Закупки лекарств–2015: профильный комитет заслушал отчет МЗ

6 июля 2016 г. состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — Комитет), в котором приняли участие 7 народных депутатов во главе с Ольгой Богомолец. Согласно принятому на прошлом заседании решению, первым было рассмотрено состояние поставок в регионы лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и медицинских изделий, закупленных через специализированные международные организации за средства Государственного бюджета Украины в 2015 г.

Согласно информации, которую озвучил исполняющий обязанности министра здравоохранения Виктор Шафранский, по состоянию на 6 июля на государственные предприятия международные специализированные организации (ПРООН, ЮНИСЕФ, Crown Agents) поставили фармацевтической продукции на 1,064 млн грн., что составляет 48% от выделенной государством суммы.

«ПРООН поставила 62% препаратов, Crown Agents та ЮНИСЕФ — по 39%. Существуют программы, по которым процент поставок высокий, например, для пациентов со СПИД поставлено 74% препаратов, для взрослых онкогематологических больных — 93%, для пациентов с гемофилией — 100%. По программе иммунопрофилактики ПРООН уже поставила 82% вакцин. Однако вызывает глубокую обеспокоенность то, что вакцины, закупаемые ЮНИСЕФ, поставлены на 10%. По программе детской онкогематологии поступило только 16% лекарств и изделий медицинского назначения, а реагенты вообще не поставлены. Препараты для лечения туберкулеза поставлены ПРООН только на 31%», — отметил он, добавив что, деньги специализированным организациям были перечислены в конце декабря 2015 г., а основная масса поставок началась в мае текущего года.

Начиная с мая, МЗ значительно интенсифицирована работу с вышеуказанными международными организациями. Во-первых, перед ними было поставлена задача предоставить четкий график поставок. «Некоторое время у нас ушло на то, что мы просили, вежливо напоминали и снова просили, но через 2–3 нед мы все-таки получили эти данные и разместили их на сайте министерства. Также с мая раз в 1–2 недели мы проводим рабочие совещания, во время которых выясняем существующие у организаций проблемы и ищем пути ускорения поставок. Министерство обращалось к ним с просьбой провести переговоры с производителями и поставщиками для максимального сокращения времени поставок лекарств и изделий медицинского назначения, учитывая критическую ситуацию в Украине. В некоторых случаях международные организации тщательно отнеслись к просьбе, поработали с поставщиками и скорректировали графики поставок в сторону их ускорения», — добавил руководитель МЗ.

Кроме того, специалистам ведомства дано поручение в течение суток обрабатывать документы международных организаций, если они правильно оформлены. На сегодня есть случаи, когда сотрудники ненадлежащим образом отнеслись к выполнению своих функциональных обязанностей. По ним начаты дисциплинарные производства и будут наложены взыскания. Но сегодня со стороны министерства уже не фиксируются факты задержки документов для специализированных организаций.

МЗ также старается регулировать и разблокировать ситуации с поставками, вызванные требованиями отечественного законодательства: «Например, Crown Agents проинформировала ведомство, что срок годности лекарств, закупаемых по программам взрослой и детской онкологии, составляет менее 75% от установленного инструкцией срока хранения. Таким образом, поставка была заблокирована. Мы провели рабочую встречу, где нашли выход из ситуации — Crown Agents попросила производителей, чтоб они предоставили гарантийные письма о бесплатной и полной замене препаратов в случае их неиспользования. Такие письма были получены».

На сегодня МЗ полностью готов к началу закупок через международные организации за средства 2016 г.: проработаны все номенклатуры, организациям разосланы предложения относительно контрактов. «МЗ хочет сократить сроки поставок, внести пункт о штрафных санкциях в случаях нарушения графика, а также внести ряд других пунктов, которые позволят Министерству иметь рычаги влияния на поставки лекарственных средств. После проведения консультаций с международными организациями, которые продлятся максимум 2 нед, мы будем готовы перечислять средства», — подчеркнул В. Шафранский.

Что касается закупок лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и медицинских изделий, закупленных централизованно МЗ в 2015 г., они были проведены за полгода с момента сбора заявок и формирования номенклатур. При этом оплата осуществлялась либо по факту поставки, либо за 90 дней. До 1 марта 2016 г. все закупленные министерским Комитетом по конкурсным торгам лекарства были уже получены регионами.

Народный депутат Игорь Шурма, обращаясь к исполняющему обязанности министра, призвал его не брать на себя ответственность за поставки 2015 г. и отсутствующие на сегодня закупки 2016 г. Был поднят вопрос, а действительно ли сэкономлены государственные средства: «Есть информация, что в долларовом эквиваленте целый ряд препаратов был закуплен ЮНИСЕФ на 86% дороже, чем в 2014 г., и переплата составила около 3 млн дол. И если Министерство смогло провести в 2015 г. тендерные закупки и поставки без обвинений в коррупции, международные организации закупили препараты дороже, чем ранее. Кроме того, качество некоторых из них вызывает вопросы (лекарства для лечения онкобольных), а некоторые поставленные препараты вообще не зарегистрированы в Украине. Я прошу МЗ провести аудит закупок через международные организации, а также предлагаю Комитету обратиться в Службу безопасности Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Антимонопольный комитет, государственную финансовую инспекцию провести расследование действий руководства МЗ Украины во главе с Александром Квиташвили относительно международных закупок. Где там экономия и своевременность, которые они обещали?».

Члены Комитета поддержали это предложение, однако приняли решение обговорить формулировку запроса на следующем заседании.

Оксана Корчинская, первый заместитель председателя Комитета, выступила с предложением разработать изменения в Закон Украины от 19.03.2015 г. № 269-VIII «О внесении изменений в некоторые законов Украины по обеспечению своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществлении государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки», согласно которым из перечня международных организаций изъять Королевское агентство Великобритании (Crown Agents). «Международные закупки должны продолжаться, но с участием надежных партнеров», — отметила она.

104722

Эту позицию поддержала Ольга Богомолец, председатель Комитета. В тоже время Ирина Сысоенко, ее заместитель, отметила, что такие изменения должны быть основаны на четкой фиксации факта, что данная организация не исполнила свои обязательства. На данный момент непонятно, почему вопрос встал именно о Crown Agents, несмотря на то, что проблемы с поставками есть во всех организациях.

Во время заседания был сформирован подкомитет по вопросам обеспечения евроассоциации Комитета. Его возглавил народный депутат Олег Мусий, а в состав вошли Ольга Богомолец, Сергей Березенко, Татьяна Бахтеева, Александр Беловол, Игорь Шурма, Ирина Сысоенко.

Роман Василишин, заместитель министра здравоохранения, представил отчет о выполнении МЗ Украины в 2010–2015 г. бюджетной программы «Лечение граждан Украины за рубежом». Народные депутаты отметили, что сегодня возможно лечения таких пациентов и в Украине в случае надлежащего укомплектования материально-технической базы отечественных клиник. В перспективе это может быть значительно дешевле, чем отправлять больных за рубеж. На следующее заседание МЗ представит расчеты, сколько необходимо денег для комплектации, а также данные, сколько трансплантаций может быть сделано в Украине.

Также народные депутаты рассмотрели ряд законопроектов, по разработке которых Комитет не является главным. Был поддержан и рекомендован к принятию в первом чтении проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования развития производства устройств, предназначенных для лечебно-профилактических, военных и промышленных целей) (регистрационный № 4501, инициатор — народные депутаты И. Ефремова, Л. Денисова, И. Котвицкий.). Цель проекта — содействие развитию производства в Украине новой технологии, а именно устройств, предназначенных для восстановления и/или усиления мускульных усилий человека и расширения амплитуды движений за счет внешнего каркаса и других вспомогательных элементов, использующихся в лечебных, военных и промышленных целях (экзоскелетов), которые произведены в Украине.

Инициаторы предлагают освободить от налогообложения прибыль предприятий, полученную ими от деятельности по изготовлению и/или распространению экзоскелетов, а также операции по поставке предназначенных для экзоскелетов устройств и их комплектующих.

Кроме того, Комитет поддержал законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» относительно наставничества над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки (№ 4784, инициатор — Президент Украины), который представил народным депутатам Николай Кулеба, Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті