ГОНКИ НА аптечной полке
В период кризиса в 2009 г. динамика отечественного фармрынка замедлилась. В условиях ухудшения платежеспособности населения спрос потребителей перераспределился с дорогостоящей продукции в сторону более дешевой, преимущественно отечественного производства. Это было характерно не только для главной категории товаров «аптечной корзины» — лекарственных средств, но и для других ее составляющих — изделий медицинского назначения (ИМН) и биологически активных добавок (БАД). Более того, наиболее заметная экономия расходов потребителей отмечена в категориях косметики и БАД, темпы прироста объема продаж которых не поспевали за общерыночным развитием.
Предыдущий год войдет в историю отечественного фармрынка как период его восстановления и активного роста в национальной валюте, натуральном выражении и долларовом эквиваленте. Если сравнить объем потребления товаров «аптечной корзины» в 2010 г. с таковым в 2008 г., то он увеличился практически в 1,5 раза в национальной валюте (рис. 1) и равен по количеству реализованных упаковок и объему при пересчете в американскую валюту.
В целом по итогам 2010 г. аптечная реализация всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличилась относительно 2009 г. на 15,6% в денежном выражении и почти на 6% в натуральном и составила 23,5 млрд грн. за 1,9 млрд упаковок (табл. 1). При пересчете в долларовый эквивалент темпы прироста объема розничного фармрынка были близки к таковым в национальной валюте и составили +13,7% до 3,0 млрд дол. США.
Таблица 1 | Объем аптечных продаж по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в 2008–2010 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Год | Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | Δ, % |
Лекарственные средства | ||||||
2008 | 13121,8 | 81,4 | – | 1186,5 | 60,8 | – |
2009 | 16726,7 | 82,3 | 27,5 | 1089,7 | 61,5 | –8,2 |
2010 | 19690,3 | 83,8 | 17,7 | 1186,5 | 63,2 | 8,9 |
ИМН* | ||||||
2008 | 1503,5 | 9,3 | – | 670,6 | 34,3 | – |
2009 | 1917,0 | 9,4 | 27,5 | 593,9 | 33,5 | –11,4 |
2010 | 1973,2 | 8,4 | 2,9 | 598,2 | 31,9 | 0,7 |
Косметика | ||||||
2008 | 966,4 | 6,0 | – | 62,2 | 3,2 | – |
2009 | 1080,4 | 5,3 | 11,8 | 55,8 | 3,1 | –10,2 |
2010 | 1153,6 | 4,9 | 6,8 | 56,0 | 3,0 | 0,3 |
БАД | ||||||
2008 | 534,3 | 3,3 | – | 33,4 | 1,7 | – |
2009 | 607,7 | 3,0 | 13,7 | 33,5 | 1,9 | 0,2 |
2010 | 677,9 | 2,9 | 11,6 | 36,3 | 1,9 | 8,4 |
Всего | ||||||
2008 | 16126,0 | – | – | 1952,7 | – | – |
2009 | 20331,8 | – | 26,1 | 1772,8 | – | –9,2 |
2010 | 23495,0 | – | 15,6 | 1877,0 | – | 5,9 |
Опережающую динамику продемонстрировала главная категория товаров «аптечной корзины» — лекарственные средства, объем аптечных продаж которой увеличился по сравнению с 2009 г. почти на 18% в денежном и на 9% в натуральном выражении и составил 19,7 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. В долларовом эквиваленте объем увеличился почти на 16% и составил 2,5 млрд дол.
Напомним, что знаковым событием для рынка лекарственных средств в 2010 г. было планомерное смещение спроса в пользу более дорогостоящей продукции. В структуре продаж препаратов присутствует также инфляционная составляющая, однако ее вклад в общий прирост весьма невысок в целом по рынку и для лекарственных средств зарубежного производства. Чего нельзя сказать о препаратах украинского производства, в общий прирост объема продаж которых (27%) инфляционная составляющая привнесла 12,2% (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 3 (774) от 24.01.2011 г.).
Традиционно наиболее емким в денежном и натуральном выражении для отечественного фармрынка в 2010 г. стал IV кв. Максимальные темпы прироста аптечных продаж отмечены во II кв. 2010 г. (рис. 2), что было обусловлено активным ростом аптечных продаж лекарственных средств (+26,1% в денежном и +15,1% в натуральном выражении относительно II кв. 2009 г.). Вполне очевидно, что после всплеска аптечных продаж в конце 2009 г. (в течение 2 нед октября–ноября), вызванного эпидемией гриппа, в результате ажиотажного спроса потребители закупили лекарства впрок и, как следствие, темпы прироста объема продаж лекарств в I кв. 2010 г. замедлились, что также отразилось на темпах развития фармрынка в целом в этот период.
Влияние кризиса отразилось на общей структуре аптечных продаж за последние 2 года, и подобная тенденция сохранилась в 2010 г. Если еще в 2008 г. сопутствующие категории товаров аккумулировали суммарно около 20% в денежном и 40% в натуральном выражении, то уже в 2010 г. эти показатели уменьшились примерно до 16 и 37% соответственно.
Кризис заставил покупателей более взвешенно относиться к своим расходам, в том числе и в аптечных учреждениях, и не только в 2009 г., но и в 2010 г. — заметного оживления в потреблении сопутствующих категорий товаров не отмечено.
В это же время увеличилась и доля лекарственных средств в общем объеме аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении относительно предыдущих лет.
повороты и развороты
Общий рост фармрынка в натуральном выражении в 2010 г. был обеспечен почти в равной степени увеличением аптечных продаж как отечественной, так и зарубежной продукции.
Ввиду того, что отечественный фармрынок, как и другие рынки стран СНГ, импортозависим, в общем его объеме по всем категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении превалируют товары зарубежного производства (табл. 2), а в натуральных величинах — напротив, продукция украинских производителей, за исключением ИМН (табл. 3). Следует отметить, что в условиях кризиса в 2009 г. для отечественных производителей стало хорошей традицией успешно наращивать объем аптечных продаж и долю в общем объеме фармрынка. Этому в значительной степени способствовали действующие рыночные механизмы.
Таблица 2 | Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в 2008–2010 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Год | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | |
Лекарственные средства | ||||||
2008 | 10113,5 | 77,1 | – | 3008,3 | 22,9 | – |
2009 | 12551,4 | 75,0 | 24,1 | 4175,4 | 25,0 | 38,8 |
2010 | 14389,3 | 73,1 | 14,6 | 5301,0 | 26,9 | 27,0 |
ИМН* | ||||||
2008 | 1135,3 | 75,5 | – | 368,2 | 24,5 | – |
2009 | 1410,1 | 73,6 | 24,2 | 506,9 | 26,4 | 37,7 |
2010 | 1459,7 | 74,0 | 3,5 | 513,6 | 26,0 | 1,3 |
Косметика | ||||||
2008 | 723,6 | 74,9 | – | 242,8 | 25,1 | – |
2009 | 760,0 | 70,3 | 5,0 | 320,5 | 29,7 | 32,0 |
2010 | 802,2 | 69,5 | 5,6 | 351,4 | 30,5 | 9,6 |
БАД | ||||||
2008 | 377,0 | 70,6 | – | 157,3 | 29,4 | – |
2009 | 375,9 | 61,9 | -0,3 | 231,8 | 38,1 | 47,3 |
2010 | 402,2 | 59,3 | 7,0 | 275,7 | 40,7 | 19,0 |
Всего | ||||||
2008 | 12349,3 | 76,6 | – | 3776,6 | 23,4 | – |
2009 | 15097,3 | 74,3 | 22,3 | 5234,5 | 25,7 | 38,6 |
2010 | 17053,3 | 72,6 | 13,0 | 6441,7 | 27,4 | 23,1 |
Таблица 3 | Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в 2008–2010 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Год | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | Млн грн. | Удельный вес категории, % | Δ, % | |
Лекарственные средства | ||||||
2008 | 448,9 | 37,8 | – | 737,7 | 62,2 | – |
2009 | 368,9 | 33,9 | –17,8 | 720,8 | 66,1 | –2,3 |
2010 | 403,0 | 34,0 | 9,3 | 783,5 | 66,0 | 8,7 |
ИМН* | ||||||
2008 | 421,0 | 62,8 | – | 249,6 | 37,2 | – |
2009 | 342,7 | 57,7 | –18,6 | 251,2 | 42,3 | 0,6 |
2010 | 357,1 | 59,7 | 4,2 | 241,2 | 40,3 | –4,0 |
Косметика | ||||||
2008 | 31,0 | 49,9 | – | 31,2 | 50,1 | – |
2009 | 24,0 | 43,0 | –22,5 | 31,8 | 57,0 | 2,0 |
2010 | 23,9 | 42,7 | –0,5 | 32,1 | 57,3 | 0,9 |
БАД | ||||||
2008 | 10,9 | 32,6 | – | 22,5 | 67,4 | – |
2009 | 9,1 | 27,1 | –16,5 | 24,4 | 72,9 | 8,3 |
2010 | 9,7 | 26,8 | 7,2 | 26,5 | 73,2 | 8,9 |
Всего | ||||||
2008 | 911,8 | 46,7 | – | 1040,9 | 53,3 | – |
2009 | 744,7 | 42,0 | –18,3 | 1028,1 | 58,0 | –1,2 |
2010 | 793,7 | 42,3 | 6,6 | 1083,2 | 57,7 | 5,4 |
Так, украинские производители увеличили свой вклад в общий объем фармрынка как в денежном, так и в натуральном выражении. Причем в категории лекарственных средств они значительно укрепили позиции — за последние 2 года их доля в этом сегменте увеличилась примерно на 4% — до 27% в деньгах и 66% в упаковках. Для сравнения отметим, что в соседнем государстве — России — в 2010 г. это распределение составляет 25 и 64% соответственно. Как известно, правительство РФ лоббирует интересы локальных производителей и намерено приложить все усилия, чтобы в будущем увеличить удельный вес российских препаратов на рынке до 50% (более подробно читайте на сайте «Еженедельника АПТЕКА»).
Основной движущей силой роста рынка аптечной реализации всех категорий товаров в национальной валюте в кризисный период (в 2009 г.) была инфляционная составляющая. Но если для для лекарственных средств и ИМН она составила более 50%, то для косметики и БАД этот вклад был меньшим — более 30%.
В 2010 г. в сегменте лекарственных средств основной вклад в прирост объема аптечных продаж препаратов обеспечивал индекс замещения, а для сопутствующих категорий товаров в этот период — инновационный индекс (рис. 3). А в сегменте косметики зафиксировано влияние инфляционной составляющей (6,5%), причем цены на отечественную более дешевую косметику росли значительно быстрее. То есть в отличие от рынка лекарств, где прирост объема продаж обусловлен увеличением количества потребляемых упаковок и перераспределением спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты, на рынке сопутствующих категорий основной вклад в прирост обеспечили продажи товаров, впервые выведенных на рынок.
Для всех сопутствующих категорий товаров индекс эластичности спроса в 2010 г. находился чуть ниже нуля, что свидетельствует о некоторой ценовой чувствительности потребителей. Однако следует заметить, что более ярко выраженным было влияние этого показателя в кризисный 2009 г.
С наступлением кризиса в первой половине 2009 г. темпы прироста реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении замедлились, а в натуральном выражении для всех сегментов была характерна отрицательная динамика (рис. 4). События осени 2009 г. ускорили темпы рыночного развития одновременно нескольких сегментов — лекарственных средств, ИМН и БАД.
Практически ежемесячно в течение 2010 г. быстрее увеличивались продажи товаров украинского производства, нежели зарубежного. В результате по итогам 2010 г. темпы прироста реализации украинских лекарственных средств в денежном выражении, косметики и БАД в денежном и натуральном выражении были выше таковых зарубежного производства (рис. 5).
В сегменте ИМН лидировали зарубежные производители. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки этой продукции в 2010 г. незначительно снизилась по сравнению с 2009 г., а отечественного производства, напротив, повысилась (рис. 6). Аналогичная ситуация отмечена и для стоимости товаров категории БАД. Более того, в других сегментах фармрынка — лекарственных средствах и косметике — средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинского производства в 2010 г. повысилась больше, чем зарубежного.
И хотя для всех товаров «аптечной корзины» преимущественный вклад в повышение средневзвешенной стоимости внесли товары отечественного производства, в абсолютном значении стоимость украинской продукции уступает таковой зарубежного производства. Так, по итогам 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных лекарственных средств была выше таковой украинских в 5 раз, ИМН — почти в 2 раза, косметики — в 3, БАД — в 4.
В условиях 2009 г. потребитель был вынужден экономить на товарах и услугах, и лекарственные средства не стали исключением. Произошла переориентация на недорогие препараты отечественного производства. В результате в ценовой структуре продаж увеличилась доля дешевых препаратов. Но уже в 2010 г. ситуация начала возвращаться на круги своя — потребление и доля дорогостоящей продукции в общем объеме продаж препаратов увеличились.
В Украине цены на лекарства ниже, чем в ряде стран постсоветского пространства. Максимальное значение средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отмечено в Молдове и Армении — около 3,5 дол., 3-ю позицию занимает Россия — 3 дол., за ней следует Грузия — 2,8 дол. В Казахстане, Украине и Беларуси средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств находится приблизительно на одном уровне и составляет около 2 дол. (более подробно читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 50 (771) от 27.12.2010 г.).
В потреблении сопутствующих категорий товаров также отмечен возрастающий спрос на украинскую продукцию, уступающую по цене импортной. Тем не менее потребитель продолжает бережно расходовать средства на другие товары, представленные на полках аптечных учреждений. Количество реализованных упаковок ИМН и косметики не восстановилось до уровня докризисного периода. В сегменте БАД реализация развивается более успешно.
ФИНИШНЫЕ УСПЕХИ
По итогам 2010 г. аптечная реализация всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличилась относительно 2009 г. на 15,6% в денежном и почти на 6% в натуральном выражении. Опережающее развитие продемонстрировала категория товаров, которая была, есть и будет его драйвером, — лекарственные средства. Также в 2010 г. отмечено оживление спроса в сегменте БАД, преимущественно отечественного производства. В целом практически в каждой категории товаров «аптечной корзины» украинские фармкомпании укрепили свои позиции и увеличили удельный вес.
Максимальный вклад в прирост аптечных продаж ИМН и БАД в денежном выражении в 2010 г. обеспечил инновационный индекс, и почти отсутствовал инфляционный. Среди всех категорий товаров «аптечной корзины» наибольший вклад инфляционной составляющей в прирост объема продаж отмечен в сегменте косметики. Индекс эластичности спроса сопутствующих категорий товаров был в минусе.
Из года в год игроки фармрынка великолепно демонстрируют мастерство и сноровку. Благодаря их усилиям рынок достаточно быстро восстановил свои объемы после кризиса. Многочисленные проезды, маневрирования, управляемые заносы, крутые виражи, высочайшие скорости игроков — все это и многое другое предстоит увидеть в текущем году на «дорогах» фармрынка!
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим