Ваш мозг может видеть вещи, которые не видят глаза

29 Вересня 2017 12:37 Поділитися

Вы можете видеть что-то, не видя этого? А ваш мозг может! Об этом свидетельствуют результаты нового исследования, проведенного немецкими учеными. Так, определенный нейрон в головном мозге реагирует, когда человек видит фотографию знакомого лица, даже если он не осознает этого.

Это несколько парадоксальное открытие — то, что головной мозг может реагировать на то, чего вы не осознаете, — добавляет новые сведения к растущему объему знаний о том, как деятельность определенных клеток головного мозга соотносится с сознанием.

До решения этой головоломки — полного понимания работы человеческого сознания — еще далеко, и до сих пор исследователи не могут сказать, как нейроны вызывают сознательные мысли. Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Current Biology», основывается на более ранних исследованиях, которые связывают работу отдельных клеток головного мозга, осознание и узнавание знаменитости.

Первое из них было опубликовано в 2005 г., когда группа исследователей выявила феномен, который они назвали «нейрон Дженнифер Энистон» — единственный нейрон в головном мозге участника исследования, который отреагировал, когда участник узнал лицо конкретного человека, — например, Дженнифер Энистон, Билла Клинтона или Холли Берри.

Это исследование впервые продемонстрировало, что всякий раз, когда сознательный опыт человека касался определенного человека или объекта, в медиальной височной доле головного мозга на это реагировала определенная клетка. Медиальная височная доля, как известно, — часть головного мозга, вовлеченная в формирование долговременной памяти. Но если человек не знал личности на  изображении, «нейрон Дженнифер Энистон» не реагировал.

Существуют трюки для скрытия изображения от сознания человека. Например, в другом исследовании в 2008 г. использовалась техника маскировки, которая включала изображение знакомого лица, такого как лицо Дженнифер Энистон, в течение 16 мс, а затем сразу же показывала другое изображение, которое путало изображение лица на сетчатке, так что головному мозгу сложно было осознать, что он увидел.

В новом исследовании немецкие ученые использовали другой метод, чтобы скрыть изображения от сознания участника. Они построили свой эксперимент вокруг явления, называемого миганием внимания, которое происходит, когда человеку быстро показывают 2 целевых изображения в быстром потоке других изображений, которые одинаково знакомы. Когда это происходит, человек часто не замечает второго целевого изображения. Это способ скрывать вещи, которые находятся на виду.

В данном исследовании приняли участие 21 пациент с эпилепсией, у которых были электроды, имплантированные в головной мозг для специального лечения, не связанного с исследованием.

Во время исследования участники видели 14 разных изображений, которые, как ранее было определено, были им знакомы, и  каждое из которых вызывало специфическую активность конкретной клетки головного мозга. Клетку, реагировавшую на второе целевое изображение, которое с высокой вероятностью участник исследования мог не заметить, ученые назвали «нейрон Роджера Федерера».

Во время каждого теста исследователь просил участника искать 2 целевых изображения среди 14. Затем каждое из изображений мигало на экране в течение 150 мс. Исследователи контролировали активность медиальной височной доли во время теста и после этого спрашивали участников, видели ли они 2 изображения знакомых лиц.

Каждый пациент участвовал в 216 тестах, а чуть менее половины участников сообщили, что они не видели второго целевого изображения.

Ученые установили, что даже когда человеку не удалось увидеть изображение второго знакомого лица, «нейрон Роджера Федерера» реагировал, хотя сигнал был немного слабее и развивался чуть позже, чем для другого целевого изображения. Из этого следует, что гипотеза о том, как клетки головного мозга обрабатывают информацию — «все или ничего», является слишком упрощенной.

Таким образом, благодаря уникальной сигнатуре клеток головного мозга, которые реагировали на изображения, исследователи смогли связать определенные его клетки с конкретными изображениями и определить, какой образ был представлен, хотя сами участники не знали об этом.

По материалам www.livescience.com