Гонка продолжается! Аптечные продажи в Украине: август 2007 г.

Минувшим летом операторы фармрынка лишили себя возможности отдохнуть. Здесь развернулась активная работа, которая никого не оставила равнодушным. Результат налицо — темпы прироста рынка повышаются! При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

В последний летний месяц 2007 г. общий объем розничного фармрынка составил 974,5 млн грн. в  денежном выражении и 165,1 млн упаковок в натуральном (табл. 1). А это больше, чем в аналогичный период предыдущего года на 38,1 и 14,5% соответственно.


По сравнению с прошлым годом прирост объемов розничного фармрынка в  денежном выражении увеличился в 2 раза


В августе 2007 г. наиболее активное развитие традиционно продемонстрировали сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» — косметика и биологически активные добавки (БАД). Причем за первые 8 мес текущего года в  августе было отмечено наибольшее увеличение объема реализации БАД — на 100,6% (!) в  денежном выражении. Прирост объема продаж косметики по этому показателю был не менее внушительным — 98,4%. В натуральном выражении наибольшее увеличение объема продаж также отмечено по этим категориям товаров. В результате суммарная доля БАД и косметики увеличилась в  общем объеме розничного фармрынка до 8% в  денежном и 4,4% в натуральном выражении.

Значительные темпы прироста объемов продаж из аптек в исследуемый период по сравнению с августом 2006 г. были зафиксированы по изделиям медицинского назначения (ИМН) в  денежном и натуральном выражении. Их доля в общем объеме розничного фармрынка также увеличилась.

Таким образом, показатели прироста объема продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», за исключением ЛС, были выше, чем в целом по рынку. ЛС, в свою очередь, продемонстрировали наименьший прирост объемов продаж. Их доля в общем объеме розничного фармрынка уменьшилась. Несмотря на это, выручка аптечных учреждений от реализации ЛС в  августе 2007 г. составила 808,4 млн грн. за 104,0 млн упаковок. А это на треть больше, чем в  августе 2006 г., в денежном выражении и на 8,6% в натуральном.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению c аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 510,8 86,5 101,5 68,4
2006 604,3 85,7 18,3 95,8 66,4 -5,7
2007 808,4 83,0 33,8 104,0 63,0 8,6
ИМН
2005 52,7 8,9 43,0 28,9
2006 62,1 8,8 17,9 43,5 30,2 1,3
2007 88,3 9,0 42,2 53,9 32,6 23,7
Косметика
2005 16,0 2,7 2,0 1,4
2006 25,0 3,5 56,6 2,8 2,0 39,8
2007 49,6 5,1 98,4 4,2 2,6 49,1
БАД
2005 10,8 1,9 2,0 1,3
2006 14,0 2,0 29,4 2,1 1,4 5,3
2007 28,1 2,9 100,6 3,0 1,8 46,6
Всего
2005 590,2 148,5
2006 705,4 19,5 144,2 -2,9
2007 974,5 38,1 165,1 14,5

Превалирование показателей прироста объемов продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении над таковыми в натуральном указывает на повышение средневзвешенной стоимости 1 их упаковки. Эти изменения в очередной раз подтверждают намерения покупателей приобретать более дорогостоящую продукцию в аптечных учреждениях, полки которых изобилуют широким ассортиментом товаров в красивых упаковках, стройными рядами ждущих своего покупателя.

Так, в исследуемый период аптеками было реализовано 23,5 тыс. торговых наименований различных видов продукции (ЛС, ИМН, косметики и БАД). Причем по сравнению с августом 2006 г. ассортимент аптек по этим категориям расширился на 13,8%.

Средневзвешенная стоимость БАД и косметики по сравнению с августом прошлого года увеличилась более чем на 30% и составила 9,3 и 11,7 грн. соответственно (рис. 1). По категории ИМН и ЛС средневзвешенная стоимость повысилась до 1,6 и  7,8 грн. за упаковку соответственно.

Средневзвешенная стоимость 1                                     упаковки различных категорий товаров «аптечной                                     корзины» в августе 2005–2007 гг. с указанием                                     процента прироста по сравнению с аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Наиболее важным событием розничного фармрынка в июле 2007 г. стало возобновление увеличения продаж ЛС в упаковках после годового штиля. Следует отметить, что в августе 2007 г. показатели прироста объемов продаж ЛС в денежном и натуральном выражении были наибольшими с начала текущего года (рис. 2, 3). Скользящая годовая сумма (СГС) объемов реализации ЛС в  натуральном выражении за последние 12 мес — с сентября 2006 г. по август 2007 г. — также увеличилась на 0,7% по сравнению с предыдущими месяцами и составила 1,2 млрд упаковок.

Динамика объема аптечных продаж                                     ЛС в денежном выражении в январе–августе 2005–2007                                     гг. с указанием процента прироста по сравнению с                                     аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика объема аптечных продаж                                     ЛС в натуральном выражении в январе–августе                                     2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по                                     сравнению с аналогичным периодом предыдущего                                     года

Рис. 3. Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года


На розничном фармрынке после годового затишья 2-й месяц подряд продолжают увеличиваться объемы продаж упаковок ЛС


Увеличение объемов фармрынка в натуральном выражении началось в марте текущего года, и только второй месяц увеличивается объем продаж наиболее значимой категории товаров «аптечной корзины» — ЛС — по этому же показателю. Если еще по итогам I полугодия 2007 г. убыль объема продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении была обусловлена уменьшением объемов реализации исключительно ЛС и ИМН отечественного производства, то уже в августе ситуация кардинально изменилась. По темпам прироста в этих сегментах украинские производители сократили разрыв с зарубежными (табл. 2, 3). К тому же в целом объем продаж украинской продукции из аптек в натуральном выражении увеличился.

Неудивительно, что розничный фармрынок в разрезе товаров зарубежного и отечественного производства развивается неравномерно. Львиную долю на фармрынке по объемам продаж в натуральном выражении в сегментах ЛС, косметики и БАД имеют отечественные производители. При этом удельный вес зарубежных фармпроизводителей в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении увеличился по сравнению с августом 2006 г. в натуральном выражении во всех категориях, за исключением БАД.

Ценовая структура рынка заслуживает отдельного внимания, особенно когда ее изменения формируются под активным воздействием операторов, концентрирующих свои усилия на более дорогих препаратах. В августе 2007 г. именно высокостоимостные препараты (стоимость более 26,0 грн.) остались лидерами рынка в  общем объеме реализации ЛС в денежном выражении (табл. 4). Напомним, что препараты этой ценовой ниши, начиная с апреля текущего года, вышли на 1-е место по объемам реализации в денежном выражении. В августе 2007 г. для высокостоимостных препаратов были зафиксированы наибольшие темпы прироста объемов розничной реализации ЛС в  денежном и натуральном выражении — 41,6 и 30,4% соответственно, что значительно превышает таковые в целом по рынку. Объем реализации низкостоимостных препаратов (стоимость менее 4,5 грн.) увеличился в денежном и натуральном выражении на 21,1 и 2,9% соответственно, а среднестоимостных — на 30,5 и 18,1%.

Значительное повышение спроса на дорогостоящие препараты привело к перераспределению долей ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж. Так, по итогам исследуемого периода было отмечено уменьшение доли низко- и среднестоимостных препаратов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении.

Реалии фармацевтического рынка таковы, что продажи ЛС низкостоимостной ценовой ниши в денежном выражении увеличиваются в  большей степени из-за повышения стоимости таких препаратов. При этом объемы их реализации в упаковках остаются практически на том же уровне, что и год назад. В это же время продажи средне- и высокостоимостных препаратов в денежном выражении растут во многом благодаря увеличению количества продаваемых упаковок. В августе 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки максимально повысилась по низкостоимостным препаратам (на 17,7%) до 1,6 грн. (рис. 4). При этом средневзвешенная стоимость ЛС средне-и высокостоимостной ценовых ниш в августе 2007 г. повысилась на 10,5 и 8,5%, составив соответственно 11,4 и 50,7 грн. за упаковку. Отметим, что с мая текущего года средневзвешенная стоимость высокостоимостных ЛС не опускалась ниже отметки 50 грн.

Средневзвешенная стоимость 1                                     упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в августе                                     2005–2007 гг. с указанием процента прироста по                                     сравнению с аналогичным периодом предыдущего                                     года

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Учитывая, что драйверами высокостоимостной ценовой ниши являются рецептурные препараты, важно рассмотреть ситуацию на фармрынке в разрезе препаратов различных категорий отпуска. В последний летний месяц 2007 г. выручка аптечных учреждений от реализации рецептурных ЛС составила 423,8 млн грн. за 31,6 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2006 г. на 34,5% в денежном и на 8,9% в натуральном выражении. Доля таких препаратов несколько увеличилась в денежном выражении по сравнению с августом 2006 г. и составила 52,4% общего объема реализации ЛС, а в натуральном не изменилась — 30,4%. При этом удельный вес рецептурных препаратов в высокостоимостной ценовой нише составил по денежному показателю 68,6%, увеличившись по сравнению с августом 2006 г. на 1,1%.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 358,3 70,2 152,4 29,8
2006 443,8 73,4 23,9 160,5 26,6 5,3
2007 599,3 74,1 35,0 209,2 25,9 30,3
ИМН
2005 33,8 64,3 18,8 35,7
2006 43,5 70,0 28,5 18,6 30,0 -1,1
2007 64,0 72,5 47,3 24,3 27,5 30,2
Косметика
2005 10,3 64,7 5,6 35,3
2006 17,3 69,1 67,3 7,7 30,9 37,2
2007 36,5 73,7 111,5 13,1 26,3 69,2
БАД
2005 5,3 49,0 5,5 51,0
2006 7,2 51,5 36,0 6,8 48,5 23,0
2007 17,1 60,8 137,0 11,0 39,2 62,0
Всего
2005 407,8 69,1 182,4 30,9
2006 511,8 72,6 25,5 193,6 27,4 6,1
2007 717,0 73,6 40,1 257,5 26,4 33,0

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 26,6 26,2 74,9 73,8
2006 28,9 30,2 8,7 66,8 69,8 -10,8
2007 33,7 32,4 16,5 70,3 67,6 5,1
ИМН
2005 20,0 46,6 22,9 53,4
2006 24,2 55,6 20,9 19,3 44,4 -15,7
2007 31,8 59,0 31,3 22,1 41,0 14,2
Косметика
2005 0,8 38,5 1,2 61,5
2006 1,3 44,9 63,2 1,6 55,1 25,1
2007 2,0 46,8 55,2 2,3 53,2 44,1
БАД
2005 0,5 25,8 1,5 74,2
2006 0,6 27,3 11,3 1,5 72,7 3,2
2007 0,7 23,6 27,1 2,3 76,4 53,9
Всего
2005 47,9 32,3 100,6 67,7
2006 55,0 38,1 14,7 89,3 61,9 -11,3
2007 68,2 41,3 24,0 96,9 58,7 8,6

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2005 91,0 17,9 73,7 72,6
2006 86,3 14,3 -5,1 64,5 67,4 -12,4
2007 104,6 12,9 21,1 66,4 63,8 2,9
Среднестоимостная
2005 230,1 45,0 23,8 23,4
2006 266,1 44,0 15,7 25,9 27,0 8,9
2007 347,4 43,0 30,5 30,6 29,4 18,1
Высокостоимостная
2005 189,7 37,1 4,1 4,0
2006 251,8 41,7 32,7 5,4 5,6 31,4
2007 356,5 44,1 41,6 7,0 6,8 30,4
Всего
2005 510,8 101,5
2006 604,3 18,3 95,8 -5,7
2007 808,4 33,8 104,0 8,6

В фармакотерапевтической структуре розничного фармрынка по сравнению с августом 2006 г. значительных изменений не произошло. В августе 2007 г. в разрезе групп АТС-классификации первого уровня по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении традиционным лидером осталась группа А (рис. 5). Ее удельный вес увеличился по сравнению с августом 2006 г. на 0,5% и составил 23,3% общего объема реализации ЛС.

Удельный вес топ-5 крупнейших групп                                     АТС-классификации первого уровня по объемам                                     продаж в денежном выражении в августе 2005–2007 гг.

Рис. 5. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в августе 2005–2007 гг.

Наибольшее увеличение объема продаж ЛС в разрезе топ-5 групп АТС-классификации отмечено по группе N — 37,9%. Доля этой группы препаратов также увеличилась — с 12,1% в  августе 2006 г. до 12,5% в исследуемый период. Удельный вес групп C, R, J, которые дополняют топ-5 групп АТС-классификации первого уровня — лидеров по объемам реализации, сократился по сравнению с августом 2006 г. При этом доля групп, объединенных в категорию «Прочие», не изменилась по сравнению с августом 2006 г. Даже несмотря на то что по группам V, P и M, которые отнесены в эту категорию, зафиксирован максимальный прирост объемов продаж ЛС в денежном выражении среди групп АТС первого уровня, значительно превысивший таковой в  целом по рынку.

В исследуемый период в разрезе групп АТС-классификации третьего уровня наибольший объем реализации в денежном выражении отмечен по группе М01А (41,3 млн грн., табл. 5). Кроме того, прирост объема реализации ЛС этой группы был значительным. А наибольший прирост объемов аптечных продаж в разрезе топ-10 крупнейших групп АТС-классификации третьего уровня зафиксирован по группе А05В — 50,9%. В целом доля этих топ-10 групп в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении увеличилась с 27,4% в августе 2006 г. до 28,1% в исследуемый период.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с августом предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2005 г. 2006 г. D, % 2007 г. D, %
1 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 22,6 28,4 25,4 41,3 45,6
2 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 23,3 24,4 4,8 32,5 32,9
3 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 12,1 14,0 16,1 21,1 50,9
4 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы 12,5 14,9 18,6 20,2 36,0
5 C01E Прочие кардиологические препараты 12,8 15,7 22,9 19,8 25,6
6 G04B Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики 11,7 14,5 23,9 19,0 30,9
7 N05C Снотворные и седативные препараты 12,0 13,2 9,6 18,9 43,4
8 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 10,3 13,3 29,2 18,6 39,3
9 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 11,3 13,7 21,2 18,1 32,2
10 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 12,9 13,7 6,2 17,4 26,7
Прочие 369,3 438,5 18,8 581,5 32,6
Всего 510,8 604,3 18,3 808,4 33,8

Лидером по объемам реализации ЛС в денежном выражении в августе 2007 г. традиционно стал ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6). 2-е и 3-е места в рейтинге привычно заняли АКТОВЕГИН и  ЦЕФТРИАКСОН. На 4-ю позицию с 10-й поднялся ЛИНЕКС. В целом доля топ-30 брэндов ЛС составила более 15% общего объема реализации этой категории товаров «аптечной корзины», несколько увеличившись по сравнению с августом 2006 г.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Брэнд-нейм № п/п
2007 г. 2006 г.
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 1
АКТОВЕГИН 2 3
ЦЕФТРИАКСОН 3 2
ЛИНЕКС 4 10
МЕЗИМ 5 5
НО-ШПА 6 4
ПРЕДУКТАЛ 7 6
КЕТАНОВ 8 8
МИЛДРОНАТ 9 9
НАТРИЯ ХЛОРИД 10 11
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ 11 21
КСЕНИКАЛ 12 7
ЭНАП 13 14
ЭНТЕРОСГЕЛЬ 14 23
ГЕПАБЕНЕ 15 33
ВИАГРА 16 12
ДИКЛОБЕРЛ 17 16
ВИТРУМ 18 24
ЛАЗОЛВАН 19 27
ЦИТРАМОН 20 22
ТРАУМЕЛЬ С 21 31
НИМЕСИЛ 22 37
ФЕСТАЛ 23 17
ДЕТРАЛЕКС 24 26
ЛИОТОН 25 19
ПРОСТАМОЛ УНО 26 28
АУГМЕНТИН 27 43
ДОЛАРЕН 28 48
ФЕЗАМ 29 13
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 30 30

Августовский рейтинг маркетирующих организаций — лидеров по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7). Заслуживает внимания тот факт, что состав первой четверки представленного рейтинга сохраняет стабильность по сравнению с  предыдущими двумя годами: здесь представлены два зарубежных и два крупнейших отечественных фармпроизводителя. Следует также отметить прорыв украинской компании, занявшей 6-ю позицию в  представленном топ-листе, — «Фармак», которая в августе 2006 г. занимала 9-е место.

В целом удельный вес топ-30 маркетирующих организаций в исследуемый период незначительно уменьшился по сравнению с августом 2006 г. и составил немногим более 57% общего объема розничного рынка ЛС в денежном выражении.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п
2007 г. 2006 г. 2005 г.
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 3
sanofi-aventis (Франция) 2 2 1
Дарница (Украина) 3 3 2
Артериум Корпорация (Украина) 4 4 4
Sandoz (Швейцария) 5 5 9
Фармак (Украина) 6 9 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 7 8 11
KRKA (Словения) 8 7 8
Борщаговский ХФЗ (Украина) 9 6 5
Servier (Франция) 10 12 17
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11 10
Здоровье (Украина) 12 10 6
Heel (Германия) 13 14 12
Nycomed (Норвегия) 14 18 20
ratiopharm (Германия) 15 16 22
Actavis Group (Исландия) 16 13 13
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 17 22 23
Ranbaxy (Индия) 18 17 15
Boehringer Ingelheim (Германия) 19 21 18
Bayer Schering Pharma (Германия) 20 20 21
Sagmel (США) 21 19 16
Pfizer Inc. (США) 22 15 14
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 23 23 26
Schering-Plough Corp. (США) 24 26 25
Zentiva (Чешская Республика) 25 38 37
Dr. Reddy’s (Индия) 26 27 29
Egis (Венгрия) 27 25 24
Genom Biotech (Индия) 28 24 19
Bionorica (Германия) 29 39 44
Pliva (Хорватия) 30 29 27

Подводя итоги данного исследования, необходимо отметить плодотворную работу операторов фармрынка в летний сезон. В августе 2007 г. были зафиксированы высокие темпы прироста объемов аптечных продаж по всем категориям продукции. Причем для категории ЛС они стали наибольшими с начала этого года. Более того, вот уже второй месяц подряд объем реализации ЛС в натуральном выражении увеличивается — после долгого затишья пришло время возобновления экстенсивного роста всего отечественного фармрынка. Важно, что этот рост стимулируется уже не за счет дешевых препаратов. Увеличением объемов продаж в натуральном выражении рынок в большей степени обязан средне- и высокостоимостным препаратам. И если говорить о высокостоимостных ЛС, которые сегодня являются лидерами по объемам продаж, то развитие этой ниши стимулируется за счет рецептурных препаратов. Такие изменения, безусловно, все ближе и ближе подводят украинский фармрынок к европейской модели. Тем не менее, очевидно, что нам еще есть над чем работать, что усовершенствовать. У нас имеется огромный латентный спрос. И, судя по всему, операторы фармрынка заинтересованы в его удовлетворении. А значит — гонка продолжается! n

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в  «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт»
обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или
e-mail: sergey@morion.ua

Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті