КРАТКИЙ ЭКСКУРС
AMR — это свойство микроорганизмов проявлять устойчивость к действию одного или нескольких антибиотиков либо снижение чувствительности культур микроорганизмов к их действию. Она может развиться в результате естественных факторов изменчивости бактерий, воздействия антибиотика либо применения методов генной инженерии. Микроорганизмы способны передавать генетическую информацию о резистентности к антибиотикам последующим поколениям своего вида.
Всемирная ассамблея здравоохранения (World Health Assemble — WHA), в состав которой входят 3 организации: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization of United nations Organization — FAO) и Всемирная организация здравоохранения животных (World Organisation for Animal Health — WOAH), призвала и других партнеров разработать стратегию для мониторинга и оценки, а также оказания помощи в достижении целей Глобального плана действий по преодолению AMR (Global Action Plan on AMR — GAP). Страны одобрили цели GAP и намерены разработать и реализовать национальные планы действий по борьбе с AMR к 2017 г.
WHA инициировала проведение национального опроса по поводу того, как страны оценивают свои действия по преодолению AMR. Первая волна опроса проводилась в конце 2016 г. После пересмотра неточностей и внесения поправок WHA начала вторую волну опроса в конце 2017 г.
Как утверждается в отчете WHA «Monitoring Global Progress On Addressing Antimicrobial Resistance», антимикробная эффективность — это глобальное общественное благо, которое должно быть защищено на государственном уровне.
Долгосрочные обязательства стран по реализации целей GAP необходимы для проведения мониторинга, эпиднадзора, управления и обучения по преодолению AMR. Это важно для внесения существенных изменений в тактики применения антибиотиков и управления отходами их производства. Для обеспечения достаточного охвата проблемы AMR необходимо внедрение подхода «One Health», объединяющего здравоохранение, сельское хозяйство, производство продуктов питания, безопасность пищевых продуктов и экологию. Учитывая необходимость координации действий между этими секторами экономики, участие правительства в решении проблемы преодоления AMR является обязательным.
Поскольку опрос, проведенный WHA, основывается на результатах оценки стран в контексте предпринятых ими действий по преодолению AMR, вероятно, что некоторые из них сообщили о прогрессе в «розовом» свете. Однако при проведении совместных внешних оценок участниками WHA полученные данные были сопоставлены и в целом согласуются с тем, о чем требовалось сообщить. Ответы всех стран опубликованы в базе данных ВОЗ в открытом доступе, что позволяет использовать эту информацию как населению страны, так и заинтересованным сторонам.
Участие во второй волне опроса 2017 г. приняли 154 из 194 стран — членов ВОЗ (91,3% глобального населения) (табл. 1). Ответы предоставили от 61,7% Африканского региона ВОЗ (African Region — AFR) до 100% региона Юго-Восточной Азии ВОЗ (South-East Asian Region — SEAR). Количество ответов в 2017 г. было немного больше, чем в 2016 г., когда в опросе участвовала 151 страна. Коэффициент участия по каждому пункту опроса варьировал, поскольку некоторые страны могли предоставлять данные большего количества секторов экономики, чем другие.
Количество стран принявших участие в опросе, n | Доля государств-членов ВОЗ, представивших ответ, % | |
Общее количество стран | 154 | 79,4 |
Страны — члены ВОЗ в разрезе регионов | ||
Африканский регион (African Region — AFR) | 29 | 61,7 |
Американский регион (Americas Region — AMER) | 28 | 80,0 |
Восточное Средиземноморье (Eastern Mediterranean Region — EMR) | 17 | 81,0 |
Европейский регион (European Region — EUR) | 50 | 95 |
Юго-Восточная Азия (South-East Asian Region — SEAR) | 11 | 100 |
Западная часть Тихого океана(Western Pacific Region — WPR) | 19 | 70,4 |
Страны — члены ВОЗ в разрезе участники/не участники «Большой 20» (G20) | ||
Участники | 41 | — |
Не участвовали | 113 | — |
Страны — члены ВОЗ в разрезе групп по уровню дохода населения | ||
Страны с высоким уровнем дохода населения (High-income — HIC) | 50 | 64,9 |
Страны с уровнем дохода населения выше среднего (Upper-middle-income — UMIC) | 44 | 78,6 |
Страны с уровнем дохода населения ниже среднего (Lower-middle-income — LMIC) | 40 | 75,5 |
Страны с низким уровнем дохода населения (Lower income — LIC) | 19 | 61,3 |
ГЛОБАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС В РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ С AMR
По показателям внедрения национальных планов действий страны-участники находились на различных этапах. 93 страны (60,4%) разработали национальный план действий и 61 страна (39,6%), не разработала его. Также в 51 стране (33,1%) в настоящее время план находится на этапе разработки, а 10 стран (6,5%) не достигли существенного прогресса в этом процессе.
Это в основном малые островные государства и государства с нестабильной экономикой, из них 4 страны с высоким уровнем доходов населения, 4 — с низким и средним, а 2 — с низким.
Для оценки процесса создания национального плана действия по преодолению AMR сформирована следующая схема уровней:
- уровень 1. Национальный план действий отсутствует;
- уровень 2. Национальный план действий на стадии разработки;
- уровень 3. Национальный план действий разработан;
- уровень 4. Национальный план одобрен правительством, отражает цели GAP, действуют механизмы мониторинга;
- уровень 5. Определены источники финансирования национального плана действий, он охватывает соответствующие сектора экономики, связанные с процессом мониторинга и оценки.
При детальном рассмотрении показателей прогресса в отчете приведены сравнительные данные государств-участников. Так, 59 стран (38,3%) достигли прогресса в осуществлении национальных планов действий (уровень 4–5). В частности, 40 стран (26,0%) на государственном уровне получили одобрение плана и создали механизмы мониторинга (уровень 4). При этом 19 стран (12,3%) определили источники финансирования и задействовали все соответствующие секторы экономики (уровень 5).
Государства — члены «Большой 20» (G20) более стремительно продвигаются в реализации планов по преодолению AMR. Так, 50% стран — членов G20 находятся на уровнях 4 и 5, а еще 19,5% разработали национальные планы действий, но при этом не создали планы реализации или механизмы мониторинга. Этот показатель контрастирует со странами, не входящими в G20, где 28,9% находятся на уровнях 4 и 5, а 23% — на уровне 3.
Из 57 стран, которые в 2016 г. находились на уровне 1 или 2, 23 государства достигли уровня 3 или выше к 2017 г. 11 из них — страны Европейского региона WHO (European Region — EUR) с высоким уровнем доходов населения, 3 — с низким и средним, 5 — с низким.
По меньшей мере 1 страна в каждом регионе ВОЗ завершила разработку национального плана действий. Многие страны утвердили их. Из 46 государств, сообщивших о том, что находятся на уровне 3 в 2016 г. (имея только план), 17 достигли уровня 4 к 2017 г., а 4 страны перешли на уровень 5. Это свидетельствует о том, что в настоящее время существует 19 стран с национальными планами действий, которые финансируются и реализуются в соответствии с установленными механизмами мониторинга и оценки. Но, к сожалению, 12 стран опустились на уровень ниже, чем в 2016 г.
В результате анализа показателей опроса становится ясно, что страны с хорошо развитым сельскохозяйственным сектором и эффективной работой правительства гораздо чаще достигают уровней 3–5 в реализации национальных планов действий по преодолению AMR.
Широкое межсекторальное взаимодействие связано с большим прогрессом в осуществлении национального плана по преодолению AMR. Из общего числа государств, по данным опроса, 50% уже организовали многосекторальную рабочую группу по преодолению AMR. Ее создание было определено целями GAP в качестве важного фактора при внедрении подхода «One Health» в решении проблемы AMR.
До недавних пор прогресс в этом направлении был меньше, чем по разработке национальных планов действий. В частности, 77 стран-респондентов создали многосекторальные рабочие группы по преодолению AMR, однако они еще не функционируют. Несмотря на ограниченность действий по реализации GAP, начиная с 2016 г. число государств, в которых функционируют многосекторальные рабочие группы, увеличилось почти в 2 раза — с 29 до 53 в 2017 г.
В странах, где созданы рабочие группы, как правило, задействованы такие секторы экономики, как здравоохранение — 147 стран (95,5%), ветеринария — 141 страна (91,6%) и безопасность пищевых продуктов — 109 стран (70,8%). Представители других секторов, включая производство продуктов питания — 90 стран (58,4%), экологию — 75 стран (48,7%) и аграрный сектор — 62 страны (40,3%), реже входят в их состав.
ЦЕЛИ GAP ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ AMR
Цель № 1. Повышение осведомленности и понимания угрозы AMR
Повышение осведомленности об AMR — основная цель GAP. В секторе здравоохранения страны-участники предприняли самые активные действия. Многие государства уже достигли значительных успехов в этом направлении. 40–55% стран не проводят масштабные кампании по повышению осведомленности об AMR, 125 стран (81,2%) достигли уровня 3 или выше. Очевидно, что в большинстве государств еще не начали проводить общенациональные кампании, поддерживаемые правительством, в отношении распространения информации об AMR в секторе здравоохранения. Судя по всему, уровень дохода в государстве оказывает значительное влияние на прогресс в сфере повышения осведомленности в этом вопросе.
Также важно повышение осведомленности в секторе сельского хозяйства и других секторах, не имеющих отношения к здравоохранению. 36 стран (23,4%) провели небольшие кампании по преодолению AMR и 24 страны (15,6%) не добились прогресса в этом направлении. Здесь показатель прогресса резко контрастирует с таковым в секторе здравоохранения. Лишь 70 стран достигли уровня 3 или выше в сфере повышения осведомленности в секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, это означает, что повышения осведомленности в секторе здравоохранения происходит почти в 2 раза активнее, чем в других отраслях экономики. Кроме того, 19 стран (12,3%) не смогли дать ответ относительно этого показателя.
В странах, где разработка национального плана действий достигла уровня 4–5, вероятность проведения кампании по повышению осведомленности возрастает в 10 раз. Основная часть деятельности приходится на сектор сельского хозяйства и, в меньшей степени, на сферу безопасности пищевых продуктов.
В разрезе географии и уровня доходов населения большее число стран не достигло прогресса в сфере повышения осведомленности в аграрном секторе, а также производстве продуктов питания и экологии.
В большинстве государств достигнут определенный уровень обучения по преодолению AMR в секторе здравоохранения, хотя в 35 странах (22,7%) проводится только специальная подготовка. Тема AMR поднимается во время тренингов либо в нерабочее время в 60 странах (39,0%). В то же время в 25 странах (16,2%) обучение осуществляется в рамках непрерывного повышения квалификации для специалистов здравоохранения.
Обучение по преодолению AMR в ветеринарии проводится реже, особенно в странах, не входящих в G20. В глобальном масштабе 30,5% государств не осуществляют обучение по AMR для специалистов сельского хозяйства.
Чуть более 40% стран, входящих в G20, находятся на уровне 4 или 5 по показателю обучения для специалистов в секторе сельского хозяйства по сравнению с 9,7% стран, не входящих в G20.
EUR является единственным регионом ВОЗ, где более 50% стран проводят обучение по AMR для ветеринарных служб. Менее 20% государств во всех регионах, кроме EUR, продемонстрировали значительный прогресс с момента начала реализации плана по устранению пробелов в обучении среди сотрудников ветеринарных служб, реагирующих на проблему AMR.
Осведомленность о проблеме AMR в таких секторах, как производство пищевых продуктов, их безопасность и экология, также достаточно низкая: в 67 странах (43,5%) не проводят обучение по AMR, и только 26 стран (16,9%) достигли уровня 3 или выше в сфере обучения работников этих секторов экономики.
Цель № 2. Укрепление базы знаний и фактических данных посредством наблюдения и исследований
К сожалению, успешным мониторингом стремительного распространения AMR могут похвастать немногие государства. Важно отметить, что средние показатели в секторе здравоохранения и других секторах отличаются. Достижение уровня 3 в секторе здравоохранения свидетельствует о том, что в странах действуют национальные мероприятия по наблюдению за AMR в отношении общих бактериальных патогенов.
В секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, сбор некоторых данных об AMR проводится на местном уровне, однако не может реализоваться с использованием стандартизованных подходов и не имеет национальной координации и/или контроля качества. Из числа секторов, не имеющих отношения к здравоохранению, ветеринария представляется наиболее перспективной: 67 стран (43,5%) находится на уровне 3 или выше. За ним следует пищевой сектор — 60 стран (38,9%) на уровне 3 или выше.
Эти данные формируют неутешительный контраст с данными сектора здравоохранения, где большинство стран уже создали систему наблюдения за AMR для общих бактериальных патогенов. Более 2/3 стран — 105 (68,2%) — достигли уровня 3 или выше. В секторах экологии и пищевой промышленности большинство государств не создали систему мониторинга — 60 и 70 стран соответственно (табл. 2).
Уровень создания национального плана действий по преодолению AMR | Наличие национальной системы мониторинга за применением антибиотиков | Национальная система наблюдения за AMR | |||
Здравоохранение, n (%) | Ветеринария, n (%) | Аграрный сектор, n (%) | Здравоохранение, n (%) | Не имеющие отношения к здравоохранению, n (%) | |
Уровень 5 | 27 (17,5) |
6 (3,9) |
3 (1,9) |
15 (9,7) |
18 (11,7) |
Уровень 4 | 15 (9,7) |
30 (19,5) |
2 (1,3) |
24 (15,6) |
15 (9,7) |
Уровень 3 | 26 (16,9) |
26 (16,9) |
9 (5,8) |
66 (42,9) |
26 (16,9) |
Уровень 2 | 37 (24,0) |
32 (20,8) |
9 (5,8) |
32 (20,8) |
26 (16,9) |
Уровень 1 | 45 (29,2) |
49 (31,8) |
88 (57,1) |
11 (7,1) |
39 (25,3) |
Без ответа | 4 (2,6) |
11 (7,1) |
43 (27,9) |
6 (3,9) |
30 (19,5) |
Существуют значительные различия и в разрезе регионов ВОЗ — почти 90% стран AMER и EUR сообщают о действующей национальной системе контроля резистентности в секторе здравоохранения, а в AFR — только 30%. Очевидно, это следствие уровня дохода — 42% стран с низким уровнем дохода либо сообщили об отсутствии системы, либо не предоставили ответ.
По данным ВОЗ, 3,5 млрд человек, или 46,4% населения мира, живет в странах, где в секторе здравоохранения действует система мониторинга потребления антибиотиков. При этом как минимум общий объем продаж антибиотиков контролируется на национальном уровне и/или проводится мониторинг применения антибиотиков на субнациональном уровне. Эти системы мониторинга являются ключевыми факторами, позволяющими изучать влияние оперативных мер по преодолению AMR и выявлять тенденции в потреблении антибиотиков в целом. Однако 45 стран (29,2%), участвовавших в опросе, не создали систему мониторинга за применением антибиотиков. EUR и AFR — единственные регионы, где большинство стран достигли уровня 3 или выше по этому показателю. В еще в 4 регионах ВОЗ более половины стран находятся ниже уровня 3.
В разрезе показателя уровня доходов населения существует четкий градиент по оценке потребления антибиотиков. Так, системой мониторинга располагают 70,0% стран с высоким уровнем дохода населения, 54,6% — со средним уровнем, 15,0% — с низким и средним уровнем, 10,5% — с низким уровнем.
Такая же картина прослеживается в отношении мониторинга потребления антибиотиков в секторе ветеринарии. О достижении уровня 3 или выше сообщают 68,0% стран с высоким уровнем доходов населения, 34,1% — со средним уровнем, 25,0% — с низким и средним уровнем и 15,8% — с низким уровнем.
Системы мониторинга применения антибиотиков в аграрном секторе внедрены только в 11 странах (22%) с высоким уровнем дохода и 3 странах (6,8%) с доходом населения выше среднего.
Многие государства сообщают, что у них есть национальные системы мониторинга резистентности, потребления и применения антибиотиков. При этом меньшая их часть фактически включена в Глобальную систему по надзору за устойчивостью к антибиотикам (Global Antimicrobial Resistance Surveillance System — GLASS) или предоставляет данные в ВОЗ. Значительно больше данных о применении антибиотиков в ветеринарном секторе сообщают в WOAH.
Цель № 3. Снижение распространения инфекционных заболеваний с помощью применения эффективных мер санитарии, гигиены и профилактики
Предотвращение распространения инфекций без применения антибиотиков является одной из основных целей GAP. Ожидается значительный прогресс в решении проблем по преодолению AMR с помощью иммунизации населения, профилактики и контроля за распространением инфекционных заболеваний (infection prevention and control — IPC), усиления биозащиты в медицинских учреждениях, на фермах и в окружающей среде.
Более 50% стран сообщают о действиях по сокращению масштабов проблемы с помощью применения мер санитарии, гигиены и IPC. 90 стран (58,4%) достигли уровня 3 и выше по показателю IPC в секторе здравоохранения и 23 страны (14,9%) достигли уровня 5.
Существует связь между прогрессом по этому показателю и расходами правительства на здравоохранение — на каждый 1% увеличения государственных расходов на здравоохранение в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП) шансы страны с действующей программой IPC повышаются в 1,3 раза.
В секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, наилучших результатов удалось достичь в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания:
- 48 стран (31,2%) создали национальный план для сектора сельского хозяйства,
- 41 страна (26,6%) создала национальный план для сектора производства продуктов питания,
- 38 стран (24,7%) создали национальный план для сектора безопасности пищевых продуктов,
- 11,0 и 7,8% стран создали национальный план для аграрного сектора и экологии соответственно.
Во многих странах охват вакцинацией остается низким. Среди регионов ВОЗ самый низкий средний показатель вакцинации отмечается в регионах SEAR (59,3%) и WPR (64,3%), а самый высокий — в AMER (80,4%) и EUR (81,1%).
Недостаточный доступ к источникам воды, гигиеническим и санитарно-техническим средствам отмечается в медицинских центрах во многих странах. Отсутствие доступа к водоснабжению особенно остро ощутимо в регионе AFR, где доля медицинских учреждений, для которых обеспечен такой доступ, составляет 76%. В других регионах этой проблемы не существует.
Отсутствие доступа к воде и санитарии является проблемой для стран с низким и средним уровнем доходов населения. Доступ к источникам воды, гигиеническим и санитарно-техническим средствам обеспечен для всех учреждений здравоохранения только в половине стран регионов AFR, EMR и SEAR.
Цель № 4. Оптимизация применения антибиотиков в секторе здравоохранения и ветеринарии.
Цели GAP призывают все государства сохранять антимикробную эффективность путем обеспечения и управления программами по предотвращению чрезмерного применения антибиотиков.
Результаты второй волны опроса в 2017 г. свидетельствуют о том, что некоторые меры в этом направлении приняты и существуют значительные возможности для их улучшения. К примеру, 123 страны (79,9%) реализуют регуляторную политику в сфере продаж антибиотиков. Однако среди стран с низким уровнем доходов населения такой политики придерживается только 10 стран (52,6%). В 102 странах (66,2%) действует политика для оптимизации применения антибиотиков на уровне 3 или выше. Однако только 7 стран достигли уровня 5, где лечащие врачи систематически получают соответствующие данные, а также отмечается уменьшение количества назначений антибиотиков. При этом в 41 стране (26,6%) специалисты соблюдают руководящие принципы обеспечения надлежащего использования антибиотиков или оптимизируют их применение в учреждениях здравоохранения.
В секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, существует значительный потенциал для совершенствования регуляторной политики в сфере применения антибиотиков. В 78 странах (50,6%) существуют правила для предотвращения загрязнения окружающей среды в целом, но только 10 из них соблюдают правила, которые ограничивают выброс антибиотиков и остатков их производства в окружающую среду.
Этих мер недостаточно для защиты окружающей среды от опасностей, связанных с производством антибиотиков. С точки зрения регуляторного контроля, почти 1/5 стран-респондентов, а это 28 стран (18,2%), не приняли национальную политику или законодательство в отношении обеспечения качества, безопасности, эффективности антибиотиков и их распределения, продажи и применения.
Потребность в прогрессе обусловлена постоянными опасениями относительно качества антибиотиков, увеличением объема некачественных и фальсифицированных лекарственных средств и влиянием потребления некачественных или фальсифицированных продуктов на здоровье животных и человека. Только 64 государства (41,6%) сообщили об ограничении использования критически важных антибиотиков для стимулирования роста в сельскохозяйственном секторе.
Общая реализация и мониторинг
ВОЗ в своем отчете выражает озабоченность в связи с тем, что страны разрабатывают планы, но не переходят к их осуществлению. Следовательно, большинство стран фактически действуют в масштабе нескольких секторов.
Резюме глобального прогресса
Результаты опроса свидетельствуют о важности внедрения подхода «One Health» и многосекторальной работы по преодолению AMR.
Вторая волна опроса в 2017 г. демонстрирует устойчивый прогресс в разработке национальных планов действий по преодолению AMR. Это в целом определяет положительную динамику, даже если амбициозные планы стран внедрить национальные планы к 2017 г. не была достигнута.
В настоящее время главная задача заключается не только в обеспечении разработки национальных планов, но и в их осуществлении, финансировании и поддержке с помощью систем мониторинга и оценки.
Большинство стран, входящих в G20, находятся на пути выполнения обязательств по разработке и осуществлению национальных планов действий к концу 2018 г. В идеале те, кто их реализовал или планирует осуществить в течение 2018 г., смогут предоставить другим странам техническую и финансовую поддержку. Государства с крупными многосекторальными рабочими группами также сообщают о создании более совершенных систем для принятия мер по преодолению AMR в сфере здравоохранения и других отраслях. Обеспечение слаженной работы секторов имеет важное значение для будущего прогресса.
В настоящее время в секторе здравоохранения проводятся более масштабные действия по сравнению с другими отраслями экономики. Важно, чтобы в этих сферах страны смогли достичь аналогичного уровня в реализации целей GAP, как в здравоохранении.
По состоянию на май 2017 г. только 61 страна зарегистрировалась в системе надзора GLASS ВОЗ, в то время как в 105 странах есть система надзора на национальном уровне. Обмен данными и глобальный мониторинг — ключевые элементы реализации цели № 2 GAP. Соответственно, страны, в которых работает система мониторинга, но при этом не участвующие в GLASS, могут направить свои усилия на присоединение к этой программе.
Поскольку 43 страны сообщили об отсутствии системы мониторинга за преодолением AMR в секторе здравоохранения, становится понятно, что в некоторых регионах можно и нужно усилить меры, направленные на выявление этой проблемы, особенно в регионах AFR и EMR. Это важно, поскольку резистентность, которая возникает в этих регионах, может стремительно распространиться на другие регионы.
Лишь 46,4% населения проживает в странах, контролирующих потребление или применение антибиотиков у людей. Усилия по преодолению AMR значительно укрепятся за счет снижения потребления антибиотиков.
В новой версии Основного списка лекарственных средств (Essential Medicines List) ВОЗ антибиотики классифицируются в зависимости от того, в какой линии терапии они могут быть применены, а именно:
- использовать в первой линии терапии («Access»);
- использовать с большой осторожностью («Watch»);
- использовать только при абсолютной необходимости («Reserve»).
Странам необходимо проверить и сопоставлять свои схемы применения с этой классификацией.
62 страны-респондента сообщили о наличии национальных систем сбора данных об объемах применения антибиотиков в секторе сельского хозяйства. Это заявление контрастирует с данными WOAH по использованию антибиотиков в ветеринарии в 2017 г. Данный факт может свидетельствовать о несоответствиях на государственном уровне.
Ограниченность доступа к данным мониторинга по применению антибиотиков создает проблемы в проведении анализа. Имеющихся данных недостаточно для выявления взаимосвязи между показателями применения антибиотиков и прогрессом в достижении целей GAP. Ограниченность предоставляемых данных при формировании связи национальной политики с реальным снижением применения антибиотиков и резистентности к ним по-прежнему представляет проблему. Она будет актуальна до достижения более высокого охвата национальных систем сбора данных и глобальных баз данных.
Несмотря на прогресс, который был достигнут в реализации целей GAP и поддержании политики по преодолению AMR на уровне государств, еще многое предстоит сделать. Проведение мероприятий в данном направлении необходимо расширить, обеспечить их стабильность и включение в текущие планы и бюджеты государств — участников опроса. Необходимо усилить работу систем мониторинга и отчетности.
Странам следует также работать над тем, чтобы информация их национального надзора за применением антибиотиков публиковалась на глобальных платформах обмена данными в соответствии с обязательствами в рамках реализации целей GAP.
К положительным данным, полученным в ходе опроса, можно отнести информацию о создании странами многосекторальных рабочих групп. Однако существует потребность в принятии мер и инвестициях для усиления работы в секторах, не имеющих отношения к здравоохранению. В сельском хозяйстве и экологии необходимо прикладывать дополнительные усилия по профилактике AMR для обеспечения функционирования подхода «One Health» и целей GAP.
по материалам www.who.int
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим