Дорогу осилит идущий! Аптечные продажи в Украине: сентябрь, первые 9 мес 2008 г.

В начале года прогнозы развития розничного фармрынка были оптимистичными. И для этого были все основания: наиболее динамично «шагали» сопутствующие категории товаров «аптечной корзины». На рынке лекарственных средств (ЛС) происходили качественные трансформации: быстрее рынка увеличивались продажи дорогостоящих препаратов, их доля. Другими словами, результаты развития фармрынка в I кв. и в I полугодии 2008 г. соответствовали ожиданиям. Сегодня в условиях экономического кризиса мы заглянем в недавнее прошлое и насладимся «предфинальными» результатами динамичного развития отечественного фармрынка за первые 9 мес текущего года. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

НА АПТЕЧНЫХ ПОЛКАХ

Общий объем розничного фармрынка по итогам 9 мес 2008 г. увеличился на 34,4% в денежном и 2,2% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и достиг 11,6 млрд грн. за 1,5 млрд упаковок (табл. 1). Хотелось бы напомнить, что в целом за 2007 г. аптечными учреждениями было реализовано фармпродукции на 12,4 млрд грн. за 2,0 млрд упаковок. Таким образом, разница между объемом фармрынка за весь 2007 г. и за первые 9 мес текущего года невелика. Примечательно, что в текущем году, начиная с января, ежемесячный объем аптечных продаж составлял более 1 млрд грн. (рис. 1). В предыдущем году такой результат впервые был зафиксирован в марте и далее в осенние месяцы.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров за первые 9 мес 2006– 2008 гг.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

9 мес, год

Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %
ЛС
2006 5839,6 85,9 925,9 66,5
2007 7188,0 83,5 23,1 909,1 63,1 –1,8
2008 9353,8 80,9 30,1 889,5 60,5 –2,1
ИМН*
2006 574,8 8,5 417,5 30,0
2007 741,1 8,6 28,9 466,2 32,4 11,7
2008 1095,2 9,5 47,8 501,4 34,1 7,5
Косметика
2006 234,6 3,4 27,1 1,9
2007 426,5 5,0 81,8 38,1 2,6 40,2
2008 690,1 6,0 61,8 46,1 3,1 21,2
БАД
2006 151,3 2,2 22,8 1,6
2007 249,7 2,9 65,1 26,5 1,8 16,3
2008 424,8 3,7 70,2 34,5 2,3 30,3
Всего
2006 6800,2 1393,3
2007 8605,2 26,5 1439,8 3,3
2008 11563,9 34,4 1471,5 2,2
?

В разрезе квартальной динамики максимальные темпы прироста объема розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном выражении отмечены в I кв. 2008 г. Объем аптечных продаж по сравнению с таковым в I кв. 2007 г. увеличился на 40,6%. В абсолютном значении он достиг 3,9 млрд грн. (рис. 2). Во II и III кв. 2008 г.продолжилось активное увеличение объемов продаж товаров «аптечной корзины» на уровне более 30%, а объем розничного фармрынка составлял 3,8 и 3,9 млрд грн. соответственно. При этом следует учитывать, что годом ранее в I кв. темпы прироста объема продаж в денежном выражении находились на уровне +17,1% и в последующие периоды этот показатель повышался.

Рис. 1 Динамика объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в январе 2006 – сентябре 2008 г.

Рис. 1 Динамика объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в январе 2006 – сентябре 2008 г.

В текущем году ситуация сложилась несколько иначе — наиболее активным был I кв. Причем исключительно в этот период отмечали прирост объема аптечных продаж в натуральном выражении — +7,9% по сравнению с I кв. 2007 г. (рис. 3). Во II и III кв.количество реализованных упаковок в аптечных учреждениях сократилось по сравнению с аналогичными периодами 2007 г.

Динамика объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I, II и III кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2 Динамика объема продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I, II и III кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в I, II и III кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3 Динамика объема продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в I, II и III кв. 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Наиболее «объемным» и показательным традиционно является IV кв. Однако события, произошедшие в октябре, могут пошатнуть историю развития фармрынка за 2008 г.

Итак, анализируя итоги 9 мес 2008 г., отметим, что традиционно наиболее динамично развивались сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» (см. табл. 1). По сравнению с 9 мес 2007 г. более чем на 70 и 60% соответственно увеличился объем аптечных продаж в денежном выражении биологически активных добавок (БАД) и косметики.

В абсолютных значениях максимальную выручку аптечным учреждениям в разрезе сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» по-прежнему обеспечили изделия медицинского назначения (ИМН) — 1,1 млрд грн. за 501,4 млн упаковок.

В общем объеме розничного фармрынка в исследуемый период доля каждой из сопутствующих категорий товаров увеличилась в денежном и натуральном выражении. Суммарно ИМН, БАД и косметика за первые 9 мес 2008 г. аккумулировали почти 20% в денежном и 40% в натуральном выражении. Причем в общем объеме продаж в денежном выражении в III кв. сопутствующие категории товаров продемонстрировали максимальное увеличение удельного веса в «аптечной корзине» (рис. 4).

За первые 9 мес 2008 г. общий объем розничного фармацевтического рынка достиг 11,6 млрд грн. за 1,5 млрд упаковок, что на 34,4 и 2,2% больше, чем в аналогичный период 2007 г.

Львиную долю на фармрынке и наибольшую выручку аптечным учреждениям традиционно обеспечивают ЛС. Хотя темпы прироста важнейшей составляющей «аптечной корзины» несколько отстают от общерыночных, ее роль была, есть и будет ключевой.

По итогам 9 мес 2008 г. объем розничной реализации ЛС составил 9,4 млрд грн. за 889,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 30,1% в денежном выражении и сократившись на 2,1% в натуральном.

Несколько слов следует сказать о развитии фармрынка в первый осенний месяц. Так, в сентябре 2008 г. объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 1,4 млрд грн. за 169,0 млн упаковок, превысив показатели за аналогичный период 2007 г. на 30,3% в денежном и 1,4% натуральном выражении. Необходимо отметить, что в сентябре 2007 г. темпы прироста объема аптечных продаж составили 41,7 и 14,1% в денежном и натуральном выражении соответственно. Вклад ЛС в общий объем аптечных продаж в сентябре 2008 г. — 1,1 млрд грн. за 101,2 млн упаковок, что больше, чем в сентябре 2007 г., на 25,7% в денежном и меньше на 3,9% в натуральном выражении.

Максимальные темпы прироста розничной реализации в этот период были отмечены для БАД (на 63,5 и 37,4% до 48,3 млн грн. за 3,8 млн упаковок) и косметики (на 57,4 и 27,7% до 81,6 млн грн. за 5,2 млн упаковок). Объемы продаж ИМН увеличились по сравнению с сентябрем 2007 г. на 49,6 и 7,7%, составив в результате 136,2 млн грн. за 58,8 млн упаковок.

Таким образом, в сентябре 2008 г. темпы прироста объема розничного фармрынка на фоне таковых в сентябре 2007 г. несколько замедлились.

По итогам 9 мес 2008 г. прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки исследуемых товаров «аптечной корзины» не превысил темпов развития розничного рынка (рис. 5). По сравнению с 9 мес 2007 г. максимальное повышение этого показателя отмечают для ИМН — на 37,4% до 2,4 грн. В абсолютном значении наибольшая средневзвешенная стоимость 1 упаковки зафиксирована для косметики — 15,0 грн. и БАД — 12,3 грн. Для ЛС этот показатель составил 10,5 грн. за упаковку.

Удельный вес товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I, II и III кв. 2006–2008 гг.

Рис. 4 Удельный вес товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I, II и III кв. 2006–2008 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за первые 9 мес 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за первые 9 мес 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Конечно, на изменение/повышение средневзвешенной стоимости исследуемых категорий товаров «аптечной корзины» оказывают влияние товары как зарубежного, так и отечественного производства. За первые 9 мес 2008 г. в общем объеме реализованной аптеками продукции в денежном выражении 76,2% обеспечили зарубежные фармпроизводители (табл. 2, 3). По натуральным показателям отечественные фармкомпании аккумулировали 53,8% общего объема аптечных продаж. В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» зарубежные фармпроизводители увеличили объем реализации продукции как в денежном, так и в натуральном выражении.

Таблица 2 Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства за первые 9 мес 2006– 2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Товары зарубежного производства Товары отечественного производства

9 мес, год

Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %
ЛС
2006 4267,5 73,1 1572,1 26,9
2007 5371,6 74,7 25,9 1816,4 25,3 15,5
2008 7186,2 76,8 33,8 2167,6 23,2 19,3
ИМН*
2006 396,4 69,0 178,4 31,0
2007 536,0 72,3 35,2 205,1 27,7 14,9
2008 829,9 75,8 54,8 265,3 24,2 29,3
Косметика
2006 163,7 69,8 70,9 30,2
2007 309,1 72,5 88,8 117,4 27,5 65,6
2008 517,0 74,9 67,3 173,1 25,1 47,4
БАД
2006 77,4 51,2 73,8 48,8
2007 149,8 60,0 93,4 99,9 40,0 35,3
2008 279,8 65,9 86,9 145,0 34,1 45,1
Всего
2006 4904,9 72,1 1895,3 27,9
2007 6366,4 74,0 29,8 2238,8 26,0 18,1
2008 8813,0 76,2 38,4 2750,9 23,8 22,9

Таблица 3 Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства за первые 9 мес 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Товары зарубежного производства Товары отечественного производства

9 мес, год

Млн грн. Удельный вес категории, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Δ, %
ЛС
2006 295,1 31,9 630,7 68,1
2007 316,4 34,8 7,2 592,7 65,2 –6,0
2008 335,1 37,7 5,9 554,4 62,3 –6,4
ИМН*
2006 222,0 53,2 195,5 46,8
2007 274,0 58,8 23,5 192,2 41,2 –1,7
2008 313,2 62,5 14,3 188,1 37,5 –2,1
Косметика
2006 11,8 43,6 15,3 56,4
2007 17,3 45,5 46,1 20,7 54,5 35,6
2008 22,6 49,1 30,7 23,5 50,9 13,2
БАД
2006 5,8 25,6 16,9 74,4
2007 6,4 24,2 9,9 20,1 75,8 18,5
2008 9,2 26,7 43,6 25,3 73,3 26,0
Всего
2006 534,8 38,4 858,5 61,6
2007 614,2 42,7 14,8 825,7 57,3 –3,8
2008 680,2 46,2 10,8 791,3 53,8 –4,2

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Для украинских производителей сложилась несколько иная ситуация. Уменьшение объема реализации в натуральном выражении для ЛС и ИМН обусловило убыль общего объема реализованных упаковок на 4,2% по сравнению с 9 мес 2007 г. Тем не менее, традиционно в аптечных учреждениях за первые 9 мес 2008 г. было реализовано больше упаковок ЛС, косметики и БАД отечественного производства. В сентябре текущего года сложилась примерно такая же ситуация, как и в целом за 9 мес. Удельный вес зарубежных и отечественных фармпроизводителей распределился соответственно так: 76,2 и 23,8% общего объема аптечных продаж в денежном выражении и в натуральном — 46,2 и 53,8%.

ЛС — ЕСТЬ ЛС!

Традиционно основное внимание в наших обзорах уделено ЛС — основной продукции для сохранения здоровья. С начала текущего года объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в размере более 1 млрд грн. был отмечен в январе, феврале, марте, апреле и сентябре (рис. 6). Впрочем, с мая по август этот показатель также был максимально близок к 1 млрд грн. Что касается количества реализованных упаковок, то только в течение первых 2 мес (январе и феврале) 2008 г. было отмечено повышение этого показателя. Начиная с марта и до сентября, аптечные продажи ЛС в натуральном выражении уменьшились по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. (рис. 7).

Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–сентябре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 6 Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–сентябре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–сентябре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 7 Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–сентябре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Выше уже шла речь об уменьшении объема реализации ЛС отечественного производства в натуральном выражении. Следует учитывать, что переориентация отечественных фармкомпаний на производство более дорогостоящих препаратов и прекращение производства малоэффективных оказывает влияние не только на уменьшение объема рынка ЛС в упаковках, но и на увеличение объема продаж ЛС в денежном выражении.

Таким образом, рынок ЛС за первые 9 мес развивался динамично — производители увеличивали объем продаж ЛС в денежном выражением и параллельно занимались реконструкцией продуктового портфеля, обновляли его номенклатуру.

В сентябре 2008 г. прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении на уровне 25,7% по сравнению с сентябрем предыдущего года был обусловлен рядом факторов. В первую очередь — инфляционными процессами — повышение цен на препараты — 14,5% (рис. 8). Отметим, что в за первые 9 мес 2008 г. инфляция в Украине составила 16,1% (www.rbc.ua). Также рынку ЛС обеспечило 8,1% замещение/переход препаратов из одной ценовой ниши в другую. Что касается обновления ассортимента, то в сентябре 2008 г. этот показатель добавил 3,4% в общий прирост, а структурные изменения, вызванные эластичностью спроса, напротив, уменьшили его на 0,3% по сравнению с сентябрем 2007 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС увеличилась с 8,4 грн. в сентябре 2007 г. до 11 грн. в сентябре 2008 г.

Средневзвешенная стоимость ЛС повышалась постепенно. Еще в начале года она составляла 9,6 грн. (январь), а в феврале уже превысила 10 грн. (рис. 9). В последующие месяцы темпы прироста средневзвешенной стоимости повышались и составляли не менее 30%. В абсолютном значении уже в апреле этот показатель достиг 10,8 грн. и находился на этом уровне в течение следующих 2 мес. В июле и августе 2008 г., когда инфляция в стране была остановлена, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в абсолютном значении была меньше, чем в предыдущие месяцы, и составила 10,7 и 10,3 грн. соответственно. В первый осенний месяц 2008 г. она достигла 11 грн.

Индикаторы прироста объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Рис. 8 Индикаторы прироста объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–сентябре 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–сентябре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 9 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–сентябре 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Занимаясь исследованием розничного рынка, хотелось бы отметить, что усилия операторов фармрынка разнонаправленны. Некоторые из них развиваются на рынке ЛС в направлении дорогостоящих препаратов. Например, если еще год назад большую долю на рынке ЛС суммарно занимали средне– и низкостоимостные препараты, то сегодня ситуация изменилась. Другие фармкомпании занимаются реконструкцией номенклатуры продуктового портфеля для того, чтобы соответствовать запросам современного потребителя. Тем самым выводят с рынка ЛС малоэффективные препараты и наполняют его более современными высокоэффективными и более дорогостоящими препаратами. Модель рынка ЛС становится более совершенной.

ЦЕНОВАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ЛС

Традиционно на рынке ЛС доминировали дорогостоящие препараты. За первые 9 мес 2008 г. максимальное увеличение объемов аптечных продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечают для высокостоимостных ЛС (стоимость от 26 грн.): в денежном выражении — на 40,1% и натуральном — на 20,8% (табл. 4). Это больше, чем для препаратов низко– и среднестоимостной ниши, а также в целом по рынку. Превалирование высокостоимостных препаратов на рынке ЛС прежде всего обеспечивает удельный вес таковых, который за первые 9 мес 2008 г. составил более 50% в денежном и 10% в натуральном выражении.

Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам за первые 9 мес 2006– 2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

9 мес, год

Млн грн. Удельный вес ниши, % Δ, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % Δ, %
Низкостоимостная
2006 778,1 13,3 586,4 63,3
2007 807,3 11,2 3,8 535,4 58,9 –8,7
2008 861,5 9,2 6,7 480,4 54,0 -10,3
Среднестоимостная
2006 2472,2 42,3 275,6 29,8
2007 2950,4 41,0 19,3 296,7 32,6 7,7
2008 3686,8 39,4 25,0 316,2 35,5 6,6
Высокостоимостная
2006 2589,3 44,3 63,8 6,9
2007 3430,3 47,7 32,5 76,9 8,5 20,5
2008 4805,5 51,4 40,1 92,9 10,4 20,8
Всего
2006 5839,6 925,9
2007 7188,0 23,1 909,1 –1,8
2008 9353,8 30,1 889,5 –2,1
?

В это же время препараты, стоимость которых составляет от 4,5 до 26 грн. (среднестоимостная ниша), аккумулировали рынок ЛС более чем на 39 и 35% в денежном и натуральном выражении.

По-прежнему лидером по количеству проданных упаковок ЛС за первые 9 мес 2008 г. была низкостоимостная ниша (стоимость до 4,5 грн.). Далеко не первый раз в наших публикациях мы говорим о постепенном уменьшении ее доли. В общем объеме продаж ЛС в натуральном выражении за первые 9 мес 2008 г. она снизилась до 54,0%.

За первые 9 мес 2008 г. для каждой из исследуемых ценовых ниш изменилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС. Для низкостоимостных препаратов этот показатель по сравнению с 9 мес 2007 г. увеличился всего на 30 коп. — до 1,8 грн. (+18,9%; рис. 10). Для средне– и высокостоимостных препаратов средневзвешенная стоимость повысилась более чем на 17,3 и 16,0% соответственно. Причем в первом случае она увеличилась на 1,7 грн. и составила 11,7 грн., а во втором — на 7,1 грн. — до 51,7 грн.

Несколько слов о сентябре 2008 г. В это время на рынке ЛС ситуация была схожей с таковой за первые 9 мес — максимальные темпы прироста объема продаж продемонстрировали высокостоимостные препараты (+33,5 и 16,4% в денежном и натуральном выражении). Доля этой ниши в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении составила 50,2%. По этому показателю среднестоимостные препараты занимали более 40%, а низкостоимостные — 9% (в натуральном выражении удельный вес этой ниши уменьшился до 52,6%).

В сентябре 2008 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки среднестоимостных препаратов были выше таковых, чем для низкостоимостных, и составили +19,1% — до 12,2 грн. Для высокостоимостной ниши этот показатель составил 51,9 грн., увеличившись по сравнению с сентябрем 2007 г. на 14,9%, а для низкостоимостных — 1,9 грн. (+17,4%).

Учитывая, что в высокостоимостной нише больший объем продаж обеспечивают рецептурные препараты, следует посмотреть, как повысилась их средневзвешенная стоимость. По итогам первых 9 мес 2008 г. средневзвешенная стоимость рецептурных и безрецептурных препаратов увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 35,4 и 31,4% соответственно. Другими словами, в абсолютных показателях для рецептурных препаратов она увеличилась с 12,9 до 17,5 грн., тогда как для безрецептурных — с 5,7 до 7,2 грн.

В целом за первые 9 мес 2008 г. рецептурные препараты составили 51,2% общего объема продаж ЛС в денежном выражении и 31,0% в натуральном или 4,8 млрд грн. за 274,1 млн упаковок. Темпы прироста объема продаж для рецептурных и безрецептурных ЛС в денежном выражении находились практически на одном уровне — 29,2 и 31,0% соответственно. В натуральном выражении убыль объема продаж рецептурных ЛС была выше общерыночной и составила 3,2%, а для рецептурных — 1,7%.

ЛС В РАЗРЕЗЕ АТС

Стабильно максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечивают препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 11). За первые 9 мес 2008 г. их вклад составил 2,1 млрд грн. или 22,6% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении. Доля этой группы препаратов несколько уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (на 0,4%). Более чем на 32% увеличился объем реализации препаратов групп С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Средства, действующие на нервную систему» (до 1,2 млрд грн.). Доля топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня несколько увеличилась в общем объеме рынка ЛС по сравнению с 9 мес 2007 г. Для групп R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» этот показатель, напротив, сократился до 12,1 и 9,7% соответственно. Таким образом, представленная топ-5 групп препаратов аккумулировала немногим более 70% общего объема аптечных продаж в денежном выражении за первые 9 мес 2008 г.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш за первые 9 мес 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 10 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш за первые 9 мес 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении за первые 9 мес 2006–2008 гг.

Рис. 11 Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении за первые 9 мес 2006–2008 гг.

Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то наибольшую выручку аптечным учреждениям по итогам первых 9 мес 2008 г. обеспечили препараты группы M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 455,8 млн грн. (табл. 5). На 2-м месте находится группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», объем реализации которой составил 388,8 млн грн.

Таблица 5 Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за первые 9 мес 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с июлем–августом предыдущего года
? Млн грн.

№ п/п

АТС-код Наименование АТС-группы 2006 г. 2007 г. Δ, % 2008 г. Δ, %
1 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 262,8 338,9 29,0 455,8 34,5
2 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 255,2 314,5 23,2 388,8 23,6
3 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 150,1 194,2 29,4 268,4 38,2
4 C01E Прочие кардиологические препараты 168,9 193,9 14,7 257,4 32,8
5 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 153,6 190,5 24,0 253,7 33,2
6 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 141,3 171,2 21,1 243,9 42,5
7 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 130,7 174,5 33,4 226,0 29,5
8 G04B Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики 130,3 157,5 20,9 218,2 38,5
9 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 126,8 157,4 24,1 205,4 30,6
10 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 123,4 170,9 38,5 205,4 20,2
Прочие 4196,2 5124,7 22,1 6630,8 29,4
Всего 5839,6 7188,0 23,1 9353,8 30,1

Максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе представленной топ-10 групп продемонстрировали препараты группы N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства» — 42,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (до 243,9 млн грн.). Доля топ-10 групп АТС третьего уровня составила немногим более 29% всего рынка ЛС. Темпы прироста объема продаж 7 из 10 представленных групп АТС-классификации третьего уровня были выше, чем в целом по рынку ЛС.

УЧАСТНИКИ

За первые 9 мес 2008 г. рынок ЛС сформировало более 4 тыс. брэндов. Причем в этот период только на долю топ-30 брэндов пришлось более 15% общего объема продаж ЛС в денежном выражении. Пальму первенства по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении за первые 9 мес и сентябрь 2008 г. получил АКТОВЕГИН (табл. 6, 7).В обоих рейтингах 2-е место занял ЭССЕНЦИАЛЕ. Следует отметить также прорыв ЦЕРАКСОНА со 149-го места в рейтинге за 9 мес 2007 г. на 30-е место в таковом за 9 мес 2008 г.

Таблица 6 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в сентябре 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006– 2007 гг.
? № п/п, год
Брэнд-нейм 2008 2007 2006
АКТОВЕГИН 1 2 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 1 1
МИЛДРОНАТ 3 11 4
МЕЗИМ 4 4 9
ЛАЗОЛВАН 5 10 15
ПРЕДУКТАЛ 6 7 8
КОЛДРЕКС 7 6 7
ФЕРВЕКС 8 8 11
АНАФЕРОН 9 25 46
ЛИНЕКС 10 5 5
КЕТАНОВ 11 13 10
НАТРИЯ ХЛОРИД 12 14 12
ЦЕФТРИАКСОН 13 3 3
НО-ШПА 14 9 6
ВИТРУМ 15 12 13
ЭНАП 16 15 16
ТРАУМЕЛЬ С 17 26 28
АРБИДОЛ 18 31 86
ФАРМАЦИТРОН 19 21 41
ФЕЗАМ 20 35 18

Таблица 7 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении за первые 9 мес 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006–2007 гг.
? № п/п, год
Брэнд-нейм 2008 2007 2006
АКТОВЕГИН 1 2 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 1 1
МИЛДРОНАТ 3 4 5
МЕЗИМ 4 6 7
ПРЕДУКТАЛ 5 5 6
ЦЕФТРИАКСОН 6 3 3
ВИТРУМ 7 11 10
ЛАЗОЛВАН 8 7 15
ЭНАП 9 12 11
НО-ШПА 10 8 8
НАТРИЯ ХЛОРИД 11 9 9
ФЕЗАМ 12 14 4
ЛИНЕКС 13 10 18
КЕТАНОВ 14 13 12
ПРОСТАМОЛ УНО 15 15 14
ТРАУМЕЛЬ С 16 21 30
АУГМЕНТИН 17 29 54
КАНЕФРОН 18 35 63
ДИКЛОБЕРЛ 19 17 17
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 20 18 28
ТИОТРИАЗОЛИН 21 30 39
ВИАГРА 22 23 20
ЭНТЕРОСГЕЛЬ 23 25 34
ГЕПАБЕНЕ 24 16 27
АРБИДОЛ 25 38 166
МОВАЛИС 26 32 36
ДЕТРАЛЕКС 27 31 38
КАРСИЛ 28 53 43
ДУФАСТОН 29 36 41
ЦЕРАКСОН 30 149

Вполне логично, что сентябрьский рейтинг несколько отличается от такового за 9 мес. Здесь высокие позиции занимают препараты, условно отнесенные к группе «cought&cold». В сентябре 2008 г. на долю топ-20 брэндов пришлось более 11% рынка ЛС в денежном выражении.

Традиционно рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж за первые 9 мес и сентябрь 2008 г. возглавляет компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 8, 9). 2-е место в обоих топ-листах занимает компания «Sanofi-Aventis».

Таблица 8 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за сентябрь 2006–2007 гг.
? № п/п, год
Маркетирующая организация 2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 2
GlaxoSmithKline
(Великобритания)
3 3 5
Sandoz (Швейцария) 4 5 6
Фармак (Украина) 5 6 7
Дарница (Украина) 6 4 3
KRKA (Словения) 7 8 8
Артериум Корпорация (Украина) 8 7 4
Nycomed (Норвегия) 9 15 16
Servier (Франция) 10 10 12
Heel (Германия) 11 9 14
Gedeon Richter (Венгрия) 12 13 13
Борщаговский ХФЗ (Украина) 13 11 9
Bayer Consumer Care (Швейцария) 14 12 10
Здоровье (Украина) 15 14 11
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 16 19
Actavis Group (Исландия) 17 19 18
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 18 18 20
Ranbaxy (Индия) 19 20 15
ratiopharm (Германия) 20 17 17

Таблица 9 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении за первые 9 мес 2008 г. с указанием позиции в рейтинге за август 2006–2007 гг.
? № п/п, год
Маркетирующая организация 2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 3 3
Sandoz (Швейцария) 4 5 9
Фармак (Украина) 5 6 7
KRKA (Словения) 6 8 5
GlaxoSmithKline
(Великобритания)
7 7 8
Артериум Корпорация (Украина) 8 4 4
Servier (Франция) 9 10 13
Nycomed (Норвегия) 10 15 16
Heel (Германия) 11 12 15
Bayer Consumer Care (Швейцария) 12 11 11
Борщаговский ХФЗ (Украина) 13 9 6
Gedeon Richter (Венгрия) 14 13 12
Здоровье (Украина) 15 14 10
Actavis Group (Исландия) 16 16 14
Boehringer Ingelheim (Германия) 17 18 17
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 18 19 21
ratiopharm (Германия) 19 17 18
Ranbaxy (Индия) 20 20 19
Bittner (Австрия) 21 23 23
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 22 22 25
Bayer Schering Pharma (Германия) 23 21 20
Zentiva (Чешская
Республика)
24 25 36
Bionorica (Германия) 25 28 38
Schering-Plough Corp. (США) 26 24 27
Mili Healthcare
(Великобритания)
27 34 43
Натурпродукт-Вега
(Украина)
28 27 24
Pfizer Inc. (США) 29 31 30
Novartis Consumer Health (Швейцария) 30 37 46

В целом на рынке ЛС за первые 9 мес 2008 г. участвовало 598 маркетирующих организаций. Это на 40 компаний больше, чем в аналогичный период 2007 г. Причем в руках представленного топ-30 маркетирующих организаций находилось более 57% всего рынка аптечных продаж ЛС. Следует также отметить, что темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении для 17 из 30 компаний, представленных в рейтинге, развивались быстрее таковых рынка ЛС. В сентябре 2008 г. представленный топ-20 компаний аккумулировал более 45% аптечных продаж ЛС.

За первые 9 мес 2008 г. на рынке ЛС участвовало почти 600 компаний, и только первые 30 из них аккумулировало более 57% объема продаж ЛС в денежном выражении

ИТОГИ

Первые 9 мес 2008 г. для розничного фармрынка были активными. Темпы увеличения его объемов в этот период значительно повысились по сравнению с прошлым годом, а общий объем аптечных продаж в результате составил 11,6 млрд грн. Из них рынок ЛС — 9,4 млрд грн. Динамично повышалась средневзвешенная стоимость 1 упаковки всех категорий товаров «аптечной корзины». Как показали наши исследования, в начале года прирост рынка ЛС более чем на половину был обусловлен перераспредилением потребления препаратов (с дешевых на более дорогие). К концу 9 мес в структуре прироста рынка ЛС значимое влияние оказывала инфляция.

Для высокостоимостных препаратов в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении доля в размере около 50% оказалась недостаточной, и по итогам первых 9 мес 2008 г. она превысила 51%. Этому способствовали модификации продуктового портфеля производителей, а также растущие доходы населения. Показательным было и количество игроков на рынке ЛС — почти 600 компаний за первые 9 мес 2008 г. В аналогичный период годом ранее таковых было 558.

Сегодня мы столкнулись с тем, что глобальные экономические проблемы отражаются в целом на Украине и в частности на фармрынке. Инфляция, непостоянство курсов валют, регуляторные ограничения и другие факторы сегодня очень болезненны для фармрынка. Говорить о точных дальнейших перспективах его развития сложно. Дорогу осилит идущий!… И мы искренне ВЕРИМ в то, что розничный фармрынок благодаря усилиям операторов выдержит «хаотичные» испытания, выстоит и одержит победу! Ведь он этого более чем достоин! n

Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи