Жизнь без рекламы, или Что не учли законотворцы

Тема возможного запрета рекламы безрецептурных лекарственных средств в Украине в последние месяцы будоражит общественность, особенно фармацевтический и рекламный рынки. В Верховной Раде Украины зарегистрировано 3 законопроекта, которыми предлагается внести изменения в регулирование рекламы лекарственных средств: «О внесении изменений в статью 21 Закона Украины «О рекламе» (№ 8065); «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (относительно усиления контроля за обращением лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)» (№ 7007) и «О внесении изменения к статье 21 Закона Украины «О рекламе» относительно сопровождения рекламы лекарственных средств предупреждениями об угрозе самолечения» № 4708. Последние 2 законопроекта, противоположные по своей сути, 21 декабря 2010 г. были приняты Верховной Радой Украины за основу в первом чтении.

1 марта 2011 г. в конференц-зале Индустриального телевизионного комитета состоялся круглый стол «10 мифов о рекламе лекарственных средств» с целью презентации общественности аналитического документа, детально развенчивающего распространенные заблуждения о рекламе препаратов, а также выработки стратегии касательно ее дальнейшей судьбы. Мероприятие, модератором которого выступил Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции, вызвало широкий интерес: его посетили более 100 представителей из 50 компаний медиа- и рекламной индустрии, общественных организаций и отраслевых ассоциаций в сфере здравоохранения, народные депутаты Украины, медиаэксперты, рекламодатели, представители органов власти.

Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарственных средств «АПРаД» отметил, что желание некоторых народных депутатов запретить рекламу безрецептурных лекарственных средств подается под видом борьбы с масштабным самолечением населения и, соответственно, с отрицательными его последствиями. Однако борьбу с данным явлением государство должно проводить не путем запрета рекламы, а в несколько другой плоскости — пропаганде здорового образа жизни, реформировании системы здравоохранения и введении таких механизмов социальной защиты населения, как обязательное медицинское страхование и система реимбурсации.

Виталий Кирик, глава Комитета по вопросам здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации, заявил, что ответ на вопрос «Почему некоторые народные депутаты хотят запретить рекламу лекарственных средств?» необходимо искать в особой, социальной, значимости отрасли здравоохранения. Существует несколько социально привлекательных тезисов, использующихся для обоснования такого запрета.

1. Фармацевтические компании стимулируют самолечение посредством рекламы, что приводит к нежелательным для здоровья последствиям. По мнению выступающего, это попытка переложить ответственность за состояние здравоохранения на фармацевтический рынок, ведь проблема самолечения исходит из проблемы организации медицинской помощи в Украине. К сожалению, пациенты не всегда получают своевременную и качественную медицинскую помощь, что привело к низкому уровню доверия к системе отечественного здравоохранения и, соответственно, процветанию самолечения. Не реклама безрецептурных препаратов, а бесконтрольное самостоятельное применение пациентами рецептурных лекарственных средств без рекомендации врача может вызвать нежелательные последствия.

2. В Украине, по сравнению с европейскими странами, больше продается безрецептурных препаратов, чем рецептурных, и в этом дисбалансе виновата реклама лекарственных средств. Однако В. Кирик заявил, что введение системы реимбурсации приведет к росту потребления рецептурных препаратов.

3. Реклама безрецептурных препаратов повышает их стоимость. Однако благодаря рекламе потребители становятся более информированными касательно разнообразных лекарственных средств, имеют больше альтернативных вариантов выбора для решения своих проблем. Это приводит к повышению конкуренции между производителями препаратов и, соответственно, к политике снижения цены.

В. Кирик предложил следующие возможные пути решения данных проблем, не прибегая к запрету рекламы безрецептурных препаратов: реформирование системы здравоохранения и повышение доверия населения к системе; увеличение доступности рецептурных лекарственных средств, в том числе и путем внедрения реимбурсации.

По словам Виктора Сердюка, президента Всеукраинского совета защиты прав пациентов, опрос, проведенный Советом, свидетельствует, что 50% украинцев откладывают свой визит к врачу, так как не хотят столк­нуться с грубостью и некомпетентностью, и в то же время реклама препаратов в средствах массовой информации их раздражает. Он заявил, что если бы рекламодатели согласились уменьшить агрессивную рекламу лекарственных средств, изменить ее содержание и отдавать 10% прибыли на пропаганду здорового образа жизни, то это вызвало б положительную реакцию общества.

Народный депутат Украины Елена Кондратюк, глава подкомитета по рекламе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации, отметила, что запрет рекламы — это один из способов завоевания симпатий будущих избирателей. По ее мнению, наиболее оптимальным для всех заинтересованных сторон является законопроект № 4708 (авторы — О. Зарубинский и О. Шепелев), предусматривающий сопровождение всей рекламы препаратов предупреждением об угрозе самолечения, занимающим не менее 15% объема всей рекламы.

Борис Даневич, партнер адвокатской фирмы «ПАРИТЕТ», сопредседатель комитета по здравоохранению Американской торговой палаты, отметил, что согласно Директиве 2001/83/ЕС реклама безрецептурных лекарственных средств, направленная на потребителей, разрешена при условии соблюдения требований, предусмот­ренных этим документом, и является нормальной европейской практикой.

Денис Шевченко, исполнительный директор фармацевтической ассоциации «ФАРМУКРАИНА», заявил, что в случае запрета рекламные бюджеты фармацевтических компаний будут направлены на прямую стимуляцию врачей, провизоров и заведующих аптеками с целью промоции своих препаратов.

В случае запрета рекламы лекарственных средств пострадает и медиа­индустрия. Екатерина Котенко, исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета, напомнила, что в 2010 г. фармацевтические компании вошли в топ-3 рекламодателей на телевидении. Деньги от рекламы — основная статья доходов телекомпаний, которые идут на закупку новых программ, зарплату сотрудников.

Около 10% доходов реклама лекарственных средств приносит и радио. Об этом заявила Екатерина Мясникова, исполнительный директор Независимой ассоциации вещателей, отметив, что для многих жителей сельской местности радио остается единственным источником получения информации.

Алексей Погорелов и Александр Дяченко, представляющие Украинскую ассоциация издателей периодической прессы, проинформировали присутствующих: по данным Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, являющимся основным контролером качества рекламы в печатных средствах массовой информации относительно защиты прав потребителей, количество нарушений в сфере рекламы именно лекарственных средств составляет меньше 1% общего количества нарушений рекламного законодательства.

Однако, по словам Ирины Горецкой, главного консультанта секретариата Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации, большинство жалоб от потребителей, поступающих в Комитет, не на рекламу лекарственных средств, а на телемагазины, предлагающие товары, которые якобы обладают лечебным эффектом.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», обратил внимание участников заседания на отсутствие при разработке законопроекта каких-либо экономических расчетов последствий, которые возникнут в случае его принятия.

Любовь Снигур, директор производственной компании «Здорово», напомнила, что понятие ответственного самолечения впервые было введено ВОЗ и поддержано Советом Европы. «Большинство европейских правительств поддерживают программы ответственного самолечения в целях повышения уровня образованности пациента», — отметила она.

«Законотворцы не учли, что запрет рекламы препаратов может привести к тому, что ее место займут «альтернативные» методы лечения, которые предлагают разнообразные шарлатаны, что отрицательно скажется на здоровье населения», — отметил Станислав Дьяченко, глава представительства группы компаний «STADA» в Украине.

Докладчики неоднократно подчеркивали, что принятие законопроектов, призванных защитить потребителя от недобросовестной, агрессивной медицинской рекламы, могут в дальнейшем спровоцировать рост цен на лекарственных средства, а также свести на нет разработку новых оте­чественных препаратов в Украине в связи с отсутствием механизма их выведения на рынок. Немаловажно и то, что запрет рекламы — это нарушение конституционных прав граждан на информацию, ведь именно реклама является одним из важнейших источников информации о безрецептурных лекарственных средствах. Кроме того, даже если реклама препаратов и исчезнет из СМИ, потребитель будет получать рекламную информацию из изданий и телеканалов стран-соседей, где она разрешена.

К сожалению, мероприятие не смогла посетить ни Татьяна Бахтеева, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, выступившая одним из инициаторов законопроекта, предусматривающего запрет рекламы лекарственных средств, ни другие члены профильного комитета.

По результатам круглого стола подготовлено обращение касательно запрета рекламы лекарственных средств, которое будет направлено главе Верховной Рады Украины и народным депутатам Украины.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Голові Верховної Ради України
Литвину В.М.

Народним депутатам
Верховної Ради України
01008, м. Київ, вул. М. Грушевського, 5

Шановний Голово Верховної Ради України
та шановні народні депутати України!

Провідні професійні об’єднання медіа та фармацевтичної галузей, за результатами проведеного 1 березня 2011 р. круглого столу «10 міфів про рекламу ліків», до участі в якому були залучені представники медіа- та рекламної індустрії, громадських організацій та галузевих асоціацій у сфері охорони здоров’я, народні депутати України, урядовці, медіаексперти, рекламодавці і журналісти, звертаються до Вас з приводу ситуації, яка склалася у зв’язку з законодавчими ініціативами щодо заборони реклами лікарських засобів.

Так, у Верховній Раді України зареєстровано та прийнято у першому читанні законопроект № 7007, яким передбачається введення повної заборони реклами лікарських засобів. Крім того, нещодавно було зареєстровано законопроект № 8065, текст якого майже повністю повторює зміст проекту № 7007, що є порушенням Регламенту Верховної Ради, який забороняє реєстрацію альтернативних законопроектів після прийняття основного проекту у першому читанні. Вважаємо, що даний законопроект необхідно зняти з розгляду.

Поділяючи турботу авторів згаданих вище законопроектів щодо шкідливого впливу безконтрольного застосування населенням лікарських засобів, ми абсолютно впевнені, що пропоновані законодавчі зміни не здатні вирішити більш глибинних проблем у сфері охорони здоров’я, що до цього призводять і вже протягом тривалого часу потребують фундаментальних та комплексних змін. Натомість прийняття цих змін призведе до непропорційно більшої шкоди для галузі охорони здоров’я, аніж користі, яку уявляють собі розробники законопроекту.

Слід також зазначити, що практика запровадження подібних обмежень в світі практично відсутня. Так, до прикладу, з усіх європейських країн реклама ліків обмежується лише в Норвегії і виключно на телебаченні. Серед країн СНД заборона реклами запроваджувалася лише в Азербайджані у 2006 р. Втім, через те, що у 2007 — передкризовому — році ця заборона стала причиною значного занепаду фармацевтичного ринку, у червні 2010 р. вона була скасована з метою порятунку галузі.

Також, важливо розуміти, що реклама, будучи інструментом підвищення обізнаності споживачів щодо асортименту продукції, що є на ринку, розширює можливий спектр альтернатив вибору та сприяє конкуренції. Обмеження реклами відбере в споживачів право та можливість доступу до необхідної їм інформації, зокрема про властивості та ціни на лікарські засоби, можливості та варіанти як відповідального самолікування, так і профілактики захворювань, а також унеможливить прозору конкуренцію і таким чином опосередковано створить усі передумови для підвищення вартості препаратів. У результаті споживачі зможуть отримувати таку інформацію винятково від лікарів та аптекарів.

Подібні ініціативи є нічим іншим, як спробою підмінити поняття та закрити очі суспільству на необхідність проведення реформ шляхом запровадження репресивних та популістських змін до Закону «Про рекламу». Ґрунтовних прогнозів наслідків прийняття таких законопроектів ніколи не надавалося.

Вважаємо, що запровадження заборони реклами лікарських засобів є неконструктивним кроком для вирішення проблеми безконтрольного споживання їх населенням, а також до здешевлення, що не матиме користі ні для споживачів, ні для засобів масової інформації. Ми виступаємо проти прийняття законопроекту № 7007.

Ми визнаємо, що сьогодні на ринку реклами ліків виявляють порушення, які є результатом недосконалого регулювання та діяльності окремих недобросовісних гравців. З метою пошуку шляхів виправлення таких недоліків ми звертаємося до Вас з проханням сприяти процесу вдосконалення законодавства в сфері охорони здоров’я і реклами ліків та пропонуємо провести міжкомітетні слухання щодо вдосконалення відповідних положень Закону України «Про рекламу» та розробки стандартів добросовісної реклами лікарських засобів із залученням представників зацікавлених державних органів та галузі.

Провідні професійні організації та рекламний ринок вже протягом тривалого часу виступають за нагальність розробки якісно нового регулювання законодавства про рекламу та запровадження системи саморегуляції. Але за таких обставин саморегулювання неможливе через потенційну заборону самого предмету саморегулювання.

Сподіваємося, що Ваша увага та співробітництво допоможуть зрушити дане питання та в результаті вивести фармацевтичну галузь, рекламний ринок та сферу охорони здоров’я на якісно новий рівень.

Аптечна професійна асоціація України

Асоціація виробників інноваційних ліків «АПРаД»

Асоціація дистриб’юторів «ФАРМУКРАЇНА»

Асоціація зовнішньої реклами України

Асоціація фармацевтичних виробників України

Всеукраїнська рекламна коаліція

Індустріальний телевізійний комітет

Незалежна асоціація телерадіомовників

Українська Асоціація видавців періодичної преси

Підписання відкрите до понеділка,
14 березня 2011 року,
до 20:00

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи