Что год грядущий нам готовит, или Как остаться на волне в такое насыщенное инновациями время

18–19 сентября 2018 г. в Киеве состоялась 12-я Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет–2019», организованная компаниями «МОРИОН», «Proxima Research», «Medical Data Management», «Teamsoft» и «UkrComEXPO». Партнерскую поддержку оказали Ассоциация международных фармацевтических производителей «AIPM Ukraine», Ассоциация производителей инновационных лекарственных средств «APRaD», Европейская Бизнес Ассоциация (Еuropean Business Association — EBA), ОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (АПАУ), Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий» (АОРМВ), ОО «ФАРМУКРАИНА», ЮК «ОМП». Генеральный информационный партнер — «Еженедельник АПТЕКА». Участники конференции-практикума в течение двух насыщенных дней получили возможность ознакомиться с актуальными тенденциями фармацевтического рынка, обсудить последние изменения в законодательстве, поговорить о тенденциях в сфере промоции и рекламы фармацевтической продукции и поделиться мнением относительно множества острых и дискуссионных тем. В качестве докладчиков выступили признанные эксперты рынка, представители всех звеньев фармбизнеса, регуляторных органов и государственных учреждений, юридических и инвестиционных компаний.

Модераторами первого дня конференции-практикума стали Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», Владимир Игнатов, глава представительства компании «Ипсен» в Украине, Беларуси и Молдове, исполнительный директор «AIPM Ukraine», а также Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка.

Традиционно первый доклад был посвящен прогнозам развития глобальной экономики и обзору экономической ситуации в различных регионах мира. С докладом на эту тему выступил Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины. С точки зрения докладчика, грядут серьезные экономические изменения в связи с развитием применения робототехники и искусственного интеллекта. Кроме того, Л. Гуляницкий озвучил консенсус-прогноз экономического развития Украины на 2019 г., опубликованного Министерством экономического развития и торговли Украины, а также — традиционно — прогноз развития розничного рынка лекарственных средств.

Свою точку зрения относительно развития реформ в Украине, а также инвестиционной привлекательности страны выразил Константин Магалецкий, партнер компании «Horizon Capital». Докладчик подчеркнул, что национальная экономика продолжает постепенно восстанавливаться, а инвесторы возвращаются в Украину. Аргументы в пользу этого утверждения К. Магалецкий представил в докладе «Инвестиции в украинскую экономику и экономические реформы — реалии и ожидания».

Фармацевтический рынок продолжает активно восстанавливаться. Актуальные показатели развития рынка весьма оптимистичны: и в гривневом, и в долларовом выражении отмечается «Double-digit» рост потребления лекарственных средств. Детально о тенденциях развития всех звеньев товаропроводящей цепи на украинском фармрынке рассказал Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», в рамках своего доклада «Фармрынок 2018–2019. Фаза роста».

Виталий Гордиенко, глава совета директоров Ассоциации «APRaD», сопредседатель Комитета по вопросам здравоохранения Американской торговой палаты в Украине, в своем выступлении затронул такие темы, как роль инноваций в системе здравоохранения, а также вклад фармацевтической индустрии в расширение доступа к инновациям.

Владимир Игнатов свой доклад посвятил обзору рынка безрецептурных или ОТС-препаратов (Over The Counter). Каковы основные тенденции развития этого сегмента в мире и в Украине в частности — читатели смогут узнать в следующих номерах, где мы будем более подробно освещать доклады конференции-практикума.

В качестве докладчика также выступил эксперт по моделированию и бизнес-моделям Дэвид К. Лоттенбах (David C. Lottenbach), советник руководителей по бизнес-моделям в эпоху цифровых технологий, с докладом «Успешная бизнес-модель в Фарме будущего. Насколько продажи будут решать все». Первая сессия завершилась фокус-дискуссией на тему «Бизнес-среда в Фарме. Экология и экономика». Итоги первого тематического блока подвели Владислав Пивоваров, глава представительства компании «ЭВЕР Фарма», а также Вадим Волков, эксперт фармрынка.

Вторая сессия охватила множество вопросов, связанных с регуляторными изменениями. Как известно, в рамках реформы финансирования системы здравоохранения создан новый центральный орган исполнительной власти — Нацио­нальная служба здоровья Украины (НСЗУ), призванный реализовывать государственную политику в сфере государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения. Об основных функциях НСЗУ рассказал глава этой службы Олег Петренко. Генеральный директор Фармацевтического директората МЗ Украины Александр Комарида в своем докладе осветил основные регуляторные изменения, которые коснулись фармацевтического сектора, и то, как они повлияли на обеспечение населения лекарственными средствами. О формировании и дальнейшем расширении Нацио­нального перечня основных лекарственных средств рассказала Александра Олещук, глава Экспертного комитета по отбору и использованию основных лекарственных средств МЗ Украины. Участники конференции получили возможность задать вопросы и получить ответы на них. Также в рамках этого блока состоялась экспертная дискуссия «Реформирование системы здравоохранения и Фарма — стратегии и тактики», в которой экспертное мнение выразили Сергей Баранов, Commercial Excellence head «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина», и Лела Стуруа, сертифицированный член Всемирного общества качества здравоохранения (The International Society for Quality in Health Care — ISQua), внештатный советник МЗ Грузии по вопросам усовершенствования качества и пациенториентированной медицины.

Следующий докладчик напомнил о том, что на сегодня опубликовано 4 решения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) о наложении штрафа в отношении ряда игроков фармацевтического рынка. Основанием для этого выступают утверждения о монополизации импорта через создание украинской дочерней компании-импортера; установлении контроля над движением товаров в Украине путем ограничения экспорта из Украины, получением информации о движении товара по Украине и предоставлении системы скидок дистрибьюторам; антиконкурентных согласованных действиях, которые привели к завышению цены при государственных закупках лекарственных средств. Следует отметить, что решение АМКУ относительно ООО «Сервье Украина» и его дистрибьюторов 14 августа 2018 г. поддержал Кассационный суд в составе Верховного суда Украины. Ситуацию прокомментировал Николай Орлов, партнер ЮК «ОМП», который выступил с докладом «Верховный Суд — Фарма 1:0, или Что делать, чтобы выиграть второй тайм».

Владислав Костик, начальник департамента развития ГП «Электронное здоровье», осветил видение и цели внедрения eHealth в Украи­не. О том, каких регуляторных изменений можно ожидать в 2019 г., рассказал Дмитрий Алешко, партнер ЮФ «Правовой Альянс». Он обратил внимание аудитории на ряд законопроектов и прокомментировал предлагаемые ими изменения. Регуляторный блок завершился фокус-дискуссией. Своим мнением о влиянии регуляторных изменений на украинский фармрынок поделились Анна Беспалова, начальник отдела нормативного обеспечения публичных закупок департамента регулирования публичных закупок Министерства экономического развития и торговли Украины, Ольга Сильвестрова, региональный директор «Crown Agents» в Украине, Наталья Шолойко, заместитель директора по регистрации и фармаконадзору ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины», Владимир Руденко, директор ОО «АПАУ», Олег Климов, глава правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата», а также Павел Харчик, президент АОРМВ, директор компании «Калина медицинская производственная компания».

Андрей Анучин, директор компании «Фарма Персонал», и Алена Кирьянова, руководитель информационно-ресурсного центра Бизнес-школы «МИМ-Киев», приняли участие в обсуждении специальной темы «Работник и работодатель — диалог меняется».

Второй день конференции-практикума также охватывал широкий спектр тем. Модераторами выступили С. Ищенко и С. Орлик.

Доклады третьей сессии были связаны с рек­ламой и продвижением фармацевтической продукции. Основные тенденции в промоционной активности фармкомпаний осветила Инна Ягнюк, руководитель проектов PromoTest и RxTest компании «Proxima Research». Спикер акцентировала внимание на развитии digital-каналов продвижения, а также мультиканального маркетинга.

О том, почему сегодня стратегический фокус сдвигается на пациента, что такое пациент-ориентированная модель, рассказала Лела Стуруа.

Как изменяется портрет потребителя, что привлекает его внимание, а что может оттолк­нуть — эти темы раскрыл в своем докладе Юрий Лищук, директор по работе с розничными сетями компании «Nielsen Украина». Марина Кост­ромина, директор подразделения медиа- и интернет-исследований компании «Kantar TNS», обратила внимание на то, что очень частым явлением сегодня является потребление ТВ- и digital-контента одновременно. Кроме того, часть населения, в основном молодое поколение, предпочитают просмотру телевидения видео в интернете. М. Костромина в своем докладе рассказала, как ведет себя потребитель в интернете.

Не секрет, что информацию, связанную со здоровьем, лекарственными средствами, их ценами и наличием в аптеках, сегодня активно ищут в интернете. О том, какие запросы популярны и какие «ответы» на них выдает поисковая система, сообщил Сергей Братусев, бренд-менеджер компании «Гугл Украина».

Елена Кормилюк, digital-специалист компании «Байер», и Ярослав Оготский, стратегический директор компании «Изобар Украина», акцентировали внимание на том, как мировые тенденции влияют на подходы в продвижении, а также представили ряд кейсов, как креатив и нестандартные современные решения фармкомпании могут применить в рекламе. Также спикеры напомнили, почему важно использовать Big Data.

Анна Ильенко, директор по развитию клиентского сервиса сейлс-хаусов «Starlight Sales» и «Starlight Brand Content», рассказала о тенденциях развития рынка ТВ-рекламы и о том, как развивается категория фармбрендов на ТВ. Игорь Огороднийчук, партнер ЮК «ОМП», прокомментировал возможные изменения в порядке рекламы лекарственных средств. Так, в этой сфере разработано несколько законопроектов, инициированных МЗ, а также Верховной Радой Украины.

Четвертая заключительная сессия стартовала с доклада Виктора Пушкарева, директора региона СНГ компании «Орион Корпорейшн», вице-президента «AIPM Ukrainе», в котором спикер рассмотрел модели дистрибуции на смежных рынках. Докладчик подчеркнул, что бизнес оптовых компаний меняется, чтобы отвечать новым требованиям, которые также подверглись изменениям.

Александр Суходольский, директор по стратегическому развитию компании «БаДМ», и Сергей Лугина, директор по развитию компании «Фито-Лек», приняли участие в обсуждении специальной темы «Дистрибуция прямая и опосредованная — сегодня и завтра».

Евгений Заика, директор компании «Асино Фарма Старт», Олег Собко, управляющий парт­нер страхового брокера «Астон Украина», Атилла Монар, финансовый эксперт «OTP Bank», и Владимир Телявский, директор компании «Киевский витаминный завод», высказали экспертное мнение относительно необходимости страхования финансовых рисков в поставках фармацевтической продукции.

О развитии рынка электронной коммерции в Украине рассказала Ирина Холод, директор по маркетингу компании «Нова Пошта», которая выступила с докладом «E-commerce и логистика». Доклад Валерии Заранки, руководителя департамента «Ipsos Connect», был посвящен роли запоминающегося привлекательного бренда в успехе аптечной сети.

В рамках специальной фокус-темы Антон Бабенко, руководитель проекта «Аптечные BI-решения­­ и розничные сети» компании «Proxima Research», и Владимир Мовчан, коммерческий директор компании «АСнова», презентовали сервис для взаимодействия производителя с аптечными сетями, позволяющий осуществлять ежедневный мониторинг движения препаратов, и рассказали, как его можно применять на практике.

В ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА» мы детально рассмотрим доклады и ключевые выводы экспертов и спикеров, прозвучавшие на конференции-практикуме.

Екатерина Дмитрик,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті