Аптечный рынок Украины по итогам I полугодия 2019 г.: Helicopter View

Уже 13 кварталов подряд Государственная служба статистики Украины (ГССУ) фиксирует рост ВВП. В I кв. 2019 г. темпы роста составили 2,5%. По итогам 2018 г. ВВП Украины увеличился на 3,3%. По прогнозам Национального банка Украины (НБУ), возможно замедление темпов роста экономики до 2,5% в 2019 г., однако в последующие годы ее рост вновь ускорится до 2,9 и 3,7% в 2020 и 2021 г. соответственно. Также отмечается снижение уровня инфляции с 9,8% в декабре 2018 до 9,0% в июне 2019 г., и НБУ прогнозирует дальнейшее ее снижение до 6,3% на конец 2019 г. и порядка 5% — на конец 2020 г. В данной публикации проанализированы ключевые показатели и тренды развития фармацевтического рынка Украины* по итогам I полугодия 2019 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I полугодия 2019 г. розничные продажи всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 16,6% в денежном и 15,6% в долларовом выражении и составили 48,9 млрд грн. и 1,8 млрд дол. США (по курсу Межбанка). В натуральном выражении объем продаж сократился на 1,8% и составил 846 млн упаковок (рис. 1).

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам I полугодия 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам I полугодия 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Прирост рынка в долларовом выражении — +16%

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» прирост аптечных продаж в денежном выражении отмечается для всех категорий. В то же время в натуральном выражение прирост продаж отмечается для диетических добавок и косметики, а для лекарственных средств и медицинских изделий фиксируется снижение на 3 и 1% соответственно (табл. 1).

Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2017–2019 гг.
Год Лекарственные средства Медицинские изделия Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./упаковка ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2017 28 914,6 23,6 84,3 2 585,2 14,7 7,5 1 222,6 16,3 3,6 1 571,8 45,8 4,6 34 294,2 23,4
2018 35 167,7 21,6 83,9 3 150,7 21,9 7,5 1 494,8 22,3 3,6 2 100,8 33,7 5,0 41 913,9 22,2
2019 40 614,2 15,5 83,1 3 664,0 16,3 7,5 1 735,7 16,1 3,5 2 878,0 37,0 5,9 48 891,8 16,6
Натуральное выражение, млн упаковок
2017 544,2 10,1 66,2 225,7 –1,6 27,4 22,5 8,3 2,7 30,4 38,2 3,7 822,8 7,3
2018 562,1 3,3 65,2 241,8 7,2 28,1 23,2 3,2 2,7 34,2 12,7 4,0 861,4 4,7
2019 543,7 –3,3 64,3 240,5 –0,6 28,4 23,5 1,0 2,8 38,4 12,2 4,5 846,0 –1,8

В разрезе продаж товаров украинского и зарубежного производства для украинского фармрынка характерно преобладание зарубежных товаров в денежном выражении. В натуральном выражении превалируют оте­чественные, за исключением медицинских изделий, где доля зарубежных товаров превысила отметку 50% (рис. 2). При этом зарубежные производители продолжают укреплять свои позиции на рынке, увеличив по итогам I полугодия 2019 г. долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Рис. 2
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2018–2019 гг.
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2018–2019 гг.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2019 г. составила 57,8 грн. и повысилась на 18,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией в исследуемый период стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 75,0 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 74,7 грн., косметики — 73,9 грн., медицинских изделий — 15,2 грн.

Рис. 3
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В последние годы одним из трендов фармрынка Украины является увеличение доли дие­тических добавок в общей структуре продаж. По итогам I полугодия 2019 г. доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила порядка 6%, І кв. 2019 г. — 6%, во ІІ кв — 5,7% (рис. 4).

Рис. 4
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» за период с I кв. 2015 по II кв. 2019 г. в денежном выражении
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» за период с I кв. 2015 по II кв. 2019 г. в денежном выражении

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В I полугодии 2019 г. объем розничной реа­лизации лекарственных средств составил 40,6 млрд грн., 543,7 млн упаковок и 1,5 млрд дол. При этом в гривневом и долларовом выражении отмечается прирост объема продаж на уровне 15%. В натуральном же выражении объем продаж сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Помесячная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста как в гривневом, так и долларовом выражении, однако с февраля 2019 г. темпы прироста существенно замедлились. В упаковках в этот период отмечается значимое сокращение объе­ма продаж (рис. 5).

Рис. 5
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с января 2017 по июнь 2019 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с января 2017 по июнь 2019 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Розничный фармрынок практически полностью финансируется за счет потребителя. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами посредством реимбурсации ряда препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диа­бета ІІ типа, бронхиальной астмы, а также препаратов инсулина через аптечную сеть незначительное. В связи с этим благосостояние населения — один из ключевых факторов развития фармрынка. В последние годы фиксируется повышение как заработной платы, так и доходов населения. НБУ продолжает фиксировать возрастание уровня заработной платы, однако темпы ее роста замедляются, в мае 2019 г. отмечено повышение реальной заработной платы на 7% и номинальной — на 17% (рис. 6). Увеличиваются и доходы населения. Так, по итогам I кв. 2019 г. ГССУ фиксирует рост реальных доходов населения на 8%, а номинальных — на 17% (рис. 7).

Рис. 6
Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 по май 2019 г. по данным НБУ
Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 по май 2019 г. по данным НБУ
Рис. 7
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2016 по I кв. 2019 г. по данным ГССУ
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2016 по I кв. 2019 г. по данным ГССУ
Номинальная заработная плата и доходы населения продолжают повышаться — +17%

Анализ индикаторов динамики рынка лекарственных средств в денежном выражении показывает, что в І полугодии 2019 г. рынок развивался преимущественно за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инф­ляционной составляющей, и в меньшей степени — за счет перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения) (рис. 8). Несмотря на это, инфляция на фармрынке и в сфере здравоохранения в целом по прежнему ниже, чем по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг, о чем свидетельствуют данные ГССУ (рис. 9).

Рис. 8
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I полугодия 2017 по I полугодие 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I полугодия 2017 по I полугодие 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
 Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за I полугодие 2019 г. по сравнению с I полугодием 2018 г. по данным ГССУ
Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за I полугодие 2019 г. по сравнению с I полугодием 2018 г. по данным ГССУ
Инфляция в здравоохранении и Фарме по прежнему ниже, чем по стране в целом

Еще одним трендом последних лет является увеличение доли рецептурных препаратов в общей структуре розничных продаж лекарственных средств (рис. 10). За последние 10 лет удельный вес рецептурных препаратов увеличился с 35 до 42% в натуральном и с 54 до 61% в денежном выражении.

Рис. 10
 Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010–2019 гг.
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010–2019 гг.
Доля рецептурных препаратов по-прежнему увеличивается

В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении в последние годы фиксируется относительный паритет на уровне 38/62%. При этом в натуральном выражении просматривается тенденция к увеличению доли препаратов зарубежного производства (рис. 11).

Рис. 11
 Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010–2019 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010–2019 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

По итогам I полугодия 2019 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют три украинские компании — «Фармак», Корпорация «Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж. При этом среди топ-20 лишь 8 компаний смогли увеличить свою долю на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.

Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли на рынке
№ п/п, год Маркетирующая организация Прирост продаж в гривневом выражении, % Evolution index Доля на рынке, %
2017 2018 2019
1 1 1 Фармак (Украина) 18,0 101 5,42
2 2 2 Корпорация «Артериум» (Украина) 11,7 96 3,44
3 4 3 Дарница (Украина) 13,7 98 3,19
4 5 4 Sanofi (Франция) 17,0 100 3,18
6 3 5 Teva (Израиль) 7,8 92 3,05
5 6 6 Berlin-Chemie (Германия) 0,3 86 2,66
10 10 7 KRKA (Словения) 27,9 110 2,47
9 7 8 Юрия-Фарм (Украина) 14,5 98 2,36
8 9 9 Киевский витаминный завод (Украина) 15,4 99 2,31
7 8 10 Группа компаний «Здоровье» (Украина) 7,6 92 2,19
14 12 11 Кусум Фарм (Украина) 22,5 105 2,11
13 11 12 Дельта Медикел
(Украина)
15,6 99 2,05
11 13 13 Acino (Швейцария) 18,2 101 2,00
15 14 14 Sandoz (Швейцария) 19,9 103 1,94
12 15 15 Takeda (Япония) 1,9 87 1,42
21 18 16 Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 17,8 101 1,40
18 17 17 Servier (Франция) 13,0 97 1,40
24 22 18 GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 30,7 112 1,35
17 16 19 Bayer Consumer Health (Швейцария) 2,4 88 1,28
19 19 20 Борщаговский ХФЗ (Украина) 8,3 93 1,24

Активное продвижение препаратов посредством рекламы и промоции является одним из ключевых факторов увеличения объема продаж. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на телевидении возглавляют «Фармак», «GSK Consumer Healthcare» и «Sandoz» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) выступают «Berlin-Chemie», «Teva» и «Фармак» (табл. 4).

Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ** по итогам I полугодия 2019 г.
Маркетирующая организация EqGRP, %
Фармак (Украина) 22 420,9
GSK Consumer Healthcare(Великобритания) 16 555,6
Sandoz (Швейцария) 11 978,0
Reckitt Benckiser (Великобритания) 11 824,0
Sanofi (Франция) 10 464,1
Корпорация «Артериум» (Украина) 10 062,6
Sopharma (Болгария) 9265,1
Киевский витаминный завод (Украина) 7520,7
Сперко Украина (Украина) 6687,2
Naturwaren (Германия) 6357,1
Таблица 4. Топ-10 маркетирующих организаций по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции товаров «аптечной корзины» посредством визитов МП*** по итогам I полугодия 2019 г.
Маркетирующая организация Количество воспоминаний о визитах МП, тыс. воспоминаний
Berlin-Chemie (Германия) 96,2
Teva (Израиль) 93,7
Фармак (Украина) 77,4
KRKA (Словения) 69,8
Sandoz (Швейцария) 63,3
Acino (Швейцария) 60,6
Дельта Медикел (Украина) 60,5
Дарница (Украина) 57,4
Sanofi (Франция) 54,7
Кусум Фарм (Украина) 50,5

По итогам I полугодия 2019 г., в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты НУРОФЕН, КСАРЕЛТО, НИМЕСИЛ, НАТРИЯ ХЛОРИД и СПАЗМАЛГОН (табл. 5).

Таблица 5. Топ-20 брендов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг.
№ п/п, год Бренд
2017 2018 2019
2 1 1 НУРОФЕН
57 15 2 КСАРЕЛТО
4 3 3 НИМЕСИЛ
3 4 4 НАТРИЯ ХЛОРИД
10 7 5 СПАЗМАЛГОН
8 9 6 СИНУПРЕТ
7 5 7 РЕОСОРБИЛАКТ
1 2 8 АКТОВЕГИН
6 8 9 НО-ШПА
11 6 10 ТИВОРТИН
9 10 11 ЦИТРАМОН
28 14 12 ДЕТРАЛЕКС
294 251 13 ВАЛЬСАКОР
20 24 14 НАЛБУФИН
22 16 15 ЭВКАЗОЛИН
13 13 16 АЦЦ
45 28 17 БИФРЕН
31 40 18 ФАНИГАН
233 48 19 ФАРМАСУЛИН
5 11 20 ЭССЕНЦИАЛЕ

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменным. Его формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД».

При этом стоить отметить жесткую конкурентную борьбу между лидерами сегмента. В исследуемый период удельный вес поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 81% (рис. 12).

Рис. 12
 Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2017 по июнь 2019 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2017 по июнь 2019 г.

ИТОГИ

Фармацевтический рынок продолжает активно развиваться, демонстрируя двузначные темпы прироста в гривневом и долларовом выражении. Однако стоит отметить, что в I полугодии 2019 г. темпы роста замедлились. По последним прогнозам экспертов, в 2019 г. ожидается прирост объема продаж в гривневом выражении на уровне 16,2–20,1% и в натуральном выражении — порядка 1,6%.

Тренды последних лет продолжаются и в І полугодии 2019 г. Среди них — увеличение доли диетических добавок в общей структуре продаж товаров «аптечной корзины», увеличение удельного веса рецептурных препаратов, а также незначительное увеличение доли препаратов зарубежного производства.

В сегменте дистрибуции отмечается жесткая конкурентная борьба за долю на рынке между лидерами сегмента.

Денис Кирсанов

*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения Операции объединенных сил.
**Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс.
***Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей и фармацевтов.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи