— Валерий Николаевич, сегодня только ленивый, наверное, не обсуждает изменения парадигмы ведения работы в Фарме. Расскажите, пожалуйста, каким вы видите будущее аптек в Украине?
— По моему мнению, если только законодательными инициативами не будет пресечено развитие аптечных сетей, в условиях нынешней консолидации есть 2 основных пути развития аптек: продаваться или развиваться. В нашем случае акционер выбрал стратегию активного развития. Так, аптечная сеть TAS, которая входит в Группу «ТАС», начала сделку по приобретению известной аптечной сети, состоящей из 25 аптек. Также на завершающей стадии — переговоры о приобретении еще 30 аптек, принадлежащих двум известным игрокам отечественного фармацевтического рынка.
Таким образом, планируется, что уже в феврале–марте 2019 г. аптечная сеть ТАS будет насчитывать 148 аптек в Украине. Приобретение этих 55 аптек позволит увеличить долю нашей компании на фармацевтическом рынке Украины, повысить эффективность ее работы и укрепиться в топ-20 аптечных сетей страны.
— 148 аптек — немалый показатель и явная характеристика успеха. Ведь аптечная сеть ТАS представлена на украинском рынке вот уже практически 10 лет. С чего начинался ваш путь и как вам удалось выстоять в условиях сложных социально-экономических кризисов в стране?
— ТAS сегодня — это 93 респектабельные аптеки европейского формата, предоставляющие потребителю возможность заботиться о собственном здоровье и благополучии согласно принципам здорового образа жизни. Аптечная сеть TAS была создана в мае 2008 г. в рамках ребрендинга аптечной сети «Даша». Этот корпоративный ребрендинг дал украинской Фарме новый яркий аптечный бренд ТAS, который привлекает к себе внимание прежде всего легкостью восприятия и нестандартной цветовой гаммой.
Важно отметить, что для нашей компании ребрединг — это не просто изменение визуального стиля, но и новая философия отношений с покупателем. Повышая конкурентоспособность благодаря применению современных маркетинговых инструментов, новых программных комплексов мы будем быстрее достигать поставленных целей и оперативно удовлетворять потребности наших клиентов.
Главной целью аптек TAS является максимальное увеличение своей доли на рынке с помощью широкого ассортимента товара, продуманной ценовой политики и наличия квалифицированного персонала для обеспечения всех потребностей клиента/пациента.
Разработка стратегии аптечной сети ТAS стартовала в 2008 г. при участии ведущей зарубежной консалтинговой фирмы. Последняя создала схему развития нашей компании, основываясь на лучших мировых практиках с учетом украинских реалий. Именно поэтому формат минимаркетов, который так распространен в Европе и США, лег в основу нашей стратегии. Только лучшее от лучших!
Кризис 2008 г. внес некоторые коррективы в первоначальные планы по развитию, однако компания упорно и планомерно продолжала расширяться и процветать. В 2013 г. мы столкнулись с проблемой оперирования аптеками, которые находились в Крыму, Донецкой и Луганской областях. Эти учреждения были проданы и на данный момент уже не входят в нашу сеть аптек ТAS. На сегодня наши аптеки покрывают Киев и Киевскую обл., а также одиночно представлены в регионах.
— Почему именно фарммаркеты, а не привычная модель аптек?
— Данный формат фармацевтических минимаркетов обеспечивает покупателя свободой выбора, предоставляет возможность рассмотреть товар, по возможности ознакомиться с инструкциями, получить квалифицированные рекомендации консультантов по отдельным группам товаров, а также профессиональные рекомендации провизоров и фармацевтов в торговом зале. Этот формат дает покупателю возможность сэкономить время и приобрести товар с учетом своих потребностей.
— Одно из основных преимуществ работы аптечных сетей для потребителя/клиента — это программы лояльности. Представлена ли таковая в аптеках ТAS?
— Конечно. Во всех аптеках ТAS работает единая система лояльности. Здесь следует отметить, что во главе угла всей нашей работы для меня лично и сотрудников компании стоит клиенториентированность. По моему глубокому убеждению, это единственно правильный подход к своей работе. Так, мы внимательно прислушиваемся к потребностям и требованиям наших клиентов, прикладываем максимум усилий для того, чтобы отвечать миссии и ценностям компании путем сочетания лучших традиций и международного опыта.
Поэтому наша система лояльности — это не просто скидки. Благодаря ей мы имеем возможность отслеживать возраст, пол, покупательную способность. То есть бонусная система направлена непосредственно на покупателя и позволяет таргетированно и индивидуализированно подходить к подбору продуктов, которые предлагаются тому или иному клиенту.
Например, маме грудного ребенка вряд ли будет интересен шампунь для мытья бороды, но точно заинтересуют памперсы или детское питание. Таким образом обеспечиваются в первую очередь комфорт и потребности пациента.
—Надлежащее обеспечение потребностей клиента невозможно без квалифицированных кадров. Как обстоят дела на этом поприще?
— На сегодня очень многие представители аптечного ритейла во весь голос заявляют о нехватке квалифицированных кадров. Мы не являемся исключением в этом ключе. Проблема есть, и ее надо решать.
Именно поэтому мы работаем в партнерстве вместе с Межрегиональной академией управления персоналом при подготовке специалистов фармации в их частном учебном заведении и выступаем местом проведения практики студентов. Планируется, что как клиенториентированная компания мы будем расти не только количественно, но и качественно, предлагая на фармацевтическом рынке наивысшие стандарты работы.
— Участвует ли сеть в социальных программах?
— Безусловно. Все без исключения аптеки ТAS сегодня принимают участие в государственной программе «Доступные лекарства». Ведь возможность предоставить пациенту необходимые ему лекарства — наша основная задача как специалистов. Особенно когда речь идет о хронических больных.
Учитывая, что со следующего года программа реимбурсации будет оперироваться при помощи электронных рецептов, мы заранее решили подготовиться к таким новшествам. Так, уже сейчас аптеки ТAS тестируют возможность электронного документооборота, чтобы обеспечить непрерывный доступ пациентов к препаратам.
— Бывают ли задержки выплат по программе?
— Не без этого. Зачастую отсрочка возмещения составляет около 1 мес. Это, конечно же, негативно сказывается на работе как ТAS, так и других аптечных учреждений.
— Главный тренд XXI века — диджитализация. Как вы считаете, есть ли на украинском фармацевтическом рынке место интернет-торговле?
— Дистанционный отпуск — это настоящее и будущее всех сфер бизнеса, в том числе и фармацевтического. Есть площадки сегодня, которые объединяют информацию на одном ресурсе, позволяя скооперировать ее и сделать единый заказ/поиск, к примеру. Также свободно в интернете в Украине сегодня можно реализовывать безрецептурные препараты и диетические добавки, витамины и т.д. По моему убеждению, наличие интернет-торговли внутри аптечной сети — крайне важный аспект. В первую очередь для лояльного покупателя.
Ведь если мы переадресовываем пациента от себя к кому-то другому, то теряем как сервис, так и клиентов. Повторюсь, что красной нитью всех моих долгих лет карьеры проходят два понятия: «клиенториентированность» и «клиент прав всегда».
— Одним из акцентов развития TAS является продвижение натуральных продуктов для поддержания здорового образа жизни, расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.
— Мы все заботимся о своем здоровье, не так ли? Приходя в магазин, мы внимательно изучаем, из чего сделан тот или иной продукт питания, насколько он натурален и органичен. Почему с аптекой дело должно обстоять по-другому?
Именно исходя из этих причин мы расширили ассортимент натуральной и органической продукции, дополнив его качественной натуральной косметикой сертифицированных брендов различных ценовых категорий, диетическими добавками к пище, которые разработаны для улучшения жизнедеятельности человека, и т.д. Консультанты в аптеках смогут грамотно объяснить важность приобретения натуральной или органической продукции, в чем ее польза и как ее отличить от другой продукции, на что в составе следует обращать внимание и т.д.
Высокий уровень обслуживания, широкий ассортимент, качество и надежность представленных товаров, удобная система навигации по принципам категорийного менеджмента, клиенториентированный подход, удобный график работы, хорошее месторасположение аптек сети — все это позволяет аптечной сети «TAS» занимать весомую позицию на рынке Украины и свое место в сердцах потребителей.
Пользуясь случаем, в преддверие Новогодних и Рождественских праздников хочу пожелать всем коллегам и пациентам здоровья в 2019 году! Пускай все ненастья и горечи унесет с собой уходящий год, а новый принесет только счастье и гармонию! С наступающим Новым годом и Рождеством!
Аптечная сеть TAS — сначала здоровье!
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим