Основные фармацевтические услуги: опыт развитых стран

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. В контексте этого определения поставщики медицинских услуг, в том числе и фармацевты, играют важную роль в общественном здравоохранении. Так, еще в 1998 г. ВОЗ предложила ввести такое понятие, как терапевтическое обучение пациентов. Это деятельность, направленная на то, чтобы помочь пациентам приобрести навыки, необходимые для лечения и профилактики различных заболеваний.

Кто может проводить терапевтическое обучение пациентов?

Терапевтическое обучение пациентов может предоставляться специалистами в области здравоохранения, включая фармацевтов.

Для пациентов с хроническим заболеванием терапевтическое образование может помочь:

  • разобраться в причинах возникновения заболеваний и методах их лечения;
  • освоить принципы применения лекарственных средств;
  • распознавать побочные эффекты, которые могут быть спровоцированы приемом препарата.

Какова роль фармацевта?

В зависимости от потребностей пациента фармацевт может оказать информационную или терапевтическую поддержку, которая включает:

  • помощь в понимании механизма заболевания и методов его лечения;
  • информирование о надлежащем применении лекарственных средств;
  • помощь в получении навыков по применению лекарственных средств, которые требуют определенной методики введения (например ингаляционные препараты);
  • поддержка и курирование пациента на протяжении всего лечения.

Таким образом, фармацевтическая практика расширилась на оказание таких услуг, как проведение первичных лабораторных скринигов, участие в социальных программах по борьбе с ВИЧ, наркоманией и другие.

Почему так важно информировать население?

Согласно данным Фармацевтической группы Европейского Союза (Pharmaceutical Group of European Union) за 2016 г. нарушения правил надлежащего применения лекарственных средств приводит к следующим потерям:

  • 1,25 млрд евро в год прямых и косвенных расходов;
  • 194 500 случаев смерти, вызванных неправильным применением медикаментов;
  • 69% госпитализаций, связанных с нарушением приема лекарственных средств;
  • 50% пациентов, которым показано лечение статинами, самостоятельно прекращают прием препаратов через 6 мес.

Распространение и доступность фармацевтических услуг в мире

По данным отчета Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP) «Pharmacy: a global overview 2015–2017. Workforce, medicines distribution, practice, regulation and remuneration», было проведено исследование, направленное на изучение масштабов фармацевтической активности в различных странах мира. Рассматривались услуги, которые аптеки предлагают пациентам и обществу в целом. Эксперты выделили 6 групп фармацевтических услуг, которые отражают ключевые аспекты миссии фармацевтов.

К фармацевтическим услугам относятся:

  • клинические услуги, направленные на соблюдение надлежащего применения лекарственных средств;
  • услуги, ориентированные на продукт;
  • первичная медико-санитарная помощь;
  • проведение скрининговых тестов в аптеке;
  • программы по борьбе с наркотической зависимостью;
  • другие передовые услуги.

В общей сложности насчитали 44 фармацевтические услуги. Они включают как традиционные, так и инновационные функции фармацевтического сообщества. Результаты анализировались на глобальном уровне, учитывая специфику отдельных регионов и уровня нацио­нального дохода. Всего в исследовании приняли участие 74 страны.

На сегодня в мире оказываются следующие фармацевтические услуги:

1. Клинические фармацевтические услуги

Контроль за надлежащим применением лекарственных средств и предотвращение возникновения побочных эффектов — фундаментальные задачи современной фармацевтической практики, которые обеспечивают не только оптимальное лечение пациентов, но и экономию денежных средств.

Клинические фармацевтические услуги включают следующие программы:

  • по надлежащему применению лекарственных средств.

Это профессиональный сервис, предлагаемый фармацевтами, с помощью которого пациенты могут получить информацию о своем лекарственном средстве при частной консультации со специалистом. В ходе опроса фармацевт собирает анамнез, уточняет список препаратов, которые он принимает (для контроля взаимодействия лекарственных средств), предоставляет дополнительную информацию о способе применения этих препаратов, информирует о побочных эффектах и подбирает варианты их максимального подавления. Данная программа доступна в 50 странах мира (из рассмотренных 74) и охватывает 2,461 млн населения;

  • по лечению бронхиальной астмы.

Фармацевты предоставляют услугу для пациентов с бронхиальной астмой. Их цель — проинформировать больных касательно правильного применения ингаляционных лекарственных средств. Проведение таких консультаций приводит к снижению риска возникновения осложнений у данной группы пациентов. На сегодня программа доступна в 36 странах (из рассмотренных 74). В 6 странах эффективность ее работы документально зафиксирована (Бельгия, Канада, Финляндия, Гана, Норвегия, США).

Для примера, в Бельгии, через 23 мес работы данной программы услугой воспользовались 36 тыс. пациентов;

  • по лечению сахарного диабета и гипертонической болезни.

Деятельность фармацевтов направлена на уменьшение количества осложнений при лечении сахарного диабета и гипертензии. Специалисты оказывают помощь пациентам в мониторинге и контроле приема необходимых лекарственных средств. Данная программа доступна в 42 странах (из рассмотренных 74). В 4 странах результаты проведенных программ документально зафиксированы (Албания, Канада, Гана, США);

  • по ведению антикоагулянтной терапии.

Цель услуги — контроль длительной антикоа­гулянтной терапии путем определения международного нормализованного отношения (МНО). Это показатель, с помощью которого определяется скорость свертываемости крови. Такая необходимость часто связана с тем, что антикоагулянты имеют узкое терапевтическое окно. Для того чтобы обеспечить их максимальную терапевтическую пользу и снизить токсичность, необходимо постоянно контролировать и корректировать дозу.

Например, во Франции фармацевты могут предлагать пациентам пероральные антикоагулянты с учетом оказания терапевтической поддержки, которая включает следующие меры:

  • в первый год приема антикоагулянтов пациент должен посетить 2 фармацевтические консультации, далее — 1 визит в год. По результатам консультации провизор оценивает степень соб­людения пациентом предписаний;
  • пациенты должны предоставлять фармацевту биохимический анализ крови. Это необходимо для того, чтобы понимать, насколько корректна доза, которую принимает пациент;
  • при необходимости фармацевт может связаться с лечащим врачом пациента и согласовать назначения.

Во время консультации фармацевт информирует пациента касательно следующих пунктов:

  • способ применения препарата;
  • опасность возникновения кровотечений;
  • важность контроля биохимических показателей крови;
  • лекарственные средства, которые нельзя совмещать с приемом антикоагулянтов.

Другие клинические фармацевтические услуги:

  • реализация лекарственных средств и консультирование пациентов (доступно в 63 странах);
  • пересмотр листа назначений (доступно в 44 странах);
  • программа по борьбе с туберкулезом (доступно в 20 странах);
  • программа выдачи экстренной контрацепции (доступно в 51 стране).

2. Услуги, ориентированные на продукт

Данные услуги связаны со следующими функциями фармацевтов:

  • приготовление индивидуальных лекарственных средств, которые не производятся в промышленных масштабах;
  • участие фармацевтов в процессе утилизации лекарственных средств, что сводит к минимуму ущерб для окружающей среды;
  • контроль за фальсифицированными или некачественными лекарственным средствами.

Таким образом, помимо контроля за надлежащим применением медикаментов, фармацевты остаются экспертами в создании и утилизации лекарственных средств.

Услуги, ориентированные на продукт, включают:

  • подготовку простых лекарственных средств (доступно в 59 странах из 74);
  • подготовку комплексных лекарственных средств (доступно в 43 странах из 74);
  • отбор просроченных препаратов для дальнейшей безопасной утилизации (доступно в 48 странах из 74);
  • фармаконадзор: систематическая отчетность о побочных реакциях на лекарственные средства (доступно в 60 странах из 74).

3. Первичная медико-санитарная помощь

Услуга, направленная на информирование населения о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний (включает проведение скрининговых исследований).

Первичная медико-санитарная помощь включает программу по вакцинации. Роль фармацевтов в иммунизации и вакцинации варьирует во всем мире. В первую очередь, они участвуют в обеспечении вакцинами и пропаганде иммунизации. Однако в некоторых странах фармацевтам предоставляется возможность играть более активную роль — проводить вакцинацию самостоятельно. Такая фармацевтическая деятельность санкционирована во многих странах (Аргентина, Австралия, Филиппины, Ирландия, Великобритания, США) часто начинается с вакцинации против гриппа и постепенно расширяется. В большинстве случаев такая деятельность требует дополнительного обучения фармацевтов, составления графика вакцинации, спецификации помещения и утилизации.

Программа доступна в 24 странах (из 74), из которых 88% (21 страна) оказывают данную услугу согласно опубликованным стандартам и руководствам. Всего программа охватывает 1,236 млн человек. В 6 странах результаты проведенной программы документально зафиксированы (Канада, Непал, Португалия, Сьерра-Леоне, Швейцария, США).

Например, фармацевты в Ирландии получили разрешение вакцинировать население против гриппа еще в 2011 г. Уже с 2015 г. услуга расширилась на вакцинацию против опоясывающего лишая и пневмококковой инфекции.

Другие первичные медико-санитарные услуги:

  • демонстрация техники инъекции для различных лекарственных средств (доступно в 18 странах);
  • организация кампаний по укреплению здоровья населения (доступно в 51 стране);
  • программа по борьбе с курением (доступно в 39 странах);
  • оказание первой помощи и организация последующего ухода (доступно в 37 странах);
  • выборки биологических продуктов для анализа (доступно в 8 странах);
  • интерпретация лабораторных тестов (доступно в 14 странах);
  • участие в борьбе с антибиотикорезистентностью (доступно в 36 странах).

4. Проведение скрининговых тестов в аптеке

Программа, направленная на проведение фармацевтами скрининговых исследований, для раннего выявления различных заболеваний. Эта услуга также позволяет ориентировать пациентов в соответствующие медицинские центры для дальнейшей диагностики. Фармацевтические работники принимают участие в проведении следующих скрининговых исследований:

  • контроль уровня глюкозы в крови (доступно в 46 странах);
  • контроль уровня холестерина (доступно в 39 странах);
  • измерение артериального давления (доступно в 57 странах);
  • измерение параметров: масса тела, рост, индекс массы тела (доступно в 47 странах);
  • проведение теста на беременность (доступно в 26 странах);
  • проведение теста на ВИЧ (доступно в 12 странах).

Дополнительные скрининговые исследования, которые финансируются третьей стороной (страховые полисы):

  • Франция — тест на диагностику гриппа;
  • Италия, Испания, Швейцария — тест на диа­гностику рака толстой кишки;
  • Мадагаскар, Новая Зеландия — тест на определение протромбинового индекса;
  • Нидерланды — тест на определение функции почек;
  • Нигерия — тест на диагностику малярии;
  • Португалия — наиболее популярные тесты на определение уровня триглицеридов, мочевой кислоты, мочевины, АлАТ, АсАТ, креа­тинина, гемоглобина;
  • Уругвай — тесты на диагностику остеопороза.

5. Программы по борьбе с наркотической зависимостью

Программа, направленная на снижение индивидуального и социального вреда, связанного с использованием наркотиков, включает:

  • обмен шприцев. Услуга, направленная на потребителей инъекционных наркотиков. Им предоставляется возможность обменять использованные иглы на стерильные либо заменить инъекционное оборудование за незначительную или нулевую стоимость. Программа доступна в 19 странах и охватывает 846 млн человек;
  • выдача опиоидной заместительной терапии. Услуга заключается во внедрении опиоидной заместительной терапии (например метадон, бупренорфин). Доступна в 24 странах и охватывает 1,2 млн человек.

6. Другие передовые услуги и виды деятельности:

  • терапевтическая замена лекарственных средств (доступно в 24 странах);
  • дополнительные назначения фармацевтов (доступно в 12 странах);
  • независимые назначения фармацевтов (доступно в 12 странах);
  • экстренные назначения фармацевтов (доступно в 21 стране);
  • поставки медикаментов на дом (доступно в 41 стране);
  • предоставление фармацевтических услуг в ночное время, выходные дни и во время чрезвычайных ситуаций (доступно в 51 стране).

Итоги

Наиболее распространены традиционные фармацевтические услуги, направленные на применение лекарственных средств — консультирование пациентов (доступность 85%) и фармаконадзор (доступность 81%). Передовые услуги распространены лишь в 50% исследуемых стран. К таким сервисам относятся: контроль за надлежащим применением лекарственных средств (доступность 68%), программы по лечению различных заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма (доступность 47%), а также измерение клинических парамет­ров: уровень глюкозы, холестерина, индекс массы тела и т.д. (доступность 62%).

Развитие инновационных услуг следует рассматривать в перспективе, так как в настоящее время только 12% аптечных сервисов финансируются третьей стороной (государственной или частной страховкой), это означает, что большинство их них оплачивает либо сам пациент, либо аптека (таблица).

Таблица. Страны, которые лидируют в оказании сервисных фармацевтических услуг, оплачиваемых третьей стороной
Страны

Доля сервисных фармацевтических услуг,
оплачиваемых страховкой, %

США 80
Швейцария 51
Македония 50
Испания 44
Бельгия 41
Канада 40
Германия 38
Швеция 33
Япония 31
Норвегия 29

Некоторым странам, таким как Швейцария и США, удалось значительно расширить сферу сервисных фармацевтических услуг, финансирующихся за счет государственной или частной страховки.

Таким образом, можно сказать, что в современном здравоохранении наблюдается тенденция к расширению прав фармацевта в оказании дополнительных услуг и внедрению понятия «фармацевтическая услуга» на законодательном уровне.

Римма Москаленко
Список использованной литературы находится в редакции

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи