Зазеркалье фармрынка Украины: мониторинг поставок дистрибьюторов в аптеки и розничные продажи в таковых по итогам января–октября 2010 г.

Традиционно мониторинг отечественного рынка лекарственных средств осуществляется на основании данных об объеме аптечных продаж («Sale Out»). В этой публикации мы предлагаем нашим читателям взглянуть на рынок лекарственных средств также под иным углом, оценив его изнаночную сторону — поставки дистрибьюторов в аптеки («Sale In»). Данные «Sale Out» отражают объем реализации лекарственных средств в ценах выхода из аптек, а «Sale In» — в ценах входа в аптеки. Мониторинг этих двух показателей позволяет анализировать ключевые тренды отечественного фармацевтического рынка, отслеживать изменения загруженности аптечных полок. Также предоставляется интересная возможность ответить на вопрос, каковы реалии сегодняшнего рынка украинской дистрибьюции лекарственных средств. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ «SALE IN» И «SALE OUT»

По итогам января–октября 2010 г. объем поставок дистрибьюторами лекарственных средств в аптечные учреждения составил 12,6 млрд грн. за 972 млн упаковок. Объем аптечных продаж лекарственных средств в этот период составил 15,7 млрд грн. за 967 млн упаковок (рис. 1). Таким образом, количество поставленных дистрибьюторами и реализованных в аптеках упаковок лекарственных средств в исследуемый период было практически эквивалентным. Для сравнения годом ранее количество реализованных в аптечных учреждениях упаковок лекарственных средств превысило таковое дистрибьюторских поставок и составило 873 и 825 млн упаковок соответственно. В предыдущем году было отмечено вымывание товарных запасов аптек, а в текущем году наблюдалась противоположная ситуация.

Интересным представляется анализ изменения уровня товарных запасов аптек. Для того чтобы определить, насколько сократились товарные запасы аптек в целом по Украине, необходимо рассчитать среднее количество реализованных упаковок лекарственных средств в день путем деления объема розничной реализации лекарственных средств в натуральном выражении на количество дней периода (исследуемого месяца). Затем разницу дистрибьюторских поставок и объема розничной реализации лекарственных средств в натуральном выражении разделить на полученное среднее количество реализованных упаковок лекарственных средств в день. Таким образом, получим количество дней, на которое изменились товарные запасы аптек.

В целом по итогам 2009 г. объем аптечных товарных запасов в Украине сократился на 17 дней, а в январе–октябре 2010 г. — увеличился на 1 день. В разрезе помесячной динамики изменение товарных запасов аптек варьировало — максимальное их сокращение отмечено в январе–августе 2009 г. и январе 2010 г., в то время как в остальные месяцы преобладали процессы накопления товарной массы на аптечных складах (рис. 2). Январское сокращение товарных запасов обусловлено традиционным снижением активности в сегменте импорта.

Как было отмечено, в январе–августе 2009 г. происходило вымывание товарных запасов аптек, соответственно количество реализованных в аптеках упаковок лекарственных средств в эти месяцы превышало таковое для дистрибьюторских поставок (рис. 3). В периоды традицион­ного сезонного всплеска объема аптечных продаж лекарственных средств — сентябрь, ноябрь, декабрь 2009 г. и март 2010 г. — напротив, дистрибьюторы обеспечили аптечные учреждения продукцией впрок.

В денежном выражении при четкой корреляции объема розничной реализации и поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптеки между этими показателями существует некоторый зазор, который является суммарным результатом изменения товарных запасов и аптечной торговой наценки (см. рис. 1, 3).

Рис. 1
 Объем поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения (Sale In) и розничной реализации (Sale Out) лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января–октября 2009–2010 гг.
Объем поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения (Sale In) и розничной реализации (Sale Out) лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января–октября 2009–2010 гг.
Рис. 2
 Изменение аптечных товарных запасов лекарственных средств в январе 2009 — октябре 2010 г.
Изменение аптечных товарных запасов лекарственных средств в январе 2009 — октябре 2010 г.
Рис. 3
 Динамика поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения (Sale In) и розничной реализации (Sale Out) лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в январе 2009 — октябре 2010 г.
Динамика поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения (Sale In) и розничной реализации (Sale Out) лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в январе 2009 — октябре 2010 г.

В октябре 2010 г. проявились отголоски прошлогоднего всплеска объема аптечных продаж, вызванного паническими настроениями потребителей в условиях угрозы эпидемической ситуа­ции. На фоне высокого базиса для сравнения в октябре текущего года отмечено замедление/снижение темпов прироста объема поставок дистрибьюторов и аптечных продаж в денежном и натуральном выражении относительно аналогичного периода 2009 г. Так, в этом месяце темпы прироста/убыли объема поставок дистрибьюторов составили +6 и –2% в денежном и натуральном выражении соответственно. А для сегмента розничной реализации лекарственных средств эти показатели составили +3 и –3% соответственно.

Напомним, что пик объема аптечных продаж лекарственных средств в октябре минувшего года пришелся на 44-ю и 45-ю недели (последнюю неделю октября и первую неделю ноября). Анализ объема аптечных продаж лекарственных средств за аналогичные недели текущего года указывает на то, что в этом году рынок демонстрирует стабильную динамику без аномальных колебаний (рис. 4). Отметим, что по итогам 44-й недели 2010 г. объем аптечных продаж лекарственных средств уменьшился на 20% в денежном и 26% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыду­щего года, а по итогам 45-й недели темпы убыли составили 24 и 40% соответственно.

По итогам января–октября 2010 г. средняя розничная торговая наценка на лекарственные средства снизилась с 29 до 26% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 5). В это же время объем валовой маржи аптечных учреждений увеличился на 9% (рис. 6). Изменения валовой маржи аптечных учреждений прямо пропорциональны динамике фармрынка. В разрезе помесячной динамики валовая маржа подвержена сезонности объема аптечных продаж и минимально зависит от уровня розничной наценки. Отметим, что снижение розничной торговой наценки началось в конце предыдущего года, а в июле–октябре 2010 г. ее значение стабилизировалось на уровне 27%, в то время как объем валовой маржи в течение года продолжал увеличиваться по мере роста объема аптечной реализации.

Рис. 4
 Объем аптечных продаж лекарственных средств на 35–44-й неделе 2008–2010 гг.
Объем аптечных продаж лекарственных средств на 35–44-й неделе 2008–2010 гг.
Рис. 5
 Объем валовой маржи аптечных учреждений и средневзвешенной торговой наценки на лекарственные средства по итогам января–октябр­я 2009–2010 гг.
Объем валовой маржи аптечных учреждений и средневзвешенной торговой наценки на лекарственные средства по итогам января–октябр­я 2009–2010 гг.
Рис. 6
 Динамика валовой маржи аптечных учреждений и средневзвешенной торговой наценки на лекарственные средства в ноябре 2009 — октябре 2010 г.
Динамика валовой маржи аптечных учреждений и средневзвешенной торговой наценки на лекарственные средства в ноябре 2009 — октябре 2010 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в оптовых ценах поставок дистрибьюторов в аптеки составила 13 грн., а в розничном сегменте — 16 грн., увеличившись на 8 и 7% соответственно (рис. 7). В разрезе помесячной динамики темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в обоих сегментах также близко коррелировали (рис. 8). В декабре 2009 — марте 2010 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в розничном сегменте несколько опережали таковые для дистрибьюторских поставок в аптеки, а с мая текущего года наметилась обратная тенденция.

Рис. 7
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в ценах оптовых поставок дистрибьюторов и розничной реализации по итогам января–октября 2009–2010 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в ценах оптовых поставок дистрибьюторов и розничной реализации по итогам января–октября 2009–2010 гг.
Рис. 8
 Темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в ценах оптовых поставок дистрибьюторов и розничной реализации в ноябре 2009 — октябре 2010 г.
Темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в ценах оптовых поставок дистрибьюторов и розничной реализации в ноябре 2009 — октябре 2010 г.

В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

В товаропроводящей цепи на рынке лекарственных средств важная роль отведена дистрибьюторам, которые традиционно выступают связующим звеном между производителем и аптекой. Причем в посреднике заинтересованы как фарм­индустрия, так и розничный сегмент, поскольку в большинстве случаев эти субъекты рынка не располагают ни финансовыми, ни техническими возможностями для осуществления прямых поставок лекарственных средств. В это же время дистрибьютор выполняет ряд важнейших функций, таких как таможенная очистка, контроль качества, ценообразование, формирование ассортиментного предложения, хранение, реализация и доставка товара, а также коллекторская деятельность. Аптекам дистрибьюторы предлагают многочисленные скидки и отсрочку платежей, а также другие дополнительные мотивационные стимулы.

Как было озвучено на проходившей этой осенью специализированной конференции «Фармрынок Украины: конкуренция и эффективность бизнеса. Куда качнется маятник?», в настоящее время на отечественном фармрынке сегмент дистрибьюции аккумулирует лишь около 4% суммарной выручки от реализации лекарственных средств после их прохождения по всем каналам товаропроводящей цепи (более детальная информация представлена в «Еженедельнике «АПТЕКА» № 41(762) от 25.10.2010 г.). Максимальный удельный вес по этому показателю приходится на фармпроизводителей — 76%, а остальные 20% — на розничный сегмент.

Сегодня на украинском фармацевтическом рынке сегмент дистрибьюции характеризуется самым высоким уровнем консолидации относительно других сегментов. Более 70% общего объема поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптеки сосредоточено в руках 4 ведущих компаний — «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина» и «ВВС-ЛТД» (рис. 9, таблица). Остальные 6 компаний, которые также формируют топ-10 украинских дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении, — «Фра-М», «Вента», «Артур-К», «Фито-Лек», «Каскад-Медикал» и «Юнифарма» концентрируют долю рынка в размере 20%. Отметим, что по итогам января–октября 2010 г. на рынке дистрибьюции поставки лекарственных средств в аптеки осуществляли 295 компаний. Таким образом, в исследуемы­й период остальные 285 компаний аккумулировали лишь 8% общего объема рынка.

Рис. 9
 Доли компаний-дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении согласно их позициям в рейтинге по итогам января–октября 2010 г.
Доли компаний-дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении согласно их позициям в рейтинге по итогам января–октября 2010 г.
Таблица Рейтинг компаний-дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января–октября 2010 г. с указанием позиции в топ-листе за аналогичный период 2009 г.
Дистрибьютор 2010 2009
БаДМ 1 1
Оптима-Фарм 2 2
Альба Украина 3 4
ВВС-ЛТД 4 3
Фра-М 5 5
Вента 6 7
Артур-К 7 6
Фито-Лек 8 9
Каскад-Медикал 9 10
Юнифарма 10 8
Фармако 11 11
Оптовая компания «Дарница» 12 32
Дельта Медикел 13 20
А’СТА 14
Медицинский центр «М.Т.К.» 15 17

В настоящее время начала проявляться тенденция к переходу фармпроизводителей на модель дуодистрибьюции, которым проще работать с несколькими крупными операторами, имеющими хорошо отлаженную систему логистики и реализации. Более того, в борьбе за клиентов дистрибьюторы не ограничиваются ценовой конкуренцией, значительное внимание уделяется повышению качества сервиса, что неизбежно влечет рост издержек, которые можно компенсировать посредством увеличения объема продаж. Ведь за счет использования эффекта масштаба закономерно сокращаются издержки в расчете на единицу товара. Соответственно, происходит наращение финансовых потоков. А высокий уровень финансовой устойчивости способствует тому, что крупнейшие дистрибьюторские компании располагают достаточным экономическим потенциалом для формирования максимально широкого и глубокого (наличие складского запаса) ассортимента для осуществления акций (скидки, бонусы и др.), а также предоставления отсрочек платежей на более выгодных, чем у менее крупных конкурентов, условиях. В создавшейся ситуации небольшие игроки рынка занимаю­т узкие ниши, концентрируясь на определенных сегментах рынка (группе клиентов, лекарственных средств и др.).

В последние годы наметилась тенденция к перераспределению функций в стандартной схеме производитель — дистрибьютор. Так, по мере распространения такой формы хозяйствования, как создание компаний-резидентов, производители берут на себя функции, которые традиционно возложены на дистрибьюторов: таможенная очистка, контроль качества, а также управление ценой.

Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих публикациях, сегмент «импорт за гривню» включает локальные компании зарубежных фармпроизводителей, которые самостоятельно осуществляют ввоз лекарственных средств с последующей их реализацией дистрибьюторам в национальной валюте. Наметившиеся изменения в оптовом сегменте не повлекли за собой структурных изменений, в то время как в сегменте импорта готовых лекарственных средств они проявились в перераспределении долей различных типов дистрибьюторов в общем объеме ввоза.

Так, удельный вес специализированных  компаний-импортеров в общем объеме импорта готовых лекарственных средств стремительно растет, в то время как для ассортиментных дистрибьюторов, напротив, отмечают снижение этого показателя (более детально см. «Еженедельник АПТЕКА» № 44 (765) от 15.11.2010 г.).

РеалиИ таковы

В текущем году объем поставок дистрибьюторов превышает количество реализованных в аптеках упаковок лекарственных средств, в исследуемый период аптечные товарные запасы увеличились на 1 день, а по итогам 2009 г. в целом наблюдалась обратная ситуация — произошло сокращение аптечных товарных запасов на 17 дней.

В денежном выражении при четкой корреляции объема розничной реализации и дистрибьюторских поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптеки между этими показателями существует некоторый зазор, являющийся суммарным результатом изменения товарных запасов и аптечной торговой наценки. По итогам января–октябр­я 2010 г. средняя розничная торговая наценка на лекарственные средства уменьшилась с 29 до 26% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а объем валовой маржи аптечных учреждений увеличился на 9%. Динамика валовой маржи аптечных учреждений и объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении близко коррелируют. Влияние розничной наценки на объем валовой маржи минимально.

Сегмент дистрибьюции лекарственных средств характеризуется самым высоким уровнем консолидации относительно других сегментов отечественного фармрынка. Топ-10 компаний суммарно аккумулируют 92% общего объема оптовых поставок лекарственных средств в аптеки.

Анна Шибаева

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті