Структура аптечных сетей. Часть I — Украина vs Киев

Почти два года прошло с тех пор, как на страницах «Еженедельника АПТЕКА» подробно рассказывали о структуре аптечных сетей Украины. Однако все течет, все изменяется, и фармацевтический рынок, разумеется, не стоит на месте. Изменения уровня и  характера потребления препаратов, попытки законодательного регулирования инфраструктуры этого сегмента рынка, а также деятельность отдельных типов аптечных операторов наложили ощутимый отпечаток на развитие отечественных аптечных сетей. В связи с этим налицо бесспорный факт — целевая группа аптечных предприятий, с  которыми приходилось взаимодействовать дистрибьютору или производителю два года назад, и конкурентное окружение самих аптечных сетей двухлетней давности достаточно сильно отличаются от современного. При подготовке публикации использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Методология

Для создания достоверной модели аптечных сетей Украины был задействован своего рода информационный комплекс, включающий тщательно обработанные сведения о выданных лицензиях на розничную торговлю медикаментами, данные Государственного комитета статистики Украины и компании «Статинформконсалтинг» о наличии торговых сетей (отчетность «7-торг»), а также прочих сведений, находящихся в  распоряжении компании «МОРИОН». Исследование основано на данных о действующих лицензиях на  розничную торговлю медикаментами по состоянию на 01.01.2007 г. Для сравнения приведены данные, ранее опубликованные в нашей газете по состоянию на  01.01.2005 г.

Далее необходимо определиться с самим понятием аптечной сети и тем смыслом, который мы вкладываем в него в целях этого исследования. По сути, аптечная сеть — это агломерат различных типов торговых точек (ТТ), фактически объединенных по целому ряду параметров (брэнд, цели, средства, подчиненность и т.д.), однако не всегда однозначно объединенных юридически. Это связано с тем, что существует два основных типа аптечных сетей — централизованного и холдингового типа. Сети централизованного типа имеют одну головную организацию и, соответственно, одну лицензию на  розничную торговлю, которая распространяется на  все ТТ, входящие в структуру этой сети. Холдинговые сети также состоят из определенного количества ТТ, которые, однако, могут быть самостоятельными юридическими или физическими лицами, иметь собственные подразделения и  отдельную лицензию. Ярким примером подобного холдинга является компания «Группа компаний «Аптечный холдинг», в состав которой входит около 70 предприятий. В данной публикации под  понятием аптечной сети следует понимать каждый субъект хозяйствования (СХ), имеющий лицензию на  розничную торговлю медикаментами.

Для отображения особенностей региональной инфраструктуры рынка вся территория Украины была условно разделена на  пять регионов (табл. 1).

Кроме того, для детализации исследования было предусмотрено распределение населенных пунктов по различным категориям: малые населенные пункты (население менее 100 тыс. человек), средние города (население от 100 до 700 тыс. человек), большие города (население от 700 тыс. до 2 млн человек).

Таблица 1

Региональное распределение

Регион

Области

Западный

Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая

Центральный

Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская

Восточный

Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская

Южный

АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская

г. Киев представлен как самостоятельная административная единица

Одним из ключевых понятий данного исследования является размер аптечной сети. В связи с этим все аптечные сети были условно разделены на 6 основных типов: одиночная ТТ (ТТ, которая является самостоятельным юридическим лицом и не владеет другими ТТ), малая сеть (2–5 ТТ), средняя сеть (6–10 ТТ), крупная сеть (11–25 ТТ), большая сеть (26–50 ТТ), мегасеть (более 50 ТТ). Отметим, что при исследовании структуры аптечных сетей в пределах конкретного региона учитываются только те ТТ сети, которые находятся непосредственно на территории этого региона.

Украина

Рис. 1. Удельный вес различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 1. Удельный вес различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Общее количество СХ, имевших действующую лицензию на розничную торговлю медикаментами по состоянию на 01.01.2007 г., составило 4853, что на 8,7% больше, чем по состоянию на 01.01.2005 г. Эти предприятия объединили в своих руках 21 335 ТТ, из которых 10 167 аптек, 5317 аптечных пунктов и 5851 аптечный киоск. Отметим, что общее количество ТТ в 2007 г. увеличилось на 0,9% по  сравнению с 2005 г. Причем подобной динамикой рынок обязан исключительно аптекам, удельный вес которых увеличился на 6,3% и составил 47,7% общего количества ТТ (рис. 1). По двум остальным типам ТТ отмечена убыль их количества и доли. Это утверждение особенно справедливо для аптечных киосков, удельный вес которых уменьшился на 6,0%, а количество сократилось на 17,2% по сравнению с 2005 г. Очевидно, что уже более года актуальная, хотя до сих пор так и не реализованная угроза законодательной ликвидации аптечных киосков как класса в значительной степени повлияла на  инфраструктуру всего аптечного рынка в целом. Ощутимую лепту в данном случае внесло и  изменение характера спроса на различные категории фармпродукции. Доля парафармацевтических товаров в потребительской корзине постоянно увеличивается. Вместе с тем не секрет, что к приобретению этого вида продукции потребитель относится достаточно щепетильно, ведь стоимость постоянно напоминает о себе. Особое значение в данном случае приобретает сам процесс покупки. Покупатель, как правило, подсознательно ожидает консультации компетентного провизора, непосредственного контакта с продуктом, яркими демонстрационными материалами к нему — результатом хорошо продуманного мерчандайзинга, а также многих других внешних проявлений заботы о нем. Разумеется, и в аптечных киосках можно пытаться продавать парафармацевтику, однако без наличия торгового зала достаточной площади, который позволил бы обеспечить подобающий фейсинг товара, эффективность такой торговли остается под большим вопросом.

Количество аптек увеличилось, а аптечных киосков — уменьшилось во всех регионах Украины (табл. 2). Вместе с тем наиболее быстрорастущим в отношении количества аптечных учреждений регионом по праву может считаться Западный, а его противоположностью — Южный регион. Показательно, что в регионах наибольший удельный вес аптек зафиксирован в Киеве, где их доля по состоянию на начало 2007 г. составила 54,4%. При этом удельный вес аптечных пунктов в  Киеве оказался наименьшим — 19,6%, что на 5,4% меньше общеукраинского показателя. Максимальна доля аптечных киосков — в Южном регионе, что вполне естественно объясняется ограниченным кругом наиболее востребованных «курортных» безрецептурных товаров, для сбыта которых действительно удобным и экономичным представляется именно этот тип розничной точки. Однако, как видно, даже в Южном регионе общее количество аптечных киосков весьма существенно сократилось.

?

Таблица 2

Количество аптек, аптечных пунктов и  киосков в разрезе регионов Украины по состоянию на 01.01.2007 г. с указанием прироста по сравнению с  01.01.2005 г.

Регион

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Всего

Количество

D к 2005 г., %

Количество

D к 2005 г.,
%

Количество

D к 2005 г.,
%

Количество

D к 2005 г.,
%

Восточный

2939

18,5

1509

1,2

1652

-21,5

6100

0,4

Западный

2304

16,0

1227

-0,6

994

-10,9

4525

4,4

Киев

651

17,1

234

-3,7

311

-24,7

1196

-1,3

Центральный

2244

13,0

1254

-4,4

1421

-6,5

4919

2,1

Южный

2029

17,0

1093

2,7

1473

-23,1

4595

-2,5

Всего

10 167

16,3

5317

-0,5

5 851

-17,2

21 335

0,9

?

Таблица 3

Количество аптек, аптечных пунктов и  киосков в разрезе областей Украины по состоянию на 01.01.2007 г. с указанием прироста по сравнению с  01.01.2005 г.

Область

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Всего

Количество

D к 2005 г.,
%

Количество

D к 2005 г.,
%

Количество

D к 2005 г.,
%

Количество

D к 2005 г.,
%

АР Крым

495

14,1

257

0,8

417

-28,5

1169

-8,1

Винницкая

345

25,0

171

0,0

288

-6,2

804

6,6

Волынская

169

15,0

143

2,9

97

-21,1

409

0,0

Днепропетровская

891

23,8

372

2,5

456

-25,2

1719

1,5

Донецкая

816

21,2

523

-0,9

525

-23,9

1864

-1,4

Житомирская

235

15,2

151

-5,0

157

-0,6

543

4,2

Закарпатская

341

14,8

138

4,5

129

-2,3

608

8,4

Запорожская

476

26,3

274

-1,8

248

-19,2

998

3,6

Ивано-Франковская

298

22,6

197

13,9

164

5,1

659

15,2

Киев

651

17,1

234

-3,7

311

-24,7

1196

-1,3

Киевская

284

17,4

110

-4,3

232

-12,8

626

0,5

Кировоградская

210

4,0

173

-17,2

151

-9,0

534

-7,5

Луганская

569

13,1

344

-0,9

238

-25,9

1151

-1,7

Львовская

589

14,8

245

3,8

258

-19,1

1092

2,2

Николаевская

277

21,5

185

-6,6

170

-16,3

632

0,5

Одесская

527

12,6

225

18,4

497

-18,8

1249

-1,7

Полтавская

341

10,7

197

-8,4

231

-9,8

769

-1,3

Ровенская

222

16,8

114

14,0

86

-31,2

422

1,7

Сумская

297

15,6

133

-0,7

137

3,8

567

8,4

Тернопольская

237

12,3

122

-9,6

99

7,6

458

4,6

Харьковская

663

13,5

270

6,7

433

-10,5

1366

3,4

Херсонская

254

11,9

152

7,0

141

-32,9

547

-5,5

Хмельницкая

255

20,3

141

-25,8

140

-2,8

536

-1,8

Черкасская

333

11,0

152

2,7

146

-3,9

631

5,2

Черниговская

199

1,5

167

3,7

79

-3,7

445

1,4

Черновицкая

193

11,6

127

-1,6

21

-12,5

341

4,6

Всего

10 167

16,3

5 317

-0,5

5 851

-17,2

21 335

0,9

Рис. 2. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в общем количестве торговых точек региона по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 2. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в общем количестве торговых точек региона по состоянию на 01.01.2007 г.

При более детальном рассмотрении географической инфраструктуры розничного рынка установлено, что Киев находится лишь на 3-м месте по удельному весу аптек в  общем количестве ТТ — на 1-м и 2-м разместились Черновицкая и Закарпатская области, для которых этот показатель превышает 56% (табл. 3, рис. 3). Среди всех областей Украины по темпам увеличения количества ТТ 1-е место принадлежит Ивано-Франковской области, расположенной в  Западном регионе. Отметим, что это одна из трех областей (еще Сумская и Тернопольская), в которых зафиксировано увеличение количества аптечных киосков по сравнению с 2005 г. Но наибольший удельный вес аптечных киосков по-прежнему отмечен в Одесской области.

Все эти примеры наглядно свидетельствуют о том, что структура аптечных сетей в географическом ракурсе довольно неоднородна и, следовательно, требует от дистрибьюторов, желающих с ними взаимодействовать, индивидуального подхода и  тщательного предварительного анализа ситуации.

Кривые распределения количества СХ и ТТ в зависимости от размеров аптечной сети практически не изменились за последние 2 года. Распределение было и остается явно смещенным в сторону преобладания сетей небольшого размера — от 1 до 7 ТТ (рис. 4–5). Неудивительно, что доля одиночных ТТ и малых сетей в общем количестве СХ составила 81,0%, увеличившись на 3,0% по сравнению с 2005 г. (рис. 6). На  долю средних, крупных, больших сетей и мегасетей в исследуемый период приходится всего лишь 19,0% всех СХ (соответственно на 3,0% меньше, чем в начале 2005 г.). Тем не менее, эти сети контролируют практически 60% всех ТТ.

Рис. 3. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в общем количестве торговых точек области по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 3. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в общем количестве торговых точек области по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 4. Распределение количества субъектов хозяйствования в зависимости от размеров аптечной сети по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 4. Распределение количества субъектов хозяйствования в зависимости от размеров аптечной сети по состоянию на 01.01.2007 г.
Рис. 5. Распределение количества торговых точек в зависимости от размера аптечной сети по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 5. Распределение количества торговых точек в зависимости от размера аптечной сети по состоянию на 01.01.2007 г.

Подобная динамика в  значительной степени связана с описанной выше реструктуризацией ТТ по типам, когда происходило масштабное сокращение количества аптечных киосков. В результате те средние и большие аптечные сети, в структуре которых в начале 2005 г. было значительное количество ТТ данного типа, закрыв определенную их часть, в исследуемый период переместились в кластер малых сетей и  даже одиночных ТТ. Вместе с тем значительный отпечаток на увеличение доли небольших сетей наложило появление новых игроков, которые, очевидно, увидели свою выгоду в организации мелкого аптечного бизнеса. Однако сегодня этим уже никого не удивишь. Оказалось, что в одном и том же здании могут успешно сожительствовать и функционировать по две, три аптеки одновременно, причем каждая со своим уникальным, иногда диковинным названием.

К слову сказать, количество субъектов предпринимательской деятельности (СПД), имевших свои аптечные точки по состоянию на  01.01.2007 г., увеличилось на 62,6% по сравнению с  началом 2005 г. Возросшей заинтересованностью СПД аптечным сегментом рынка в определенной степени можно объяснить и увеличение количества аптек в целом. Ведь именно этим типом ТТ в  основном представлена эта форма собственности (табл. 4). Новоиспеченные аптечные сети этой формы собственности насчитывают 1267 ТТ, среди которых 789 аптек. А это ни много ни мало — 55% общего количества новых по сравнению с началом 2005 г. украинских аптек. Итак, теперь вполне очевидно, что аптечным бумом инфраструктура украинского рынка обязана в первую очередь СПД. Кроме того, показательно и вполне ожидаемо, что подавляющее большинство из «вновь прибывших» относится к  одиночным ТТ и малым сетям, чем и объясняется увеличение доли последних по сравнению с 2005 г. (рис. 7, см. рис. 6).

?

Таблица 4

Количество аптек, аптечных пунктов и  киосков в разрезе форм собственности по  состоянию на 01.01.2007 г. с указанием их удельного веса

Форма собственности

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Всего

Количество

Доля, %

Количество

Доля, %

Количество

Доля, %

Частная + коллективная

5757

44,9

3008

23,5

4046

31,6

12 811

СПД

1764

55,7

469

14,8

933

29,5

3166

Коммунальная

2598

49,4

1809

34,4

853

16,2

5260

Общегосударственная

48

49,0

31

31,6

19

19,4

98

Всего

10 167

47,7

5317

24,9

5851

27,4

21 335

Рис. 6. Удельный вес субъектов хозяйствования и торговых точек в разрезе размеров аптечной сети по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 6. Удельный вес субъектов хозяйствования и торговых точек в разрезе размеров аптечной сети по состоянию на  01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 7. Удельный вес различных форм собственности в разрезе типов аптечных сетей по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 7. Удельный вес различных форм собственности в разрезе типов аптечных сетей по состоянию на 01.01.2007 г.

Теперь постараемся разобраться, происходит ли укрупнение аптечных сетей, действующих по одной лицензии, или же, наоборот, — популярным становится объединение нескольких лицензий в рамках одной ТТ. В связи с  этим не стоит забывать о популярности СПД как инструмента для уменьшения базы налогообложения. Вместе с тем торговля лекарственными средствами, то есть «безНДСным» товаром, как раз и является благодатной почвой для использования подобного инструмента. Даже несмотря на существующее ограничение СПД по  доходу на уровне 0,5 млн грн. в год, благодаря умелому использованию схемы предоставления товара аптекой «под реализацию» СПД, обороты последних могут достигать нескольких миллионов гривен в год. И действительно, проведенный анализ показал, что по меньшей мере 12,5% аптек, появившихся на рынке с 2005 г. и принадлежащих СПД, имеют адрес ведения своей деятельности аналогичный адресу аптек других предприятий (как правило, более крупных). Очевидно, что описанная схема имеет право на жизнь и уже достаточно хорошо отлажена. В свете этого можно сделать немаловажный вывод о том, что из 16,3% общеукраинского прироста аптек, 1–2% являются виртуальными, поскольку обеспечены не открытием новых ТТ, а арендой новыми лицензиатами площадей в уже существующих. Причем это может приносить немалую выгоду не только СПД, но и самому аптечному предприятию, у которого эти площади арендуются.

Отметим еще одну важную закономерность, которая всплывает на  поверхность при изучении динамики распределения аптечных учреждений по формам собственности. Хотя в стандартной отчетности Государственного комитета статистики Украины о наличии торговых сетей не представлены данные о физических лицах, однако налицо явная тенденция к уменьшению удельного веса коммунальной и пропорциональному увеличению доли негосударственных форм собственности (рис. 8). Это явно свидетельствует в  пользу того, что процесс приватизации коммунальной собственности не обошел стороной и аптечный рынок. Доля ТТ, относящихся к общегосударственной форме собственности, практически не изменилась за последние 3 года, однако она была и остается весьма незначительной, не превышая 1%.

Рис. 8. Удельный вес ТТ в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2005 г., 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. (без учета физических лиц; источник: Госкомстат Украины)

Рис. 8. Удельный вес ТТ в  разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2005 г., 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. (без учета физических лиц; источник: Госкомстат Украины)

Рис. 9. Удельный вес торговых точек, расположенных в различных категориях населенных пунктов, в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 9. Удельный вес торговых точек, расположенных в различных категориях населенных пунктов, в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2007 г.

Показательно, что доля ТТ частной и коллективной форм собственности планомерно увеличивается по мере увеличения размеров населенного пункта — от 50,6% в малых населенных пунктах до 83,5% в больших городах (рис. 9). Доля СПД характеризуется обратной динамикой, свидетельствуя о том, что владельцы ТТ этой формы собственности предпочитают наименее конкурентоактивные ареалы, что, кроме того, может быть связано с их ограничением по  доходу. Похожее распределение наблюдается и в  отношении ТТ коммунальной формы собственности, однако объясняется оно совершенно иными причинами, поскольку в структуре предприятий этой формы собственности более 35% составляют сети, насчитывающие 6 и более ТТ, тогда как СПД на  96,4% — это одиночные ТТ и малые сети (см. рис. 7). Причина заключается в том, что хотя головные организации значительных по размеру коммунальных предприятий в основном находятся в  крупных населенных пунктах, их структурные подразделения (аптеки, пункты, киоски) распределены по территории области (но не далее), в том числе и по малым населенным пунктам, которые, по-видимому, до сих пор остаются маловыгодной дислокацией. Поэтому заботу об обеспечении доступности медикаментов на таких территориях вынуждены были взять на себя коммунальные предприятия. С этим связана и  относительно большая доля ТТ мегасетей, расположенных в малых населенных пунктах (рис. 10). Ведь половина украинских мегасетей относится именно к коммунальной форме собственности.

Отметим, что до сих пор в  Украине нет ни одного национального аптечного оператора — 75% мегасетей действуют исключительно в пределах одной области и лишь две мегасети охватывают более 10 областей (такое покрытие имеют еще две больших сети). С высокой долей вероятности это объясняется чрезвычайно большими затратами на логистику для организации развитой национальной сети. Смеем предположить, что процесс создания национальной сети на данном этапе уже необратим и круг вариантов развития событий в этом ракурсе довольно ограничен — либо аптечные сети ценой титанических усилий постараются организовать логистику собственными силами, либо же организуют для этой цели дистрибьюторов, что, пожалуй, наиболее вероятно.

Рис. 10. Удельный вес типов аптечных сетей в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

Рис. 10. Удельный вес типов аптечных сетей в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.01.2005 г. и 01.01.2007 г.

?

Киев

В начале 2007 г. в Киеве расположились розничные точки 288 СХ, владеющих аптечными сетями, что лишь на 1,4% больше, чем по  состоянию на 01.01.2005 г. Отметим, что в общем перечне этих предприятий около 24% новых игроков и примерно столько же выбыло из игры за последние 2 года. Среди аптечных сетей, ТТ которых находятся в Киеве, 21 зарегистрирована в других городах. Четверть аптечных сетей, представленных в Киеве, имеют розничные точки в  других областях, причем 3 из них охватывают более 10 областей. В столице находятся 2 мегасети, однако одна из них осуществляет свою деятельность исключительно в пределах Киева и области, а ТТ другой распределены по 14 областям Украины и лишь 44 из них — в Киеве. В связи с этим при исследовании структуры аптечных сетей этого региона одно предприятие будет рассматриваться как мегасеть, а другое — как большая сеть (см. «Методология»).

Общее количество ТТ, расположившихся в Киеве по состоянию на 01.01.2007 г., составило 1196 (на 1,3% меньше, чем в начале 2005 г., см. табл. 2). Из них 651 аптека, 234 аптечных пункта и 311 киосков. Причем положительная динамика отмечена только по аптекам, во всех остальных типах ТТ зафиксирована убыль их количества и доли.

Анализ количественного распределения ТТ в зависимости от размера аптечной сети продемонстрировал, что основная часть киевских ТТ относится к сегменту сетей, состоящих из 1–6 ТТ (рис. 11). Тем не менее видно, что столичное распределение больше смещено в сторону крупных сетей, чем общеукраинское (см. рис. 4, 5). Еще раз отметим, что количество СПД в этом регионе минимально.

Рис. 11. Количество торговых точек и субъектов хозяйствования в зависимости от размеров аптечной сети в Киеве по состоянию на 01.01.2007 г.

Рис. 11. Количество торговых точек и субъектов хозяйствования в зависимости от размеров аптечной сети в Киеве по состоянию на  01.01.2007 г.

Рис. 12. Удельный вес киевских ТТ в разрезе форм собственности по состоянию на 01.01.2005 г., 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. (без учета физических лиц; источник: Госкомстат Украины)

Рис. 12. Удельный вес киевских ТТ в разрезе форм собственности по состоянию на  01.01.2005 г., 01.01.2006 г. и 01.01.2007 г. (без учета физических лиц; источник: Госкомстат Украины)

По данным Государственного комитета статистики Украины более 3/4 всех киевских ТТ по состоянию на 01.01.2007 г. являлись собственностью коммерческих структур (рис. 12). Причем, доля таких ТТ постоянно и довольно быстро увеличивается, в то время как удельный вес ТТ коммунальной и общегосударственной форм собственности неуклонно уменьшается.

ИТОГИ

Изменения, произошедшие за последние два года в инфраструктуре аптечного рынка, явно свидетельствуют о том, что его операторы весьма чутко и оперативно реагируют на  эволюцию потребительской корзины и прочие внешние факторы. По состоянию на начало 2007 г. удельный вес аптек в общем количестве розничных точек вплотную подобрался к отметке 50%, прирост их количества по сравнению с началом 2005 г. зафиксирован во всех регионах и областях Украины. Вместе с тем в отношении двух других типов ТТ в основном отмечается убыль количества учреждений, причем в случае аптечных киосков этот процесс имеет лавинообразный характер.

Очевидно, именно аптеки постепенно приобретают статус оптимальной точки продаж фармпродукции, пользующейся широким спросом у населения. Разумеется, уменьшение количества аптечных киосков за счет их переквалификации в аптеки или банальной ликвидации можно списывать исключительно на  неизменно актуальную угрозу со стороны буквы закона. Но не стоит забывать и о том, что аптечные киоски ограничены по ассортименту, как правило, не имеют полноценного торгового зала и  складского помещения. В тоже время в  средневзвешенной корзине отечественного потребителя стремительно увеличивается удельный вес косметики и прочих парафармацевтических товаров, для эффективной реализации которых немаловажное значение имеет наличие большого торгового зала.

Проведенное исследование в  очередной раз подтвердило постулат о том, что структура аптечных сетей Украины весьма неоднородна и в значительной степени обусловлена неодинаковым уровнем экономической эволюции отдельных регионов Украины, а также присутствием в них крупных игроков. Налицо явное преобладание небольших аптечных сетей — от 1 до 7 ТТ. Вместе с тем несложный расчет показывает, что дистрибьютору или производителю для того чтобы охватить крупнейших игроков, контролирующих более 70% отечественного рынка аптечных продаж, достаточно заключить контракт приблизительно с 900 крупнейшими предприятиями, что составляет около 18% их общего количества по  Украине. В Киеве этот показатель еще ниже — около 11% (или 32–35 крупнейших сетей), что неудивительно, учитывая более выраженный дрейф ТТ в этом регионе в сторону крупных предприятий. В отдельных случаях эта тенденция может быть еще более выраженной. Так, например, в Луганской области для того чтобы покрыть более 50% ТТ, достаточно заключить контракт с одним аптечным оператором, что составит около 60% выторга всех предприятий области.

Несмотря на все географические и прочие структурные различия, развитие отечественного розничного сектора идет в одном направлении, причем флагманом в этом процессе, разумеется, выступает Киев. В большей или меньшей степени увеличение доли аптек и уменьшение удельного веса киосков зафиксировано во всех областях и регионах Украины. Ситуация в столице, которая выступает предвестником динамики развития других регионов, свидетельствует о том, что в дальнейшем поляризация аптечных сетей должна будет смещаться в сторону укрупнения СХ. Вряд ли оживление среди СПД продлится слишком долго, и ярким примером в этом отношении опять же является Киев, в котором основу составляют предприятия частной формы собственности, а доля СПД — минимальна.

Пока что в Украине нет национальных аптечных операторов, однако уже закрепили за собой право на существование несколько успешных проб пера — по состоянию на начало 2007 г. ТТ, по крайней мере, 4 аптечных предприятия были представлены более чем в 10 областях Украины.

Углубление в региональные особенности выходит за рамки данной публикации, однако на очереди описание Западного, Восточного, Южного и Центрального регионов, информацию о специфике построения аптечных сетей которых наши читатели, разумеется, смогут найти в ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА».

Евгений Кунда

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті