В чем разница между странами, в большей или меньшей степени пострадавшими от COVID-19?

16 Червня 2020 11:38 Поділитися

Почему в Европе смертность вследствие COVID-19 в некоторых странах ниже, чем в других? С Африкой, допустим, примерно понятно: половина жителей в большинстве стран континента — моложе 15–20 лет; практически только в Конго медиана этого показателя — 30–35 лет (в Украине — 40–45, по данным ООН за 2017 г.). «Но тогда почему Германия с самым старым населением в Европе (половина немцев — в возрасте старше 46,6 лет) пострадала меньше (105 погибших на миллион жителей и 436 — во Франции)?», — задался вопросом автор «Le Figaro», вспомнив не слишком широко известную международную программу оценки навыков взрослых (International Assessment of Adult Competencies — PIAAC) Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD).

COVID-19 — социально обусловленная болезнь?

Действительно, первые результаты программы, которая в 2021 г. должна вступить во 2-й цикл, дают немало пищи для размышлений. Данные получены путем проверки на дому у 5000 жителей каждой из более чем 40 стран-участниц навыков чтения (грамотности), математической подготовки, а также способностей по разрешению проблем в современной технически насыщенной среде. Это — базовые знания, а не профессиональные технические квалификации, которые полезны как в личной жизни, так и на рабочем месте, подчеркивает OECD.

Каждый пятый житель Японии и Финляндии и только каждый 20-й — Италии и Испании продемонстрировал высокий уровень по двум главным оценочным шкалам (рисунок). Однако уровни подготовки неоднородно распределены в зависимости от возраста и пола. Так, по уровню 55–65-летних Южная Корея входит в тройку наихудших стран, тогда как в группе 16–24-летних уступает только Японии. При этом старшие школьники Южной Кореи в среднем превосходят итальянских выпускников университетов по общей грамотности и математической подготовке.

Рисунок. Количественное соотношение между 1 взрослым с наивысшим уровнем подготовки по языковой грамотности и математике и остальными жителями в Японии, Финляндии и Италии, Испании, а также в среднем по прошедшим 1-й цикл программы странам (www.oecd.org; видеопрезентация)

В тройку лидеров по грамотности среди всех стран-участниц входят Япония, Финляндия и Нидерланды; Россия занимает 10-е место между Бельгией и Чехией. Последние среди европейских стран места по грамотности принадлежат Италии и Испании. Именно эти страны среди других европейских больше всего пострадали от COVID-19. Находящаяся на 17-м месте Германия, в отличие от Франции (26-е место), обошлась без жестких ограничений на первом этапе пандемии.

По обоим показателям наихудшие результаты (грамотность и математика) показали Испания, Италия, Греция, Словения и Франция. Италия, Литва, Испания и Греция — четыре европейские страны с самым низким уровнем грамотности среди имеющих высшее образование. Возможно, странам приходится подстраиваться под уровень понимания инструкций своим средним гражданином? Действительно, Финляндия, Швеция, Норвегия и Нидерланды характеризуются самым значительным разрывом в уровне грамотности между коренными жителями и иммигрантами, приехавшими в страну свыше 5 лет тому назад.

Сравнительно мало стран, в которых женщины в среднем превосходят мужчин по уровню своих навыков. При этом только в России — по обоим шкалам — и грамотности, и математической подготовке. В Литве, Польше, Словении, Эстонии и Греции такую картину зафиксировали только в отношении грамотности. В Италии и Франции — разница минимальна. Возможно, образованные и умные женщины, традиционно несущие основную организационную нагрузку в семьях, особенно хорошо способны защитить их перед лицом всевозможных внешних угроз?

«Существует определенная взаимосвязь между уровнем образования и серьезностью эпидемии в зависимости от страны, — пояснил Дирк Ван Дамм (Dirk Van Damme), старший научный сотрудник OECD. — Это, конечно, ни в коем случае не причина, в то же время способность применять базовые навыки, хоть опосредованно, но влияет на здоровье людей при любых обстоятельствах, а не только во время эпидемий. Навыки чтения и математическая подготовка обеспечивают лучшее понимание рекомендаций медиков. Кроме того, образование способствует самоконтролю, индивидуальной ответственности и правильному поведению в жизни».

Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (Institut national de la statistique et des études économiques — INSEE) сообщил, что в 2011 г. 16% людей в возрасте 18–65 лет, проживающих на материковой части Франции, испытывали трудности в основных письменных навыках, и у 11% эти трудности были серьезными или очень серьезными. Среди тех, кто получил образование во Франции, 7% (2,5 млн) являются неграмотными. По определению Национального агентства по борьбе с неграмотностью (Agence Nationale de Lutte Contre l’Illettrisme) этим термином характеризуют людей в возрасте 16 лет и старше, которые, хотя и получили образование во Франции, не могут прочитать и понять текст, касающийся ситуации своей повседневной жизни и/или не в состоянии составить письменное сообщение для передачи простой информации.

Будучи министром экономики, нынешний президент Эмманюэль Макрон (Emmanuel Macron), обращаясь к сотрудникам мясоперерабатывающего предприятия «Gad» (входит в группу NDLR), назвал их неграмотными, за что принес впоследствии извинения, но именно скотобойни в Германии, Франции и Великобритании не лучшим образом проявили себя во время кризиса COVID-19.

По материалам www.oecd.org; www.lefigaro.fr; www.terre-net.fr; www.insee.fr

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті