Полифония в 26 голосов! Аптечные продажи в регионах Украины: итоги I кв. 2010 г.

Целостное представление о рынке аптечных продаж возможно получить лишь с учетом понимания региональных особенностей его развития. При этом каждый регион и отдельно взятый город стремится к самовыражению в рыночном аспекте, поэтому можно говорить о полифоническом характере функционирования отечественной розницы, то есть каждый регион играет определяющую роль и имеет индивидуальное направление в ее развитии. В настоящей публикации речь пойдет о том, насколько гармоничной была динамика отечественного фармрынка в формате 26-голосной полифонии (26 регионов) по итогам I кв. 2010 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Напомним, что при проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств (ЛС) в денежном выражении.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I кв. 2010 г. общий объем аптечных продаж составил 5,6 млрд грн. (701,6 млн дол. США) за 449,5 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыду­щего года на 15,6% в гривне, 11,4% в долларах и 6,1% в упаковках. Показательно, что почти половину объема аптечных продаж в денежном выражении обеспечивают 5 из 26 регионов Украины. Так, в анализируемый период Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Одесская области суммарно аккумулировали удельный вес в размере 47,6% общего объе­ма розничной реализации в денежном выражении. Причем доля лидера объема аптечных продаж — Киева — уменьшилась с 14,0 до 13,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а доля Донецкой обл., напротив, увеличилась с 10,6 до 12,6% благодаря опережающим темпам прироста в сегменте ЛС (рис. 1).

Если взглянуть на структуру розничной реализации, то соотношение различных категорий «аптечной корзины» в денежном выражении во всех регионах довольно близко коррелирует с таковым в целом по рынку и варьирует в таком диапазоне: 78–88% составляют ЛС, 5–11% — изделия медицинского назначения (ИМН), 2–8% — косметика, 2–4% биологически активные добавки (БАД) (табл. 1). Несколько иную структуру аптечных продаж в денежном выражении отмечают лишь для столицы и Киевской обл., где удельный вес парафармацевтической продукции (косметика + БАД) практически вдвое выше, чем в среднем по рынку, и в анализируемый период составил около 15%. Кроме того, в этих регионах также отмечают высокий удельный вес ИМН в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении и, соответственно, минимальный удельный вес ЛС.

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I кв. 2010 г.
I кв. 2010 г. ЛС ИМН* Косметика БАД
Млн грн. Удельный вес категории,% Млн грн. Удельный вес категории,% Млн грн. Удельный вес категории,% Млн грн. Удельный вес категории,%
Донецкая обл. 592,8 84,3 57,1 8,1 28,9 4,1 24,5 3,5
Киев 583,5 76,1 73,9 9,6 77,6 10,1 31,5 4,1
Днепропетровская обл. 418,7 86,3 33,8 7,0 19,0 3,9 13,6 2,8
Харьковская обл. 325,6 84,3 33,7 8,7 16,4 4,3 10,4 2,7
Одесская обл. 258,0 79,4 29,9 9,2 25,2 7,8 11,7 3,6
Запорожская обл. 227,3 83,8 22,7 8,4 13,2 4,9 7,9 2,9
АР Крым 226,3 86,2 18,4 7,0 10,8 4,1 6,9 2,6
Львовская обл. 222,4 84,8 21,8 8,3 11,7 4,5 6,4 2,4
Луганская обл. 216,6 87,7 19,4 7,8 5,1 2,1 5,9 2,4
Киевская обл. 138,0 72,8 23,6 12,5 19,9 10,5 8,0 4,2
Полтавская обл. 133,8 86,0 12,0 7,7 5,5 3,5 4,3 2,7
Винницкая обл. 114,8 82,3 12,0 8,6 8,4 6,0 4,2 3,0
Житомирская обл. 109,3 88,0 8,6 6,9 3,9 3,2 2,4 1,9
Ивано-Франковская обл. 108,9 87,6 7,9 6,4 4,7 3,8 2,7 2,2
Херсонская обл. 104,2 88,1 7,1 6,0 3,9 3,3 3,2 2,7
Черкасская обл. 103,5 86,2 8,9 7,5 4,5 3,8 3,1 2,6
Хмельницкая обл. 93,9 89,6 5,6 5,4 2,5 2,4 2,7 2,6
Черниговская обл. 85,3 78,2 12,0 11,0 8,0 7,3 3,8 3,5
Сумская обл. 82,9 86,2 6,0 6,3 4,3 4,4 2,9 3,1
Николаевская обл. 81,5 86,7 6,5 6,9 3,6 3,9 2,4 2,6
Ровенская обл. 81,0 84,7 8,4 8,7 4,0 4,2 2,3 2,4
Волынская обл. 79,4 82,0 10,3 10,6 4,4 4,5 2,7 2,8
Кировоградская обл. 77,0 86,6 6,8 7,6 2,8 3,1 2,4 2,6
Закарпатская обл. 70,1 86,7 6,0 7,4 3,1 3,8 1,7 2,1
Черновицкая обл. 67,4 87,9 4,8 6,2 2,6 3,4 1,9 2,5
Тернопольская обл. 67,4 83,2 6,4 7,8 5,1 6,3 2,2 2,7

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые про­шли процедуру регистрации.

РЫНОК ЛС

В течение всего ушедшего года мы наблюдали парадоксальную картину — динамика рынка в денежном выражении в зависимости от валютного измерения характеризовалась отдаляющимися траекториями. Так, в долларовом эквиваленте в этот период отмечали перманентную убыль на фоне прироста объема аптечных продаж ЛС в гривне ввиду ее значительной девальвации. В натуральном выражении рынок аптечных продаж ЛС демонстрировал отрицательные темпы развития еще до начала кризиса, а в период экономического спада эта тенденция лишь усугубилась. Эпидемическая ситуация стала неким трамплином, с помощью которого рынок преодолел довлеющие над ним депрессивные тенденции. Обретение относительной стабильности, выравнивание и сближение темпов прироста по всем показателям рыночного развития происходило не в одночасье. Однако то, что в конце прошлого года казалось лишь намеком на выход фармрынка из кризиса, в I кв. 2010 г. обрело черты сильного тренда — умеренного прироста розничного рынка ЛС во всех измерениях. В анализируемый период объем аптечных продаж ЛС превысил показатель предыду­щего года на 16,7% в национальной валюте, 12,5% в долларовом эквиваленте и 9,8% в натуральном выражении. В региональном разрезе зафиксирован значительный разброс по темпам развития розничной реализации ЛС. Максимальный прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с I кв. 2009 г. отмечают для Донецкой и Ивано-Франковской областей — 34,6 и 44,2% в гривне и 29,7 и 39,0% в долларовом эквиваленте (рис. 2). В натуральных величинах по этому показателю лидировали Полтавская и Херсонская области. Наиболее слабое развитие розничного сегмента ЛС в это время было характерно для Хмельницкой и Черниговской областей, которые стали единственными регионами, где в анализируемый период была отмечена убыль в национальной валюте.

Разнокалиберность темпов развития розничного рынка ЛС в денежном и натуральном выражении обусловлена спецификой ценовой структуры аптечных продаж в разрезе регионов. По итогам I кв. 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в целом по рынку составила 16,3 грн., увеличившись на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В региональном разрезе этот показатель варьировал в диапазоне от 11,7 (Ровенская обл.) до 21,8 грн. (Киев; рис. 3). По сравнению с I кв. 2009 г. максимальная убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС была отмечена для Полтавской областей, что было обусловлено значительным прорывом в сегменте низкостоимостных препаратов (рис. 4).

В целом по стране структура аптечных продаж ЛС в анализируемый период выглядела следующим образом: доля низкостоимостных препаратов составила 11,8% в денежном и 59,4% в натуральном выражении, среднестоимостных — 45,4 и 33,1% соответственно, высокостоимостных — 42,8 и 7,5%.

Практически во всех регионах в этот период увеличился удельный вес высокостоимостных ЛС в объеме аптечных продаж в денежном выражении, за исключением Черниговской, Хмельницкой, Николаевской и Закарпатской областей, где, напротив, произошло уменьшение объема аптечных продаж ЛС данного сегмента по сравнению с I кв. 2009 г. (см. рис. 4). Кроме того, в анализируемый период повсеместно было зафиксировано повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши, в то время как в сегменте высокостоимостных ЛС, напротив, было отмечено ее снижение в большинстве регионов. Позволим себе предположить, что сложившаяся ситуация является следствием стремления рынка к сбалансированному развитию — прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС высокостоимостной ниши в кризисный период сменился убылью, в то время как для низкостоимостных препаратов (в сегменте которых в ушедшем году отмечали минимальное удорожание), напротив, продолжается прирост по этому показателю.

Таблица 2 Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины по итогам I кв. 2010 г.
Регион Объем продаж ЛС
Зарубежного производства Отечественного производства Зарубежного производства Отечественного производства
Млн грн. Удельный вес,% Млн грн. Удельный вес,% Млн упаковок Удельный вес,% Млн упаковок Удельный вес,%
Донецкая обл. 467,9 78,9 125,0 21,1 15,6 42,0 21,5 58,0
Киев 456,2 78,2 127,4 21,8 10,2 38,0 16,6 62,0
Днепропетровская обл. 320,2 76,5 98,5 23,5 8,7 37,5 14,6 62,5
Харьковская обл. 243,1 74,7 82,5 25,3 7,1 36,7 12,3 63,3
Одесская обл. 202,3 78,4 55,7 21,6 5,4 40,0 8,1 60,0
Запорожская обл. 170,4 74,9 56,9 25,1 4,7 35,8 8,4 64,2
АР Крым 160,7 71,0 65,6 29,0 4,5 30,1 10,5 69,9
Львовская обл. 165,6 74,4 56,8 25,6 4,9 34,9 9,2 65,1
Луганская обл. 147,0 67,9 69,6 32,1 4,3 29,7 10,2 70,3
Киевская обл. 103,2 74,8 34,8 25,2 2,6 32,9 5,4 67,1
Полтавская обл. 82,9 61,9 51,0 38,1 2,4 22,5 8,4 77,5
Винницкая обл. 86,5 75,3 28,3 24,7 2,1 34,3 4,0 65,7
Житомирская обл. 73,3 67,1 36,0 32,9 2,4 27,2 6,5 72,8
Ивано-Франковская обл. 80,9 74,3 28,0 25,7 2,4 35,4 4,3 64,6
Херсонская обл. 74,9 71,9 29,3 28,1 2,6 35,2 4,8 64,8
Черкасская обл. 68,7 66,4 34,8 33,6 2,3 27,2 6,1 72,8
Хмельницкая обл. 67,7 72,1 26,1 27,9 2,1 32,6 4,3 67,4
Черниговская обл. 58,4 68,5 26,9 31,5 1,6 27,6 4,1 72,4
Сумская обл. 59,6 71,9 23,3 28,1 1,5 32,4 3,2 67,6
Николаевская обл. 58,2 71,4 23,3 28,6 1,6 33,3 3,2 66,7
Ровенская обл. 55,0 67,9 26,0 32,1 2,0 29,3 4,9 70,7
Волынская обл. 55,0 69,2 24,4 30,8 1,8 31,3 4,0 68,7
Кировоградская обл. 51,5 66,9 25,5 33,1 1,5 27,8 4,0 72,2
Закарпатская обл. 49,2 70,2 20,9 29,8 1,6 32,6 3,4 67,4
Черновицкая обл. 46,8 69,4 20,6 30,6 1,4 33,3 2,8 66,7
Тернопольская обл. 50,3 74,7 17,1 25,3 1,6 38,2 2,6 61,8

Как уже было отмечено, в структуре аптечных продаж ЛС Полтавской обл. произошло смещение в сторону низкостоимостных препаратов, что вполне ожидаемо с учетом значительного прорыва в этом регионе в сегменте отечественной продукции, менее дорогостоя­щей по сравнению с зарубежными аналогами. Так, в анализируемый период удельный вес ЛС украинского производства в объеме аптечных продаж в Полтавской обл. увеличился с 24,6 до 38,1% в денежном и с 66,2 до 77,5% в натуральном выражении (табл. 2). В свою очередь, максимальный удельный вес ЛС зарубежного производства в этот период отмечают для Донецкой обл. — 78,9% в денежном и 42,0% в натуральном выражении. В остальных регионах структура аптечных продаж ЛС более тесно коррелирует с общерыночной — на долю ЛС зарубежного производства приходится 74,0% в денежном и 34,6% натуральном выражении, оте­чественного — 26,0 и 65,4% соответственно. Причем в анализируемый период зафиксировано повальное наращивание доли ЛС отечественного производства в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении благодаря опережающим темпам прироста на фоне сегмента зарубежных ЛС (рис. 5).

В разрезе отдельных городов Украины в анализируемый период по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении, за исключением Киева, традиционно лидировал Харьков (201,5 млн грн.). За ним расположились Донецк (169,4 млн грн.) и Днепропетровск (151,6 млн грн.; рис. 6). Максимальные темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в этот период были отмечены для Херсона и Севастополя.

По итогам I кв. 2010 г. в целом по Украине в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении рецептурные и безрецептурные препараты были представлены в соотношении 52:48 соответственно. В региональном разрезе отмечают схожую структуру розничного рынка, хотя в 8 регионах (Киев, Днепропетровская, Киевская, Житомирская, Черкасская, Ровенская, Закарпатская и Тернопольская области) с незначительным перевесом превалируют безрецептурные ЛС, а в Херсонской обл. оба сегмента представлены в равном долевом соотношении.

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в денежном выражении в анализируемый период во всех регионах была аналогична. В частности, повсеместно в состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечной реализации вошли препараты групп А, C, R, N и J, хотя их долевое соотношение варьировало в региональном разрезе. Пальму первенства по объему аптечной выручки во всех без исключения регионах в анализируемый период удерживали препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», удельный вес которых в регионах находился в диапазоне 21–26%.

Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов Украины возглавляет АКТОВЕГИН (табл. 3). В 8 регионах лидерство по этому показателю принадлежит другим препаратам — ЭССЕНЦИАЛЕ, МИЛДРОНАТ, НАТРИЯ ХЛОРИД, АМИЗОН, ЦЕФТРИАКСОН и РИБАРИН.

Таблица 3 Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины в I кв. 2010 г.
Регион 1 2 3 4 5
Донецкая обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ ЛАЗОЛВАН
Киев ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ АКТОВЕГИН ЭНТЕРОСГЕЛЬ СИНУПРЕТ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН МЕЗИМ НО-ШПА
Харьковская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ НО-ШПА
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ КОДТЕРПИН ВИТРУМ
Запорожская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН НАТРИЯ ХЛОРИД
АР Крым АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НО-ШПА АУГМЕНТИН
Львовская обл. МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ ТИОТРИАЗОЛИН
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ ЦЕРАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Киевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН АУГМЕНТИН МИЛДРОНАТ
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН АМИЗОН
Винницкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ ТРАУМЕЛЬ С АМИЗОН
Житомирская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН
Ивано-Франковская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ТИОТРИАЗОЛИН МЕЗИМ ЛАЗОЛВАН
Херсонская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
Черкасская обл. АМИЗОН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА
Хмельницкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД АМИЗОН МИЛДРОНАТ
Черниговская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ
Сумская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ АМИЗОН
Николаевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ АМИЗОН НАТРИЯ ХЛОРИД
Ровенская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ТИОТРИАЗОЛИН МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН
Волынская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН
Закарпатская обл. ЦЕФТРИАКСОН КОЛДРЕКС МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ МЕЗИМ
Черновицкая обл. РИБАРИН АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН МЕЗИМ ТИОТРИАЗОЛИН НО-ШПА КАНЕФРОН

Среди маркетирующих организаций в анализируемый период по объему аптечных продаж ЛС в 21 регионе первенство традиционно удерживала немецкая компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В Полтавской, Сумской, Ровенской и Волынской областях этот топ-лист возглавила отечественная компания «Фармак», а в Луганской обл. — норвежская компания «Nycomed».

Интересным представляется анализ объема аптечных продаж ЛС на душу населения в регио­нах на фоне общерыночного бенчмарка. Причем динамика в данном случае более показательна и является отражением инвестиционного потенциа­ла регионов, в то время как ранжирование регионов по этому показателю в абсолютных величинах весьма статично. Хотя следует отметить, что ввиду сравнительно невысокой миграции населения, темпы прироста объема аптечных продаж ЛС на душу населения тесно коррелируют с таковыми в целом по рынку в региональном разрезе.

В анализируемый период объем аптечных продаж ЛС на душу населения в целом по стране составил 101,7 грн., увеличившись на 17,1% по сравнению с I кв. 2009 г. Максимальные темпы прироста по этому показателю в данный период были отмечены для Ивано-Франковской обл. — на уровне 44,2% (рис. 7). В абсолютных величинах традиционно лидировал Киев с объемом аптечных продаж ЛС на душу населения в размере 209,5 грн., что вдвое выше среднерыночного показателя.

ИТОГИ

Общей для всех регионов тенденцией в текущем году была нормализация динамики отечественного фармрынка. В частности, постепенно сошли на нет такие симптомы кризисной лихорадки, как падение объема розничной реализации в натуральном и долларовом выражении. Кроме того, в анализируемый период наметилась тенденция к восстановлению спроса на препараты высокостоимостной ниши.

Примечательно, что отечественные производители значительно укрепили свои конкурентные позиции. Кризис заставил потребителей пересмотреть свое отношение к продукции украинского производства, мифы о сомнительности качества которой по сравнению с более дорогостоящими импортными аналогами были распространены ранее.

На текущем этапе развития отечественного фармрынка уровень продаж ЛС в расчете на душу населения по-прежнему остается на невысоком уровне по сравнению с более развитыми рынками. Однако то, что сейчас кажется негативным моментом, в перспективе можно рассматривать как преимущество. Ведь именно здесь кроется значительный потенциал для дальнейшего развития. Поскольку бремя расходов на ЛС в Украине возложено преимущественно на пациента, то ключевым стимулом роста уровня потребления является увеличение реальных доходов населения в контексте улучшения макроэкономической ситуации в стране.

Позволим себе предположить, что импульс украинской фармрознице даст ее дальнейшее сбалансированное региональное развитие!

Анна Шибаева
Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0 (44) 585 97 10 или e mail: sergey@morion.ua

Комментарии

Виктор 19.05.2010 9:59
Самым высоким ростом продаж по прошлому году отметилась корпорация Юрия Фарм, ведущий производитель инфузионных растворов в Украине, которая увеличила свою долю в рынке за один год с 28% до 50%

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи