Пачка сигарет в день: как это влияет на ДНК?

04 Листопада 2016 4:52 Поділитися

Пачка сигарет в день: как это влияет на ДНК?Углубленное генетическое исследование дает новое понимание того, как курение способно провоцировать развитие онкопатологии в различных органах человека. Исследование позволяет предположить наличие связи между количеством выкуриваемых сигарет в течение дня и количеством мутаций в ДНК.

Около 6 млн человек ежегодно умирают из-за болезней, связанных с курением. Если данная тенденция сохранится, по данным Всемирной организации здравоохранения, в этом веке произойдет около 1 млрд смертей, связанных с употреблением табака.

Курение, как известно, наносит непоправимый ущерб различным органам человека. Эта вредная привычка также вызывает мутации в ДНК с помощью ряда механизмов. Сегодня курение связывают с развитием 17 видов рака, однако генетические механизмы данной связи не были детально изучены, поэтому в новом исследовании, результаты которого опубликованы в журнале «Science», ученые попытались приблизиться к их разгадке.

Так, исследователи изучили ДНК, взятую из 5 тыс. опухолей, которые развились у курящих и некурящих участников. Затем они сравнили генетические различия опухолей у курильщиков и некурящих. Этот анализ позволил им понять молекулярные механизмы повреждений ДНК, связанные с курением, а также измерить скорость развития мутаций, вызванных выкуриванием 1 сигареты. В результате ученые смогли определить среднее количество мутаций в легких курильщика, который выкуривал по 1 пачке сигарет в сутки, в течение года. Так, по словам ученых, у таких лиц развивается в среднем по 150 дополнительных мутаций в легких ежегодно. Это помогает объяснить, почему у курильщиков значительно повышен риск развития рака легких. Ученые также разработали четкую картину развития мутаций в ДНК других органов курильщиков. Они установили, что 1 пачка сигарет в сутки в течение года приводит к появлению:

• 97 мутаций в каждой клетке в гортани;
  • 39 мутаций в каждой клетке в глотке;
  • 23 мутаций в каждой клетке в ротовой полости;
  • 18 мутаций в каждой клетке в мочевом пузыре;
  • 6 мутаций в каждой клетке в печени.

Исследователи отмечают, что мутации, вызванные прямым повреждением ДНК канцерогенами, содержащимися в табачном дыме, рассматривались в основном в органах, которые вступают в непосредственный контакт с вдыхаемым дымом. Однако курение, кажется, затрагивает ключевые механизмы и в клетках других органов, что, в свою очередь, приводит к мутации их ДНК. Кроме того, эта вредная привычка является причиной ускорения «биологических часов» в клетках, которые подверглись мутациям, то есть ускоряет их старение.

По словам ученых, подобные исследования неуклонно приближают специалистов к пониманию механизмов, с помощью которых можно осуществлять профилактику онкопатологии на молекулярном уровне. В дальнейшем планируется выяснить, как другие известные эпидемиологические факторы риска вызывают развитие онкопатологии.