Что год текущий нам готовит? Аптечные продажи в Украине: январь 2008 г.

Для многих операторов отечественного фармацевтического рынка 2007 г. оказался довольно успешным. Покупатели стали тратить больше как на лекарственные средства (ЛС), так и на сопутствующие категории товаров «аптечной корзины», при этом отдавая предпочтение более дорогостоящей продукции. Разумеется, такие изменения обусловлены не только увеличением доходов граждан — за этим стоит кропотливая работа всех участников фармрынка. Сохранятся ли утвердившиеся тенденции и в 2008 г. или же события примут совершенно иной оборот? С некоторой долей вероятности на эти вопросы нам поможет ответить обзор рынка аптечных продаж по итогам января 2008 г. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

МЕТОДОЛОГИЯ

Напомним, что при проведении исследования использованы данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. При этом для отображения сведений о розничном фармрынке Украины использованы неверсионные данные. То есть, при расчете количественных показателей все товарные позиции получили характеристики, актуальные по состоянию на момент подготовки статьи.

Среди товаров «аптечной корзины» в публикации исследовались 4 категории: ЛС; изделия медицинского назначения (ИМН); косметика и биологически активные добавки (БАД). Необходимо отметить, что в суммарные показатели по ИМН включены также и данные о дезинфицирующих средствах (ДС).

Все ЛС в этом исследовании в зависимости от стоимости были включены в одну из трех ценовых ниш: низкостоимостная — препараты стоимостью менее 4,5 грн., среднестоимостная — 4,5–26 грн., высокостоимостная — больше 26 грн.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Объем рынка аптечных продаж Украины в январе 2008 г. составил 1209,1 млн грн. в денежном и 163,2 млн упаковок в натуральном выражении, увеличившись соответственно на 43,7 и 13,0% по сравнению с январем 2007 г. (табл. 1). В исследуемый период традиционно уменьшилась доля ЛС среди товаров «аптечной корзины» — на 0,9% в денежном и 1,2% в натуральном выражении (83,2 и 64,1% соответственно). В то же время благодаря более высоким темпам прироста объемов аптечной реализации увеличился удельный вес других категорий товаров — ИМН, БАД и косметики. Наиболее активно развивающейся категорией товаров по итогам января 2008 г. стали БАД, которые «обогнали» по темпам прироста даже косметику.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с январем предыдущего года

Январь Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2006 648,3 87,0 108,7 69,3
2007 707,5 84,1 9,1 94,3 65,3 -13,2
2008 1005,5 83,2 42,1 104,7 64,1 11,0
ИМН
2006 60,2 8,1 43,0 27,4
2007 71,3 8,5 18,5 43,5 30,1 1,0
2008 103,7 8,6 45,4 50,6 31,0 16,3
Косметика
2006 21,9 2,9 2,7 1,7
2007 40,1 4,8 83,7 3,9 2,7 43,5
2008 60,9 5,0 51,8 4,5 2,7 14,9
БАД
2006 15,0 2,0 2,5 1,6
2007 22,5 2,7 49,6 2,7 1,9 9,9
2008 39,0 3,2 73,8 3,5 2,2 28,5
Всего
2006 745,4 156,9
2007 841,4 12,9 144,4 -7,9
2008 1209,1 43,7 163,2 13,0

За последние 12 мес (февраль 2007 — январь 2008 г.) объем аптечных продаж в денежном выражении составил 12,7 млрд грн., превысив показатель аналогичного периода предыдущих лет на 33,8% (рис. 1). В то же время в натуральном выражении объем реализации препаратов увеличился всего на 8,1% и составил 2,0 млрд упаковок. Таким образом, если суммарный объем розничного фармрынка за 12 мес в натуральном выражении изменился незначительно, то в денежном выражении наблюдается тенденция постоянного увеличения объема продаж, что, разумеется, отразилось на динамике средневзвешенной стоимости товаров, реализуемых через аптеки.

Скользящая                                     годовая сумма объема розничного фармрынка в                                     денежном и натуральном выражении в январе 2005 –                                     январе 2008 г.

Рис. 1. Скользящая годовая сумма объема розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении в январе 2005 – январе 2008 г.

Преобладание показателей прироста объемов аптечных продаж в денежном выражении над таковыми в натуральном свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины» (рис. 2). Так, в январе 2008 г. наибольшая средневзвешенная стоимость 1 упаковки была отмечена в категории косметики — 13,6 грн., увеличившись по сравнению с январем 2007 г. на 32,1%. В то же время максимальный прирост средневзвешенной стоимости зафиксирован для БАД — 35,2%, в результате чего она составила 11,1 грн. Несколько меньшей оказалась стоимость 1 упаковки ЛС — 9,6 грн., которая, тем не менее, увеличилась за последний год на 28,1%. Средневзвешенная стоимость ИМН остается самой низкой среди всех категорий товаров «аптечной корзины» (2,1 грн.).

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки различных категорий товаров                                     «аптечной корзины» в январе 2006–2008 гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению                                     с январем предыдущего года

Рис. 2. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с январем предыдущего года

Повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины» в значительной степени связано с постепенным увеличением доли зарубежных товаров, которые в основном дороже отечественных. В январе 2008 г. удельный вес импортной продукции, реализуемой через аптеки, составил 76,0% в денежном выражении и 44,5% в натуральном, что выше прошлогодних показателей на 1,9 и 2,3% соответственно (табл. 2, 3). Максимальный вес товаров зарубежного производства зафиксирован в категории ЛС, где их доля в общем объеме продаж в денежном выражении составила 76,6%.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с январем предыдущего года

Январь Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2006 469,7 72,5 178,6 27,5
2007 530,9 75,0 13,0 176,6 25,0 -1,1
2008 770,6 76,6 45,1 234,9 23,4 33,0
ИМН
2006 41,0 68,0 19,3 32,0
2007 51,9 72,8 26,8 19,4 27,2 0,7
2008 77,0 74,3 48,3 26,6 25,7 37,3
Косметика
2006 15,5 70,7 6,4 29,3
2007 28,7 71,6 85,9 11,4 28,4 78,1
2008 45,7 75,0 59,1 15,2 25,0 33,4
БАД
2006 7,4 49,3 7,6 50,7
2007 12,2 54,2 64,4 10,3 45,8 35,3
2008 25,0 64,1 105,8 14,0 35,9 36,0
Всего
2006 533,5 71,6 211,9 28,4
2007 623,7 74,1 16,9 217,7 25,9 2,7
2008 918,4 76,0 47,2 290,8 24,0 33,6

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с январем предыдущего года

Январь Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2006 35,4 32,6 73,3 67,4
2007 33,7 35,7 -4,8 60,6 64,3 -17,2
2008 40,8 39,0 21,1 63,9 61,0 5,4
ИМН
2006 21,3 49,6 21,7 50,4
2007 24,8 56,9 16,1 18,7 43,1 -13,7
2008 28,8 57,0 16,4 21,7 43,0 16,1
Косметика
2006 1,2 43,7 1,5 56,3
2007 1,8 46,5 52,5 2,1 53,5 36,5
2008 2,1 47,4 17,2 2,3 52,6 12,9
БАД
2006 0,6 25,1 1,9 74,9
2007 0,6 22,9 0,0 2,1 77,1 13,3
2008 0,9 25,2 41,8 2,6 74,8 24,6
Всего
2006 58,5 37,3 98,4 62,7
2007 60,9 42,2 4,0 83,6 57,8 -15,0
2008 72,6 44,5 19,3 90,6 55,5 8,5

Отметим, что среди ЛС, косметики и БАД большинство реализованных в январе 2008 г. упаковок были отечественного производства, однако их удельный вес в общем объеме продаж также уменьшился и составил 61,0; 52,6 и 74,8% соответственно.

РЫНОК ЛС

Аптечные продажи ЛС, набрав обороты во втором полугодии 2007 г., сохранили этот темп и в начале 2008 г., не остановившись даже перед обилием январских праздников. По итогам января 2008 г. объем аптечных продаж ЛС увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в денежном выражении на 42,1%, а в натуральном — на 11,0% и составил 1,0 млрд грн. за 104,7 млн упаковок (рис. 3).

Объем аптечных                                     продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в                                     январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста                                     /убыли по сравнению с январем предыдущего года

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста /убыли по сравнению с январем предыдущего года

В январе 2008 г. привычно наблюдалось повышение интереса потребителей к дорогим препаратам. Аптечными учреждениями было реализовано 9,3 млн упаковок ЛС со стоимостью выше 26 грн. на общую сумму 470,2 млн грн. (табл. 4). В результате их доля на рынке увеличилась по сравнению с январем 2007 г. на 2,4% в денежном выражении и на 1,5% в натуральном, достигнув 46,8 и 8,9% соответственно. В то же время удельный вес препаратов низкостоимостной ценовой ниши уменьшился на 1,7% в денежном и 4,6% в натуральном выражении. Объем их реализации составил 110,0 млн грн. за 59,6 млн упаковок. Вклад же среднестоимостных препаратов в общий объем рынка ЛС в январе 2008 г. составил 425,3 млн грн. за 35,8 млн упаковок.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с январем предыдущего года

Январь Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2006 102,4 15,8 72,1 66,3
2007 89,1 12,6 -13,0 58,0 61,5 -19,5
2008 110,0 10,9 23,4 59,6 56,9 2,7
Среднестоимостная
2006 289,1 44,6 30,5 28,1
2007 304,3 43,0 5,3 29,3 31,0 -4,0
2008 425,3 42,3 39,8 35,8 34,2 22,3
Высокостоимостная
2006 256,8 39,6 6,1 5,6
2007 314,1 44,4 22,3 7,0 7,4 14,9
2008 470,2 46,8 49,7 9,3 8,9 32,4
Всего
2006 648,3 108,7
2007 707,5 9,1 94,3 -13,2
2008 1005,5 42,1 104,7 11,0

В январе 2008 г. было отмечено повышение стоимости ЛС во всех трех ценовых нишах по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., причем прирост этого показателя был значительнее прошлогоднего (рис. 4). В результате средневзвешенная стоимость 1 упаковки препарата низкостоимостной ниши составила 1,85 грн., среднестоимостной — 11,87 грн. и высокостоимостной — 50,63 грн.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в                                     январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста                                     по сравнению с январем предыдущего года

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с январем предыдущего года

Объем аптечных продаж безрецептурных ЛС в денежном выражении в январе 2008 г. оказался немного больше, чем рецептурных, достигнув 508,8 млн грн. (рис. 5). Среди рецептурных препаратов отмечено следующее долевое распределение объема аптечных продаж в денежном выражении между ценовыми нишами: 61,6% — высокостоимостная ценовая ниша, 31,0% – среднестоимостная и 7,4% — низкостоимостная (для сравнения, аналогичные показатели по ОТС-препаратам составили 32,3; 53,3 и 14,4%). Видно, что среди рецептурных больше дорогостоящих препаратов, нежели среди ЛС, продаваемых без рецепта.

Объем аптечных                                     продаж рецептурных и безрецептурных ЛС в                                     денежном выражении в январе 2006–2008 гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению с                                     январем предыдущего года

Рис. 5. Объем аптечных продаж рецептурных и безрецептурных ЛС в денежном выражении в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с январем предыдущего года

Лидером по объему аптечных продаж ЛС в январе 2008 г. в разрезе АТС-классификации первого уровня традиционно стала группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 6). И хотя по сравнению с прошлым годом доля этой группы уменьшилась с 23,8% до 23,1%, она все еще имеет значительное преимущество перед ближайшим преследователем — группой R «Средства, действующие на респираторную систему» с удельным весом 13,7% рынка (13,0% в январе 2007 г.). Помимо группы R увеличилась доля ЛС, входящих в группу N «Средства, действующие на нервную систему» и категорию «Прочие».

Удельный вес                                     топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого                                     уровня по объемам продаж в денежном выражении в                                     январе 2006–2008 гг.

Рис. 6. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в январе 2006–2008 гг.

Среди групп АТС-классификации третьего уровня в исследуемый период на 1-м месте закрепилась группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» с объемом продаж 48,1 млн грн., что на 52,6% больше, чем в январе прошлого года (табл. 5). Наибольший прирост объема реализации среди топ-10 зафиксирован для группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» — 64,4%.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с январем предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2006 г. 2007 г. D, % 2008 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 33,9 31,5 -7,1 48,1 52,6
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 25,9 29,3 13,2 44,0 50,3
3 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 17,5 20,6 17,4 29,8 45,1
4 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 16,9 20,5 21,3 29,0 41,4
5 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 15,3 17,7 15,9 27,8 56,9
6 C01E Прочие кардиологические препараты 18,4 20,4 10,5 27,5 35,1
7 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 16,5 18,7 13,7 26,3 40,4
8 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 17,0 15,7 -7,5 25,8 64,4
9 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 15,5 17,9 15,7 24,8 38,9
10 G04B Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики 13,9 15,7 13,0 22,5 43,6
Прочие 457,5 499,5 9,2 699,9 40,1
Всего 648,3 707,5 9,1 1005,5 42,1

Лидером среди брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в январе 2007 г. остается ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6). На 2-м и 3-м местах разместились МЕЗИМ и АКТОВЕГИН.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в январе 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за январь 2006–2007 гг.

Брэнд-нейм № п/п, год
2006 2007 2008
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 1 1
МЕЗИМ 3 2 2
АКТОВЕГИН 4 3 3
МИЛДРОНАТ 7 5 4
ЦЕФТРИАКСОН 2 4 5
ПРЕДУКТАЛ 9 6 6
ЛАЗОЛВАН 16 8 7
ВИТРУМ 10 10 8
НО-ШПА 6 9 9
ФЕЗАМ 5 7 10
НАТРИЯ ХЛОРИД 11 12 11
ЭНАП 15 11 12
КОЛДРЕКС 8 15 13
ПРОСТАМОЛ УНО 19 19 14
ФЕРВЕКС 12 18 15
АРБИДОЛ 152 45 16
АУГМЕНТИН 71 26 17
ГЕПАБЕНЕ 23 17 18
ТРАУМЕЛЬ С 33 22 19
ФЕСТАЛ 13 14 20
КЕТАНОВ 14 13 21
ЛИНЕКС 29 16 22
ФАРМАЦИТРОН 58 53 23
ЭНТЕРОСГЕЛЬ 41 28 24
АЦЦ 37 23 25
КАНЕФРОН 87 38 26
ТИОТРИАЗОЛИН 64 24 27
АНАФЕРОН 89 39 28
НИМЕСИЛ 84 32 29
ДИКЛОБЕРЛ 26 21 30

Лидером рейтинга маркетирующих организаций по объемам продаж ЛС в январе 2008 г. стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7). Несмотря на определенные ротации в топ-5 маркетирующих организаций, состав пятерки по сравнению с январем 2007 г. не изменился — на 2-м месте разместилась «Sanofi-Aventis», за ней расположились «Sandoz», «Дарница» и «Артериум».

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за январь 2006–2007 гг.

Маркетирующая организация № п/п
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 1 2 2
Sandoz (Швейцария) 10 5 3
Дарница (Украина) 3 3 4
Артериум Корпорация (Украина) 4 4 5
GlaxoSmithKline (Великобритания) 8 7 6
Фармак (Украина) 7 8 7
KRKA (Словения) 5 6 8
Servier (Франция) 15 10 9
Heel (Германия) 12 12 10
Борщаговский ХФЗ (Украина) 6 9 11
Nycomed (Норвегия) 18 17 12
Здоровье (Украина) 9 11 13
Gedeon Richter (Венгрия) 11 13 14
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 15 15
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 25 19 16
ratiopharm (Германия) 19 16 17
Actavis Group (Исландия) 13 14 18
Sagmel (США) 14 18 19
Bittner (Австрия) 22 22 20
Pfizer Inc. (США) 21 20 21
Ranbaxy (Индия) 17 21 22
Zentiva (Чешская Республика) 36 31 23
Bionorica (Германия) 38 29 24
Bayer Schering Pharma (Германия) 24 23 25
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 29 26 26
Mili Healthcare (Великобритания) 42 40 27
Bayer Consumer Care (Швейцария) 43 39 28
Novartis Consumer Health (Швейцария) 45 38 29
Натурпродукт-Вега (Украина) 26 25 30

ИТОГИ

Первый месяц 2008 г. в сегменте аптечных продаж, можно сказать, прошел «по накатанной». Даже более того — знаковые тенденции конца прошлого года нашли свое явное подтверждение и еще основательнее утвердились в январе 2008 г.

Прирост объема рынка аптечных продаж в денежном выражении охарактеризовался весьма значительной величиной (+43,7%), что вполне согласуется с темпами, заданными в последние месяцы 2007 г. Уверенно продолжает увеличиваться и количество реализуемых упаковок. В основе этих изменений лежат по большей части проверенные временем механизмы.

Львиная доля рынка аптечных продаж в денежном выражении принадлежит ЛС, однако сопутствующие категории товаров развиваются более активно, планомерно увеличивая свой удельный вес.

Несмотря на вновь наблюдающийся рост объема рынка в натуральном выражении, его величество потребитель не отказался от высказанных ранее предпочтений — его выбор однозначно тяготеет к современным, качественным и, соответственно, более дорогим товарам. Во всех ценовых нишах отмечено повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Причем в первую очередь это касается ЛС низкостоимостной ниши, доля которых в исследуемый период составила около 11%, уменьшившись за последние 2 года уже почти на 5%.

Итак, что же год текущий нам готовит? По-видимому, прогнозируемый прирост объема продаж товаров «аптечной корзины» на 40% можно считать вполне реалистичным, и январь 2008 г. стал ярким тому подтверждением. Для того чтобы откусить дополнительный кусочек рыночного пирога, зарубежные производители, разумеется, продолжают использовать все еще существующее преимущество своей продуктовой линейки, изначально сориентированной на средне- и высокостоимостные ЛС. Популярность сопутствующих категорий товаров продолжает возрастать и вряд ли в обозримом будущем произойдет резкая переориентация в противоположную сторону.

Тем не менее, неожиданные повороты событий исключить просто невозможно. Даже на примере января 2008 г. можно убедиться, что значительный прирост объема аптечных продаж в определенной степени связан с минимум одним макроэкономическим фактором — инфляцией. Индекс потребительских цен (один из основных показателей уровня инфляции), по данным Государственного комитета статистики, в исследуемый период достиг 19,4% по сравнению с январем 2007 г. Вместе с тем, вклад инфляционной составляющей в общий прирост объема продаж ЛС составил 12,6% из 42,1%. Таким образом, потребители, пожелавшие в январе 2008 г. проявить дополнительную заботу о своем здоровье и имевшие необходимые для этого средства, вынуждены были платить уже по новым тарифам.

Иван Лесько, Евгений Кунда

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті