Дистрибьюция лекарств в Украине: нужна ли трансформация?

Сегодня украинский рынок дистрибьюции лекарственных средств вступил в завершающую стадию своего становления. Четко проявились лидеры, которые благодаря широкому географическому и ассортиментному охвату покрытия потребностей рынка и уровню сервиса смогли завоевать благосклонность розницы и, как следствие, — рыночную долю. Итак, дистрибьюция является самым консолидированным сегментом отечественного фармрынка, преодолев тернистый путь естественного конкурентного отбора. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ!

Украинский рынок дистрибьюции вышел на финишную прямую рыночных гонок — сформировался состав лидеров, которые со значительным отрывом опережают остальных участников. Так, если в целом по Украине по итогам января–апреля 2011 г. дистрибьюторы поставили в аптеки лекарственные средства на сумму около 6 млрд грн., на 24% превысив показатель за аналогичный период предыдущего года, то суммарные темпы прироста по этому показателю для топ-3 дистрибьюторов по объему оптовых поставок лекарственных средств в денежном выражении («БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина») составили 66%. То есть, для удерживания своей доли рынка мелким игрокам необходимо весьма стремительно наращивать объем поставок. Вспоминаются слова из «Алисы в стране чудес» Люиса Кэролла: «..чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать».

Динамика удельного веса топ-3 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении свидетельствует о перманентном усилении процессов консолидации в этом сегменте украинского фармрынка (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1 Топ-5 дистрибьюторов лекарственных средств по объему поставок на розничный рынок в денежном выражении по итогам января-апреля 2011 г. с указанием их суммарного удельного веса в общем объеме рынка
№ п/п Дистрибьютор
1 БаДМ (Днепропетровск)
2 Оптима-Фарм (Киев)
3 Альба Украина (Борисполь)
4 Вента (Днепропетровск)
5 Фра-М (Донецк)
Доля, % 87
Рис. 1
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении в январе 2009 – апреле 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в денежном выражении в январе 2009 – апреле 2011 г.

Сегодня на отечественном фармрынке условно можно выделить национальных и нишевых дистрибьюторов, а также сегмент вторичной дистрибьюции. Национальные дистрибьюторы — лидеры рынка. Нишевые — ориентированы преимущественно на поставки эксклюзивной продукции и имеют постоянную целевую аудиторию среди розничных сетей. Вторичная дистрибьюция является наиболее слабым звеном товаропроводящей цепи на фармрынке, так как ее конкурентные позиции подтачивают дополнительная торговая наценка и, как правило, недостаточный ассортимент. Кроме того, вызывает сомнения репутация этого сегмента дистрибьюции в отношении прецедентов реализации контрафактных лекарственных средств.

Следует также отметить, что на украинском рынке дистрибьюции представлена такая форма хозяйствования, как компании — резиденты зарубежных фармпроизводителей, осуществляю­щих свою деятельность на территории Украины в форме «ООО» и имеющих лицензированные склады.

Уточненную классификацию дистрибьюторов можно представить в разрезе кластеров, которые условно были выделены в зависимости от количества маркетирующих организаций, с которыми сотрудничает каждый дистрибьютор (табл. 2). Так, первый кластер включает 3 оптовые компании, которые идентичны первой тройке дистрибьюторов по объему поставок на аптечный рынок лекарственных средств в денежном выражении. Количество ассортиментных позиций препаратов, поставляемых каждым из этих дистрибьюторов на розничный рынок, составляет более 45% общего количества лекарств, зарегистрированных в Украине.

Таблица 2 Распределение дистрибьюторов по кластерам в зависимости от количества маркетирующих организаций, с которыми они работают, с указанием количества дистрибьюторов и предлагаемых ими ассортиментных позиций, а также их удельный вес в общем объеме оптовых поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам января–апреля 2011 г.
Кластер Количество МО на 1 дистрибьютора Количество дистрибьюторов Ассортимент, количество позиций Количество лицензированных складов дистрибьютора Общее количество складов в кластере Доля отгрузок в денежном выражении, % Доля отгрузок в натуральном выражении, %
1 >400 3 6960–7794 5–17 30 73,7 63,5
2 250–400 7 2100–6210 1–8 23 16,1 20,4
3 100–250 16 302–2914 1–15 53 4,9 6,7
4 20–100 27 22–1558 1 27 0,9 2,2
5 <20 178 1–252 1–5 200 4,5 7,3

В этом кластере также сосредоточено максимальное количество складов в среднем в расчете на 1 дистрибьютора. В контексте их широких возможностей в плане охвата ассортимента и уровня логистики (косвенным показателем которой является наличие значительного количество лицензированных складов), неудивительно, что этот сегмент аккумулирует львиную долю оптовых поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении.

Примечательно, что если для лидеров рынка характерно превалирование удельного веса на оптовом рынке в деньгах над таковым в упаковках, то для менее крупных операторов отмечается противоположная ситуация.

Объем оптового рынка лекарственных средств — величина предельная, ограниченная совокупной потребностью ритейла, то есть процессы консолидации являются следствием перетекания объема поставок из сегмента мелких игроков к более крупным операторам (рис. 2). Это является естественным следствием здоровой конкурентной борьбы — ведущие дистрибьюторские компании выигрывают за счет эффекта масштаба, предлагая розничным сетям конкурентоспособные цены, высокий уровень сервиса, максимально широкий ассортимент и географический охват.

Рис. 2
Распределение дистрибьюторов по кластерам по объему поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении по итогам января–апреля 2009–2011 гг.
Распределение дистрибьюторов по кластерам по объему поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении по итогам января–апреля 2009–2011 гг.

В текущем году суммарный удельный вес тройки крупнейших дистрибьюторов достиг 74% общего объема украинского оптового рынка лекарственных средств в денежном выражении, а десятка крупнейших компаний покрывает 90% (!) потребностей аптечного ритейла, и это при том, что всего на украинском фармрынке по итогам января–апреля 2011 г. был представлен 231 оператор оптового сегмента. За последние 3 года удельный вес топ-3 дистрибьюторов увеличился на 22%, тогда как аналогичный показатель для большинства операторов этого сегмента характеризуется практически отсутствием положительной динамики (рис. 3). То есть, консолидация происходит в рамках первой тройки дистрибьюторов, рыночные позиции которых усиливаются благодаря опережающим темпам прироста объема поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении.

Рис. 3
Динамика удельного веса дистрибьюторов в зависимости от количества маркетирующих организаций, с которыми они сотрудничают, в общем объеме поставок лекарственных средств на розничный рынок в денежном выражении по итогам января–апреля 2009–2011 гг.
Динамика удельного веса дистрибьюторов в зависимости от количества маркетирующих организаций, с которыми они сотрудничают, в общем объеме поставок лекарственных средств на розничный рынок в денежном выражении по итогам января–апреля 2009–2011 гг.

Сегодня украинская дистрибьюция лекарственных средств располагает широким разнообразием форм ведения бизнеса. Рыночные позиции операторов предопределяются их способностью адаптироваться к требованиям рынка.

Эволюция рынка дистрибьюции проходила поэтапно, следуя общемировым канонам развития. И уже в текущем году Украину смело можно поставить в один ряд с продвинутыми западными фармрынками по уровню консолидации в этом сегменте, при этом в условиях конкурентной борьбы он продолжает уплотняться.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИСТРИБЬЮЦИИ

В Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденных приказом Гослекинспекции МЗ Украины от 21.09.2010 г. № 340 (далее — Лицензионные условия), определено, что дистрибьюция — любая деятельность, связанная с закупкой, хранением, поставками, транспортировкой и импортом/экспортом, за исключением их отпуска непосредственно населению. Дистрибьютор — субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по дистрибьюции лекарственных средств. Оптовая торговля лекарственными средствами — деятельность по приобретению лекарственных средств у производителей лекарственных средств или других субъектов хозяйствования, имеющих соответствующую лицензию, по хранению и продаже лекарственных средств из аптечных складов (баз) другим субъектам оптовой или розничной торговли лекарственными средствами, которые получили на это соответствующие лицензии, и непосредственно лечебно-профилактическим учреждениям, а также производителям лекарственных средств.

Согласно законодательству лицензированию подлежат:

  • производство лекарственных средств;
  • оптовая торговля лекарственными средствами;
  • розничная торговля лекарственными средствами.

Лицензионные условия содержат специальные требования к оптовой торговле лекарственными средствами, которые определены пунктом 2.4.

В Лицензионных условиях указано, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется через аптечные базы (склады). Производители лекарственных средств реализуют продукцию собственного производства на основании лицензии на производство лекарственных средств.

Пункт 2.4 содержит подпункты, которые определяют требования, предъявляемые к аптечным складам (базам). Так, согласно подпунк­ту 2.4.1. лицензиат должен обеспечить:

  • закупку и реализацию только лекарственных средств, зарегистрированных согласно законодательству Украины;
  • соблюдение определенных производителем условий хранения лекарственных средств (в том числе при транспортировке) и сохранность лекарственных средств;
  • предотвращение контаминации лекарственных средств;
  • функционирование системы выявления любой продукции, не соответствующей установленным требованиям технологической документации, аналитической нормативной документации, действующих стандартов качества, и эффективной процедуры отзыва.

Подпункты 2.4.2–2.4.23, 2.4.25 регламентируют правила размещения аптечных складов (баз), требования к помещениям, которые должны быть в их составе, персоналу, техническому оснащению и др. Требования к транспортировке препаратов изложены в подпункте 2.4.24.

Таким образом, сегодня фактически осуществляется лицензирование аптечных баз (складов), а не оптовой торговли лекарственными средствами.

По мнению субъектов рынка, такая ситуация создает условия для действия игроков «группы риска» (участников многозвеньевых торговых цепочек), благодаря которым фальсификат и контрабанда попадают на рынок. Так, фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА» считает, что для повышения уровня работы операторов фармацевтического рынка более целесообразно изменить лицензионные условия их деятельности.Это позволит снизить процент фальсификата и контрабанды некачественных и незарегистрированных лекарств, повысить стандарты ведения бизнеса до уровня лидеров рынка, а также сгладить не­обоснованные ценовые колебания.

По мнению фармассоциации «ФАРМУКРАИНА», ужесточение лицензионных условий приведет к тому, чтомногозвеньевые цепочки трансформируются в прямые дистрибьюционные каналы, а основные оптовые компании формализуют свой статус национальных дистрибьюторов.

Для достижения этого эффекта необходимо сделать 5 шагов, которые успешно были пройдены оптовыми компаниями в подавляющем большинстве европейских стран. Так, для осуществления оптовой дистрибьюции лекарств компания должна соответствовать следующим обязательным нормам:

Ассортимент лекарств должен включать не менее 50% зарегистрированных в Украине препаратов (в Германии эта норма выше — не менее 90%, то есть более 52 тыс. позиций из 58 тыс. зарегистрированных). Для бесперебойности поставок товарный запас на складах должен составлять не менее 7 дней (во многих странах ЕС — не менее 14 дней).

Поскольку площадь и оснащение склада должны соответствовать данным требованиям, минимальная площадь одного склада должна быть повышена минимум в 2 раза — с 250 до 500 м2 (площадь складов ассортиментных европейских дистрибьюторов — от 3 до 10 тыс. м2 и выше).

Система логистики должна быть рассчитана на доставку лекарств в аптеки всех без исключения регионов Украины в течение одних суток.

Для достижения оперативности оформления документов/контрактов дистрибьютору необходимо внедрить автоматизированную систему контроля и учета продукции по всей инфраструктуре.

Продвижение по этому компромиссному (по сравнению с европейскими реалиями) пути позволит украинским дистрибьюторам без ручного управления и излишней зарегулированности выйти на высокие стандарты деятельности и сохранить выбранный страной курс на улучшение бизнес-климата, а также инвестиционной привлекательности украинской экономики. Напомним, что Президент Украины и Премьер-министр Украины постоянно заявляют о необходимости приведения бизнес-среды в соответствие со стандартами развитых стран, в том числе и посредством усовершенствования законодательной базы Украины. А это предполагает в том числе и изменение лицензионных условий для оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Для того чтобы сохранить нишевые оптовые компании, представительствам производителей, имеющих юридические лица в Украине, необходимо ввести ранжирование дистрибьюторов. По мнению ряда отраслевых экспертов, для осуществления малоассортиментной оптовой торговли по прямым контрактам должен быть предусмот­рен отдельный вид лицензирования деятельности компаний с ограниченным ассортиментом. Подобная практика широко распространена в странах ЕС, где для нишевых дистрибьюторов регламентируются ассортимент и поле деятельности.

Анна Шибаева, Елена Приходько

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи