Германия: новые идеи от лидера дистанционной аптечной доставки

Вальтер Оберхансли«В то время как сегодня пациенты заказывают в аптеках по почте только 1,3% всех рецептурных лекарств, с введением электронных рецептов эта доля может быстро увеличиться до 10%, — отметил Вальтер Оберхансли (Walter Oberhänsli), генеральный директор швейцарской компании «Zur Rose», в интервью «Дойче Прессе-Агентур» (Deutschen Presse-Agentur) — крупнейшему информационному агентству Германии. — Тогда дистанционная аптека будет на расстоянии одного клика», — подчеркнул он.

Действительно, хотя объем продаж лекарств, отпускаемых дистанционно немецким потребителям грузоотправителями, базирующимися в Германии и других странах ЕС, увеличился на 6%, этот рост достигнут только за счет безрецептурного сегмента. Об этом, а также об отрицательной динамике продаж в рецептурном сегменте (-1%) ранее сообщал институт исследования рынка IQVIA.

У «DocMorris» — немецкой дочерней компании крупнейшей в Европе аптеки электронной коммерции, объем продаж рецептурных препаратов в денежном выражении в 2018 г. даже немного увеличился по сравнению с 2017 г. — на 5%. При этом безрецептурные лекарства улучшили свое положение на 73%.

Дифференцированное вознаграждение аптек

Между тем рецептурный сегмент увеличивается: в 2018 г. прирост составил 6%, а объем достиг 30,8 млрд евро в денежном и 744 млн упаковок в натуральном выражении (+0,8% по сравнению с уровнем предыдущего года). Возможность дистанционных аптек развиваться в безрецептурном сегменте ограничена, в частности, неудобством таких услуг для пациента: рецепт отправляют по почте.

Планы федерального министерства здравоохранения по запрету бонусов, предоставляемых при отпуске рецептурных препаратов, вызывают раздражение у В. Оберхансли. Он считает, что вместо ожесточенных споров вокруг законности бонусов, при определении вознаграждения аптек нужно принимать во внимание структуру их расходов, как предложили, например, зеленые.

Дело в том, что министр здравоохранения Германии Йенс Спан (Jens Spahn) считает возможным увеличение вознаграждения аптек только при условии взятия ими на себя дополнительных функций. В то же время парламентская группа «Зеленых» выдвинула предложение увязать размеры выплат в адрес аптек, который ныне определяется количеством отпущенных упаковок, с объемом их оборота. Эксперт по здравоохранению Кордула Шульц-Аше (Kordula Schulz-Asche) отметила следующее: «Не совсем понятно, почему медицинские страховые компании платят крупным и мелким аптекам одинаково высокую компенсацию за их услуги, если структура соответствующих расходов совершенно разная». Так, у крупных аптечных компаний, таких как аптеки по почте, например, доля в общих затратах тех, что связаны с хранением и упаковкой лекарств, гораздо меньше, пояснила она.

«Зеленые» хотят устранить эти различия с помощью нового механизма компенсации. Уменьшение вознаграждения за отпуск 1 упаковки даже на 1 евро для первых 10% (по величине оборота) аптек может привести к перераспределению прибыли в адрес оставшихся в объеме сотен миллионов евро. При этом около 60% аптек, средний оборот которых в настоящее время составляет до 2,31 млн евро, не будут обременены этим изменением, наоборот, оно может быть им полезно, утверждают авторы новой инициативы.

Реформирование системы вознаграждения аптек позволит обойтись без запрета бонусов при отпуске рецептурных препаратов. Тогда удастся избежать дискриминации отечественных аптек и удовлетворить претензии Европейской комиссии. Однако разрешенный размер бонусов следует ограничить суммой, не превышающей установленной законом величины сбора (5 евро) за отпуск рецептурного препарата. «Это помешает пациентам получать деньги в обмен на рецепты», — отметила К. Шульц-Аше. Другим ответом на решение Европейского суда, с точки зрения «Зеленых», может стать фундаментальная реформа налогообложения. Это должно гарантировать, что компании в эпоху оцифровки экономики вносят соответствующий вклад в финансирование инфраструктуры той области, где они экономически активны, для общего блага.

Качеством, а не количеством

Не уповая чрезмерно на реализацию реформ, В. Оберхансли считает, что пациенты оценят удобство заказа онлайн и без какого-либо ценового преимущества. В Швейцарии и Швеции, где электронные рецепты уже внедрены, доля онлайн-отпуска составляет 10%. «Ничего нет плохого в том, что в Германии это направление тоже есть», — подчеркнул глава «Zur Rose». В Швеции указанная доля была достигнута за 4 года. «Zur Rose» разработала технологию электронных рецептов в сотрудничестве с компанией «Techniker-Krankenkasse». Будет преобладать этот или другой стандарт, это не имеет значения. «Я бы не хотел, чтобы на моем надгробии было написано: он порадовал Германию электронным рецептом», — иронизирует В. Оберхансли.

Компания «Zur Rose», по словам ее руководителя, не планирует дальнейшие приобретения аптек. «Мы хотим отстоять свою долю рынка в бизнесе почтовых заказов, составляющую сейчас более 30%». Доля рынка дистанционной доставки рецептурных препаратов, приходящаяся в настоящее время на голландского грузоотправителя, составляет 40%.

Объединенный интернет-ресурс с доставкой

Хотя фармацевты плохо отзываются о DocMorris, В. Оберхансли хочет привлечь их к участию в новом проекте. «В Испании у нас есть компания Promofarma. У нее есть магазин, похожий на Amazon, и она уже работает с 700 фармацевтами. Это модель, которую мы также представим для Германии». Клиенты могут искать лекарства и продукты по уходу, пользуясь специальным ресурсом, который проинформирует, в какой аптеке и по какой цене их можно купить. Доставка осуществляется платформой. В Германии подобный проект может стартовать в 2020 г., заявил В. Оберхансли.

По материалам www.zeit.de; www.deutsche-apotheker-zeitung.de; www.zurrosegroup.com

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи