
Под электронным назначением (electronic prescription) понимают любую компьютеризированную систему, используемую для ввода, модификации, обобщения, передачи и получения рецептов (Black A.D. et al., 2011). Выделяют два поколения соответствующих технологий. Первое позволяет вводить, изменять, обобщать и извлекать информацию в пределах одной информационной системы. Второе — обмениваться информацией, принадлежащей различным информационным системам (Motulsky A.L., 2013).
Вполне логично, если на первых порах в нашей стране будет внедрено только электронное назначение (Е-рецепт), а впоследствии подключатся другие системы, объединяющие в единое информационное пространство пациентов, врачей, фармацевтов и Национальную службу здоровья. Не следует, однако, считать это простой задачей. На сегодня электронное здравоохранение (e-health services) в национальном масштабе введено только в некоторых странах, к примеру, в Швеции, Дании, Норвегии, Эстонии, а теперь и в Чехии, Словакии (Kierkegaard P., 2013; ). Наша задача облегчается сравнительно узкой сферой применения новых технологий: только те лекарства, стоимость которых возмещается, в количестве, беспрецедентно малом по европейским меркам. В Эстонии новый сервис тоже поначалу охватил только возмещаемые препараты, но их было не в пример больше. Кроме того, на тот момент Эстонский фонд медицинского страхования (Eesti Haigekassa — EH), будучи крупнейшим плательщиком за услуги здравоохранения, прочно утвердился в качестве контрактного партнера для аптек и провайдеров услуг и сумел наладить централизованный электронный документооборот. Систему электронных счетов, взятую на вооружение EH в 2001 г., считают предтечей Е-рецепта. За 10 лет, к 2011 г., Эстония стала одной из немногих европейских стран, где рецепт весь цикл своего существования (от назначающего врача через центральное хранилище до отпуска из аптеки) проходит в электронном виде.
Эстония — «цифровой рай» для пациента
В 2002 г. с появлением единой сети Wi-Fi, охватившей всю страну, аптеки обязали передавать информацию об отпуске возмещаемых лекарственных средств в электронном виде при помощи системы «TORU». К концу 2002 г. более 75% провайдеров услуг и 50% аптек подписали контракты об электронном обмене данными с EH. В 2003 г. целый ряд новых информационных систем объединили на общей платформе X-road под эгидой правительства Эстонии, организовав таким образом информационный обмен между гражданами, учреждениями здравоохранения и регуляторами. По утверждению создателей, платформа X-road стала точкой сборки всех национальных электронных услуг. Будучи поначалу обычным порталом для отправки запросов в разные базы данных, теперь она обращается ко множеству баз одновременно, осуществляя в них поиск и запись информации, а также оперируя большими наборами данных. Технологию X-road также взяли на вооружение Финляндия, Азербайджан, Намибия и Фарерские острова. Едва ли не впервые в мире X-road позволила организовать международный электронный обмен данными, чем пользуется теперь Эстония в отношениях с Финляндией.
Еще одной опорой еHealth в Эстонии стало повсеместное внедрение идентификации личности посредством ID-карт, а позднее — Mobile-ID и Smart-ID. С 2006 г. передача данных (с аутентификацией в системе посредством ID-карты) между провайдерами здравоохранения и аптеками стала обязательной. Правда, в 2005 г. наметилась некая структурная несовместимость между компонентами системы и потребовалась финансовая помощь Евросоюза для объединения единой рамочной концепцией ряда сервисов.
С 2010 г. аптекам предписано законом обрабатывать электронные назначения посредством Электронного центра назначений. Первые 6 мес система была перегружена, и врачей попросили пользоваться бумажными рецептами. Наконец, в январе 2012 г. были оцифрованы все назначения, но к этому моменту Эстония располагала единой мощной оптоволоконной сетью для обеспечения сверхскоростной передачи данных.
Сегодня в орбиту еHealth включен ряд проектов:
- электронные истории болезни на портале Е-пациент (все записи от одного врача к другому передаются в электронном виде по X-road; пациент не должен носить никаких бумаг; система Digiloo () обобщает и систематизирует документы, которые хранятся не менее 10 лет); по умолчанию медицинские записи являются доступными для специалистов здравоохранения, но пациент может ограничить доступ;
- Е-рецепты (99% всех назначений; врачу требуется 30–60 с на создание нового и 15 с — повторного рецепта);
- электронная скорая помощь (в течение 30 с после звонка система определяет местонахождение и личность звонившего; при необходимости медики могут ознакомиться с его историей болезни еще до прибытия);
- электронные консультации посредством телемедицины;
- алгоритмизированная интеграция данных (собранных за 10 лет в еHealth, полученных при генотипировании, охватившем 10% населения, а также социальные и экологические параметры).
Являясь крупнейшим плательщиком в сфере здравоохранения, ЕН получает требования об оплате (около 7 млн в год) от своих контрактных поставщиков. Вся соответствующая коммуникация структурирована, имеет цифровой формат на основе XML. Так, за первые 9 мес 2018 г. ЕН выделил свыше 1 млрд евро, из которых более 500 млн потрачено на специализированную помощь. Фонд также возместил стоимость лекарственных средств на общую сумму 102 млн евро. Находящаяся в ведении ЕН система Е-рецепта, как отмечает Танел Росс (Tanel Ross), председатель совета директоров EH, в законодательном порядке поделена на 2 основных модуля (табл. 1).
| Страхование | Назначение |
| Данные о: • пациентах; • типах страховки; • провайдере (плательщик социального налога в расчете на физическое лицо); • организации, обеспечивающей информационное наполнение системы |
Для врача: • создание, контроль и отмена рецептов.Для фармацевта: • выполнение назначений и обратная связь; • подготовка, проверка и подтверждение счетов.Для пациента: • выполнение назначений, контроль |
Вход в Digirex-портал, через который обрабатывают назначения, осуществляют после авторизации по ID-карте или Mobile-ID. Назначая препарат по торговому названию, а не по международному непатентованному наименованию (МНН), врач должен в письменном виде обосновать свой выбор, так же, как, к примеру, в Словакии. Согласно Е-рецепт содержит примерно следующие графы для заполнения (табл. 2).
| Графа | Заполнение |
| Название и код лечебного учреждения; имя, код врача, его специальность; контактный телефон | В основном — автозаполнение |
| Пациент | Если эстонский — поиск по коду |
| Препарат, форма выпуска, сила действия и т.п. | Возможность выбора по МНН, торговому наименованию, экстемпоральные и т.д. |
| Тип лекарственного средства | Обычное или наркотическое |
| Кратность, срок действия | Однократный или повторяемый |
| Диагностический код по МКБ-10 | Минимум 3 знака |
| Условие отпуска | Общедоступный (по умолчанию)/лично в руки/на усмотрение пациента, который позднее может изменить статус |
| Код препарата | Уникальное цифровое обозначение, не указанное на упаковке, используемое только ЕН |
| Указания по применению | Выбор из раскрывающегося меню; свободная возможность дополнения |
Провизор/фармацевт также идентифицирует пациента при помощи ID-карты или Mobile-ID и осуществляет отпуск лекарственного средства в соответствии с поступившим е-рецептом. С 2005 г. система интегрирована, подобно шведской и финской, с системой SFINX, обеспечивающей проверку лекарственных взаимодействий. C 2017 г. рецепт на лекарственное средство, не имеющее разрешения на маркетинг в Эстонии, также можно подавать в электронном виде. Для маленькой страны это очень актуально; например, 74% препаратов, одобренных в ЕС по централизованной процедуре в течение 3 лет (2013–2015 гг.), отсутствуют на рынке (Ferrario A. et al., 2016). За год одобряют порядка 8 тыс. заявок на индивидуальное применение нелицензированных лекарственных средств (около 110 МНН), которые аккумулируют около 2% фармацевтического рынка страны. Поскольку получить разрешение на индивидуальное использование нелицензированного препарата не является проблемой, единственным препятствием может стать поиск компании, которая согласится ввезти препарат в страну. Если рецепт одобрен Агентством по лекарственным средствам (Ravimiamet), пациент может обратиться в аптеку (без конкретной привязки), которая, в свою очередь, заказывает препарат у оптовой компании. Лечебные учреждения могут делать групповые заявки на использование нелицензированных препаратов при определенных диагнозах.
| Правила отпуска | Польша | Словакия | Чехия | Латвия |
| Деление упаковки/частичный отпуск по рецепту | Рецептурных — нельзя; допускается только с антибактериальными для парентереального введения, наркотических и сильнодействующих; отпуск — в аптечной упаковке с маркировкой, включая номер серии и срок годности. Если частичный отпуск — соответствующая пометка | Только если внутренняя упаковка содержит номер партии, срок годности, инструкцию и подпись выдающего аптекаря. Выписка из рецепта, если отпускают меньше предписанного. С февраля 2019 г. — обязательно с 2D-кодом | Если отпускают в количестве, меньше предписанного, или только один препарат из назначенных, делают выписку из рецепта; в электронном рецепте — соответствующую пометку | Контролирующий орган (Latvijas Zāļu verifikācijas organizācijas — LZVO) позволяет, однако все больше голосов относительно запрета, особенно в связи с новыми правилами ЕС относительно процедуры проверки лекарств на местах (Workplace drug testing — WDT) |
| Срок действия | 30 дней; на антибактериальные для внутреннего и парентерального введения — 7 дней; 120 дней — для целевого импорта и экстемпоральных иммунобиологических | 7 дней, наркотические и психотропные — 5; антибактериальные — 3; экстренные — 1; медицинские изделия — до 3 мес. | 5 дней — противомикробные (не для местного применения); 1 день — экстренные; 14 дней, если врач не указал иное, но не более 1 года | 90 дней, в том числе на наркотические и психотропные, кроме повторного (не более чем на 1 год) |
| Последовательные рецепты | До 12; на контрацептивы — до 6; срок действия каждого следующего — 30 дней после отпуска предыдущего; каждый — в количестве не более чем на 120 дней лечения. Возможна выдача последующего рецепта по инициативе пациента (от имени любого третьего лица) дистанционно, без осмотра врачом | Да, на год вперед, активируются через установленные врачом периоды; кроме антибактериальных, наркотических и психотропных, а также назначаемых впервые; каждый — в количестве не более чем на 3-месячный курс; наркотики и психотропные — 30 дней | Да, на 6 мес, если иное не предусмотрено врачом, но не более 1 года.Каждый — в количестве, не более чем на 3 мес | Врач указывает кратность повторной выдачи (не чаще 1 раза в мес) на период не дольше 1 года. Однократно — в количестве не большем, чем на 3 мес (наркотическое — на 1 мес) |
| Условия выдачи по рецепту | Лично в руки, иначе — заявление, прикрепленное к истории болезни; в аптеке — заполненная декларация о получении | Только лично в руки, даже при подтверждении родственных связей; информация о счетах — непубличная | Идентификатор рецепта является достаточным элементом; фармацевт не устанавливает личность пациента | По электронному рецепту — с удостоверением личности получающего, возможно — для третьего лица с указанием имени и фамилии пациента |
Что день грядущий нам готовит?
Имеются некоторые национальные особенности, порождающие дополнительные риски при внедрении электронного здравоохранения и, в частности, назначения лекарственных средств в нашей стране. Так, не сформировано представительство интересов врачей общей практики/семейных врачей в виде профессиональной ассоциации. Не вполне сложилась и целостная концепция ответственного назначения/отпуска/применения лекарственных средств как последовательного процесса со множеством прямых и обратных связей.
Проект будет более привлекательным для участников после преодоления первого этапа, когда система Е-рецепта станет частью взаимосвязанных ресурсов, в том числе с медицинской информацией пациента, а также по мере распространения на весь рецептурный отпуск. Интересной для врачей и фармацевтов может стать возможность проверки нежелательных лекарственных взаимодействий с помощью встроенного функционала.
Финансирование — краеугольный камень любого начинания. Если бесплатным для хозяйствующих субъектов будет только минимальный набор услуг, не означает ли это, что проект дискриминирует не отдельные учреждения здравоохранения, а целые группы пациентов, ведь декларируемая свобода выбора провайдера достигается разве что в условиях крупных населенных пунктов? Если трудности с материальным обеспечением электронных назначений — не редкость даже в развитых европейских странах, не станет ли финансово неподъемным общенациональное внедрение Е-рецепта в беднейшей стране Европы? В маленькой Эстонии, например, прямые затраты на этот многокомпонентный процесс к 2016 г. составили 0,5 млн евро.
Также к вопросу о доверии относятся выбор поставщиков IT-услуг и уровень их ответственности за выполняемую работу. Во всяком случае в Европе проблемы с качеством решений, предоставляемых разными провайдерами, и их совместимостью занимают одно из центральных мест среди выявленных системных дефектов (см. ниже).
Украинской особенностью является готовящееся внедрение начинания «с места в карьер». Но поскольку своего качественного и действенного уклада медико-фармацевтической деятельности мы все равно не сберегли, возможно, нам действительно не нужно кропотливое бережное «приживление» новых элементов к функционирующей системе, как это отмечали в Северной и Западной Европе. Однако там внедрение электронного здравоохранения происходило преимущественно от общего к частному: сначала базы данных о пациентах, затем — Е-рецепт*. Восточноевропейские страны, напротив, начинают с Е-рецепта.
Опасность «диктата сверху»
Так, в Дании уникальный идентификатор пациента появился в 1966 г. Позднее страна первой в Европе внедрила электронный портал, предоставляющий пациентам доступ к их медицинским данным и позволяющий самостоятельно заказывать повторные рецепты. Использование базы MedCom сейчас обязательно для всех врачей, включая частнопрактикующих. Доступом также владеют службы домашнего ухода за пациентами. Для совершения назначения врач обращается к учетной записи пациента и добавляет лекарственное средство в план лечения. Обращение в аптеку генерируется автоматически.
В Норвегии в разных юрисдикциях находятся две подсистемы ресурса «My Health»: медицинских записей и электронного рецепта. Новый Е-рецепт автоматически копируется в систему медицинских записей в течение 24 ч после создания и сохраняется там на протяжении 3 лет.
Швеция — еще один пионер еHealth, позволила системе органично развиваться в разных частях страны без какого-либо централизованного управления. Регулярные, раз в полгода, встречи участников процесса привели к успешному созданию весьма сбалансированной, по выражению экспертов, экосистемы электронного здравоохранения. Напротив, в Дании, где внедрение еHealth форсировали, не давая участникам взаимно адаптировать свои технические решения, до сих пор с трудом избавляются от «родимых пятен» централизованного проекта. Отсутствие координации между участниками также является фактором риска, как, к примеру, в Австралии, где первый сервис обмена назначениями Script Exchange компании eRX появился в 2009 г., а MediSecure, разработанный позднее под эгидой Королевского колледжа врачей общей практики, оказался несовместимым со своим предшественником.
Путем проб и ошибок
Традиционный отпуск всегда должен оставаться в качестве запасного варианта на случай сбоя системы электронного назначения. Например, в Норвегии неудачным оказался один из первых пилотных продуктов, работавший крайне нестабильно. После многих лет нормальной работы шведская система Е-рецепта в 2016 г. остановилась на 7 ч. Пришлось переходить в аварийный режим и временно принимать бумажные рецепты*. Недавно подобный сбой произошел и в Чехии, где по техническим причинам трафик первичного центра обработки данных был перенесен во вторичный, в результате из-за несовместимости с программными продуктами некоторых аптек им было отказано в доступе к центральному репозиторию. После происшествия для кризисной коммуникации разработана резервная контактная матрица ().
В Великобритании вообще не торопятся с организацией всеобщего охвата электронным назначением. Предоставив в распоряжение врачей и аптек специальное программное обеспечение и оборудование для нанесения и считывания БАР-кодов, дали возможность адаптации к электронным услугам. Так, Е-рецепты выдают 70–80% английских врачей общей практики, но загружают их в электронном виде только 10% аптек (De Vries Van Dijk L., Bell D.S., 2011).
Экономя время и деньги
С внедрением Е-рецепта в Эстонии доля неправильно заполненных рецептов уменьшилась с 2,4% до менее 1% (Kuivjogi K. et al., 2004). У врача появляется больше возможностей контролировать выполнение назначения, проверяя, какие лекарства пациент забрал из аптеки. Е-рецепт также предотвращает кражу рецептов и незаконное их использование. Хронически больные могут пользоваться функцией повторного рецепта, не посещая врача. Наконец, аутентификация назначающего может быть использована как путь к законному назначению лекарственных средств непрактикующими врачами — для потребностей семьи и близких родственников, в том числе врачами-пенсионерами, что может сэкономить средства в системе первичной медицинской помощи.
Фармацевты получают возможность быстрее и проще составлять необходимые отчеты, вести учет и регистрацию отпуска, а также уменьшить количество ошибок и затруднений, связанных с неразборчивым почерком назначающего.
Осознавая «встроенные» риски
Тем не менее, потенциальная возможность ошибок, как традиционных «не тот пациент, лекарство, доза», так и новых, присущих только электронным системам, сохраняется (табл. 4). Распознавание и анализ ошибок фармацевтами могут приводить к потере рабочего времени больше, чем при традиционном способе, и вызывать недовольство пациентов. Кроме того, фармацевт, например, в Чехии, столкнется с запретом со стороны системы в таких ситуациях:
- пациент-должник без права на обслуживание в системе страхования;
- если выбран возмещаемый препарат, в то время как врач указал «оплачивается больным» (в случае с иностранцем);
- препарата не оказалось в какой-то другой аптеке, и та заблокировала рецепт, намереваясь заказать, и др.
| Тип ошибки | Связь с электронным назначением |
|---|---|
| Ошибки врача при назначении | |
| Неправильные препарат, аптека, пациент | Легко выбрать неправильно из выпадающих меню |
| Неправильные указания по применению | Автоподбор может быть неправильным или ошибочно перенесенным из предыдущих предписаний |
| Неправильная дозировка | Некоторые врачи могут «наугад» выбирать силу действия из всплывающих подсказок |
| Закрепление ошибок | Устаревшая или некорректная информация может распространяться, если старые рецепты используют в качестве шаблонов |
| Ошибки идентификации в аптеке | |
| Неправильный врач или пациент, выбранный фармацевтом | Имена провайдера и пациента возникают в системах в виде разных вариантов, из которых по ошибке можно выбрать неправильный |
| Неправильная информация, введенная фармацевтом в аптечную систему | Система Е-рецепта не всегда напрямую координирует с аптечной, и фармацевт должен переносить информацию вручную, что чревато ошибками |
| Ошибки, связанные с измененными рецептами | Не всегда функция удаления ошибочного рецепта работает корректно, и препарат может быть отпущен по ошибке |
| Неполная обработка всех рецептов для одного пациента | Пациент может не знать, а фармацевт — не заметить, что выписанных рецептов больше одного |
| Дублирование рецептов | В системах, где бумажная версия рецепта имеет силу документа (Скандинавские страны, Великобритания), отпуск может быть осуществлен дважды по двум версиям рецептов |
Наконец, с распространением Е-рецептов на большую часть фармацевтической номенклатуры могут появиться очень опасные ошибки, связанные с неправильным выбором препарата (Graham L.R. et al., 2015). Для предотвращения части подобных эксцессов во многих национальных практиках предусмотрено указание в рецепте диагноза пациента (см. табл. 1).
В силу этих причин, а также с прицелом на полновесную миссию в качестве удобной информационной среды для потребителей и профессионалов здравоохранения система Е-рецепта в обязательном порядке должна опираться на идентификатор пациента, например, уникальную цифровую кодировку договора о предоставлении медицинских услуг. В противном случае проект уже на старте будет отягощен потенциальными проблемами (ограниченная возможность вести историю предписаний, мониторировать их, проверять выполнение не отдельных назначений, а всего комплекса фармакотерапии).
фото Renee Altrov @EAS
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим