Отдельный вклад! Госпитальный рынок ЛС: III кв.; итоги 9 мес 2008 г.

В одном из предыдущих номеров «Еженедельника АПТЕКА» мы рассказали о развитии розничного фармрынка за первые 9 мес 2008 г. в ценах конечного потребителя и в ценах производителя. Также речь шла о региональном развитии отечественного фармрынка, рекламных кампаниях и промоционной активности компаний — производителей ЛС. Чтобы на некоторое время уйти от наболевшей сегодня «кризисной» темы и освежить в памяти читателя, какими были достижения операторов, напомним, что за первые 9 мес 2008 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 9,4 млрд грн. за 889,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 30,1% в денежном выражении и сократившись на 2,1% в натуральном. Также чтобы представление читателя о масштабах рынка ЛС было дополнено окончательно, в данной публикации мы поговорим об отдельном вкладе в рынок ЛС — закупках лечебно-профилактических учреждений. При подготовке материала традиционно нами были использованы данные аналитической системы «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

МЕТОДОЛОГИЯ

Анализируя госпитальный сегмент фармрынка Украины, следует учитывать, что закупаемую лечебно-профилактическими учреждениями фармпродукцию используют в клинической практике, что дает нам право считать госпитальные закупки рынком конечного потребления. Составляющими госпитального сегмента фармрынка Украины являются 3 категории товаров: лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН) и препараты аптечного производства (ПАП). Общий объем рынка конечного потребителя представляет собой сумму реализованной в госпитальном и аптечном сегментах продукции. Напомним, что общий объем произведенной продукции (рынок производителя) рассчитывается по формуле «импорт+производство–экспорт». Соответственно, зарубежная составляющая рынка производителя представлена импортными поставками, а отечественная — внутрирыночным производством, то есть производством за исключением экспортной части. Подробнее о методологии исследования госпитального рынка и его инфраструктуре читайте в?«Еженедельнике АПТЕКА» № 37 (608) от 24.09.2007 г., об исследовании рынка производителя — в?«Еженедельнике АПТЕКА» № 31 (652) от 11.08.2008 г. В данной публикации для анализа госпитальных закупок нами была выбрана категория ЛС. Это обусловлено тем, что ЛС наиболее востребованы как на рынке аптечных продаж, так и в госпитальном сегменте.

ОБЩЕЕ

В III кв. 2008 г. объем госпитального рынка ЛС Украины составил 798,0 млн грн. за 47,5 млн упаковок, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 0,8% в денежном и на 38,4% в натуральном выражении. Отметим, что во II кв. 2008 г. объем госпитальных закупок ЛС был также на высоком уровне — 797,4 млн грн. за 61,6 млн упаковок. Что касается I кв. 2008 г., то в этот период закупки ЛС лечебно-профилактическими учреждениями были ниже, чем в последующие кварталы, и составили 328,9 млн грн. за 22,6 млн упаковок.

Во II и III кв. 2008 г. объем закупок ЛС лечебно-профилактическими учреждениями находился на высоком уровне и составил почти 800 млн грн.

По итогам первых 9 мес 2008 г. лечебно-профилактическими учреждениями было закуплено ЛС на сумму 1,9 млрд грн. (131,7 млн упаковок), что больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 11,7% в денежном выражении и меньше на 21,5% в натуральном.

Таким образом, убыль объема госпитальных закупок ЛС в упаковках во много раз превысила таковую на рынке аптечных продаж ЛС.

Рынок конечного потребителя ЛС в денежном выражении демонстрирует тенденцию к увеличению, однако в натуральном выражении постепенно уменьшается (рис. 1, 2). Традиционно аптечные продажи как в денежном, так и в натуральном выражении превалируют над госпитальными закупками.

Рис. 1. Динамика общего объема госпитального рынка и рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I–III кв. 2007–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и доли в общем объеме продаж таковых

Рис. 1. Динамика общего объема госпитального рынка и рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I–III кв. 2007–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и доли в общем объеме продаж таковых
Рис. 2. Динамика общего объема госпитального рынка и рынка аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в I–III кв. 2007–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и доли в общем объеме продаж таковых

Рис. 2. Динамика общего объема госпитального рынка и рынка аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в I–III кв. 2007–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и доли в общем объеме продаж таковых

Общий объем рынка конечного потребителя ЛС (госпитальные закупки + аптечные продажи) по итогам первых 9 мес 2008 г. составил 11,3 млрд грн. за 1,0 млрд упаковок, увеличившись на 26,6% в денежном выражении и уменьшившись на 5,2% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Доля госпитального сегмента составила 17,1% в денежном и 12,9% в натуральном выражении.

В целом на рынке аптечных продаж ЛС средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС демонстрирует планомерное повышение. Ежемесячно этот показатель возрастает вот уже несколько лет подряд. Напомним, что уже в сентябре 2008 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на  розничном рынке достигла 11 грн. (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 46 (667) от 24.11.2008 г.). В госпитальном сегменте средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС несколько выше таковой на рынке аптечных продаж. Причем в III кв. 2008 г. этот показатель достиг 16,8 грн. (рис. 3). Это больше, чем в аналогичный период 2007 г., почти на 61%. В III кв. 2008 г. на рынке аптечных продаж ЛС средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС составила 10,7 грн., что на 6,1 грн. ниже таковой для госпитального сегмента ЛС. Вполне логично, что такая разница обусловлена спецификой закупок, которые осуществляют лечебно-профилактические учреждения.

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе госпитального и аптечного сегментов в I–III кв. 2007–2008 гг.

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе госпитального и аптечного сегментов в I–III кв. 2007–2008 гг.

Rх и OTC

Напомним, результаты развития рынка аптечных продаж ЛС свидетельствуют, что за первые 9 мес 2008 г. в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении вклад рецептурных препаратов составил 51,2%, а в натуральном — 30,8%. Что касается госпитальных закупок, то здесь рецептурные препараты более востребованы, чем в розничном сегменте. По итогам 9 мес 2008 г. лечебно-профилактическими учреждениями было закуплено таких ЛС на сумму 1,8 млрд грн. за 109,4 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2007 г. на 12,5% в денежном выражении и меньше на 21,5% в натуральном. В общем объеме госпитальных закупок ЛС доля рецептурных препаратов за первые 9 мес 2008 г. составила 91,8% в денежном и 83,1% в натуральном выражении (рис. 4). Что касается госпитальных закупок безрецептурных ЛС, то по сравнению с 9 мес 2007 г. прирост объема таковых увеличился всего на 3,6% в денежном выражении и уменьшился на 21,6% в натуральном (158,2 млн грн. за 22,3 млн упаковок). Удельный вес безрецептурных препаратов в общем объеме госпитальных закупок ЛС за первые 9 мес 2008 г. составил 8,2% в денежном выражении и 16,9% в натуральном.

Рис. 4. Удельный вес рецептурных и безрецептурных препаратов в общем объеме госпитальных закупок ЛС в денежном и натуральном выражении по итогам первых 9 мес 2007–2008 гг.

Рис. 4. Удельный вес рецептурных и безрецептурных препаратов в общем объеме госпитальных закупок ЛС в денежном и натуральном выражении по итогам первых 9 мес 2007–2008 гг.

Таким образом, госпитальный рынок характеризуется большими объемами потребления рецептурных, а значит — более дорогостоящих препаратов. Причем общий прирост объема госпитальных закупок ЛС в денежном выражении был обусловлен таковым рецептурных препаратов.

За первые 9 мес 2008 г. на госпитальном рынке ЛС в денежном выражении наибольшую долю аккумулировали зарубежные компании — 62,4%, а в натуральном — украинские производители ЛС — 79,6% (табл. 1). Для сравнения — в этот период удельный вес зарубежных препаратов в общем объеме аптечного рынка ЛС в денежном выражении составил 76,8%, а отечественных — 62,3% в натуральном.

Таблица 1

Объем госпитальных закупок зарубежных и отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в I–III кв. 2007–2008 гг. с указанием доли в общем объеме таковых и процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

9 мес, год

Млн грн.

Удельный вес категории, %

D, %

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

?D, %

Зарубежные

2007

1066,3

61,9

29,9

17,8

2008

1201,1

62,4

12,6

26,8

20,4

–10,1

Отечественные

2007

655,9

38,1

138,0

82,2

2008

723,3

37,6

10,3

104,9

79,6

–24,0

Всего

2007

1722,2

167,8

2008

1924,4

11,7

131,7

–21,5

За первые 9 мес 2008 г. темпы прироста объема госпитальных закупок ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении составили более 10%. В натуральном выражении большую убыль объема госпитальных закупок ЛС отмечают для отечественных препаратов — на 24,0% по сравнению с 9 мес 2007 г.

Как уже отмечено выше, в госпитальных закупках в основном преобладают рецептурные препараты. Здесь, как и на рынке аптечных продаж ЛС, изменяется средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе украинского и зарубежного производства. Так, по итогам 9 мес 2008 г. максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки отмечена для рецептурных препаратов зарубежного производства — 51,4 грн., что практически на 10 грн. больше, чем годом ранее (рис. 5). Максимальные темпы прироста этого показателя по сравнению с 9 мес 2007 г. продемонстрировали ЛС украинского производства — на 46,6% (до 7,6 грн.). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки безрецептурных препаратов составила 19,3 грн. для зарубежного производства и 3,1 грн. — для отечественного.

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных и безрецептурных препаратов в разрезе зарубежного и отечественного производства в госпитальном сегменте ЛС по итогам первых 9 мес 2007–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с 9 мес 2007 г.

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных и безрецептурных препаратов в разрезе зарубежного и отечественного производства в госпитальном сегменте ЛС по итогам первых 9 мес 2007–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с 9 мес 2007 г.

ФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Фармакотерапевтическая структура госпитального рынка заслуживает отдельного внимания. Здесь по итогам 9 мес 2008 г. лидером по объемам госпитальных закупок ЛС, как и в розничном сегменте фармрынка, была группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 521,5 млн грн. за 20,3 млн упаковок (рис. 6). Причем для этой группы препаратов отмечают максимальное увеличение объема госпитальных закупок ЛС в денежном выражении по сравнению с 9 мес 2007 г. — почти на 50%.

Рис. 6. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС в разрезе топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня в денежном и натуральном выражении по итогам первых 9 мес 2008 г. с указанием таковых за аналогичный период 2007 г.

Рис. 6. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС в разрезе топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня в денежном и натуральном выражении по итогам первых 9 мес 2008 г. с указанием таковых за аналогичный период 2007 г.

По итогам 9 мес 2008 г. 2-е место в общем объеме госпитальных закупок ЛС заняла группа J «Противомикробные средства для системного применения» (317,1 млн грн. за 25,7 млн упаковок). В этот период на розничном фармрынке ЛС группа J заняла 5-е место. Кроме того, в натуральном выражении группа J получила наибольшую долю в общем объеме госпитальных закупок — 19,5%.

За первые 9 мес 2008 г. лечебно-профилактическими учреждениями были закуплены ЛС группы В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» на сумму 298,5 млн грн. за 27,9 млн упаковок, что обеспечило ей 3-е место в представленном топ-листе. Далее топ-5 крупнейших групп АТС-классификации по объему госпитальных закупок ЛС сформировали препараты группы N «Средства, действующие на нервную систему» (4-е место; 224,6 млн грн. за 18,7 млн упаковок) и С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (5-е место; 210,0 млн грн. за 13,2 млн упаковок).

В разрезе групп АТС-классификации третьего уровня лидерами по  объемам госпитальных закупок ЛС за первые 9 мес 2008 г. стали препараты группы А10А «Инсулин и его аналоги»

В исследуемый период в разрезе групп АТС-классификации третьего уровня произошли некоторые изменения. Так, максимальный объем госпитальных закупок ЛС отмечен для группы A10A — «Инсулин и его аналоги» — почти 200 млн грн. (табл. 2). Ее удельный вес в общем объеме госпитальных закупок составил более 10%. Традиционный лидер — группа J01D «Прочие бета-лактамные антибиотики» за первые 9 мес 2008 г. заняла 2-е место в представленном списке. В целом состав топ-5 групп АТС-классификации третьего уровня практически полностью отличается от такового в розничном сегменте. Напомним, что наибольшую выручку аптечным учреждениям в разрезе групп АТС-классификации третьего уровня в денежном выражении за первые 9 мес 2008 г. обеспечили препараты группы M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» (455,8 млн грн.). А в топ-листе по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении эта группа заняла 10-ю строчку. Таким образом, фармакологическая структура рынка аптечных продаж ЛС и госпитальных закупок ЛС различна.

Таблица 2

Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объему госпитальных закупок ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2007–2008 гг. с указанием удельного веса группы в общем объеме госпитальных закупок ЛС

№ п/п

АТС-код

Наименование АТС-группы

2007 г.

Удельный вес категории, %

2008 г.

Удельный вес категории, %

D, %

Млн. грн

Млн. грн

1

A10A

Инсулин и его аналоги

101,7

5,9

199,8

10,4

96,5

2

J01D

Прочие бета-лактамные антибиотики

178,9

10,4

165,7

8,6

–7,4

3

A16A

Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы

57,4

3,3

91,4

4,7

59,2

4

B05X

Дополнительные растворы для внутривенного введения

69,1

4,0

77,6

4,0

12,3

5

B01A

Антитромботические средства

63,9

3,7

73,7

3,8

15,4

6

A05B

Препараты, применяемые при заболеваниях печени,
липотропные вещества

51,7

3,0

70,2

3,6

35,7

7

N06B

Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства

42,6

2,5

62,0

3,2

45,6

8

C01E

Прочие кардиологические препараты

52,7

3,1

59,7

3,1

13,1

9

N01A

Средства для общей анестезии

34,7

2,0

56,4

2,9

62,4

10

M01A

Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства

46,2

2,7

51,7

2,7

12,1

Прочие

1023,4

59,4

1016,4

52,8

–0,7

Всего

1722,2

1924,4

11,7

ПОСТАВЩИКИ

Лидерами по объему госпитальных поставок ЛС как в денежном, так и натуральном выражении за первые 9 мес 2008 г. были украинские компании-производители

По итогам III кв. 2008 г. топ-список маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении возглавила компания «Фармак» (табл. 3), а в натуральном выражением первенство получила Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 4). За первые 9 мес 2008 г. лидером в рейтинге маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном и натуральном выражении стала корпорация «Артериум» (табл. 5, 6). Отметим, что в состав 5 крупнейших маркетирующих организаций по объемам госпитальных поставок в денежном выражении за III кв. и по итогам 9 мес 2008 г. входят три украинских фармпроизводителя — корпорация «Артериум», «Фармак» и «Дарница». А топ-10 таковых в натуральном выражении состоит исключительно из украинских компаний. Отметим, что за первые 9 мес 2008 г. на рынке аптечных продаж ЛС при объеме в 9,4 млрд грн. количество маркетирующих организаций составило почти 600. В это же время госпитальный рынок ЛС сформировали 460 маркетирующих организаций ЛС.

Таблица 3

Топ-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении по итогам III кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 г.

Маркетирующая организация

№ п/п, год

2008

2007

Фармак (Украина)

1

3

Артериум Корпорация (Украина)

2

1

Novo Nordisk (Дания)

3

5

Sanofi-аventis (Франция)

4

2

Дарница (Украина)

5

4

Индар (Украина)

6

27

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

7

6

Nycomed (Норвегия)

8

12

GlaxoSmithKline (Великобритания)

9

9

Борщаговский ХФЗ (Украина)

10

11

Таблица 4

Топ-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в натуральном выражении по итогам III кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 г.

Маркетирующая организация

№ п/п, год

2008

2007

Дарница (Украина)

1

2

Артериум Корпорация (Украина)

2

1

Борщаговский ХФЗ (Украина)

3

5

Юрия-Фарм (Украина)

4

8

Здоровье (Украина)

5

4

Фармак (Украина)

6

6

Биофарма (Украина)

7

3

Новофарм-Биосинтез (Украина)

8

9

Фарматрейд (Украина)

9

33

ОЗ ГНЦЛС (Украина)

10

11

Таблица 5

Топ-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 г.

Маркетирующая организация

№ п/п

2008 г.

2007 г.

Артериум Корпорация (Украина)

1

1

Sanofi-аventis (Франция)

2

2

Фармак (Украина)

3

6

Дарница (Украина)

4

3

Novo Nordisk (Дания)

5

7

Nycomed (Норвегия)

6

12

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

7

4

GlaxoSmithKline (Великобритания)

8

5

Индар (Украина)

9

32

Юрия-Фарм (Украина)

10

15

Таблица 6

Топ-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в натуральном выражении по итогам 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 г.

Маркетирующая организация

№ п/п

2008 г.

2007 г.

Артериум Корпорация (Украина)

1

1

Дарница (Украина)

2

2

Здоровье (Украина)

3

4

Борщаговский ХФЗ (Украина)

4

5

Юрия-Фарм (Украина)

5

8

Биофарма (Украина)

6

3

Фармак (Украина)

7

7

Новофарм-Биосинтез (Украина)

8

10

ОЗ ГНЦЛС (Украина)

9

11

Фарматрейд (Украина)

10

40

ИТОГИ

Исторически сложилось так, что фармацевтический рынок потребителя в Украине формируют 2 сегмента — розничный и госпитальный. По итогам первых 9 мес 2008 г. общий объем рынка конечного потребителя ЛС — госпитальные закупки ЛС + аптечные продажи ЛС — увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 26,6% в денежном и сократился на 5,2% в натуральном выражении, достигнув показателя 11,3 млрд грн. за 1,0 млрд упаковок. Мы отмечали, что убыль в упаковках в розничном сегменте рынка ЛС составила –2,1%, тогда как в госпитальном этот показатель составил –21,5%. В общем объеме рынка ЛС вклад госпитальных закупок ЛС составил более 17% в денежном и почти 13% в натуральном выражении. За первые 9 мес 2008 г. объем госпитальных закупок ЛС в денежном выражении более чем на 60% принадлежал зарубежным компаниям, а в натуральном лидерами были украинские производители — почти 80%. Традиционно рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС за первые 9 мес 2009 г. возглавила отечественная фармкомпания. Причем в составе топ-5 таковых находилось еще два крупных украинских производителя ЛС. За первые 9 мес в 2008 г. доля рецептурных препаратов в общем объеме госпитальных закупок ЛС в денежном выражении достигла почти 92%, а в натуральном выражении осталась неизменной по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. — 83,1%. Таким образом, превалирующий вклад в госпитальный рынок

Оксана Сергиенко, Юлия Бондаренко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи