Великобритания — одно из крупнейших и древнейших государств Европы, которое состоит из 4 основных административных единиц: Англии, Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии. По данным отчета Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP) «Pharmacy: a global overview 2015–2017. Workforce, medicines distribution, practice, regulation and remuneration», в Великобритании количество практикующих розничных фармацевтов составило 39 361, что соответствует 6,22 фармацевта на 10 тыс. жителей страны. При этом розничных аптек в стране насчитывается 13 604, или 2,15 на 10 тыс. жителей Великобритании.
В данных аптеках предоставляется ряд фармацевтических услуг, которые разделены на основные (Essential Services) и дополнительные (Advanced Services).
Essential Services
Основные услуги предлагаются всеми розничными аптеками в рамках Договорной базы розничных аптек с NHS («Фармацевтический контракт» или «Community Pharmacy Contractual Framework»). К таким услугам относятся отпуск лекарственных средств (dispensing), повторный отпуск/электронный повторный отпуск (repeat dispensing/electronic repeat dispensing), утилизация ненужных лекарств (disposal of unwanted medicines), общественное здравоохранение/продвижение здорового образа жизни (public health/promotion of healthy lifestyles) и направление к необходимому специалисту (signposting).
Отпуск лекарственных средств
Аптеки обязаны вести учет всех выданных лекарств, а также любых вмешательств, которые, по их мнению, являются значительными. Процесс отпуска лекарственного средства включает, в частности:
- прием и обработку рецепта;
- выдачу лекарственных средств по рецепту;
- клиническую оценку рецептов и проверку точности выдаваемых средств;
- упорядочивание запаса и хранения;
- подготовку и сбор лекарственных средств;
- разрешение возникших вопросов/уточнений, связанных с рецептами;
- консультирование пациентов в соответствии с их предписаниями;
- осуществление администрирования, необходимого для оплаты рецептов (например одобрение и подача рецептов).
Услуга электронных рецептов (Electronic Prescription Service) также внедряется в рамках сервиса «отпуск лекарственных средств».
Аптеки в Англии получают единую комиссию за каждый отпущенный продукт, включая лекарства и медицинские изделия. Эта плата в настоящее время составляет 129 пенни (около 46 грн.) за единицу.
Аптеки также могут требовать ряд дополнительных сборов, которые изложены в части IIIA Тарифа на лекарственные средства (Part IIIA of the Drug Tariff), включая плату за выдачу подконтрольных препаратов, измерение и примерку чулочно-носочных изделий и корсетов и др. Если стоимость продукта в рецепте превышает 100 фунтов стерлингов (около 3550 грн.), то аптека получает повышенную выплату, эквивалентную 2% от нетто стоимости продукта.
Повторный отпуск/электронный повторный отпуск
По меньшей мере ⅔ всех рецептов, генерируемых при оказании первичной медико-санитарной помощи, предназначены для пациентов, нуждающихся в повторном отпуске лекарственных средств. Поэтому с 2005 г. повторный отпуск стал одной из основных фармацевтических услуг в рамках Community Pharmacy Contractual Framework.
В рамках услуги повторного отпуска аптечные работники должны осуществить выдачу лекарственных средств, предписанную семейным врачом, и убедиться, что пациенту нет необходимости повторно записываться на прием к медицинскому специалисту.
Первоначально эта услуга предоставлялась главным образом с использованием бумажных рецептов, но по мере того, как был разработан электронный рецепт, большая часть повторного отпуска теперь осуществляется с его помощью и называется электронным повторным отпуском (electronic Repeat Dispensing — eRD). eRD намного эффективнее и удобнее бумажной версии и позволяет пациенту повторно получать свои лекарства без необходимости каждый раз выписывать рецепт у врача. В eRD врач указывает предполагаемый интервал между каждым повторяемым отпуском лекарства, а также сколько раз можно отпустить средство по данному рецепту.
При этом бумажная версия хотя и стала реже использоваться, но все еще существует в британских аптеках.
Утилизация ненужных лекарств
Аптеки обязаны принимать нежелательные/ненужные лекарства от пациентов. Аптека сортирует их на твердые вещества (в том числе ампулы и флаконы), жидкости и аэрозоли и передает в Национальную службу здравоохранения (National health service — NHS) или локальному подрядчику по утилизации медицинских и фармацевтических отходов.
Общественное здравоохранение/продвижение здорового образа жизни
Каждый год аптеки по просьбе NHS должны участвовать в 6 кампаниях. Это включает демонстрацию и распространение листовок, предоставленных службой, или промотирование здорового образа жизни и средств для него (например используемых для борьбы с курением).
Направление к необходимому специалисту
NHS предоставляет аптекам списки источников помощи и поддержки в окружающем их районе. Ожидается, что сотрудники аптеки помогут людям, которые обращаются за помощью, направляя их в наиболее подходящий центр оказания помощи.
Дополнительные услуги
В рамках фармацевтического контракта с NHS розничные аптеки могут выбрать предоставление любой из дополнительных услуг, если аптека соответствует необходимым требованиям.
Обзор использования медицинских устройств (Appliance Use Review — AUR)
AUR проводится фармацевтом или медсестрой в аптеке или на дому у пациента для улучшения его знаний относительно использования определенного медицинского устройства. В частности, это предполагает детальное описание и демонстрацию использования, консультирование по безопасному и надлежащему хранению, а также по безопасной и надлежащей утилизации нежелательных устройств.
Вакцинация против гриппа
20 июля 2015 г. NHS разрешила розничным аптекам Англии проводить сезонную вакцинацию от гриппа для пациентов групп риска. Стартовало предоставление услуги с 16 сентября 2015 г.
Обзор использования лекарственных средств (Medicines Use Review — MUR)
MUR предполагает тщательную консультацию аккредитованного фармацевта относительно применяемых пациентом лекарственных средств, их взаимодействия, составления детального графика и возможных реакций с другими веществами и продуктами.
Услуга «новое лекарство» (New Medicine Service)
Данная услуга работает с 1 октября 2011 г., и с момента ее введения более 90% розничных аптек в Англии предоставили ее своим пациентам. Фармацевтическая услуга «новое лекарство» подразумевает, что сотрудник аптеки оказывает поддержку пациентам с хроническими или длительными заболеваниями, которым впервые назначили какое-либо лекарственное средство. Цель данной услуги — правильный и рациональный прием препарата пациентом, а также обеспечение его приверженности к лечению.
Итого
Современная парадигма оказания фармацевтической помощи давно ушла от простой выдачи лекарства пациенту. Все больше различные фармацевтические услуги, которые имплементируются в различных странах мира, приобретают клиническую направленность и требуют дополнительной особой подготовки фармацевтических сотрудников.
Однако несмотря на огромную вариацию фармацевтических сервисов, для всех характерен один объединяющий фактор — направленность на улучшение здоровья пациентов и обеспечение доступа к качественной, эффективной и безопасной терапии.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим