Преодолеет ли человечество антибиотикорезистентность?

Антибиотикорезистентность (antimicrobial resistance — AMR) представляет серьезную угрозу для здоровья человека и экономического развития. Чрезмерное и неправильное применение антибиотиков ускорило естественные эволюционные процессы, вследствие которых бактерии развивают резистентность. На сегодня некоторые инфекции не поддаются терапии с помощью существующих антибиотиков. Прогнозируется, что распространение AMR может усугубить глобальное экономическое неравенство, а экономические издержки непропорционально повлияют на бедные страны. По оценкам Всемирного банка (The World Bank), в сфере сельского хозяйства прогнозируется значительное сокращение объема международной торговли из-за распространения AMR. В секторе здравоохранения она может стать помехой в достижении Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals — SDGs), принятых на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) в 2000 г. Это может стать причиной ухудшения материального положения, вплоть до нищеты для 24 млн человек и потенциально привести к огромному количеству случаев смерти. Так, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention — CDC), США, антибиотикорезистентные инфекции уже поражают более 2 млн человек в год. Отсутствие мер по преодолению AMR станет «шагом в никуда» для всей планеты.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС

AMR — это свойство микроорганизмов проявлять устойчивость к действию одного или нескольких антибиотиков либо снижение чувствительности культур микроорганизмов к их действию. Она может развиться в результате естественных факторов изменчивости бактерий, воздействия антибиотика либо применения методов генной инженерии. Микроорганизмы способны передавать генетическую информацию о резистентности к антибиотикам последующим поколениям своего вида.

Всемирная ассамблея здравоохранения (World Health Assemble — WHA), в состав которой входят 3 организации: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization of United nations Organization — FAO) и Всемирная организация здравоохранения животных (World Organisation for Animal Health — WOAH), призвала и других парт­неров разработать стратегию для мониторинга и оценки, а также оказания помощи в достижении целей Глобального плана действий по преодолению AMR (Global Action Plan on AMR — GAP). Страны одобрили цели GAP и намерены разработать и реализовать национальные планы действий по борьбе с AMR к 2017 г.

WHA инициировала проведение национального опроса по поводу того, как страны оценивают свои действия по преодолению AMR. Первая волна опроса проводилась в конце 2016 г. После пересмотра неточностей и внесения поправок WHA начала вторую волну опроса в конце 2017 г.

Как утверждается в отчете WHA «Monitoring Global Progress On Addressing Antimicrobial Resistance», антимикробная эффективность — это глобальное общественное благо, которое должно быть защищено на государственном уровне.

Долгосрочные обязательства стран по реализации целей GAP необходимы для проведения мониторинга, эпиднадзора, управления и обучения по преодолению AMR. Это важно для внесения существенных изменений в тактики применения антибиотиков и управления отходами их производства. Для обеспечения достаточного охвата проблемы AMR необходимо внедрение подхода «One Health», объединяющего здравоохранение, сельское хозяйство, производство продуктов питания, безопасность пищевых продуктов и экологию. Учитывая необходимость координации действий между этими секторами экономики, участие правительства в решении проблемы преодоления AMR является обязательным.

Поскольку опрос, проведенный WHA, основывается на результатах оценки стран в контекс­те предпринятых ими действий по преодолению AMR, вероятно, что некоторые из них сообщили о прогрессе в «розовом» свете. Однако при проведении совместных внешних оценок участниками WHA полученные данные были сопоставлены и в целом согласуются с тем, о чем требовалось сообщить. Ответы всех стран опубликованы в базе данных ВОЗ в открытом доступе, что позволяет использовать эту информацию как населению страны, так и заинтересованным сторонам.

Участие во второй волне опроса 2017 г. приняли 154 из 194 стран — членов ВОЗ (91,3% глобального населения) (табл. 1). Ответы предоставили от 61,7% Африканского региона ВОЗ (African Region — AFR) до 100% региона Юго-Восточной Азии ВОЗ (South-East Asian Region — SEAR). Количество ответов в 2017 г. было немного больше, чем в 2016 г., когда в опросе участвовала 151 страна. Коэффициент участия по каждому пункту опроса варьировал, поскольку некоторые страны могли предоставлять данные большего количества секторов экономики, чем другие.

Таблица 1. Характеристики стран, участвующих во второй волне опроса национальной оценки странами своих результатов, 2017 г.
  Количество стран принявших участие в опросе, n Доля государств-членов ВОЗ, представивших ответ, %
Общее количество стран 154 79,4
Страны — члены ВОЗ в разрезе регионов
Африканский регион (African Region — AFR) 29 61,7
Американский регион (Americas Region — AMER) 28 80,0
Восточное Средиземноморье (Eastern Mediterranean Region — EMR) 17 81,0
Европейский регион (European Region — EUR) 50 95
Юго-Восточная Азия (South-East Asian Region — SEAR) 11 100
Западная часть Тихого океана(Western Pacific Region — WPR) 19 70,4
Страны — члены ВОЗ в разрезе участники/не участники «Большой 20» (G20)
Участники 41
Не участвовали 113
Страны — члены ВОЗ в разрезе групп по уровню дохода населения
Страны с высоким уровнем дохода населения (High-income — HIC) 50 64,9
Страны с уровнем дохода населения выше среднего (Upper-middle-income — UMIC) 44 78,6
Страны с уровнем дохода населения ниже среднего (Lower-middle-income — LMIC) 40 75,5
Страны с низким уровнем дохода населения (Lower income — LIC) 19 61,3

ГЛОБАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС В РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ С AMR

По показателям внедрения национальных планов действий страны-участники находились на различных этапах. 93 страны (60,4%) разработали национальный план действий и 61 страна (39,6%), не разработала его. Также в 51 стране (33,1%) в настоящее время план находится на этапе разработки, а 10 стран (6,5%) не достигли существенного прогресса в этом процессе.

Это в основном малые островные государства и государства с нестабильной экономикой, из них 4 страны с высоким уровнем доходов населения, 4 — с низким и средним, а 2 — с низким.

Для оценки процесса создания национального плана действия по преодолению AMR сформирована следующая схема уровней:

  • уровень 1. Национальный план действий отсутствует;
  • уровень 2. Национальный план действий на стадии разработки;
  • уровень 3. Национальный план действий разработан;
  • уровень 4. Национальный план одобрен правительством, отражает цели GAP, действуют механизмы мониторинга;
  • уровень 5. Определены источники финансирования национального плана действий, он охватывает соответствующие сектора экономики, связанные с процессом мониторинга и оценки.

При детальном рассмотрении показателей прогресса в отчете приведены сравнительные данные государств-участников. Так, 59 стран (38,3%) достигли прогресса в осуществлении национальных планов действий (уровень 4–5). В частности, 40 стран (26,0%) на государственном уровне получили одобрение плана и создали механизмы мониторинга (уровень 4). При этом 19 стран (12,3%) определили источники финансирования и задействовали все соответствующие секторы экономики (уровень 5).

Государства — члены «Большой 20» (G20) более стремительно продвигаются в реализации планов по преодолению AMR. Так, 50% стран — членов G20 находятся на уровнях 4 и 5, а еще 19,5% разработали национальные планы действий, но при этом не создали планы реализации или механизмы мониторинга. Этот показатель контрастирует со странами, не входящими в G20, где 28,9% находятся на уровнях 4 и 5, а 23% — на уровне 3.

Из 57 стран, которые в 2016 г. находились на уровне 1 или 2, 23 государства достигли уровня 3 или выше к 2017 г. 11 из них — страны Европейского региона WHO (European Region — EUR) с высоким уровнем доходов населения, 3 — с низким и средним, 5 — с низким.

По меньшей мере 1 страна в каждом регионе ВОЗ завершила разработку национального плана действий. Многие страны утвердили их. Из 46 государств, сообщивших о том, что находятся на уровне 3 в 2016 г. (имея только план), 17 достигли уровня 4 к 2017 г., а 4 страны перешли на уровень 5. Это свидетельствует о том, что в настоящее время существует 19 стран с национальными планами действий, которые финансируются и реализуются в соответствии с установленными механизмами мониторинга и оценки. Но, к сожалению, 12 стран опустились на уровень ниже, чем в 2016 г.

В результате анализа показателей опроса становится ясно, что страны с хорошо развитым сельскохозяйственным сектором и эффективной работой правительства гораздо чаще достигают уровней 3–5 в реализации национальных планов действий по преодолению AMR.

Широкое межсекторальное взаимодействие связано с большим прогрессом в осуществ­лении национального плана по преодолению AMR. Из общего числа государств, по данным опроса, 50% уже организовали многосекторальную рабочую группу по преодолению AMR. Ее создание было определено целями GAP в качестве важного фактора при внедрении подхода «One Health» в решении проблемы AMR.

До недавних пор прогресс в этом направлении был меньше, чем по разработке национальных планов действий. В частности, 77 стран-респондентов создали многосекторальные рабочие группы по преодолению AMR, однако они еще не функционируют. Несмотря на ограниченность действий по реализации GAP, начиная с 2016 г. число государств, в которых функционируют многосекторальные рабочие группы, увеличилось почти в 2 раза — с 29 до 53 в 2017 г.

В странах, где созданы рабочие группы, как правило, задействованы такие секторы экономики, как здравоохранение — 147 стран (95,5%), ветеринария — 141 страна (91,6%) и безопасность пищевых продуктов — 109 стран (70,8%). Представители других секторов, включая производство продуктов питания — 90 стран (58,4%), экологию — 75 стран (48,7%) и аграрный сектор — 62 страны (40,3%), реже входят в их состав.

ЦЕЛИ GAP ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ AMR

Цель № 1. Повышение осведомленности и понимания угрозы AMR

Повышение осведомленности об AMR — основная цель GAP. В секторе здравоохранения страны-участники предприняли самые активные действия. Многие государства уже достигли значительных успехов в этом направлении. 40–55% стран не проводят масштабные кампании по повышению осведомленности об AMR, 125 стран (81,2%) достигли уровня 3 или выше. Очевидно, что в большинстве государств еще не начали проводить общенациональные кампании, поддерживаемые правительством, в отношении распространения информации об AMR в секторе здравоохранения. Судя по всему, уровень дохода в государстве оказывает значительное влияние на прогресс в сфере повышения осведомленности в этом вопросе.

Также важно повышение осведомленности в секторе сельского хозяйства и других секторах, не имеющих отношения к здравоохранению. 36 стран (23,4%) провели небольшие кампании по преодолению AMR и 24 страны (15,6%) не добились прогресса в этом направлении. Здесь показатель прогресса резко контрастирует с таковым в секторе здравоохранения. Лишь 70 стран достигли уровня 3 или выше в сфере повышения осведомленности в секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, это означает, что повышения осведомленности в секторе здравоохранения происходит почти в 2 раза активнее, чем в других отраслях экономики. Кроме того, 19 стран (12,3%) не смогли дать ответ относительно этого показателя.

В странах, где разработка национального плана действий достигла уровня 4–5, вероятность проведения кампании по повышению осведомленности возрастает в 10 раз. Основная часть деятельности приходится на сектор сельского хозяйства и, в меньшей степени, на сферу безопасности пищевых продуктов.

В разрезе географии и уровня доходов населения большее число стран не достигло прогресса в сфере повышения осведомленности в аграрном секторе, а также производстве продуктов питания и экологии.

В большинстве государств достигнут определенный уровень обучения по преодолению AMR в секторе здравоохранения, хотя в 35 странах (22,7%) проводится только специальная подготовка. Тема AMR поднимается во время тренингов либо в нерабочее время в 60 странах (39,0%). В то же время в 25 странах (16,2%) обучение осуществляется в рамках непрерывного повышения квалификации для специалистов здравоохранения.

Обучение по преодолению AMR в ветеринарии проводится реже, особенно в странах, не входящих в G20. В глобальном масштабе 30,5% государств не осуществляют обучение по AMR для специалистов сельского хозяйства.

Чуть более 40% стран, входящих в G20, находятся на уровне 4 или 5 по показателю обучения для специалистов в секторе сельского хозяйства по сравнению с 9,7% стран, не входящих в G20.

EUR является единственным регионом ВОЗ, где более 50% стран проводят обучение по AMR для ветеринарных служб. Менее 20% государств во всех регионах, кроме EUR, продемонстрировали значительный прогресс с момента начала реа­лизации плана по устранению пробелов в обучении среди сотрудников ветеринарных служб, реагирующих на проблему AMR.

Осведомленность о проблеме AMR в таких секторах, как производство пищевых продуктов, их безопасность и экология, также достаточно низкая: в 67 странах (43,5%) не проводят обучение по AMR, и только 26 стран (16,9%) достигли уровня 3 или выше в сфере обучения работников этих секторов экономики.

Цель № 2. Укрепление базы знаний и фактических данных посредством наблюдения и исследований

К сожалению, успешным мониторингом стремительного распространения AMR могут похвастать немногие государства. Важно отметить, что средние показатели в секторе здравоохранения и других секторах отличаются. Достижение уровня 3 в секторе здравоохранения свидетельствует о том, что в странах действуют национальные мероприятия по наблюдению за AMR в отношении общих бактериальных патогенов.

В секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, сбор некоторых данных об AMR проводится на местном уровне, однако не может реализоваться с использованием стандартизованных подходов и не имеет национальной координации и/или контроля качества. Из числа секторов, не имеющих отношения к здравоохранению, ветеринария представляется наиболее перспективной: 67 стран (43,5%) находится на уровне 3 или выше. За ним следует пищевой сектор — 60 стран (38,9%) на уровне 3 или выше.

Эти данные формируют неутешительный контраст с данными сектора здравоохранения, где большинство стран уже создали систему наблюдения за AMR для общих бактериальных патогенов. Более 2/3 стран — 105 (68,2%) — достигли уровня 3 или выше. В секторах экологии и пищевой промышленности большинство государств не создали систему мониторинга — 60 и 70 стран соответственно (табл. 2).

Таблица 2. Показатели разработки систем мониторинга за применением антибиотиков и надзора за AMR в секторе здравоохранения и других секторах
Уровень создания национального плана действий по преодолению AMR Наличие национальной системы мониторинга за применением антибиотиков Национальная система наблюдения за AMR
Здравоохранение, n (%) Ветеринария, n (%) Аграрный сектор, n (%) Здравоохранение, n (%) Не имеющие отношения к здравоохранению, n (%)
Уровень 5 27
(17,5)
6
(3,9)
3
(1,9)
15
(9,7)
18
(11,7)
Уровень 4 15
(9,7)
30
(19,5)
2
(1,3)
24
(15,6)
15
(9,7)
Уровень 3 26
(16,9)
26
(16,9)
9
(5,8)
66
(42,9)
26
(16,9)
Уровень 2 37
(24,0)
32
(20,8)
9
(5,8)
32
(20,8)
26
(16,9)
Уровень 1 45
(29,2)
49
(31,8)
88
(57,1)
11
(7,1)
39
(25,3)
Без ответа 4
(2,6)
11
(7,1)
43
(27,9)
6
(3,9)
30
(19,5)

Существуют значительные различия и в разрезе регионов ВОЗ — почти 90% стран AMER и EUR сообщают о действующей национальной системе контроля резистентности в секторе здравоохранения, а в AFR — только 30%. Очевидно, это следствие уровня дохода — 42% стран с низким уровнем дохода либо сообщили об отсутствии системы, либо не предоставили ответ.

По данным ВОЗ, 3,5 млрд человек, или 46,4% населения мира, живет в странах, где в секторе здравоохранения действует система мониторинга потребления антибиотиков. При этом как минимум общий объем продаж антибиотиков контролируется на национальном уровне и/или проводится мониторинг применения антибиотиков на субнациональном уровне. Эти системы мониторинга являются ключевыми факторами, позволяющими изучать влияние оперативных мер по преодолению AMR и выявлять тенденции в потреблении антибиотиков в целом. Однако 45 стран (29,2%), участвовавших в опросе, не создали систему мониторинга за применением антибиотиков. EUR и AFR — единственные регионы, где большинство стран достигли уровня 3 или выше по этому показателю. В еще в 4 регионах ВОЗ более половины стран находятся ниже уровня 3.

В разрезе показателя уровня доходов населения существует четкий градиент по оценке потреб­ления антибиотиков. Так, системой мониторинга располагают 70,0% стран с высоким уровнем дохода населения, 54,6% — со средним уровнем, 15,0% — с низким и средним уровнем, 10,5% — с низким уровнем.

Такая же картина прослеживается в отношении мониторинга потребления антибиотиков в секторе ветеринарии. О достижении уровня 3 или выше сообщают 68,0% стран с высоким уровнем доходов населения, 34,1% — со средним уровнем, 25,0% — с низким и средним уровнем и 15,8% — с низким уровнем.

Системы мониторинга применения антибиотиков в аграрном секторе внедрены только в 11 странах (22%) с высоким уровнем дохода и 3 странах (6,8%) с доходом населения выше среднего.

Многие государства сообщают, что у них есть национальные системы мониторинга резистентности, потребления и применения антибиотиков. При этом меньшая их часть фактически включена в Глобальную систему по надзору за устойчивостью к антибиотикам (Global Antimicrobial Resistance Surveillance System — GLASS) или предоставляет данные в ВОЗ. Значительно больше данных о применении антибиотиков в ветеринарном секторе сообщают в WOAH.

Цель № 3. Снижение распространения инфекционных заболеваний с помощью применения эффективных мер санитарии, гигиены и профилактики

Предотвращение распространения инфекций без применения антибиотиков является одной из основных целей GAP. Ожидается значительный прогресс в решении проблем по преодолению AMR с помощью иммунизации населения, профилактики и контроля за распространением инфекционных заболеваний (infection prevention and control — IPC), усиления биозащиты в медицинских учреждениях, на фермах и в окружающей среде.

Более 50% стран сообщают о действиях по сокращению масштабов проблемы с помощью применения мер санитарии, гигиены и IPC. 90 стран (58,4%) достигли уровня 3 и выше по показателю IPC в секторе здравоохранения и 23 страны (14,9%) достигли уровня 5.

Существует связь между прогрессом по этому показателю и расходами правительства на здравоохранение — на каждый 1% увеличения государственных расходов на здравоохранение в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП) шансы страны с действующей программой IPC повышаются в 1,3 раза.

В секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, наилучших результатов удалось достичь в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания:

  • 48 стран (31,2%) создали национальный план для сектора сельского хозяйства,
  • 41 страна (26,6%) создала национальный план для сектора производства продуктов питания,
  • 38 стран (24,7%) создали национальный план для сектора безопасности пищевых продуктов,
  • 11,0 и 7,8% стран создали национальный план для аграрного сектора и экологии соответственно.

Во многих странах охват вакцинацией остается низким. Среди регионов ВОЗ самый низкий средний показатель вакцинации отмечается в регионах SEAR (59,3%) и WPR (64,3%), а самый высокий — в AMER (80,4%) и EUR (81,1%).

Недостаточный доступ к источникам воды, гигиеническим и санитарно-техническим средствам отмечается в медицинских центрах во многих странах. Отсутствие доступа к водоснабжению особенно остро ощутимо в регионе AFR, где доля медицинских учреждений, для которых обеспечен такой доступ, составляет 76%. В других регионах этой проблемы не существует.

Отсутствие доступа к воде и санитарии является проблемой для стран с низким и средним уровнем доходов населения. Доступ к источникам воды, гигиеническим и санитарно-техническим средствам обеспечен для всех учреждений здравоохранения только в половине стран регионов AFR, EMR и SEAR.

Цель № 4. Оптимизация применения антибиотиков в секторе здравоохранения и ветеринарии.

Цели GAP призывают все государства сохранять антимикробную эффективность путем обес­печения и управления программами по предотвращению чрезмерного применения антибиотиков.

Результаты второй волны опроса в 2017 г. свидетельствуют о том, что некоторые меры в этом направлении приняты и существуют значительные возможности для их улучшения. К примеру, 123 страны (79,9%) реализуют регуляторную политику в сфере продаж антибиотиков. Однако среди стран с низким уровнем доходов населения такой политики придерживается только 10 стран (52,6%). В 102 странах (66,2%) действует политика для оптимизации применения антибиотиков на уровне 3 или выше. Однако только 7 стран достигли уровня 5, где лечащие врачи систематически получают соответствующие данные, а также отмечается уменьшение количества назначений антибиотиков. При этом в 41 стране (26,6%) специалисты соблюдают руководящие принципы обеспечения надлежащего использования антибиотиков или оптимизируют их применение в учреждениях здравоохранения.

В секторах, не имеющих отношения к здравоохранению, существует значительный потенциал для совершенствования регуляторной политики в сфере применения антибиотиков. В 78 странах (50,6%) существуют правила для предотвращения загрязнения окружающей среды в целом, но только 10 из них соблюдают правила, которые ограничивают выброс антибиотиков и остатков их производства в окружающую среду.

Этих мер недостаточно для защиты окружающей среды от опасностей, связанных с производством антибиотиков. С точки зрения регуляторного контроля, почти 1/5 стран-респондентов, а это 28 стран (18,2%), не приняли национальную политику или законодательство в отношении обеспечения качества, безопасности, эффективности антибиотиков и их распределения, продажи и применения.

Потребность в прогрессе обусловлена постоянными опасениями относительно качества антибиотиков, увеличением объема некачественных и фальсифицированных лекарственных средств и влиянием потребления некачественных или фальсифицированных продуктов на здоровье животных и человека. Только 64 государства (41,6%) сообщили об ограничении использования критически важных антибиотиков для стимулирования роста в сельскохозяйственном секторе.

Общая реализация и мониторинг

ВОЗ в своем отчете выражает озабоченность в связи с тем, что страны разрабатывают планы, но не переходят к их осуществлению. Следовательно, большинство стран фактически действуют в масштабе нескольких секторов.

Резюме глобального прогресса

Результаты опроса свидетельствуют о важности внедрения подхода «One Health» и многосекторальной работы по преодолению AMR.

Вторая волна опроса в 2017 г. демонстрирует устойчивый прогресс в разработке национальных планов действий по преодолению AMR. Это в целом определяет положительную динамику, даже если амбициозные планы стран внедрить национальные планы к 2017 г. не была достигнута.

В настоящее время главная задача заключается не только в обеспечении разработки национальных планов, но и в их осуществлении, финансировании и поддержке с помощью систем мониторинга и оценки.

Большинство стран, входящих в G20, находятся на пути выполнения обязательств по разработке и осуществлению национальных планов действий к концу 2018 г. В идеале те, кто их реализовал или планирует осуществить в течение 2018 г., смогут предоставить другим странам техническую и финансовую поддержку. Государства с крупными многосекторальными рабочими группами также сообщают о создании более совершенных систем для принятия мер по преодолению AMR в сфере здравоохранения и других отраслях. Обеспечение слаженной работы секторов имеет важное значение для будущего прогресса.

В настоящее время в секторе здравоохранения проводятся более масштабные действия по сравнению с другими отраслями экономики. Важно, чтобы в этих сферах страны смогли достичь аналогичного уровня в реализации целей GAP, как в здравоохранении.

По состоянию на май 2017 г. только 61 страна зарегистрировалась в системе надзора GLASS ВОЗ, в то время как в 105 странах есть система надзора на национальном уровне. Обмен данными и глобальный мониторинг — ключевые элементы реализации цели № 2 GAP. Соответственно, страны, в которых работает система мониторинга, но при этом не участвующие в GLASS, могут направить свои усилия на присоединение к этой программе.

Поскольку 43 страны сообщили об отсутствии системы мониторинга за преодолением AMR в секторе здравоохранения, становится понятно, что в некоторых регионах можно и нужно усилить меры, направленные на выявление этой проблемы, особенно в регионах AFR и EMR. Это важно, поскольку резистентность, которая возникает в этих регионах, может стремительно распространиться на другие регионы.

Лишь 46,4% населения проживает в странах, контролирующих потребление или применение антибиотиков у людей. Усилия по преодолению AMR значительно укрепятся за счет снижения потребления антибиотиков.

В новой версии Основного списка лекарственных средств (Essential Medicines List) ВОЗ антибиотики классифицируются в зависимости от того, в какой линии терапии они могут быть применены, а именно:

  • использовать в первой линии терапии («Access»);
  • использовать с большой осторожностью («Watch»);
  • использовать только при абсолютной необходимости («Reserve»).

Странам необходимо проверить и сопоставлять свои схемы применения с этой классификацией.

62 страны-респондента сообщили о наличии национальных систем сбора данных об объемах применения антибиотиков в секторе сельского хозяйства. Это заявление контрастирует с данными WOAH по использованию антибиотиков в ветеринарии в 2017 г. Данный факт может свидетельствовать о несоответствиях на государственном уровне.

Ограниченность доступа к данным мониторинга по применению антибиотиков создает проблемы в проведении анализа. Имеющихся данных недостаточно для выявления взаимосвязи между показателями применения антибиотиков и прогрессом в достижении целей GAP. Ограниченность предоставляемых данных при формировании связи национальной политики с реальным снижением применения антибиотиков и резистентности к ним по-прежнему представляет проблему. Она будет актуальна до достижения более высокого охвата национальных систем сбора данных и глобальных баз данных.

Несмотря на прогресс, который был достигнут в реализации целей GAP и поддержании политики по преодолению AMR на уровне государств, еще многое предстоит сделать. Проведение мероприятий в данном направлении необходимо расширить, обеспечить их стабильность и включение в текущие планы и бюджеты государств — участников опроса. Необходимо усилить работу систем мониторинга и отчетности.

Странам следует также работать над тем, чтобы информация их национального надзора за применением антибиотиков публиковалась на глобальных платформах обмена данными в соответствии с обязательствами в рамках реализации целей GAP.

К положительным данным, полученным в ходе опроса, можно отнести информацию о создании странами многосекторальных рабочих групп. Однако существует потребность в принятии мер и инвестициях для усиления работы в секторах, не имею­щих отношения к здравоохранению. В сельском хозяйстве и экологии необходимо прикладывать дополнительные усилия по профилактике AMR для обеспечения функционирования подхода «One Health» и целей GAP.

Екатерина Новохатняя,
по материалам www.who.int
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті