Аптечные продажи в Украине: июнь, II квартал, I полугодие 2004 г.

На  пути развития фармрынка в 2004 г. достигнут экватор — пройдено уже полгода, время подводить некоторые итоги. Данная публикация посвящена исследованию вопросов, связанных с розничным сегментом фармацевтического рынка Украины в  первом полугодии 2004 г. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Результаты развития фармацевтического рынка Украины в  течение первых 6 мес 2004 г. являются значительным фундаментом для оценки операторами своей деятельности и принятия решений, но не следует забывать, что данный промежуток времени включает июнь и II квартал 2004 г., которые еще не освещены в  наших публикациях. В каждом из этих периодов были свои особенности, поэтому наше исследование структурировано таким образом, чтобы охватить как итоговые результаты I полугодия, так и  промежуточные результаты июня и II квартала 2004 г.

Остается лишь отметить, что аналитическая методология исследования аналогична приведенной в «Еженедельнике Аптека» № 20 (441) от 24 мая 2004 г. Напомним лишь, что хотя основная часть исследования проводится по  рынку ЛС, также используются данные по таким видам товаров, как косметика, изделия медицинского назначения (ИМН), БАДы и пр. Расчет денежных показателей осуществлялся в розничных ценах.

ИЮНЬ

Общий объем аптечных продаж в июне 2004 г. составил около 380 млн грн. в денежном и около 108 млн упаковок в  натуральном выражении, что превышает аналогичные показатели 2003 г. на 2,43% и 14,92% соответственно (табл. 1). Следует также отметить, что удельный вес ЛС в общем объеме розничных продаж уменьшился, причем в натуральном выражении более значительно. Учитывая то, что объем рынка ЛС все-таки увеличился, можно сделать вывод, что уменьшение их удельного веса произошло, в основном, по причине высоких темпов а продаж ИМН.

Таблица 1

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров в июне 2004 г.

Категория

?

Июнь 2003 г.

Июнь 2004 г.

, %

?

Июнь 2003 г.

Июнь 2004 г.

, %

?

млн грн.

удельный вес, %

млн грн.

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

ЛС

323,25

86,97

325,85

85,59

0,80

69,47

73,72

70,72

65,30

1,80

ИМН

29,37

7,90

37,21

9,77

26,72

21,91

23,25

35,06

32,37

60,02

Косметика

9,76

2,62

9,77

2,57

0,11

1,81

1,92

1,40

1,29

-22,43

БАДы

9,32

2,51

7,88

2,07

-15,41

1,05

1,12

1,12

1,03

6,00

Всего

371,69

380,71

2,43

94,24

108,30

14,92

Исходя из приведенных данных, более значительным было увеличение объема рынка в натуральном выражении. Чем это вызвано — наглядно представляют данные таблиц 2 и 3. В течение июня 2004 г. темпы продаж росли, в основном, за счет продукции отечественного производства, причем и в  натуральном (на 26,5%) и в денежном (на 13,7%) выражении.

Таблица 2

Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении в  разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства в июне 2004 г.

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

июнь 2003 г.

июнь 2004 г.

, %

?

июнь 2003 г.

июнь 2004 г.

, %

?

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

ЛС

235,13

72,74

229,17

70,33

-2,56

88,12

27,26

96,67

29,67

9,70

ИМН

20,92

71,23

22,60

60,73

8,04

8,45

28,77

14,61

39,27

72,96

Косметика

5,55

56,92

6,68

68,36

20,23

4,20

43,08

3,09

31,64

-26,47

БАДы

6,03

64,76

3,92

49,72

-35,06

3,28

35,24

3,96

50,28

20,70

Всего

267,63

72,00

262,37

68,91

-1,99

104,06

28,00

118,34

31,09

13,72

Таблица 3

Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении в  разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства в июне 2004 г.

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

июнь 2003 г.

июнь 2004 г.

, %

июнь 2003 г.

июнь 2004 г.

, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

ЛС

19,39

27,91

17,11

24,20

-11,74

50,08

72,09

53,61

75,80

7,04

ИМН

14,65

66,85

15,64

44,61

6,78

7,26

33,15

19,42

55,39

167,40

Косметика

0,69

38,16

0,61

43,41

-11,78

1,12

61,84

0,79

56,59

-29,01

БАДы

0,45

42,79

0,21

19,09

-52,72

0,60

57,21

0,90

80,91

49,93

Всего

35,18

37,33

33,58

31,00

-4,55

59,06

62,67

74,72

69,00

26,51

Несмотря на то, что цены на импортную продукцию повысились (рис. 1), что как правило ведет к снижению объемов продаж, превалирование украинских товаров привело к высокому у натуральных объемов рынка.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров в июне 2003 и 2004 г.

Что же касается непосредственно сегмента ЛС, который составляет львиную долю аптечных продаж, то и  здесь наблюдается схожая ситуация. В то время как уровень продаж импортных ЛС снижается как «в  упаковках», так и «в деньгах», продаж украинских препаратов обеспечивает, по сути, рост фармацевтического рынка.

Следует отметить тот факт, что до апреля 2004 г. натуральных объемов по сравнению с 2003 г. значительно уступал таковому денежных (рис. 2, 3), и  это происходило на фоне постоянного повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 4). Лишь с мая 2004 г. эти два показателя развития фармрынка уравновесились. Исходя из приведенных выше аналитических выкладок, можно с некоторой вероятностью утверждать, что повышение средневзвешенной цены на импортную продукцию и  уменьшение натуральных объемов ее продаж компенсировалось увеличением объема продаж украинской продукции в натуральном выражении. То есть рынок, как отлаженный механизм, среагировал на изменение приоритетов потребителя. Сложно определить, чем вызвано такое положение дел, можно лишь предположить, что ситуация, сложившаяся в конце 2003 г., не раз описанная в  наших публикациях, кардинально повлияла на  структуру фармрынка, но в любом случае окончательную расстановку сил можно будет увидеть лишь по результатам I полугодия 2004, о чем пойдет речь ниже.

Рис. 2. Динамика объемов розничных продаж ЛС в  денежном выражении в январе–июне 2003 и 2004 г.?

Рис. 3. Динамика объемов розничных продаж ЛС в  натуральном выражении в январе–июне 2003 и 2004 г.?

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в  январе–июне 2003 и 2004 г.

Общие тенденции фармацевтического рынка Украины в  июне 2004 г. отражены и в рейтинге компаний-производителей ЛС: среди первой пятерки 3 компании представляют отечественную фарминдустрию (табл. 4). А тот факт, что «Фармацевтическая фирма «Дарница» 2 месяца подряд занимала первую позицию рейтинга, и  вместе с тем увеличился удельный вес первых пяти компаний (рис. 5, 6), является подтверждением процессов, описанных выше.

Таблица 4

Топ-лист компаний – производителей ЛС
по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июне 2004 г.

№ п/п

Компания-производитель

№ п/п в июне 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

Дарница (Украина)

1

0

2

Menarini Group (Италия)

2

0

3

Aventis Pharma (Франция)

3

0

4

Фармак (Украина)

4

0

5

Здоровье (Украина)

9

4

6

Sanofi-Synthelabo (Франция)

8

2

7

Киевмедпрепарат (Украина)

5

2

8

KRKA (Словения)

10

2

9

Борщаговский ХФЗ (Украина)

7

2

10

Gedeon Richter (Венгрия)

6

4

11

GlaxoSmithKline (Великобритания)

14

3

12

Heel (Германия)

11

1

13

Lek (Словения)

13

0

14

Pfizer Inc. (США)

12

2

15

Novartis (Швейцария)

16

1

16

Boehringer Ingelheim (Германия)

17

1

17

Actavis (Болгария)

15

2

18

Genom Biotech (Индия)

21

3

19

Nycomed (Норвегия)

24

5

20

Merckle (Германия)

19

1

21

Sagmel (США)

30

9

22

Ranbaxy (Индия)

18

4

23

Servier (Франция)

36

13

24

Schering (Германия)

29

5

25

Pliva (Хорватия)

23

2

26

Галичфарм (Украина)

25

1

27

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

28

1

28

Egis (Венгрия)

50

22

29

Sopharma (Болгария)

44

15

30

Johnson & Johnson (США)

20

10

31

Zentiva (Чешская Республика)

32

Bittner (Австрия)

22

10

33

Концерн Стирол (Украина)

31

2

34

Schering-Plough Corp. (США)

33

1

35

Roche (Швейцария)

32

3

36

Киевский витаминный завод (Украина)

40

4

37

Dr. Reddy’s (Индия)

47

10

38

BMS (США)

26

12

39

Grindeks (Латвия)

51

12

40

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

35

5

41

Биофарма (Украина)

43

2

42

Сперко Украина (Украина)

56

14

43

IVAX (США)

46

3

44

Naturwaren (Германия)

27

17

45

ICN Solco (США)

37

8

46

Ferrosan (Дания)

62

16

47

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

45

2

48

Нижфарм (Россия)

49

1

49

Тернопольская ФФ (Украина)

34

15

50

Витамины (Украина)

70

19

Рис. 5. Распределение объемов аптечных продаж по  компаниям-производителям в денежном выражении в  июне 2004 г.

Рис. 6. Распределение объемов аптечных продаж по  компаниям-производителям в денежном выражении в  июне 2003 г.

Кроме того, помимо привычного лидерства украинских препаратов по натуральным объемам продаж, отметим, что и в денежном выражении многие отечественные препараты поднялись на лидирующие позиции (табл. 5,6).

Таблица 5

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в июне 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в июне 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

2

АКТОВЕГИН

3

1

3

ЦЕФТРИАКСОН

27

24

4

НО-ШПА

1

3

5

ЦЕФАЗОЛИН

38

33

6

МИЛДРОНАТ

11

5

7

МЕЗИМ

12

5

8

ФЕСТАЛ

5

3

9

НАТРИЯ ХЛОРИД

26

17

10

КЕТАНОВ

6

4

11

ЭНАП

24

13

12

ВИАГРА

4

8

13

ДИКЛОБЕРЛ

66

53

14

КАПТОПРЕС

7

7

15

ЦИТРАМОН

28

13

16

ПРЕДУКТАЛ

37

21

17

АНАЛЬГИН

16

1

18

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

20

2

19

ФЛУКОНАЗОЛ

58

39

20

ТРАУМЕЛЬ С

22

2

21

НИЗОРАЛ

9

12

22

ВИГОР

106

84

23

МОВАЛИС

94

71

24

ЛИНЕКС

19

5

25

ФРАКСИПАРИН

85

60

26

ВИТРУМ

8

18

27

ТЕРАФЛЕКС

156

129

28

КАВИНТОН

44

16

29

ЛАЗОЛВАН

56

27

30

ДИКЛОФЕНАК

18

12

31

БИСЕПТОЛ

67

36

32

РАНИТИДИН

69

37

33

ПИРАЦЕТАМ

95

62

34

КАРСИЛ

144

110

35

ФЕЗАМ

17

18

36

ЛАМИЗИЛ

10

26

37

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

73

36

38

ГЛЮКОЗА

115

77

39

ЭНАЛАПРИЛ

102

63

40

АМБРОКСОЛ

50

10

41

ЦИКЛОФЕРОН

39

2

42

КОРВАЛОЛ

15

27

43

ФАСТУМ ГЕЛЬ

23

20

44

КАЛЬЦЕМИН

97

53

45

СТРЕПСИЛС

21

24

46

НАФТИЗИН

48

2

47

МАКРОПЕН

33

14

48

КСЕНИКАЛ

49

1

49

СПАЗМАЛГОН

29

20

50

ФАРМАЗОЛИН

53

3

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж
в натуральном выражении в июне 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в июне 2003 г.

Сме щение в рейтинге

1

ЦИТРАМОН

1

0

2

АНАЛЬГИН

2

0

3

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

3

0

4

ВАЛИДОЛ

5

1

5

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

7

2

6

КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ

9

3

7

КОРВАЛОЛ

4

3

8

ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ

20

12

9

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

6

3

10

НАФТИЗИН

8

2

11

НАТРИЯ ХЛОРИД

25

14

12

ЙОД

24

12

13

ПИРАЦЕТАМ

52

39

14

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ

12

2

15

КАПТОПРЕС

11

4

16

СЕНАДЕКСИН

10

6

17

РАНИТИДИН

34

17

18

ДИАЗОЛИН

33

15

19

ГЕМАТОГЕН

27

8

20

ПАРАЦЕТАМОЛ

19

1

21

ДИКЛОФЕНАК

13

8

22

АМПИЦИЛЛИН

39

17

23

СЕПТЕФРИЛ

21

2

24

ЛЕВОМИЦЕТИН

18

6

25

ТЕМПАЛГИН

23

2

26

СТРЕПТОЦИД

14

12

27

РИБОКСИН

31

4

28

ФУРОСЕМИД

26

2

29

ФАРМАЗОЛИН

29

0

30

ЦИТРОПАК

28

2

31

АСКОФЕН

16

15

32

БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

17

15

33

ГЛЮКОЗА

57

24

34

АСПАРКАМ

45

11

35

РАУНАТИН

22

13

36

БАРБОВАЛ

15

21

37

ЦИННАРИЗИН

37

0

38

ЦЕФАЗОЛИН

55

17

39

БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН

35

4

40

КОРВАЛДИН

36

4

41

АЛЛОХОЛ

32

9

42

КОПАЦИЛ

48

6

43

МЕЗИМ

43

0

44

НИТРОКСОЛИН

51

7

45

МУКАЛТИН

47

2

46

ПЛАНТЕКС

30

16

47

БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА

61

14

48

ЭНАЛАПРИЛ

63

15

49

КИСЛОТА САЛИЦИЛОВАЯ

74

25

50

ЭУФИЛЛИН

44

6

II КВАРТАЛ

Во II квартале 2004 г. общий объем аптечных продаж составил около 1214 млн грн. в денежном и около 326 млн упаковок в  натуральном выражении, что выше показателей 2003 г. на 1,7% и 11,86% соответственно (табл. 7). Отметим: показатели II квартала 2004 г. демонстрируют, что выводы, сделанные по результатам июня, не случайны — превалирование украинской продукции в структуре аптечных продаж выявлено и с апреля по июнь 2004 г. как в натуральном, так и в денежном выражении (табл. 8, 9). Принято считать, что отечественная продукция может выиграть в  конкурентной борьбе с импортными товарами только за счет низкой стоимости. Да, частично это так — отечественная продукция, как правило, дешевле импортной, тем не менее, следует отметить, что на фоне роста продаж украинских товаров по итогам II квартала 2004 г. цена снизилась лишь по категориям БАД и ИМН. Для ЛС, которые составляют большую часть аптечных продаж, средневзвешенная стоимость упаковки возросла (рис. 7). То есть можно говорить о том, что украинские производители научились привлекать своего потребителя не только путем снижения цен, и это в первую очередь касается рынка ЛС. Однако отметим интересный факт: несмотря на то, что средневзвешенная стоимость одной упаковки повысилась как на отечественные, так и на импортные препараты, средневзвешенная цена 1 упаковки по рынку снизилась, что является ярким подтверждением изменения структуры потребления ЛС.

Рис. 7. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров во II квартале 2003 и 2004 г.

Таблица 7

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров во II квартале 2004 г.

Категория

?

II квартал 2003 г.

II квартал 2004 г.

, %

?

II квартал 2003 г.

II квартал 2004 г.

, %

?

млн грн.

удельный вес, %

млн грн.

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

ЛС

1034,95

86,70

1047,45

86,28

1,21

215,07

73,78

219,85

67,42

2,22

ИМН

91,98

7,71

111,54

9,19

21,26

66,85

22,93

98,67

30,26

47,60

Косметика

34,16

2,86

30,18

2,49

-11,68

6,15

2,11

4,31

1,32

-29,90

БАДы

32,63

2,73

24,91

2,05

-23,65

3,44

1,18

3,25

1,00

-5,37

Всего

1 193,73

1 214,07

1,70

291,51

326,08

11,86

?

Таблица 8

Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении в  разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства во II квартале 2004 г.

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

II квартал 2003 г.

II квартал 2004 г.

, %

II квартал 2003 г.

II квартал 2004 г.

, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

ЛС

762,60

73,68

745,18

71,14

-2,30

272,35

26,32

302,26

28,86

10,98

ИМН

67,00

72,84

70,46

63,17

5,16

24,98

27,16

41,08

36,83

64,42

Косметика

21,83

63,90

20,97

69,49

-3,94

12,33

36,10

9,21

30,51

-25,36

БАДы

20,59

63,11

12,64

50,72

-38,64

12,04

36,89

12,28

49,28

1,99

Всего

872,02

73,05

849,25

69,95

-2,62

321,70

26,95

364,82

30,05

13,40

?

Таблица 9

Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении в  разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства во II квартале 2004 г.

Категория

?

?

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

II квартал 2003 г.

II квартал 2004 г.

, %

?

II квартал 2003 г.

II квартал 2004 г.

, %

?

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

ЛС

62,27

28,95

55,99

25,47

-10,10

152,80

71,05

163,86

74,53

7,24

ИМН

43,57

65,18

49,16

49,82

12,83

23,28

34,82

49,51

50,18

112,70

Косметика

2,63

42,72

1,87

43,34

-28,88

3,52

57,28

2,44

56,66

-30,67

БАДы

1,36

39,61

0,71

21,83

-47,84

2,08

60,39

2,54

78,17

22,47

Всего

109,83

37,68

107,72

33,04

-1,92

181,68

62,32

218,36

66,96

20,19

Данные рис. 8 и 9 свидетельствуют о том, что во II квартале 2004 г. рынок ЛС быстрее рос в «натуральных» объемах, чем в денежных, причем этот рост осуществлялся, в основном за счет недорогих отечественных препаратов, что привело к  реструктуризации рынка и снижению средней стоимости 1 упаковки. Дело в том, что разница между средневзвешенной ценой импортных и  украинских ЛС слишком велика, и с течением времени она увеличивается (если в 2003 г. 1 упаковка зарубежных препаратов в среднем стоила в 6,87 раза дороже украинских, то во II квартале 2004 г. она стоила дороже уже в 7,21 раза). Несмотря на  то, что возросла средневзвешенная стоимость и  отечественной, и импортной упаковки, за счет увеличения удельного веса украинских ЛС на рынке в натуральном выражении среднерыночная цена препаратов снижается (рис. 10).

Рис. 8. Динамика объемов розничных продаж ЛС в  денежном выражении в I и II кварталах 2003 и 2004 г.?

Рис. 9. Динамика объемов розничных продаж ЛС в  натуральном выражении в I и II кварталах 2003 и 2004 г.?

Рис. 10. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС во II квартале 2003 и 2004 г.

Хотя результаты развития фармрынка в июне и во II квартале 2004 г. внешне схожи, есть и достаточно существенные различия. По итогам II квартала 2004 г. в топ-5 рейтинга производителей по денежным объемам продаж вошли 2 украинских производителя (вместо 3 в июне). По итогам последних 3 месяцев лидером является компания Menarini Group (табл. 10).

Таблица 10

Топ-лист компаний – производителей ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении
во II квартале 2004 г.

№ п/п

Компания-производитель

№ п/п во II квартале 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

Menarini Group (Италия)

3

2

2

Дарница (Украина)

1

1

3

Aventis Pharma (Франция)

2

1

4

KRKA (Словения)

6

2

5

Фармак (Украина)

5

0

6

Здоровье (Украина)

10

4

7

Sanofi-Synthelabo (Франция)

9

2

8

Киевмедпрепарат (Украина)

4

4

9

Борщаговский ХФЗ (Украина)

8

1

10

Gedeon Richter (Венгрия)

7

3

11

GlaxoSmithKline (Великобритания)

12

1

12

Heel (Германия)

11

1

13

Lek (Словения)

13

0

14

Pfizer Inc. (США)

14

0

15

Boehringer Ingelheim (Германия)

16

1

16

Sagmel (США)

25

9

17

Actavis (Болгария)

15

2

18

Novartis (Швейцария)

17

1

19

Nycomed (Норвегия)

24

5

20

Merckle (Германия)

20

0

21

Genom Biotech (Индия)

23

2

22

Ranbaxy (Индия)

26

4

23

Servier (Франция)

36

13

24

Schering (Германия)

32

8

25

Галичфарм (Украина)

31

6

26

Bittner (Австрия)

21

5

27

Pliva (Хорватия)

27

0

28

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

29

1

29

Sopharma (Болгария)

38

9

30

Egis (Венгрия)

49

19

31

Roche (Швейцария)

28

3

32

Johnson & Johnson (США)

22

10

33

Киевский витаминный завод (Украина)

35

2

34

Zentiva (Чешская Республика)

35

Концерн Стирол (Украина)

30

5

36

BMS (США)

19

17

37

Dr. Reddy’s (Индия)

51

14

38

Grindeks (Латвия)

56

18

39

Schering-Plough Corp. (США)

33

6

40

Ferrosan (Дания)

48

8

41

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

37

4

42

Биофарма (Украина)

47

5

43

Naturwaren (Германия)

18

25

44

Сперко Украина (Украина)

57

13

45

IVAX (США)

39

6

46

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

40

6

47

ICN Solco (США)

41

6

48

Unipharm (США)

34

14

49

Лектравы (Украина)

43

6

50

Нижфарм (Россия)

50

0

Тем не менее, удельный вес первой пятерки по  сравнению с аналогичным периодом 2003 г., как и в  июне, вырос (рис. 11, 12). Это свидетельствует о том, что на рынке ЛС процесс консолидации существует независимо от того, какие компании в тот или иной момент занимают лидирующие позиции.

Рис. 11. Распределение объемов аптечных продаж по  компаниям-производителям в денежном выражении во II квартале 2004 г.

Рис. 12. Распределение объемов аптечных продаж по  компаниям-производителям в денежном выражении во II квартале 2003 г.

Тот факт, что во II квартале 2004 г. некоторые украинские препараты находились на лидирующих позициях в  рейтинге брэндов по объемам продаж в денежном выражении (табл. 11), свидетельствует, что итоги июня 2004 г. не случайны и производители этих препаратов планомерно наращивают объемы производства. Отметим также, что ряд этих брендов в рейтинге по натуральным объемам продаж находятся за пределами первой тридцатки (табл. 12), то есть они входят в категорию тех отечественных торговых марок, развитие которых происходит интенсивным путем, а не только за счет наращивания натуральных объемов выпуска.

Таблица 11

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении во II квартале 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п во II квартале 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

1

0

2

АКТОВЕГИН

4

2

3

НО-ШПА

2

1

4

ЦЕФТРИАКСОН

14

10

5

ЦЕФАЗОЛИН

33

28

6

МИЛДРОНАТ

13

7

7

ФЕСТАЛ

5

2

8

МЕЗИМ

10

2

9

НАТРИЯ ХЛОРИД

38

29

10

КЕТАНОВ

11

1

11

ВИТРУМ

3

8

12

ТЕРАФЛЕКС

161

149

13

ЭНАП

35

22

14

ВИАГРА

6

8

15

КАПТОПРЕС

9

6

16

ДИКЛОБЕРЛ

58

42

17

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

8

9

18

ПРЕДУКТАЛ

29

11

19

ЦИТРАМОН

32

13

20

ЛАЗОЛВАН

41

21

21

АНАЛЬГИН

23

2

22

ФЛУКОНАЗОЛ

48

26

23

ФАСТУМ ГЕЛЬ

12

11

24

РАНИТИДИН

66

42

25

НИЗОРАЛ

7

18

26

ВИГОР

80

54

27

ТРАУМЕЛЬ С

24

3

28

БИСЕПТОЛ

59

31

29

ДИКЛОФЕНАК

19

10

30

АМБРОКСОЛ

22

8

31

МУЛЬТИ-ТАБС

17

14

32

ФРАКСИПАРИН

115

83

33

КАЛЬЦЕМИН

56

23

34

КАРСИЛ

120

86

35

ФЕЗАМ

16

19

36

ЛИНЕКС

20

16

37

ПРОСТАМОЛ УНО

51

14

38

КАВИНТОН

69

31

39

СТРЕПСИЛС

15

24

40

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

61

21

41

МОВАЛИС

81

40

42

НАФТИЗИН

36

6

43

ПИРАЦЕТАМ

108

65

44

ЦИКЛОФЕРОН

45

1

45

КОРВАЛОЛ

18

27

46

ФАРМАЗОЛИН

39

7

47

МАКРОПЕН

21

26

48

ХИЛАК

53

5

49

ЭНАЛАПРИЛ

111

62

50

ГЛЮКОЗА

110

60

?

Таблица 12

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении во II квартале 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в II кв. 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЦИТРАМОН

1

0

2

АНАЛЬГИН

2

0

3

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

3

0

4

ВАЛИДОЛ

5

1

5

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

6

1

6

КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ

8

2

7

КОРВАЛОЛ

4

3

8

НАФТИЗИН

7

1

9

ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ

23

14

10

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

12

2

11

НАТРИЯ ХЛОРИД

32

21

12

ЙОД

31

19

13

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ

11

2

14

ПИРАЦЕТАМ

55

41

15

КАПТОПРЕС

13

2

16

РАНИТИДИН

28

12

17

СЕНАДЕКСИН

9

8

18

ДИАЗОЛИН

27

9

19

СЕПТЕФРИЛ

15

4

20

ПАРАЦЕТАМОЛ

17

3

21

ГЕМАТОГЕН

16

5

22

ДИКЛОФЕНАК

10

12

23

ФАРМАЗОЛИН

21

2

24

РИБОКСИН

26

2

25

ТЕМПАЛГИН

29

4

26

ЦИТРОПАК

33

7

27

ЛЕВОМИЦЕТИН

22

5

28

АМПИЦИЛЛИН

38

10

29

СТРЕПТОЦИД

18

11

30

АСКОФЕН

19

11

31

ФУРОСЕМИД

34

3

32

РАУНАТИН

30

2

33

ЦЕФАЗОЛИН

54

21

34

АСПАРКАМ

41

7

35

БАРБОВАЛ

20

15

36

АЛЛОХОЛ

24

12

37

ЦИННАРИЗИН

51

14

38

КОПАЦИЛ

60

22

39

МУКАЛТИН

44

5

40

ГЛЮКОЗА

59

19

41

ПЛАНТЕКС

25

16

42

КОРВАЛДИН

39

3

43

ВАЛЕРИАНЫ НАСТОЙКА

53

10

44

БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

35

9

45

МЕЗИМ

40

5

46

ЭУФИЛЛИН

42

4

47

НИТРОКСОЛИН

58

11

48

БРОМГЕКСИН

46

2

49

БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА

62

13

50

ТАБЛЕТКИ ОТ КАШЛЯ

36

14

I ПОЛУГОДИЕ

Общий объем аптечных продаж в I полугодии 2004 г. составил около 2 622 млн грн. в денежном и около 667 млн упаковок в  натуральном выражении, что выше аналогичных показателей 2003 г. на 6,27% и 3,69% соответственно (табл. 13). Причем по результатам I полугодия (в  отличие от июня и II квартала) выявлен продаж в денежном выражении как импортных, так и  отечественных товаров (табл. 14), тем не менее в  натуральных объемах продажи импортной продукции снизились на 1,48%, украинских — выросли на 6,49% (табл. 15). Столь кардинальное отличие темпов а в I полугодии и II квартале 2004 г. объясняется ситуацией, сложившейся в начале года, когда удельный вес импортных ЛС в аптечных продажах был достаточно высок, это соответственно способствовало росту средневзвешенной цены 1 упаковки и денежных объемов продаж, что и подтверждают данные рис. 2–4.

Таблица 13

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров в I полугодии 2004 г.

Категория

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

млн грн.

удельный вес, %

млн грн.

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

ЛС

2158,50

87,47

2 282,39

87,03

5,74

462,31

71,86

466,42

69,92

0,89

ИМН

177,28

7,18

223,97

8,54

26,34

161,18

25,05

184,64

27,68

14,56

Косметика

65,41

2,65

64,25

2,45

-1,78

12,55

1,95

9,41

1,41

-25,04

БАДы

66,51

2,70

51,80

1,98

-22,11

7,30

1,14

6,64

0,99

-9,14

Всего

2467,70

2622,41

6,27

643,35

667,11

3,69

?

Таблица 14

Объем розничных продаж в аптечной сети в денежном выражении в  разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства в I полугодии 2004 г.

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

млн грн.

доля в категории, %

ЛС

1585,46

73,45

1647,71

72,19

3,92

573,04

26,55

634,61

27,81

10,75

ИМН

127,41

71,87

144,24

64,40

13,22

49,87

28,13

79,73

35,60

59,86

Косметика

42,82

65,46

44,88

69,84

4,80

22,59

34,54

19,37

30,16

-14,24

БАДы

41,47

62,35

26,62

51,39

-35,81

25,04

37,65

25,18

48,61

0,56

Всего

1797,16

72,83

1863,51

71,06

3,69

670,55

27,17

758,90

28,94

13,18

?

Таблица 15

Объем розничных продаж в аптечной сети в натуральном выражении в  разрезе категорий товаров отечественного и  зарубежного производства в I полугодии 2004 г.

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

ЛС

137,57

29,76

127,26

27,28

-7,49

324,75

70,24

339,16

72,72

4,44

ИМН

79,03

49,04

89,24

48,33

12,91

82,15

50,96

95,40

51,67

16,14

Косметика

5,77

45,99

4,15

44,14

-28,05

6,78

54,01

5,26

55,86

-22,47

БАДы

3,24

44,36

1,63

24,54

-49,73

4,06

55,64

5,01

75,46

23,23

Всего

225,61

35,07

222,28

33,32

-1,48

417,74

64,93

444,83

66,68

6,49

Данные о средневзвешенных ценах различных категорий товаров свидетельствуют о росте таковых как для отечественной (кроме БАДов), так и для импортной продукции, тем не менее цен по сравнению с I полугодием 2003 г. на импортные товары значительно превышал таковой на украинские (рис. 13).

Рис. 13. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий в разрезе отечественных и импортных товаров в I полугодии 2003 и 2004 г.

Структура продаж ЛС в разрезе фармакотерапевтических групп препаратов претерпела некоторые изменения. Значительно снизились в денежном выражении продажи лекарств группы D «Дерматологические средства» и P «Противопаразитарные средства, инсектициды и  репелленты» как в натуральном, так и в денежном выражении (табл. 16), при этом высокие темпы а отмечены по группам В — «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», М — «Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат», J — «Противомикробные средства для системного применения» и С — «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему». То есть структура украинского рынка ЛС претерпела изменения не только в плоскости ценовых ниш и  «географической принадлежности» препаратов, но и в плоскости терапевтических групп, и тот, кто вовремя оценил ситуацию, получил дополнительные прибыли. Лидером же по денежным объемам продаж среди групп АТС-классификации на протяжении длительного времени остается группа А — «Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм», удельный вес которой в денежном выражении составляет 25% (рис. 14), в натуральных объемах она немного уступает группе N — «Средства, действующие на нервную систему» и  составляет 23% (рис. 15).

Рис. 14. Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в денежном выражении в I полугодии 2004 г.

Рис. 15. Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в натуральном выражении в I полугодии 2004 г.

Таблица 16

Структура аптечных продаж ЛС по группам АТС в натуральном и  денежном выражениях в I полугодии 2004 г.

ATC-код

Название

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

I полугодие 2003 г.

I полугодие 2004 г.

, %

млн грн.

удельный вес, %

млн грн.

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

млн упаковок

удельный вес, %

A

Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм

549,28

25,45

570,57

25,00

3,88

108,37

23,44

107,11

22,96

-1,16

B

Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз

55,18

2,56

74,49

3,26

35,01

9,27

2,00

12,28

2,63

32,54

C

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

234,69

10,87

276,51

12,11

17,82

53,09

11,48

53,71

11,52

1,17

D

Дерматологические средства

146,97

6,81

129,02

5,65

-12,21

39,63

8,57

38,94

8,35

-1,76

G

Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны

162,23

7,52

157,59

6,90

-2,86

9,77

2,11

7,81

1,67

-20,09

H

Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулинов)

21,36

0,99

23,90

1,05

11,93

2,19

0,47

2,01

0,43

-8,07

J

Противомикробные средства для системного применения

193,03

8,94

230,83

10,11

19,58

33,28

7,20

36,20

7,76

8,76

L

Антинеопластические и иммуномодулирующие средства

36,54

1,69

34,09

1,49

-6,68

2,60

0,56

1,78

0,38

-31,78

M

Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат

130,77

6,06

157,07

6,88

20,11

16,63

3,60

17,20

3,69

3,45

N

Средства, действующие на нервную систему

260,74

12,08

285,79

12,52

9,61

105,64

22,85

116,33

24,94

10,12

P

Противопаразитарные средства, инсектициды и репелленты

24,29

1,13

18,29

0,80

-24,72

4,37

0,95

3,39

0,73

-22,48

R

Средства, действующие на респираторную систему

298,42

13,83

277,16

12,14

-7,13

68,18

14,75

60,56

12,98

-11,18

S

Средства, действующие на органы чувств

34,27

1,59

38,06

1,67

11,05

8,13

1,76

8,15

1,75

0,18

V

Различные средства

10,70

0,50

9,01

0,39

-15,75

1,17

0,25

0,98

0,21

-16,63

Всего

2158,47

2282,39

5,74

462,31

466,42

0,89

В  топ-5 крупнейших компаний-производителей ЛС по  объемам продаж в денежном выражении присутствует лишь одна украинская (табл. 17). Сравнивая данные I полугодия, июня и II квартала 2004 г. можно с некоторой долей вероятности утверждать, что активная экспансия на рынок препаратов крупнейших украинских производителей началась сравнительно недавно. Соответственно, по итогам I полугодия 2004 г. лидирующие позиции занимают, в основном, зарубежные компании. Тем не менее, по сравнению с  ранее рассмотренными периодами степень консолидации по первым десяти компаниям имеет тенденцию к увеличению (рис. 16, 17).

Таблица 17

Топ-лист компаний – производителей ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении
в I полугодии 2004 г.

№ п/п

Компания-производитель

№ п/п в I полугодии 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

Menarini Group (Италия)

3

2

2

Дарница (Украина)

1

1

3

Aventis Pharma (Франция)

2

1

4

KRKA (Словения)

6

2

5

Sanofi-Synthelabo (Франция)

11

6

6

Фармак (Украина)

4

2

7

Здоровье (Украина)

12

5

8

Киевмедпрепарат (Украина)

5

3

9

Борщаговский ХФЗ (Украина)

7

2

10

Gedeon Richter (Венгрия)

8

2

11

GlaxoSmithKline (Великобритания)

10

1

12

Heel (Германия)

9

3

13

Lek (Словения)

13

0

14

Boehringer Ingelheim (Германия)

15

1

15

Sagmel (США)

20

5

16

Merckle (Германия)

22

6

17

Pfizer Inc. (США)

14

3

18

Genom Biotech (Индия)

19

1

19

Actavis (Болгария)

16

3

20

Novartis (Швейцария)

23

3

21

Bittner (Австрия)

18

3

22

Nycomed (Норвегия)

26

4

23

Servier (Франция)

40

17

24

Schering (Германия)

39

15

25

BMS (США)

17

8

26

Ranbaxy (Индия)

27

1

27

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

29

2

28

Roche (Швейцария)

30

2

29

Pliva (Хорватия)

31

2

30

Галичфарм (Украина)

33

3

31

Киевский витаминный завод (Украина)

32

1

32

Johnson & Johnson (США)

24

8

33

Концерн Стирол (Украина)

28

5

34

Sopharma (Болгария)

38

4

35

Naturwaren (Германия)

21

14

36

Ferrosan (Дания)

42

6

37

Egis (Венгрия)

54

17

38

Grindeks (Латвия)

59

21

39

Unipharm (США)

25

14

40

Zentiva (Чешская Республика)

41

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

34

7

42

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

36

6

43

Dr. Reddy’s (Индия)

52

9

44

IVAX (США)

35

9

45

Сперко Украина (Украина)

55

10

46

Лектравы (Украина)

37

9

47

Schering-Plough Corp. (США)

41

6

48

ICN Solco (США)

45

3

49

Нижфарм (Россия)

51

2

50

Schwabe (Германия)

43

7

?

Рис. 16. Распределение объемов аптечных продаж по  компаниям-производителям в денежном выражении в  I полугодии 2004 г.

Рис. 17. Распределение объемов аптечных продаж по  компаниям-производителям в денежном выражении в  I полугодии 2003 г.

Среди топ-брэндов по объемам продаж в денежном выражении впечатляющий спурт вверх совершили такие торговые марки, как Цефазолин, Милдронат, Энап и другие (табл. 18), но абсолютным лидером по скорости продвижении вверх по рейтингу является препарат Терафлекс, о феномене которого мы уже писали в наших предыдущих публикациях. Среди топ-брэндов по объемам продаж в  натуральном выражении существенных изменений не произошло — лидерами остаются препараты, доступные по цене (табл. 19).

Таблица 18

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении в I полугодии 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в I полугодии 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

2

НО-ШПА

3

1

3

АКТОВЕГИН

4

1

4

ЦЕФАЗОЛИН

40

36

5

МИЛДРОНАТ

18

13

6

ФЕСТАЛ

5

1

7

ЦЕФТРИАКСОН

13

6

8

ВИТРУМ

1

7

9

МЕЗИМ

9

0

10

КЕТАНОВ

17

7

11

ЛАЗОЛВАН

21

10

12

ВИАГРА

15

3

13

ЭНАП

49

36

14

МУЛЬТИ-ТАБС

8

6

15

КАПТОПРЕС

11

4

16

ПРЕДУКТАЛ

42

26

17

СТРЕПСИЛС

10

7

18

НАТРИЯ ХЛОРИД

48

30

19

ДИКЛОБЕРЛ

84

65

20

ФЕРВЕКС

6

14

21

НИЗОРАЛ

7

14

22

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

14

8

23

АМБРОКСОЛ

12

11

24

ФАСТУМ ГЕЛЬ

20

4

25

ТРАУМЕЛЬ С

31

6

26

ЦИТРАМОН

41

15

27

КАЛЬЦЕМИН

37

10

28

ПРОСТАМОЛ УНО

73

45

29

БИСЕПТОЛ

44

15

30

ТЕРАФЛЕКС

161

131

31

ДОКТОР МОМ

16

15

32

АНАЛЬГИН

25

7

33

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

45

12

34

ФЛУКОНАЗОЛ

54

20

35

ДУОВИТ

28

7

36

РАНИТИДИН

66

30

37

ФЕЗАМ

26

11

38

КОЛДРЕКС

19

19

39

КАРСИЛ

114

75

40

НАФТИЗИН

32

8

41

МАКРОПЕН

30

11

42

ФАРМАЗОЛИН

27

15

43

ФРАКСИПАРИН

124

81

44

КАВИНТОН

61

17

45

ДИКЛОФЕНАК

24

21

46

ЛИНЕКС

36

10

47

ХИЛАК

59

12

48

ВИГОР

29

19

49

КОРВАЛОЛ

23

26

50

МОВАЛИС

101

51

?

Таблица 19

Топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в I полугодии 2004 г.

№ п/п

Титульное наименование ЛС

№ п/п в I полугодии 2003 г.

Смещение в рейтинге

1

ЦИТРАМОН

1

0

2

АНАЛЬГИН

2

0

3

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

3

0

4

КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ

6

2

5

ВАЛИДОЛ

5

0

6

КИСЛОТА АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ

7

1

7

КОРВАЛОЛ

4

3

8

НАФТИЗИН

8

0

9

ЭКСТРАКТ ВАЛЕРИАНЫ

17

8

10

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ

10

0

11

ПАРАЦЕТАМОЛ

12

1

12

СЕНАДЕКСИН

11

1

13

НАТРИЯ ХЛОРИД

34

21

14

РАНИТИДИН

27

13

15

КАПТОПРЕС

13

2

16

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

20

4

17

СЕПТЕФРИЛ

9

8

18

ЙОД

33

15

19

ГЕМАТОГЕН

18

1

20

ФАРМАЗОЛИН

14

6

21

ДИАЗОЛИН

26

5

22

ДИКЛОФЕНАК

16

6

23

РИБОКСИН

25

2

24

ПИРАЦЕТАМ

53

29

25

СТРЕПТОЦИД

23

2

26

ТЕМПАЛГИН

31

5

27

ЦИТРОПАК

36

9

28

АМПИЦИЛЛИН

39

11

29

ВИТАМИН C

15

14

30

ЦЕФАЗОЛИН

54

24

31

АСКОФЕН

19

12

32

ЛЕВОМИЦЕТИН

29

3

33

АЛЛОХОЛ

24

9

34

БАРБОВАЛ

21

13

35

РАУНАТИН

30

5

36

АСПАРКАМ

47

11

37

МУКАЛТИН

42

5

38

ФУРОСЕМИД

35

3

39

КОПАЦИЛ

73

34

40

ТАБЛЕТКИ ОТ КАШЛЯ

22

18

41

МЕЗИМ

41

0

42

ЦИННАРИЗИН

55

13

43

ПЛАНТЕКС

28

15

44

ВАЛЕРИАНЫ НАСТОЙКА

60

16

45

БРОМГЕКСИН

32

13

46

КОРВАЛДИН

44

2

47

БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

43

4

48

АМБРОКСОЛ

40

8

49

НИТРОКСОЛИН

57

8

50

ГЛЮКОЗА

68

18

Перефразировав известное выражение, спросим: что день прошедший нам принес? И отвечая на этот вопрос, отметим, что экономические процессы, происходящие на  фармацевтическом рынке Украины в I полугодии 2004 г., значительно изменили его структуру. Здесь следует вспомнить и последствия ситуации с  возможным введением НДС в конце 2003 г., что привело к снижению продаж дешевых препаратов в I квартале 2004 г., и последующую экспансию отечественных препаратов на рынок, происходившую на фоне постоянного роста средневзвешенной стоимости одной упаковки импортных ЛС. Изменилась и  структура спроса — сегодня потребитель уделяет гораздо больше внимания препаратам кардиологической группы, как впрочем и некоторых других групп, которые ранее не пользовались таким спросом. Наконец на рынке усилилась конкуренция между компаниями — лидерами продаж, а также появились сильные отечественные торговые марки, составляющие достойную конкуренцию импортным препаратам, и, что немаловажно, цены на украинские ЛС не снижаются, а это свидетельствует о возросшем уровне конкурентоспособности — украинские производители научились конкурировать не только за счет снижения цен (о ценовой конкуренции отечественных производителей и о том, к каким результатам такая конкуренция привела, см. публикацию о фармрынке в 1997–2003 гг. в «Еженедельнике Аптека» № 6 (427) от 16 февраля 2004 г.). Благодаря чему достигались победы в I полугодии 2004 г. — рассмотрим в последующих публикациях, проанализировав объемы продаж через призму промоционной активности и ценовой политики компаний.?n

Игорь Хмилевский

По всем вопросам относительно системы исследования рынка “Фармстандарт” обращайтесь по тел.: (044) 569-44-70 или по e-mail: sergey@morion.kiev.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті