В лучших традициях! Аптечные продажи в Украине: ноябрь 2007 г.

Установленные на фармрынке в октябре 2007 г. рекорды послужили отличным примером для подражания. В предпоследний месяц 2007 г. события развивались в том же ключе. Можно сказать, в лучших традициях. В этой публикации вы узнаете об изменениях, произошедших на розничном фармрынке Украины в ноябре 2007 г., о самых значимых событиях и свежих рыночных тенденциях. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также сведения Государственного комитета статистики (www.ukrstat.gov.ua ).

В ноябре 2007 г. объем розничного фармрынка в денежном выражении (в ценах конечного потребителя) составил 1,2 млрд грн., а в  натуральном — 173,6 млн упаковок, увеличившись на 40,4 и 13,7% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (табл. 1). В это время для всех категорий товаров «аптечной корзины» было отмечено немалое увеличение объема розничной реализации.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Ноябрь, год Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 706,5 87,2 113,7 68,2
2006 747,3 84,8 5,8 98,1 64,2 -13,7
2007 1041,8 84,2 39,4 108,9 62,7 11,0
ИМН
2005 63,2 7,8 47,7 28,6
2006 72,0 8,2 13,9 48,1 31,5 1,0
2007 100,9 8,2 40,1 56,9 32,8 18,3
Косметика
2005 22,9 2,8 2,7 1,6
2006 39,9 4,5 73,9 3,9 2,5 45,3
2007 57,5 4,6 44,2 4,4 2,6 13,9
БАД
2005 17,3 2,1 2,6 1,6
2006 22,0 2,5 27,1 2,6 1,7 -2,5
2007 37,1 3,0 69,1 3,3 1,9 28,7
Всего
2005 809,9 166,7
2006 881,2 8,8 152,7 -8,4
2007 1237,3 40,4 173,6 13,7

Максимальный прирост объемов реализации в денежном и натуральном выражении в  ноябре 2007 г. был зафиксирован для сегмента биологически активных добавок (БАД) — 69,1 и 28,7% соответственно по сравнению с ноябрем 2006 г. Темпы прироста объемов аптечных продаж косметики заметно снизились на фоне высоких ноябрьских показателей 2006 г. и  составили 44,2% в денежном и 13,9% натуральном выражении. Таким образом, темпы прироста объемов продаж этой категории товаров в ноябре 2007 г. находились практически на одном уровне с таковыми изделий медицинского назначения (ИМН) — 40,1% в денежном и  18,3% натуральном выражении, а также с  наиболее успешной категорией товаров на фармрынке — лекарственными средствами (ЛС) — 39,4% и  11,0% соответственно.

В ноябре 2007 г. доля косметики и БАД увеличилась в общем объеме аптечных продаж как в  денежном, так и в натуральном выражении. Доля ИМН также увеличилась, но только в натуральном выражении. Естественно, все это произошло за счет уменьшения доли ЛС по сравнению с ноябрем 2006 г. Так, удельный вес ЛС в  общем объеме аптечных продаж сократился до 84,2% в денежном и 62,7% натуральном выражении.

Закономерно, что для всех категорий товаров «аптечной корзины» повысилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки. В ноябре 2007 г. максимальное повышение таковой отмечено для категории БАД — на 31,4% до 11,2 грн. за упаковку (рис. 1). Средневзвешенная стоимость косметики повысилась на 26,7% — с 10,25 грн. в ноябре 2006 г. до 13,0 грн. в исследуемый период. Для категории ИМН этот показатель составил 1,8 грн., увеличившись на 18,5% относительно аналогичного периода 2006 г.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки различных категорий товаров                                     «аптечной корзины» в ноябре 2005–2007 гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению                                     с  аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

В ноябре 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС достигла 9,6 грн.

Следует обратить внимание на повышение средневзвешенной стоимости ЛС — на 25,6%, в  результате чего она достигла отметки 9,6 грн. за упаковку (!). С начала 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС постепенно повышалась. Наибольший прирост этого показателя был зафиксирован в мае — 28,6% (8,1 грн.). В  осенние месяцы средневзвешенная стоимость этой категории товаров «аптечной корзины» превысила все былые рекорды (сентябрь — 8,4 грн.; октябрь — 9,0 грн.), а в ноябре стала наибольшей за всю историю развития фармрынка.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН!

В середине 2007 г. произошло повышение темпов прироста объемов продаж ЛС в денежном и натуральном выражении. Своего апогея они достигли в середине осени. В октябре 2007 г. впервые за всю историю отечественного фармрынка объем продаж ЛС превысил 1 млрд грн. (!). Это стало хорошим примером для подражания — и результаты следующего месяца служат тому доказательством. В ноябре 2007 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 1,0 млрд грн. за 108,9 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2006 г. на 39,4% в денежном и 11,0% натуральном выражении.

В исследуемый период зарубежные и отечественные фармпроизводители увеличили объем продаж своей продукции во всех категориях товаров «аптечной корзины» (табл. 2, 3). В общем объеме розничного фармрынка в ноябре 2007 г. доля зарубежных компаний в денежном выражении достигла 75,7%, а в натуральном — 45,6%. Причем их удельный вес увеличился как в денежном, так и натуральном выражении в разрезе всех категорий товаров, а показатели прироста объема реализации каждой из них превысили таковые в целом по рынку.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Ноябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 517,2 73,2 189,3 26,8
2006 564,2 75,5 9,1 183,1 24,5 -3,3
2007 796,6 76,5 41,2 245,2 23,5 33,9
ИМН
2005 42,1 66,6 21,1 33,4
2006 50,9 70,7 21,0 21,1 29,3 -0,2
2007 73,8 73,2 45,1 27,0 26,8 28,2
Косметика
2005 16,6 72,4 6,3 27,6
2006 28,3 70,9 70,3 11,6 29,1 83,3
2007 42,0 73,0 48,5 15,5 27,0 33,9
БАД
2005 9,4 54,3 7,9 45,7
2006 12,5 57,1 33,6 9,4 42,9 19,5
2007 24,0 64,5 91,3 13,2 35,5 39,6
Всего
2005 585,3 72,3 224,7 27,7
2006 655,9 74,4 12,1 225,3 25,6 0,3
2007 936,4 75,7 42,8 300,9 24,3 33,6

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Ноябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 38,1 33,5 75,6 66,5
2006 35,6 36,3 -6,6 62,5 63,7 -17,3
2007 42,2 38,7 18,6 66,7 61,3 6,7
ИМН
2005 23,6 49,5 24,1 50,5
2006 26,6 55,3 12,7 21,5 44,7 -10,6
2007 34,0 59,8 27,9 22,9 40,2 6,4
Косметика
2005 1,2 43,7 1,5 56,3
2006 1,8 46,5 54,6 2,1 53,5 38,1
2007 2,1 46,8 14,8 2,4 53,2 13,0
БАД
2005 0,8 29,5 1,9 70,5
2006 0,6 24,7 -18,1 1,9 75,3 4,0
2007 0,9 26,9 39,9 2,4 73,1 25,0
Всего
2005 63,7 38,2 103,0 61,8
2006 64,6 42,3 1,5 88,1 57,7 -14,5
2007 79,2 45,6 22,5 94,4 54,4 7,2

«Полноправными хозяевами» в общем объеме реализации в сегментах ЛС, косметики и БАД в натуральном выражении являются украинские фармпроизводители. Их доля в этих сегментах в  ноябре 2007 г. составила — 61,3; 53,2 и 73,1% соответственно.

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ!..

Прежде чем перейти к анализу ценовой структуры отечественного фармрынка, следует взглянуть на макроэкономические показатели, которые отразились на всех отраслях украинской экономики. Согласно данным Государственного комитета статистики в ноябре 2007 г. индекс потребительских цен на товары и услуги по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. достиг отметки 115,2 (www.ukrstat.gov.ua).

Также подорожали и препараты. Отметим, что индекс цен может быть определен двумя способами: как индекс Ласпейреса и как индекс Пааше — показатель уровня цен, рассчитываемый на базе изменяющегося набора товаров. Индекс цен Ласпейреса для категории ЛС в ноябре 2007 г. относительно ноября 2006 г. составил 1,12, индекс цен Пааше — 1,11. Соответственно, инфляция в сегменте ЛС в ноябре 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составила около 12%.

ЛС для конечного потребителя в ноябре 2007 г. стоили на 12% дороже, чем в ноябре 2006 г.

В последние месяцы активное развитие на фармрынке демонстрируют продажи высокостоимостных ЛС. Безусловно, увеличение объема продаж таких препаратов обусловлено не только развитием аптечных сетей, но и, прежде всего, уровнем доходов населения в нашей стране. С уверенностью можно говорить о том, что в кошельке украинского потребителя есть средства на приобретение дорогостоящей фармпродукции.

В ноябре 2007 г. наибольший объем продаж на розничном фармрынке был отмечен для высокостоимостных ЛС — 490 млн грн. за 9,6 млн упаковок, что на 46,9% больше в денежном и на 31,2% натуральном выражении, чем в  аналогичный период 2006 г. (табл. 4). Такие показатели прироста оказались выше общерыночных. Немного меньше был объем продаж среднестоимостных ЛС — 438,3 млн грн. за 37,2 млн упаковок, увеличившись на 36,1 и 19,9% соответственно. В это же время наименьшую выручку аптечные учреждения получили от реализации низкостоимостных ЛС — 113,5 млн грн. за наибольшее количество проданных упаковок — 62,1 млн.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Ноябрь, год Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2005 106,8 15,1 74,2 65,3
2006 91,9 12,3 -14,0 59,7 60,9 -19,5
2007 113,5 10,9 23,5 62,1 57,0 4,0
Среднестоимостная
2005 319,7 45,2 33,1 29,1
2006 322,0 43,1 0,7 31,1 31,7 -6,1
2007 438,3 42,1 36,1 37,2 34,2 19,9
Высокостоимостная
2005 280,1 39,6 6,4 5,6
2006 333,5 44,6 19,1 7,3 7,5 14,7
2007 490,0 47,0 46,9 9,6 8,8 31,2
Всего
2005 706,5 113,7
2006 747,3 5,8 98,1 -13,7
2007 1041,8 39,4 108,9 11,0

В ноябре 2007 г. доля высокостоимостных ЛС увеличилась на 2,4% и достигла 47% (!) в общем объеме аптечных продаж этой категории товаров в денежном выражении. Это небывалый рекорд за всю историю развития отечественного фармрынка! Еще в октябре 2007 г. она составляла чуть более 45%. В натуральном выражении наибольшее увеличение удельного веса отмечено для среднестоимостных ЛС — на 2,5% — до 34,2%. Доля низкостоимостных ЛС уменьшилась как в  денежном, так и в натуральном выражении.

Новый рекорд в ноябре 2007 г. установили высокостоимостные препараты: 47,0% – такова была их доля в продажах ЛС в  денежном выражении

Превалирование показателей прироста объема продаж ЛС в денежном выражении над таковыми в натуральном в разрезе ценовых ниш свидетельствует об изменениях средневзвешенной стоимости 1 упаковки. В ноябре 2007 г. максимальное повышение этого показателя зафиксировано для низкостоимостных ЛС — 18,8%, в  результате чего их средневзвешенная стоимость составила 1,83 грн.

Для среднестоимостных препаратов этот показатель увеличился на 13,6% до 11,78 грн. Средневзвешенная стоимость высокостоимостных ЛС увеличилась на 12,0% — с 45,59 грн. в ноябре 2006 г. до 51,08 грн. в исследуемый период. Безусловно, таким результатам фармрынок обязан усилиям его операторов.

Отдельного внимания в разрезе ценовых ниш заслуживает увеличение объемов продаж ЛС зарубежного и отечественного производства. В  ноябре 2007 г. прирост объемов реализации отечественных высокостоимостных ЛС в денежном выражении превысил таковой зарубежных, составив +56,9% (рис. 2). Впечатляет, что в исследуемый период удельный вес ЛС отечественного производства в рамках высокостоимостной ценовой ниши в денежном выражении увеличился на 0,5% по сравнению с ноябрем 2006 г. и составил 7,9%.

Прирост объемов                                     продаж зарубежных и отечественных ЛС в разрезе                                     ценовых ниш в денежном выражении в ноябре 2007 г. по                                     сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Рис. 2. Прирост объемов продаж зарубежных и отечественных ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном выражении в ноябре 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Такой успех украинских производителей в сегменте высокостоимостной ценовой ниши, в первую очередь, стал возможен благодаря увеличению объемов продаж более дорогостоящих препаратов. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного производства этой ценовой ниши по сравнению с ноябрем 2006 г. увеличилась на 21,8% (табл. 5). В результате она оказалась выше, чем для зарубежных, на 0,6 грн. и  составила 51,6 грн. Тогда как средневзвешенная стоимость средне- и низкостоимостных ЛС отечественного производства по-прежнему ниже таковой зарубежного. Следует также подчеркнуть, что в исследуемый период прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных ЛС в рамках каждой из ценовых ниш был выше, чем в целом по рынку, что свидетельствует об активной борьбе украинских производителей за потребителей более дорогостоящих препаратов.

Таблица 5

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства в разрезе ценовых ниш в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Ноябрь, год ЛС зарубежного производства ЛС отечественного производства
Грн. D, % Грн. D, %
Низкостоимостная
2005 1,9 1,3
2006 2,0 2,9 1,5 8,3
2007 2,3 13,2 1,8 20,4
Среднестоимостная
2005 11,1 7,1
2006 11,8 5,9 7,7 8,2
2007 13,2 11,6 9,0 16,8
Высокостоимостная
2005 44,2 40,3
2006 45,9 3,7 42,3 5,2
2007 51,0 11,3 51,6 21,8

Некоторые изменения были отмечены в  фармакотерапевтической структуре розничного фармрынка. В ноябре 2007 г. в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении среди групп АТС-классификации первого уровня по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. уменьшился удельный вес группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм» (на 0,4%), J «Противомикробные средства для системного применения» (0,3%) и  С  «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (на 0,2%; рис. 3).

Удельный вес топ-5                                     крупнейших групп АТС-классификации первого                                     уровня по объемам продаж в денежном выражении в                                     ноябре 2005–2007 гг.

Рис. 3. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в ноябре 2005–2007 гг.

Тем временем объем розничной реализации препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему» увеличился на 47,9% по сравнению с ноябрем 2006 г. Их доля увеличилась на 0,7%. Кроме того, несколько увеличился и удельный вес ЛС группы R «Средства, действующие на респираторную систему» (0,3%).

Максимальный показатель прироста объемов продаж ЛС среди всех групп АТС-классификации первого уровня в ноябре 2007 г. был зафиксирован по группе L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» — 51,9%.

В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня в ноябре 2007 г. максимальные объемы продаж в денежном выражении отмечены по группе N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», как и в аналогичные периоды предыдущих лет (табл. 6). Традиционно в холодное время года произошло немалое повышение спроса на такие ЛС.

Таблица 6

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с ноябрем предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2005 г. 2006 г. D, % 2007 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 36,7 33,9 -7,6 48,1 41,8
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 30,7 32,0 4,2 46,3 44,8
3 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 21,1 22,9 8,5 31,7 38,6
4 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 18,3 20,3 10,7 30,0 47,9
5 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы 18,1 20,9 16,0 29,7 41,8
6 C01E Прочие кардиологические препараты 19,3 21,4 10,5 28,5 33,6
7 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 18,3 18,4 0,6 28,2 52,7
8 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 14,6 16,5 13,1 26,7 61,6
9 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 18,1 17,4 -3,8 24,7 41,9
10 А11А Поливитамины с добавками 20,3 18,9 -6,8 24,1 27,6
Прочие 491,0 524,7 6,9 723,8 37,9
Всего 706,5 747,3 5,8 1041,8 39,4

В разрезе топ-10 крупнейших групп АТС-классификации третьего уровня максимальный прирост объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении был отмечен для группы N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства» — 61,6% по сравнению с ноябрем 2006 г. Более чем в полтора раза увеличился объем реализации препаратов группы R02A «Препараты, применяемые при заболеваниях горла». В  целом же удельный вес топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня увеличился с 29,8% общего объема продаж ЛС в ноябре 2006 г. до 30,5% в исследуемый период.

Следует отметить, что одним из факторов развития розничного фармрынка является расширение ассортимента. В исследуемый период количество брэндов ЛС, представленных на украинском розничном фармрынке, увеличилось практически на 7% по сравнению с ноябрем 2006 г. и составило 3398. Вклад новичков в общий объем аптечных ЛС составил 1,3%.

Втрой месяц подряд рейтинг брэндов ЛС по объемам реализации в  денежном выражении возглавляет АКТОВЕГИН

Ноябрьский рейтинг брэндов ЛС по объемам реализации в денежном выражении возглавил АКТОВЕГИН (табл. 7). Вот уже второй месяц подряд он занимает ведущее место на розничном фармрынке.

Таблица 7

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Брэнд-нейм № п/п, год
2007 2006
АКТОВЕГИН 1 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 1
МИЛДРОНАТ 3 4
ЛАЗОЛВАН 4 7
ЦЕФТРИАКСОН 5 3
ПРЕДУКТАЛ 6 5
ВИТРУМ 7 6
МЕЗИМ 8 8
ПРОСТАМОЛ УНО 9 10
НАТРИЯ ХЛОРИД 10 12
ФЕЗАМ 11 23
НО-ШПА 12 9
КОЛДРЕКС 13 13
ФЕРВЕКС 14 15
ЛИНЕКС 15 11
ЭНАП 16 16
ТРАУМЕЛЬ С 17 25
АУГМЕНТИН 18 28
КЕТАНОВ 19 14
АРБИДОЛ 20 33

Для ноябрьского топ-листа брэндов ЛС в целом характерно присутствие большого количества препаратов «cough&cold». Некоторые из них укрепили свои позиции по сравнению с ноябрем 2006 г. АРБИДОЛ, например, вошел в двадцатку лидеров. Однако в число лидеров рынка продвинулись и другие брэнды: ФЕЗАМ, ТРАУМЕЛЬ С, АУГМЕНТИН.

Рейтинг маркетирующих организаций — лидеров по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении за ноябрь 2007 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 8). Следует отметить, что компания «Sandoz», как и месяцем ранее, заняла в нем 3-ю строчку. А это означает, что первая тройка крупнейших игроков на розничном фармрынке вот уже 2 осенних месяца представлена зарубежными компаниями-производителями.

Таблица 8

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2007 2006 2005
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 2
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 1
Sandoz (Швейцария) 3 5 9
Дарница (Украина) 4 4 4
Артериум Корпорация (Украина) 5 3 3
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 7 7
Фармак (Украина) 7 8 8
KRKA (Словения) 8 6 5
Heel (Германия) 9 11 12
Servier (Франция) 10 10 15
Nycomed (Норвегия) 11 16 16
Борщаговский ХФЗ (Украина) 12 9 6
Boehringer Ingelheim (Германия) 13 15 14
Gedeon Richter (Венгрия) 14 13 13
Здоровье (Украина) 15 12 10
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 16 19 25
ratiopharm (Германия) 17 17 19
Sagmel (США) 18 14 11
Actavis Group (Исландия) 19 21 21
Pfizer Inc. (США) 20 18 18

В целом удельный вес топ-20 маркетирующих организаций в исследуемый период уменьшился по сравнению с ноябрем 2006 г. и составил около 46% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

P.S:

Ноябрь — месяц, который, бесспорно, поддержал лучшие традиции на отечественном фармрынке. С небольшой разницей его объем уступил лишь рекордным октябрьским показателям. Аптечные учреждения в ноябре 2007 г. реализовали ЛС на сумму более 1 млрд грн. Наряду с этим зарубежные фармкомпании продолжили укреплять свои позиции на фармрынке и увеличили долю абсолютно во всех категориях товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении.

Такие изменения, безусловно, отразились на повышении средневзвешенной стоимости 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины». Причем для ЛС в ноябре 2007 г. она приблизилась к двузначной цифре и составила 9,6 грн. Однако следует отдать должное и отечественным фармпроизводителям. Они хорошо потрудились! В сегменте высокостоимостных препаратов, которым принадлежит одна из ключевых ролей на розничном фармрынке, доля ЛС отечественного производства увеличилась до 7,9%. Можно сказать, что улучшая свой продуктовый портфель они добились отличных результатов.

В целом же доля высокостоимостной ценовой ниши в общем объеме выручки от реализации ЛС в ноябре 2007 г. установила новый рекорд, увеличившись до 47%. Такое развитие событий, вне всяких сомнений, на руку производителям. n

Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті