении в январе 2004 г. – июне 2006 г.

Таблица 1

Объем аптечных продаж препаратов группы R01A A по группам АТС-классификации пятого уровня за первые 6 мес 2004 – 2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Январь–июнь, год Тыс. грн. Удельный вес группы, % D, % Тыс. упаковок Удельный вес группы, % D, %
R01A A05 Оксиметазолин
2004 5343,2 17,8 632,1 5,1
2005 6963,7 20,7 30,3 921,6 7,2 45,8
2006* 21123,3 38,0 203,3 2708,4 15,3 193,9
R01A A07 Ксилометазолин
2004 13058,9 43,4 4772,5 38,8
2005 14189,7 42,2 8,7 4934,0 38,3 3,4
2006 18361,2 33,0 29,4 6010,3 34,0 21,8
R01A A08 Нафазолин
2004 8582,4 28,6 6641,2 54,1
2005 9198,6 27,3 7,2 6785,1 52,6 2,2
2006 13196,3 23,7 43,5 8730,2 49,3 28,7
R01A A06 Тетризолин
2004 1398,4 4,7 124,0 1,0
2005 1472,5 4,4 5,3 112,7 0,9 -9,1
2006 1861,6 3,3 26,4 144,1 0,8 27,9
R01A A04 Фенилэфрин
2004 988,1 3,3 94,2 0,8
2005 947,8 2,8 -4,1 87,9 0,7 -6,7
2006 1117,0 2,0 17,8 110,3 0,6 25,5
R01A A09 Трамазолин
2004 648,2 2,2 28,4 0,2
2005 863,2 2,6 33,2 34,4 0,3 21,1
2006
Всего по группе R01A A Симпатомиметики, простые препараты
2004 30019,2 12292,4
2005 33635,6 12,0 12875,7 4,7
2006 55659,4 65,5 17703,4 37,5

*В итоговые данные за первые 6 мес 2006 г. включены объемы продаж НОКСПРЕЯ, который перешел в группу препаратов R01A A из группы R01A В.

Следует учитывать, что группа препаратов R01A А включает 13 групп АТС-классификации пятого уровня. На фармацевтическом рынке Украины были представлены только 6 из них. Причем уже в середине 2005 г. их количество уменьшилось до 5. Важно, что в рамках исследуемой конкурентной группы препаратов объемы продаж всех подгрупп распределены неравномерно. Так, наибольшая доля объемов продаж симпатомиметиков в денежном и натуральном выражении закреплена за препаратами группы R01A A05 «Оксиметазолин», прирост объемов продаж которых в исследуемый период увеличился относительно первых 6 мес 2005 г. практически в 3 раза как в денежном, так и в натуральном выражении (табл. 1). В результате доля объемов продаж ЛС группы R01A A05 в  общем объеме продаж симпатомиметиков увеличилась на 17,3% и составила 38,0% — они заняли первое место по объемам продаж в рамках конкурентной группы препаратов.

Отметим также, что количество торговых наименований ЛС в рамках каждой их таких подгрупп значительно отличается (наибольшее количество брэнд-неймов ЛС зафиксировано в группе R01A A07). Причем в таких группах, как R01A A04, R01A A06 по итогам первых 6 мес 2006 г. представлено только по одной торговой марке ЛС: НАЗОЛ и ТИЗИН. Очевидно, что увеличение объемов продаж препаратов группы R01A A05 во многом связано с появлением здесь в исследуемый период 2 новых торговых марок ЛС — НОКСПРЕЙ и ОКСАМЕТ. Первый перешел в эту группу препаратов из группы R01A B07 с июля 2005 г., а второй выведен на рынок в начале 2006 г. Кроме того, единственным представителем препаратов группы R01A A09 «Трамазолин» в 2004–2005 гг. был препарат ЛАЗОЛНАЗАЛ ПЛЮС.

Пожалуй, одной из наиболее важных особенностей продаж симпатомиметиков является то, что наибольшая доля объемов реализации таких ЛС принадлежит отечественным препаратам. В разрезе объемов аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС этой конкурентной группы препаратов доля первых по итогам исследуемого периода составила всего 38,9% в денежном и 19,1% в натуральном выражении (рис. 2). Причем по денежному показателю доля объемов продаж отечественных ЛС постепенно увеличивается, тогда как в натуральном выражении увеличивается удельный вес зарубежных препаратов.

Удельный вес объемов продаж зарубежных и отечественных препаратов конкурентной группы в денежном и натуральном выражении за первые 6 мес 2004 – 2006 гг.

Рис. 2. Удельный вес объемов продаж зарубежных и отечественных препаратов конкурентной группы в денежном и натуральном выражении за первые 6 мес 2004 – 2006 гг.

Так, темпы прироста объемов продаж симпатомиметиков украинского производства в денежном выражении значительно превышают таковые в натуральном, что свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости отечественных препаратов конкурентной группы, которое по итогам первых 6 мес 2006 г. составило 37,3% (рис. 3). Относительно зарубежных ЛС в исследуемый период, напротив, было зафиксировано снижение этого показателя на 12,9%. Безусловно, свой вклад в прирост объемов продаж симпатомиметиков отечественного производства внесли новые для этой конкурентной среды продукты. При этом следует учитывать динамичность предложения таких препаратов: их количество постоянно увеличивается на протяжении нескольких лет, несмотря на то, что некоторые препараты исчезают с полок аптек.

Характерно, что наибольшими показателями прироста в исследуемый период относительно аналогичного периода прошлого года характеризуются объемы продаж отечественных ЛС, стоимость которых приближена к верхней границе низкостоимостной ниши или нижней границе среднестоимостной (4 грн. 50 коп.). Относительно зарубежных препаратов такой зависимости не прослеживается — средневзвешенная стоимость преимущественного большинства таких ЛС находится в рамках среднестоимостной ниши и по итогам первых 6 мес 2006 г. относительно аналогичного периода 2005 г. изменилась как в сторону снижения, так и повышения. Таким образом, и пример конкурентной группы препаратов свидетельствует в  пользу общерыночной тенденции к увеличению объемов продаж относительно дорогостоящих препаратов украинского производства.

Прирост/убыль объемов продаж зарубежных и отечественных препаратов конкурентной группы в денежном и натуральном выражении за первые 6 мес 2005 – 2006 гг. относительно аналогичных периодов предыдущих годов

Рис. 3. Прирост/убыль объемов продаж зарубежных и отечественных препаратов конкурентной группы в денежном и натуральном выражении за первые 6 мес 2005 – 2006 гг. относительно аналогичных периодов предыдущих годов

Таким образом, лейтмотивом большинства изменений в рамках рассматриваемой конкурентной группы препаратов является повышение спроса на более дорогостоящие ЛС. Доля объемов продаж среднестоимостных препаратов конкурентной группы по итогам первых 6 мес 2006 г. составила чуть менее 50% общего объема аптченых продаж симпатомиметиков (рис. 4). Прирост объемов продаж таких ЛС достиг отметки 126,0%, а низкостоимостных — всего 33,0%. Причем в рамках низкостоимостной ниши средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС практически не изменилась, а в рамках среднестоимостной этот показатель снизился на 11,2%, что в значительной степени связано с увеличением объемов продаж среднестоимостных препаратов отечественного производства.

В рейтинге брэндов ЛС конкурентной группы по объемам аптечных продаж за первые 6 мес 2006 г. первые 3 места заняли препараты отечественного производства, доля которых в общем объеме продаж симпатомиметиков составила 18,8; 18,7 и 18,1% соответственно (табл. 2). И, что немаловажно, стоимость двух лидеров — ФАРМАЗОЛИНА и НАФТИЗИНА — находится в рамках низкостоимостной ниши, и только НОКСПРЕЯ — среднестоимостной. Более того, и в общеукраинском рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в исследуемый период эти препараты заняли достойные места: 53, 56 и 61-е соответственно.

Динамика объемов продаж в денежном выражении и средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов конкурентной группы в разрезе ценовых ниш за первые 6 мес 2004 – 2006 гг.

Рис. 4. Динамика объемов продаж в денежном выражении и средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов конкурентной группы в разрезе ценовых ниш за первые 6 мес 2004 – 2006 гг.

Таблица 2

Топ-лист брэндов ЛС группы R01A A по объему аптечных продаж за первые 6 мес 2006 г. с указанием таковых в денежном и натуральном выражении

№ п/п Брэнд-нэйм Тыс. грн. Тыс. упаковок
1 ФАРМАЗОЛИН 10484,2 4386,0
2 НАФТИЗИН 10387,5 7841,9
3 НОКСПРЕЙ 10088,7 1219,6
4 НАЗИВИН 5804,3 665,0
5 НАЗОЛ 3747,1 343,8
6 ГАЛАЗОЛИН 3604,5 992,7
7 САНОРИН 2591,5 707,4
8 РИНАЗОЛИН 2399,8 551,5
9 ДЛЯНОС 2120,2 281,4
10 ТИЗИН 1861,6 144,1
11 СПРЕЙ НАЗАЛЬНЫЙ 1329,5 179,6
12 РИНАЗАЛ 428,7 127,9
13 ОТРИВИН 363,3 29,4
14 НАЗОЛИН 217,4 180,9
15 НОКСИВИН 182,9 36,5
16 КСИЛОМЕТАЗОЛИН 24,6 11,6
17 НАЗАЛОНГ 9,8 1,8
18 ОКСАМЕТ 7,7 0,6
19 БРИЗОЛИН 4,9 1,6
20 КСИМЕЛИН 1,2 0,1

Вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения, что такому положению на рынке эти препараты в  значительной степени обязаны ценовой лояльности потребителей, в отдельных случаях простимулированной промоционными мероприятиями. И, напротив, такие препараты, как НАЗОЛ и НАЗИВИН, которые регулярно выходят на телеэкраны с рекламной кампанией, но при этом стоят дороже, заняли 4 и 5-е место в рейтинге брэндов ЛС по объемам аптечных продаж конкурентной группы препаратов. Очевидно, что на продажи симпатомиметиков значительное влияние оказывают несколько факторов: приверженность покупателей и их чувствительность к цене. Причем именно отечественные препараты во многом выигрывают за счет этого. Тем не менее, практически все ЛС исследуемой группы являются брэндированными генериками. А, значит, успех любого из них определяется также и промоционной стратегией компании-производителя. Поэтому для сохранения своего положения в этом сегменте рынка отечественным производителям необходимо обновлять продуктовую линейку, выводя новые, более современные и удобные в применении препараты. Такие инновации в перспективе могут стать серьезным конкурентным преимуществом наряду с уже существующими.

Формируя ассортимент аптечного учреждения, специалистам отделов закупок необходимо учитывать динамичность спроса на ЛС — впереди сезон холодов, и спрос на симпатомиметики вновь повысится, что принесет немалую выгоду. n

Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті