Аптечный рынок Украины по итогам 2017 г.: Helicopter View

Закончился еще один год напряженной работы. Пришло время подвести его итоги. В данной публикации вниманию читателей представлены показатели развития фармацевтического рынка за 2017 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

Для начала рассмотрим макроэкономичес­кие показатели Украины. В 2017 г. экономика Украины продемонстрировала хоть и невысокий, но стабильный прирост. По данным Государственной службы статистики Украины (далее — ГСС Украины), один из ключевых показателей экономики — ВВП — повышался на протяжении года: в I кв. 2017 г. прирост составил 2,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, во II кв. — 2,3%, в III кв. — 2,1%. На сегодня ГСС Украины еще не опубликовала данные по годовому приросту ВВП, однако согласно прогнозам зарубежных и отечественных экспертов по итогам 2017 г. прирост ВВП составит около 2%.

По данным ГСС Украины, уровень инфляции за период январь–декабрь 2017 г. составляет 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Среди лидеров по повышению цен — коммунальные услуги, а также мясо-молочные продукты, цены на которые возросли в указанный период более чем на 20%. В то же время для фармацевтической продукции, медицинских товаров и оборудования этот показатель составляет 4,1%.

Повышаются и доходы населения. Так, в III кв. 2017 г. номинальный доход увеличился на 16,6%, а реальный — на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Заработная плата также демонстрирует прирост. За период январь–ноябрь 2017 г. номинальная заработная плата увеличилась на 37%, а реальная — на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

При этом розничный товарооборот по стране в целом за период январь–ноябрь 2017 г. увеличился на 8% в денежном выражении. Курс доллара в 2017 г. колебался в узком коридоре, так, в начале января 2017 г. он составлял 26,69 грн. за 1 дол. США, а в конце декабря — 28,07 грн.

Рассмотрим, как развивался фармацевтический рынок Украины.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам 2017 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21,2% в денежном, 5,6% в натуральном и на 16,5% в долларовом выражении и составил соответственно 72,7 млрд грн., 1,7 млрд упаковок и 2,7 млрд дол. (по курсу Межбанка) (рис. 1).

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2015–2017 гг.
Год Лекарственные средства Медицинские изделия* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2015 41 460,1 37,4 84,2 4161,7 45,4 8,5 1897,5 34,6 3,9 1696,0 50,6 3,4 49 215,3 38,4
2016 50 619,6 22,1 84,4 4709,8 13,2 7,9 2219,6 17,0 3,7 2420,5 42,7 4,0 59 969,5 21,9
2017 61 152,5 20,8 84,1 5481,0 16,4 7,5 2663,1 20,0 3,7 3385,4 39,9 4,7 72 682,0 21,2
Натуральное выражение, млн упаковок
2015 973,3 0,4 64,5 454,6 –7,1 30,2 42,4 -9,6 2,8 37,7 –0,4 2,5 1508,0 –2,3
2016 1046,2 7,5 65,6 457,0 0,5 28,6 42,7 0,8 2,7 49,3 30,8 3,1 1595,2 5,8
2017 1114,5 6,5 66,2 462,0 1,1 27,4 46,1 7,9 2,7 62,4 26,6 3,7 1684,9 5,6

В разрезе товаров украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в натуральном выражении превалируют товары украинских производителей, в то же время в денежном выражении преобладают зарубежные товары (рис. 2).

Рис. 2
 Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам 2017 г.
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам 2017 г.

Относительно темпов прироста аптечных продаж украинских и зарубежных товаров «аптечной корзины», то в целом по итогам 2017 г. они практически идентичны (рис. 3). Однако в разрезе категорий ситуация не столь однозначная.

Рис. 3
 Темпы прироста/убыли аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам 2017 г. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам 2017 г. по сравнению с предыдущим годом

По итогам 2017 г., средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 43,1 грн. и повысилась на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (рис. 4). Самой дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 57,7 грн., далее идут лекарственные средства — 54,9 грн., диетические добавки — 54,3 грн., медицинские изделия — 11,9 грн.

Рис. 4
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Объем продаж лекарственных средств на украинском фармрынке по итогам 2017 г. составил 61,2 млрд грн. и 1,1 млрд упаковок и увеличился по сравнению с 2016 г. на 20,8% в денежном и 6,5% в натуральном выражении. В долларовом выражении (по курсу Межбанка) объем продаж увеличился на 16,1% и составил 2,3 млрд дол. (рис. 5).

Рис. 5
 Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Поквартальная динамика объема продаж демонстрирует, что более активно рынок развивался в I полугодии (рис. 6).

Рис. 6
 Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с I кв. 2015 по IV кв. 2017 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с I кв. 2015 по IV кв. 2017 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Индикаторы динамики рынка лекарственных средств в денежном выражении свидетельствуют, что в течение 2017 г. прирост рынка обес­печивался преимущественно увеличением объе­ма продаж в упаковках и перераспределением потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 7). При этом в IV кв. более весомый вклад в развитие рынка сделала инфляционная составляющая, характеризующая рост цен.

Рис. 7
 Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2015 по IV кв. 2017 г. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2015 по IV кв. 2017 г. по сравнению с предыдущим годом

Розничные продажи рецептурных препаратов демонстрируют более высокие темпы прирос­та по сравнению с безрецептурными как в денежном, так и в натуральном выражении. Вследствие этого их доля на рынке увеличивается (рис. 8).

Рис. 8
 Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 2016–2017 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 2016–2017 гг. по сравнению с предыдущим годом

В разрезе продаж украинских и зарубежных лекарственных средств (по владельцу лицензии) в натуральном выражении отмечается смещение в сторону импортных препаратов, а в денежном выражении долевое соотношение практически не изменилось (рис. 9).

Рис. 9
 Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 2016–2017 гг. по сравнению с предыдущим годом
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 2016–2017 гг. по сравнению с предыдущим годом

По итогам 2017 г., средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства составила 128,3 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель находится на уровне 31,4 грн. (рис. 10).

Рис. 10
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам 2016–2017 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам 2016–2017 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В исследуемый период темпы прироста аптечных продаж препаратов высокостоимостной ниши опережают таковые для средне- и низкостоимостной ниш, что способствовало увеличению их доли в общем объеме продаж (рис. 11).

Рис. 11
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам 2016–2017 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам 2016–2017 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее следуют группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Cредства, действующие на нервную систему» (рис. 12).

Рис. 12
 Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классифика­ции 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2016–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классифика­ции 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2016–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

По итогам 2017 г., рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляют Актовегин, Нурофен и Нимесил. По сравнению с 2016 г. в топ-30 вошли такие брэнды, как Армадин, Гидазепам, Магне-B6, Детралекс, Боярышника настойка и Карсил (табл. 2).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг.
Брэнд № п/п, год
2017 2016 2015
АКТОВЕГИН 1 1 1
НУРОФЕН 2 2 4
НИМЕСИЛ 3 4 5
НАТРИЯ ХЛОРИД 4 3 3
НО-ШПА 5 5 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 6 6 6
РЕОСОРБИЛАКТ 7 12 13
ЦИТРАМОН 8 8 7
СПАЗМАЛГОН 9 9 8
СИНУПРЕТ 10 11 17
ТИВОРТИН 11 10 11
КАРДИОМАГНИЛ 12 16 12
АЦЦ 13 13 23
ПАНКРЕАТИН 14 19 24
ФАРМАЦИТРОН 15 7 10
АРМАДИН 16 32 28
НАЛБУФИН 17 20 9
ЭВКАЗОЛИН 18 28 36
ДИКЛОБЕРЛ 19 22 19
ТИОТРИАЗОЛИН 20 25 26
ЛИНЕКС 21 21 16
КАПТОПРЕС 22 23 22
ЦЕФТРИАКСОН 23 14 14
ГИДАЗЕПАМ 24 38 34
МАГНЕ-B6 25 33 57
НОВИРИН 26 17 56
ЭМСЕФ 27 18 38
ДЕТРАЛЕКС 28 40 60
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА 29 37 44
КАРСИЛ 30 45 18

Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении продолжают возглавлять 3 отечественные компании: «Фармак», «Корпорация Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2017 2016 2015
Фармак (Украина) 1 1 1
Артериум Корпорация (Украина) 2 2 6
Дарница (Украина) 3 3 4
Sanofi (Франция)*** 4 4 2
Teva (Израиль) 5 6 5
Berlin-Chemie (Германия) 6 5 3
Киевский витаминный завод (Украина) 7 8 10
Здоровье Группа компаний (Украина) 8 7 7
Юрия-Фарм (Украина) 9 10 12
Takeda (Япония) 10 9 8
KRKA (Словения) 11 12 9
Дельта Медикел (Украина) 12 11 13
Кусум Фарм (Украина) 13 14 15
Sandoz (Швейцария) 14 13 14
Bayer Consumer Care (Швейцария) 15 16 17
Gedeon Richter (Венгрия) 16 15 11
Acino (Швейцария) 17 22 25
Servier (Франция) 18 19 20
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 19 20 22
Борщаговский ХФЗ (Украина) 20 17 18
Stada (Германия) 21 18 21
GlaxoSmithKline (Великобритания) 22 21 19
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 23 23 16
Alpen Pharma AG (Швейцария) 24 24 26
Abbott Products GmbH (Германия) 25 25 23
Sopharma (Болгария) 26 26 24
Dr. Reddy’s (Индия) 27 27 28
Bayer Pharmaceuticals (Германия) 28 31 33
Bionorica (Германия) 29 29 30
ИнтерХим (Украина) 30 28 27

В целом список топ-30 маркетирующих организаций составляют те же компании, что и в 2016 г., за исключением компании «Bayer Pharmaceuticals», которая в этом году поднялась на 28-ю позицию с 31-й в минувшем году. Компании удалось увеличить свою долю на рынке и достигнуть максимального показателя Evolution index (Ei) среди других компаний топ-30 (табл. 4).

Таблица 4 Топ-5 маркетирующих организаций по показателю Evolution index по итогам 2017 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в 2017 г.
Маркетирующая организация Ei
Bayer Pharmaceuticals (Германия) 116,0
Acino (Швейцария) 107,9
Кусум Фарм (Украина) 107,8
Sopharma (Болгария) 107,5
Юрия-Фарм (Украина) 106,2

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

Топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в последние годы остается неизменным. Это компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД» (табл. 5). В исследуемый период удельный вес поставок топ-5 крупнейших дистрибьюторов аккумулирует 85,1% общего объема оптовых поставок. При этом доля поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 78,9% (рис. 13).

Таблица 5 Топ-5 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг.
Дистрибьютор № п/п, год
2017 2016 2015
БаДМ (Днепр) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепр) 3 3 3
Фармпланета (Киев) 4 5 5
Фито-Лек (Харьков) 5 6 6
Рис. 13
 Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 по декабрь 2017 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 по декабрь 2017 г.

ИТОГИ

По итогам 2017 г., фармацевтический рынок развивался достаточно активно. Темпы прироста розничных продаж значительно опережают таковые розничного товарооборота по стране в целом, 21,2% против 8% соответственно. Также стоит отметить значительный прирост и долларовом выражении. Темпы роста цен на лекарственные средства значительно ниже общего уровня инф­ляции в стране.

Структура потребления лекарственных средств смещается в сторону рецептурных и высокостоимостных препаратов. В разрезе украинских и зарубежных лекарственных средств установился относительный паритет.

3 отечественные фармкомпании прочно удерживают лидирующие позиции по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении. В сегменте дистрибуции отмечается продолжение процесса консолидации, тройка лидеров аккумулирует почти 80% всех поставок товаров «аптечной корзины».

Денис Кирсанов

*В общий объем аптечных продаж медицинский изделий включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***С июня 2017 г. объем продаж маркетирующей организации Sanofi включает и продажи компании Zentiva.

 

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи