Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2018 г.: Helicopter View

По данным Государственной службы статистики Украины (ГССУ), ВВП растет уже 9 кварталов, в I полугодии 2018 г. прирост составил 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. По прогнозам Национального банка Украины (НБУ), в 2018 г. ожидается рост ВВП на уровне 3,4%. Также в НБУ отмечают рост заработной платы и, соответственно, доходов населения. В то же время директор Всемирного банка по вопросам Украины, Беларуси и Молдовы во время пресс-ланча в харьковском «Рremier Palace» сообщила, что экономический кризис, начавшийся в Украине в 2014 г., привел к тому, что уровень бедности сейчас выше, чем 5 лет назад. Если в 2014 г. за чертой бедности жили 15% населения Украины, то сегодня — 25%. В свою очередь, фармацевтический рынок продолжает развиваться. В данной публикации представлены показатели развития фармацевтического рынка Украины* в I полугодии 2018 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I полугодия 2018 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 41,8 млрд грн. и 861,8 млн упаковок. Прирост рынка составил 22 и 4,7% соответственно. В долларовом выражении объем рынка увеличился на 22,4% и составил 1,6 млрд дол. США (по курсу межбанка) (рис. 1).

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) по итогам I полугодия 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) по итогам I полугодия 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Прирост рынка в долларовом выражении — +22,4%

Увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» за исключением медицинских изделий, продажи которых в натуральном выражении практически не изменились по сравнению с I полугодием 2017 г. (табл. 1).

Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I квартала 2016–2018 гг.
I полугодие, год Лекарственные средства Медицинские изделия Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2016 23 400,6 17,2 84,2 2239,6 12,1 8,1 1065,5 17,4 3,8 1077,4 35,0 3,9 27 783,0 17,4
2017 28 913,7 23,6 84,3 2554,6 14,1 7,4 1253,1 17,6 3,7 1572,7 46,0 4,6 34 294,2 23,4
2018 35 098,7 21,4 83,9 3105,0 21,5 7,4 1540,5 22,9 3,7 2104,1 33,8 5,0 41 848,3 22,0
Натуральное выражение, млн упаковок
2016 494,8 2,4 64,5 229,2 -0,6 29,9 20,9 -3,8 2,7 21,9 19,6 2,9 766,8 1,7
2017 544,7 10,1 66,2 225,5 -1,6 27,4 22,7 8,8 2,7 30,4 38,7 3,7 823,3 7,4
2018 562,4 3,3 65,3 241,6 7,1 28,0 23,5 3,6 2,7 34,3 12,9 4,0 861,8 4,7

В разрезе товаров украинского и зарубежного производства (по месту производства) в натуральном выражении превалируют товары украинских производителей, в то же время в денежном выражении преобладают зарубежные товары (рис. 2). При этом в I полугодии 2018 г. отмечается увеличение доли импортных товаров для всех категорий «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

Рис. 2
 Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2017–2018 гг.
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2017–2018 гг.

В исследуемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 48,6 грн. и выросла на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 65,5 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 62,4 грн., диетических добавок — 61,4 грн., медицинских изделий — 12,9 грн. Стоит отметить, что для большинства категорий темпы прироста средневзвешенной стоимости повысились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рис. 3
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В последние годы в структуре фармацевтического рынка наметился тренд к увеличению доли диетических добавок. За период с I кв. 2015 г. по II кв. 2018 г. их доля в общем объеме рынка увеличилась с 3,4 до 4,8% в денежном выражении (рис. 4). По итогам I полугодия 2018 г. доля диетических добавок составила 5%. Это связано с тем, что некоторые лекарственные средства перерегистрируются как диетические добавки, поскольку для последних проще процедура допуска на рынок, а также меньше регуляторных требований к промоции и рекламе.

Рис. 4
 Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» за период с I кв. 2015 г. по II кв. 2018 г. в денежном выражении
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» за период с I кв. 2015 г. по II кв. 2018 г. в денежном выражении

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

По итогам I полугодия 2018 г. розничные продажи лекарственных средств увеличились на 3,3% в натуральном и на 21,4% — в гривневом выражении. В долларовом выражении также отмечается «Double-digit» рост потреб­ления лекарственных средств (+21,7%). Поквартальная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста в гривневом и долларовом выражении (рис. 5).

Рис. 5
 Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) с I кв. 2015 г. по II кв. 2018 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу межбанка) с I кв. 2015 г. по II кв. 2018 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В мае 2018 г. НБУ фиксирует рост реальной заработной платы украинцев на 14% и номинальной — на 25% (рис. 6). Согласно инфляционному отчету НБУ рост заработной платы способствует повышению доходов населения, что подтверждается данными ГССУ. По итогам I кв. 2018 г. реальные доходы населения повысились на 10%, а номинальные — на 25% (рис. 7).

Рис. 6
 Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 г. по май 2018 г. по данным НБУ
Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 г. по май 2018 г. по данным НБУ
Рис. 7
 Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 г. по I кв. 2018 г. по данным ГССУ
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 г. по I кв. 2018 г. по данным ГССУ
Номинальная заработная плата и доходы населения продолжают повышаться — +25%

Розничный рынок практически полностью финансируется за счет средств потребителей, поэтому его развитие напрямую зависит от благосостояния населения. Обеспечение потребителей лекарственными средствами через систему реимбурсации крайне низкое. По данным Государственной казначейской службы Украины, за 6 мес 2018 г. в рамках программы реимбурсации аптекам компенсировано 459,4 млн грн., что составляет 1,3% от общего объема аптечных продаж лекарственных средств в I полугодии 2018 г. Детальнее с ходом реализации программы «Доступные лекарства» можно ознакомиться в «Еженедельнике АПТЕКА» № 26 (1147) от 09.07.2018 г.

В структуре индексов, характеризующих прирост рынка в денежном выражении, в 2018 г. отмечается увеличение влияния инфляционной составляющей, которая отображает изменение цен (рис. 8). В предыдущем году на рост рынка в большей степени влиял индекс замещения, который отображает рост продаж в упаковках и перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. Несмотря на рост цен, инфляция на рынке лекарственных средств и в сфере здравоохранения в целом значительно ниже, чем в целом по стране, а также в сравнении со многими другими категориями товаров и услуг (рис. 9).

Инфляция в здравоохранении и Фарме ниже, чем по стране

Вследствие перераспределения потребления и роста цен в структуре рынка в разрезе ценовых ниш отмечается тренд увеличения доли высокостоимостных препаратов (рис. 10).

Рис. 8
 Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 г. по II кв. 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 г. по II кв. 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
 Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров в I полугодии 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. по данным ГССУ
Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров в I полугодии 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. по данным ГССУ
Рис. 10
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении за I полугодие 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении за I полугодие 2008–2018 гг.

Также в структуре рынка продолжает прослеживаться тенденция к увеличению доли рецептурных препаратов (рис. 11). За последние 10 лет доля рецептурных препаратов увеличилась практически на 7% как в денежном, так и в натуральном выражении.

Рис. 11
 Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2018 гг.

В разрезе аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в посткризисный период наметился тренд увеличения доли зарубежных препаратов (рис. 12).

Рис. 12
 Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2008–2018 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА

По итогам I полугодия 2018 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют компании «Фармак», «Корпорация Артериум» и «Teva» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж. При этом для 8 компаний зафиксирован прирост продаж выше среднерыночного (+21,4%). Это позволило им нарастить свою долю на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.

Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2018 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли в рынке
№ п/п, год Маркетирующая организация Прирост продаж в гривневом выражении, % Evolution index Доля в рынке, %
2016 2017 2018
1 1 1 Фармак (Украина) 17,4 96 5,33
2 2 2 Корпорация Артериум (Украина) 16,4 95 3,60
5 6 3 Teva (Израиль) 28,8 106 3,42
3 3 4 Дарница (Украина) 16,0 95 3,27
4 4 5 Sanofi (Франция) 12,1 92 3,13
6 5 6 Berlin-Chemie (Германия) 16,8 96 3,10
9 9 7 Юрия-Фарм (Украина) 33,6 109 2,39
7 7 8 Группа компаний Здоровье (Украина) 10,8 91 2,38
8 8 9 Киевский витаминный завод (Украина) 23,7 101 2,34
10 10 10 KRKA (Словения) 33,7 110 2,26
12 12 11 Дельта Медикел (Украина) 32,1 108 2,07
15 13 12 Кусум Фарм (Украина) 29,7 106 2,01
14 11 13 Acino (Швейцария) 21,4 99 1,97
11 14 14 Sandoz (Швейцария) 28,2 105 1,93
17 17 15 Bayer Consumer Health (Швейцария) 18,4 97 1,46
20 18 16 Servier (Франция) 20,8 99 1,45
16 15 17 Takeda (Япония) 3,0 84 1,42
22 21 18 Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 23,4 101 1,39
18 19 19 Борщаговский ХФЗ (Украина) 14,1 94 1,34
13 16 20 Gedeon Richter (Венгрия) 1,7 83 1,30

Ключевыми факторами успешной реализации препаратов на рынке являются управление ценой и активная промоционная деятельность. Как показывает анализ, одни компании используют один из этих инструментов, другие же успешно комбинируют их (табл. 3).

Таблица 3. Рейтинг маркетирующих организаций по показателю Evolution index по итогам I полугодия 2018 г. среди топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I полугодии 2018 г. с указанием прироста цен и динамики промоционной активности посредством визитов медицинских представителей (МП)*** и рейтингов EqGRP****


В исследуемый период в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Нурофен, Актовегин, Нимесил, Натрия Хлорид и Реосорбилакт. Доля лидера продаж составляет 0,67%, а топ-5 брендов аккумулируют около 3% от общего объема розничных продаж (табл. 4).

Таблица 4. Топ-20 брендов лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2018 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг.
№ п/п, год Бренд
2016 2017 2018
4 2 1 НУРОФЕН
1 1 2 АКТОВЕГИН
5 4 3 НИМЕСИЛ
2 3 4 НАТРИЯ ХЛОРИД
12 7 5 РЕОСОРБИЛАКТ
8 11 6 ТИВОРТИН
9 10 7 СПАЗМАЛГОН
3 6 8 НО-ШПА
14 8 9 СИНУПРЕТ
7 9 10 ЦИТРАМОН
6 5 11 ЭССЕНЦИАЛЕ
22 14 12 ПАНКРЕАТИН
15 13 13 АЦЦ
42 28 14 ДЕТРАЛЕКС
184 57 15 КСАРЕЛТО
35 22 16 ЭВКАЗОЛИН
31 15 17 АРМАДИН
21 24 18 ДИКЛОБЕРЛ
26 33 19 КАНЕФРОН
37 27 20 ГИДАЗЕПАМ

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

Топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в последние годы формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 78,9% (рис. 13). В сегменте поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения фиксируется жесткая конкурентная борьба между лидерами сегмента.

Рис. 13
 Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 г. по июнь 2018 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2016 г. по июнь 2018 г.

ИТОГИ

По итогам I полугодия 2018 г. розничный фармацевтический рынок демонстрирует прирост как в денежном, так и в натуральном выражении. Рост заработной платы и, соответственно, доходов населения позитивно отражается на развитии рынка. Прирост рынка обусловлен пре­имущественно ростом цен.

Среди ключевых тенденций рынка следует выделить увеличение доли диетических добавок в его структуре, а также доли рецептурных лекарственных средств и препаратов зарубежного производства. Кроме того, структура потребления смещается в сторону дорогостоящих препаратов (более 100 грн. за 1 упаковку).

Промоционная активность и грамотное управление ценой являются ключевыми факторами успеха фармкомпаний.

В сегменте дистрибуции 3 крупнейших поставщика прочно удерживают свои позиции.

При отсутствии значимого влияния внешних факторов, по прогнозам компании «Proxima Research», в 2018 г. объем розничных продаж лекарственных средств составит более 70 млрд грн., а прирост — 18–23% в гривневом выражении и 1–2,5% — в упаковках.

Денис Кирсанов

*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей, фармацевтов и экспертов центров закупок.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — «Nielsen»; мониторинг — «Коммуникационный Альянс».

Комментарии

Иван 21.07.2018 8:20
Гидазепам в ТОПе, нормально, зачем рецептура в Украине. Нету порядка как в стране так и в аптеках.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи