Госпитальный рынок лекарственных средств по итогам I кв. 2019 г. Helicopter View

В данной публикации речь пойдет о ключевых тенденциях в госпитальном сегменте по итогам I кв. 2019 г., в том числе в части тендерных закупок лекарственных средств. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

МЕТОДОЛОГИЯ

Методология расчета госпитальных закупок предполагает использование данных по акцептированным тендерам, отгрузкам дистрибьюторов и выборки из лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). При расчете учитывается ежемесячный объем финансирования в разрезе местного и государственного бюджетов. В расчете участвуют более 10 тыс. товарных позиций (Stock Keeping Unit — SKU) препаратов и 2,3 тыс. ЛПУ Украины.

Компания «Proxima Research» также мониторирует и систематизирует данные о результатах закупок, проведенных международными организациями, уполномоченными обеспечить потребность в рамках государственных программ МЗ Украины.

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ПОСТАВКИ

По итогам I кв. 2019 г., общий объем украинского рынка лекарственных средств составил 24,2 млрд грн. за 313 млн упаковок (рис. 1). В гривневом выражении этот показатель повысился на 18,5%, а в натуральном — на 1,7%. Гос­питальный сегмент занимает 11,9% общего объе­ма рынка в денежном и 8,2% в натуральном выражении. В абсолютном выражении это 2,9 млрд грн. за 25,8 млн упаковок.

Рис. 1
 Динамика объема розничных продаж* и госпитальных поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2017–2019 гг. с указанием долевого участия каждого сегмента
Динамика объема розничных продаж* и госпитальных поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2017–2019 гг. с указанием долевого участия каждого сегмента

Стоит отметить, что в 2018 г. не отмечено такого выраженного пика поставок к IV кв., как это было годом ранее (рис. 2). В денежном выражении I кв. 2019 г. стартовал почти на уровне IV кв. 2018 г. А в натуральном — практически на уровне I кв. 2018 г. Вероятно, это обусловлено поставками дорогостоящих препаратов.

Рис. 2
 Динамика объема госпитальных поставок в денежном и натуральном выражении за период с I кв. 2014 по I кв. 2019 г.
Динамика объема госпитальных поставок в денежном и натуральном выражении за период с I кв. 2014 по I кв. 2019 г.

Большая часть денежных средств расходуется на поставку зарубежных препаратов. Их удельный вес в структуре госпитальных поставок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. составила 67,4% (рис. 3). В то же время в натуральном выражении доминируют отечественные препараты с долей 89,5%. В структуре поставок лекарственных средств в разрезе оригинальных и генерических препаратов превалируют последние (рис. 4). В денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. их удельный вес составил 67,9%, а в натуральном — 98,7%.

Рис. 3
 Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2017–2019 гг.
Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2017–2019 гг.
Рис. 4
 Удельный вес объема потребления оригинальных лекарственных средств, а также генериков и биосимиляров в денежном и натуральном выражении в госпитальном сегменте по итогам I кв. 2017–2019 гг.
Удельный вес объема потребления оригинальных лекарственных средств, а также генериков и биосимиляров в денежном и натуральном выражении в госпитальном сегменте по итогам I кв. 2017–2019 гг.

ТЕНДЕРНЫЕ ЗАКУПКИ

Анализируя ключевые показатели развития госпитального рынка Украины, важно проследить за динамикой закупок лекарственных средств за бюджетные средства. В I кв. 2019 г. высокую активность демонстрируют закупки препаратов за средства местных бюджетов (рис. 5).

Рис. 5
Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в I кв. 2015 — I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования**
Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в I кв. 2015 — I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования**

Львиную долю также занимают закупки по централизованным программам МЗ Украины, которые с 2016 г. полностью осуществляются через международные организации (Программа развития ООН — ПРООН, Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ, Crown Agents). Стоит отметить, что существенным недостатком этого подхода является то, что поставки лекарственных средств, закупаемых международными организациями, осуществляются с большой задержкой. Также следует подчеркнуть, что за процессом международных закупок следить очень сложно (как, например, в системе электронных закупок ProZorro, которая работает по принципу «все видят все», и предусматривает, что информация о тендерах находится в открытом доступе, в том числе статус, ожидаемая стоимость, даты и сроки проведения закупок, даже можно следить за ходом аукциона и предлагаемыми ценами).

Что касается закупок препаратов, не относящихся к тендерам МЗ Украины, важно обратить внимание на то, что с 1 января 2018 г. учреждения здравоохранения, которые финансируются из государственного бюджета, в первую очередь должны закупать лекарственные средства из Национального перечня основных лекарственных средств (далее — Национальный перечень). И только после удовлетворения на 100% потребности в них может осуществляться закупка других препаратов. Безусловно, это отразилось на структуре акцептированных тендеров. Так, если ранее объемы тендерных закупок обоих сегментов находились почти в равном соотношении, то с введением данной нормы отмечается заметное увеличение акцептированных тендеров по препаратам, включенным в Национальный перечень, и сокращение акцептов по прочим препаратам (рис. 6).

Рис. 6
 Структура акцептированных тендеров лекарственных средств (не относящихся к тендерам МЗ Украины) в разрезе препаратов, включенных и не включенных в Национальный перечень, в I кв. 2015 — I кв. 2019 г.
Структура акцептированных тендеров лекарственных средств (не относящихся к тендерам МЗ Украины) в разрезе препаратов, включенных и не включенных в Национальный перечень, в I кв. 2015 — I кв. 2019 г.

ЗАКУПКИ ЧЕРЕЗ PROZORRO

С 1 апреля 2016 г. закупки на региональном уровне на сумму, превышающую 200 тыс. грн., в обязательном порядке должны осуществляться через систему электронных торгов ProZorro. По итогам I кв. 2019 г., через данную систему акцептировано более 3,5 тыс. тендеров по закупкам лекарственных средств на сумму более 1 млрд грн. (рис. 7).

Рис. 7
 Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в I кв. 2016 — I кв. 2019 г. посредством системы электронных государственных закупок ProZorro с указанием сумм закупок лекарственных средств
Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в I кв. 2016 — I кв. 2019 г. посредством системы электронных государственных закупок ProZorro с указанием сумм закупок лекарственных средств

По итогам I кв. 2019 г., лидерами среди брендов лекарственных средств по объему акцептированных тендеров за средства государственного бюджета в денежном выражении являются препараты Алувиа (антивирусный препарат для лечения ВИЧ-инфекций), Фейба и Новосевен (для лечения кровотечений) (табл. 1). В аналогичном рейтинге международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств лидируют ритонавир+лопинавир, эптаког альфа (активированный) и иммуноглобулин человеческий (табл. 2). Рейтинг поставщиков по объему акцептированных тендеров представлен в табл. 3. Также в этих таблицах представлены рейтинги брендов, МНН и поставщиков лекарств, которые закупались за средства местных бюджетов.

Таблица 1. Топ-10 брендов лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования


п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Алувиа Фентанил
2 Фейба Сибазон
3 Новосевен Натрия хлорид
4 Эмтрицитабин+тенофовир Морфина гидрохлорид
5 Октагам Туберкулин
6 Новоэйт Реосорбилакт
7 Иммунат Дианил
8 Омнитроп Тиопентал
9 Микамин Цефтриаксон
10 Бозентан Промедол

Таблица 2. Топ-10 МНН лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования


п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Ритонавир+лопинавир Фентанил
2 Эптаког альфа (активированный) Диазепам
3 Иммуноглобулин человеческий Натрия хлорид
4 Эмтрицитабин+тенофовир Морфин
5 Туроктоког альфа Цефтриаксон
6 Соматотропин Меропенем
7 Микафунгин Тиопентал натрия
8 Бозентан Левофлоксацин
9 Риоцигуат Атракурия безилат
10 Фактор свертывания крови IX Пропофол

Таблица 3. Топ-5 поставщиков лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования


п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Имедекс (Венгрия) БАДМ-Б (Украина)
2 AbbVie Logistics
(Нидерланды)
Медицинский центр «М.Т.К.» (Украина)
3 Novo Nordisk Health Care (Швейцария) КП «Фармация»
(Украина)
4 Sandoz Pharmaceuticals (Словения) Скайинвест (Украина)
5 Hetero Labs (Индия) Медфарком-Центр (Украина)

P.S.

Напомним, что на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера в Государственном бюджете Украины на 2019 г. выделено 6,6 млрд грн., что на 10,5% больше, чем годом ранее. Стоит также обратить внимание на то, что возможность осуществления закупок по централизованным программам МЗ Украины при помощи международных организаций продлена на год — до 31 марта 2020 г. В новых договорах МЗ Украины с международными организациями предусмотрены меры по контролю сроков тендерных процедур и графиков поставок. Как сообщает пресс-служба ведомства, международные организации будут предоставлять планы закупок относительно каждого отдельного препарата (или медизделия), что поможет планировать ожидаемую дату поставки. Также в договорах закреплено условие о подаче электронной отчетности относительно закупок на еженедельной основе (или в режиме реального времени).

Стоит также отметить, что с 18 декабря 2018 г. в системе публичных закупок Prozorro появилась возможность фиксировать закупки по рамочным соглашениям. Заказчики могут проводить закупки товаров и услуг широкого потребления и заключать договор (рамочное соглашение) сроком до 4 лет. В течение этого периода в рамках сделки учреждение может осуществлять закупку и оплату небольшого объема и только тогда, когда возникнет потребность. Также важно подчеркнуть, что механизм проведения допороговых закупок в системе ProZorro теперь регламентирует приказ ДП «Прозорро» от 19.03.2019 г. № 10. В апреле 2019 г. начал работу пилотный проект Е-каталогов (по сути это онлайн-магазин в системе ProZorro) с целью упрощения допороговых закупок.

Екатерина Дмитрик

*Розничные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
**Закупки препаратов за бюджетные средства можно разделить на 2 основные части: закупки за средства государственного и местных бюджетов. Средствами местных бюджетов распоряжаются областные, городские и райо­нные учреждения здравоохранения Украины. Основными распорядителями средств государственного бюджета являются МЗ Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, органы Государственной пенитенциарной службы Украины и другие ведомства.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи