Сколько страны тратят на здравоохранение?

В сентябре 2015 г. мир согласился с тем, что охват здравоохранением должен быть универсальным. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», поставив таким образом амбициозную цель — обеспечить универсальность медицинского обслуживания, включая доступ к качественным основным медицинским услугам, а также безопасным, эффективным, качественным и доступным основным лекарственным средствам и вакцинам для всех людей к 2030 г. Чтобы достигнуть этого, странам потребуется мобилизовать свои ресурсы. За последнее десятилетие многие страны добились успеха в предоставление медицинских услуг и финансовой защиты своим гражданам. Бедность неуклонно снижается, а охват населения основными сервисами увеличился с 2000 г. Тем не менее предстоит еще долгий путь для достижения целей устойчивого развития в отношении здравоохранения. По крайней мере половина людей в мире не охвачены основными услугами. Более 1 млрд пациентов не контролируют артериальную гипертензию, более 200 млн женщин не имеют доступа к услугам планирования семьи, а более 20 млн младенцев не получают 3-й дозы комбинированной вакцины против дифтерии, столбняка и коклюша. Кроме того, около 800 млн человек тратят более 10% своего годового семейного бюджета на здравоохранение. Для почти 100 млн человек эти расходы настолько высоки, что обрекают их на крайнюю нищету, ставя перед необходимостью жить на сумму, составляющую всего 1,90 дол. США в день или меньше. Тем не менее эксперты ВОЗ настроены оптимистично и подчеркивают, что большинство стран способны мобилизовать необходимые ресурсы для достижения определенного уровня универсальности здравоохранения, особенно в отношении большинства основных медицинских услуг, включая первичное медико-санитарное обслуживание. И многие страны уже встали на путь прогресса. Для дальнейшего же продвижения необходим экономический рост стран и инвестиции в реформы, чтобы увеличить «государственный кошелек» и вкладывать средства в предоставление качественных услуг, убеждены специалисты ВОЗ.

В докладе ВОЗ «New Perspectives on Global Health Spending for Universal Health Coverage» обобщаются последние сопоставимые на международном уровне данные о расходах на здравоохранение во всех государствах — членах ВОЗ в период 2000–2015 гг. Согласно представленным данным в 2015 г. мир потратил 7,3 трлн дол. на здравоохранение, или около 10% мирового ВВП. Наиболее высокий показатель отмечают у стран с высоким уровнем дохода, где расходы на здравоохранение составляют почти 12% ВВП. В странах с низким уровнем дохода — в среднем 7% ВВП, а со средним уровнем дохода — 6% ВВП.

Сфера здравоохранения является важным источником реального экономического роста для стран во всем мире, и особенно таковым для стран с низким и средним уровнем дохода. Инвестирование в здоровье граждан приводит не только к их здоровой жизни, но также создает рабочие места, способствует социальной и политической стабильности страны, стимулирует технологические инновации, повышение экономической производительности стран.

Сегмент здравоохранения демонстрировал более интенсивный рост, чем экономика в целом за последние 15 лет. В период 2000–2015 гг. расходы на здравоохранение в мире выросли в среднем на 4,0% по сравнению с 2,8% — столько составил рост глобальной экономики. Расходы на здравоохранение в странах с низким и средним уровнем дохода росли еще более быстрыми темпами — в среднем на более чем 6,0% за анализируемый период.

Внутренние ресурсы государств являются основным источником финансирования системы здравоохранения во всех странах, кроме небольшого числа таковых с низким уровнем дохода. Внешняя помощь таким странам на нужды здравоохранения составила чуть более 19 млрд дол. в 2015 г. Доля внешних ресурсов в расходах на здравоохранение в 31 стране с низким уровнем дохода составляла в среднем около 30% в 2015 г., в то время как в 50 странах с доходом ниже среднего уровня и в 57 странах с доходом выше среднего уровня она составляла лишь 3 и менее 1% соответственно.

Способ финансирования здравоохранения в разных странах значительно отличается. Страны со средним и высоким уровнем дохода, как правило, имеют более высокую долю расходов на здравоохранение из государственного бюджета и страховых взносов. За последние 15 лет государственное финансирование сектора несколько увеличилось, в среднем с 48 до 51% в странах со средним уровнем дохода и с 66 до 70% — с высоким уровнем дохода. В странах с низким уровнем дохода государственное финансирование здравоохранения сократилось с 30 до 22%, что было обусловлено увеличением доли внешней помощи на развитие этого сектора с 20 до 30%.

В свою очередь, расходы пациентов (out-of-pocket spending) снизились незначительно. В период 2000–2015 гг. затраты на медицину из кармана пациентов снизились с 46 до 38% в странах с низким уровнем дохода, с 45 до 40% — с уровнем дохода ниже среднего, с 37 до 31% — в странах с уровнем дохода выше среднего и с 23 до 21% — с высоким уровнем дохода. Сегодня в странах, где расходы пациентов на здравоохранение составляют 50% и более, проживает 1 млрд человек.

Интересно, что страны с высоким уровнем дохода, в которых проживает лишь 16% населения мира, обуславливают 80% общемировых расходов на здравоохранение. В то же время 76% людей в мире живут в странах со средним уровнем дохода, но на них приходится менее 20% общемировых расходов на здравоохранение. На страны с низким уровнем дохода, в которых проживает более 0,5 млрд человек, в 2015 г. приходилось менее 1% общемировых расходов на здравоохранение.

В 2015 г. расходы на здравоохранение на душу населения в мире составляли в среднем 1011 дол., но половина стран мира тратит меньше 366 дол. на человека. Этот глобальный средний показатель скрывает очень большую разницу между странами с самыми высокими и самыми низкими расходами на здравоохранение: от более 9 тыс. дол. до менее 20 дол. на душу населения в год. В 2015 г. около 50 стран с общей численностью населения 2,7 млрд человек потратили менее 100 дол. на душу населения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Государственные расходы на здравоохранение (по показателю доля государственных расходов на здравоохранение в структуре ВВП) неуклонно возрастали в течение 2000–2015 гг. с наиболее интенсивным ростом в странах с низким уровнем дохода и таковым ниже среднего. Более высокий доход на душу населения был связан с более высоким спросом на услуги общественного здравоохранения.

Рост государственных расходов на здравоохранение после 2008 г. объясняется антициклической фискальной политикой и стремлением поддержать финансовый сектор экономики после глобального экономического кризиса. За этим последовало снижение данного показателя в странах с высоким и средним уровнем дохода. Однако в целом за анализируемый период тенденция к наращиванию государственных расходов на здравоохранение для всех стран, независимо от уровня дохода, является положительной.

В целом расходы на здравоохранение, как правило, являются приоритетными для стран, однако эта тенденция неравномерна, особенно при анализе доли внутренних расходов на здравоохранение. Так, доля государственных расходов на здравоохранение в странах с уровнем дохода ниже среднего, как правило, ниже, чем в странах с низким уровнем дохода. Вероятно, наблюдаемое относительно высокое распределение государственных расходов на здравоохранение в странах с низким уровнем дохода обусловлено внешней финансовой поддержкой. В начале 2000-х годов доля внутренних расходов на здравоохранение из государственного бюджета была одинаковой в странах с низким уровнем дохода и таковым ниже среднего уровня. Однако затем тенденции начали расходиться, поскольку приоритетность финансирования здравоохранения из внутренних источников стала снижаться в странах с низким уровнем дохода.

За последние 15 лет уровень государственных расходов на здравоохранение на душу населения повысился в реальном выражении, в том числе в странах с низким уровнем дохода. Похоже, что для многих стран, особенно для таковых с низким уровнем дохода, этот рост в значительной степени обусловлен бюджетным потенциалом этих стран, а не приоритетом сектора здравоохранения. Это также соответствует результатам других недавних исследований, которые показали, что несмотря на то что с 2000 г. общий бюджетный потенциал стран с низким уровнем дохода в целом увеличился, внутренняя доля расходов на здравоохранение из государственного бюджета сократилась в период 2005–2012 гг.

РОЛЬ ДОНОРСКОЙ ПОМОЩИ

Внешняя помощь на нужды здравоохранения составляет очень небольшую часть глобальных расходов на здравоохранение. Но во многих странах с низким уровнем дохода вклад внешней помощи в расходы на здравоохранение велик: в 2015 г. этот показатель в среднем составлял около 33%. Более того, доля внешней помощи в расходах на здравоохранение увеличилась в период 2000–2015 гг. Похоже, что существует растущая тенденция к предоставлению бюджетной поддержки из внешних фондов через правительственные механизмы. Эта тенденция считается позитивной, поскольку увеличивает согласованность финансирования доноров с приоритетами тех стран, которым они помогают.

Многие страны по-прежнему в значительной степени полагаются на внешнюю помощь. По данным 2015 г., в 4 из 31 страны с низким уровнем дохода внешние источники составили более половины расходов на здравоохранение, а в 15 странах — более 30%. Среди стран со средним уровнем дохода более зависимыми от получения внешних ресурсов считаются почти все небольшие государства. Несмотря на показатель ВВП на душу населения в этих странах, они сталкиваются с определенными проблемами, связанными среди прочих факторов с экономикой.

Доля внешней помощи в расходах на здравоохранение крайне нестабильна и варьирует от года к году в разных странах. Это имеет серьезные негативные последствия для способности страны планировать и эффективно использовать ресурсы. По некоторым оценкам, волатильность снижает ценность получаемой донорской помощи на 15–20%.

Существуют свидетельства взаимозаменяемости внешних фондов, особенно в странах с низким уровнем дохода. В таких странах наблюдается сокращение внутренних государственных расходов на здравоохранение на фоне увеличения объема внешней помощи на нужды отрасли. Имеются свидетельства перераспределения странами — получателями донорской помощи своих внутренних ресурсов для финансирования других приоритетных отраслей после получения такой помощи.

СКОЛЬКО ТРАТЯТ ПАЦИЕНТЫ?

Высокий уровень затрат пациентов на поддержание собственного здоровья приводит к финансовым трудностям в семьях и заставляет миллионы людей отказываться от необходимой медицинской помощи. Расходы на здравоохранение из кармана пациентов в целом растут, причем во всех странах, независимо от уровня дохода. За анализируемый период это происходило более интенсивными темпами в странах с высоким уровнем дохода и менее интенсивными — с низким уровнем дохода. Увеличение расходов пациентов отражает комбинацию роста потенциала и готовности плательщиков оплачивать медицинские услуги и повышение стоимости медицинских товаров или услуг. Но в относительном выражении расходы на здравоохранение из кармана пациентов в качестве доли ВВП довольно стабильны и составляют в последние годы около 2% ВВП в странах с низким уровнем дохода, таковым ниже и выше среднего уровня.

Системы финансирования здравоохранения трансформируются, чтобы снизить зависимость от наличных расходов пациентов. Тем не менее эти расходы остаются значительной составляющей затрат на здравоохранение. Несмотря на увеличение доли таких расходов в абсолютном значении, их доля в расходах на здравоохранение постепенно снижалась за последние 15 лет во всех странах, независимо от уровня дохода. В среднем за последние годы доля расходов на здравоохранение из кармана пациентов в странах с низким уровнем дохода и таковым ниже среднего уровня составляла около 40% общих расходов на здравоохранение. Для стран с уровнем дохода выше среднего уровня этот показатель сократился с примерно 40% в 2000 г. до около 30% в 2015 г. В странах с высоким уровнем дохода — колебался на уровне около 15–20% за анализируемый период.

Трансформация систем финансирования здравоохранения происходит параллельно экономическому росту. За последние 15 лет многие страны перешли в группу таковых с высоким уровнем дохода. При экономическом росте у правительств отмечают больший бюджетный потенциал для перестройки социальных секторов, включая здравоохранение. Тем не менее по-прежнему существуют огромные различия между странами с аналогичным уровнем дохода. Экономический рост страны автоматически не обеспечивает лучшую социальную защиту населения, увеличение охвата граждан услугами здравоохранения. В этом процессе играют роль обязательства и приоритеты государственной политики. Средства, которые правительства тратят на здравоохранение, обусловлены 2 факторами — бюджетным потенциалом страны и приоритетностью сферы при выделении бюджетных средств. Бюджетный потенциал тесно связан с экономичес­ким развитием страны, хотя есть вариации.

Приоритетность здравоохранения при распределении государственных ресурсов по своей сути не связана с уровнем дохода, хотя в более богатых странах на здравоохранение выделяется больше государственных средств, чем в менее богатых. В совокупности больший бюджетный потенциал страны и более высокий приоритет сферы приводит к повышению государственных расходов на здравоохранение. В свою очередь, доля расходов из кармана пациента в общих расходах на здравоохранение уменьшается, когда растет доля государственных расходов на здравоохранение из ВВП. И поскольку расходы на здравоохранение из кармана пациента являются критическим фактором финансового бремени в семье, более высокий показатель государственных расходов на здравоохранение связан с большей финансовой защитой для населения.

РАСХОДЫ НА МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Странам необходимо постоянно адаптировать свои системы финансирования для того, чтобы привлекать достаточно средств для функционирования здравоохранения. Многие страны с высоким уровнем дохода сталкиваются с сокращением доли населения трудоспособного возраста и вынуждены рассматривать альтернативы традиционным источникам поступлений в виде подоходного налога и взносов медицинского страхования от работников и работодателей. Во многих странах с низким доходом больше людей работают в неформальном, чем в формальном секторе, что затрудняет сбор подоходного налога и взносов медицинского страхования, основанных на заработной плате.

Социальное медицинское страхование (СМС) широко распространено, и более 110 стран сообщали о расходах на медицинское страхование в 2015 г., то есть более половины стран мира. Значение СМС для финансирования систем здравоохранения варьирует и, как правило, играет более значительную роль в странах с высоким уровнем дохода, которые активно используют этот механизм. Существуют также некоторые страны со средним уровнем дохода, в которых СМС является важным источником финансирования системы здравоохранения, однако это не касается стран с низким уровнем дохода.

В странах с высокими доходами, в которых расходы через СМС составляют более 80% государственных расходов на здравоохранение, большая часть доходов поступает через взносы медицинского страхования, а перечисления бюджетных средств играют дополнительную роль. Вероятное объяснение заключается в том, что большая часть населения этих стран является частью формального сектора экономики, и страны имеют долгую историю взносов медицинского страхования. Это также согласуется с относительно большим количеством стран с низким уровнем дохода и таковым ниже среднего уровня, в которых не используются перечисления бюджетных средств и из-за небольшой части формального сектора экономики взносы медицинского страхования составляют незначительную долю государственных расходов на здравоохранение. Тем не менее существует большое количество стран со средним и высоким уровнем дохода, в которых перечисления бюджетных средств являются источником от 20 до 50% расходов на СМС.

Данные, которые не являются окончательными, свидетельствуют о том, что если СМС играет ключевую роль в системе финансирования здравоохранения в странах со средним уровнем дохода (аналогично и для стран с низким уровнем дохода), то дополнительные бюджетные перечисления имеют важное значение для поддержания ее функционирования. Опять же, это согласуется с тем, что большая часть неформальной рабочей силы даст меньший объем взносов медицинского страхования и поэтому общие бюджетные перечисления необходимы для роста потенциала СМС. Иными словами, если страны с низким и средним уровнем дохода в основном полагаются на «традиционный подход», финансируя СМС исключительно из взносов работодателей и работников, нельзя ожидать, что они будут играть значительную роль в их системах финансирования здравоохранения.

Итак, общая картина показывает, что государственные расходы на здравоохранение растут в абсолютном значении и как доля общих государственных расходов, что указывает на то, что с течением времени здравоохранение стало более приоритетным сектором для правительств. Многие страны направляют бюджетные доходы в агентства по закупкам медицинских услуг, такие как фонды социального медицинского страхования. В то же время расходы на здравоохранение из кармана пациента повысились в абсолютном выражении, но снизились как доля от общих текущих расходов на здравоохранение.

Финансирование здравоохранения за счет внешней помощи составляет менее 0,3% от глобальных расходов. Однако для стран с низким уровнем дохода внешняя поддержка обеспечивает в среднем почти 1/3 средств на текущие расходы на здравоохранение и со временем ее объем все больше увеличивается в абсолютном значении. В то же время рос и бюджетный потенциал таких стран. Однако его повышение не привело к увеличению государственных расходов на здравоохранение. Вместо этого увеличение объема средств, полученных от доноров, по-видимому, имело эффект вытеснения и привело к перераспределению внутренних ресурсов на другие сферы.

Светлана Шелепко,
по материалам www.who.int

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи