Валерий Печаев о проблемах отечественных производителей

Необходимость оказания поддержки отечественным фармпроизводителям не первый год декларируют представители органов государственной власти. В частности, проект Концепции государственной целевой программы «Развитие импортозамещающих производств в Украине и замещение импортируемых лекарственных средств отечественными, в том числе биотехнологическими препаратами и вакцинами на 2011–2021 гг.» (далее — проект Концепции) разрабатывался МЗ Украины с расчетом на то, что выполнение программы и внедрение в производство лекарственных средств будет стимулировать развитие отечественной фармацевтической промышленности. 22 июня текущего года на заседании КМУ постановлением от 22.06.2011 г. № 725 была утверждена Государственная целевая научно-техническая программа разработки новейших технологий создания отечественных лекарственных средств для обеспечения охраны здоровья человека и удовлетворения потребностей ветеринарной медицины на 2011–2015 гг. И хотя принятая программа мало отвечает проекту Концепции, можно сказать, что она также отчасти направлена на поддержку отечественного производителя. Ведь кроме прочего разработчики этого документа ожидают, что в результате реализации его положений будут созданы условия для уменьшения на 25–30% объема импортных лекарственных средств, закупаемых на постоянной основе за государственные средства. Однако предпосылки для увеличения доли препаратов отечественного производства в сегменте государственных закупок можно создавать уже сегодня путем внесения изменений в законодательство. О том, какой поддержки от государства ожидают отечественные производители, корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА» рассказал Валерий Печаев, президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (ООРММП).

Валерий Печаев о проблемах отечественных производителей

— Валерий Константинович, скажите, пожалуйста, нуждается ли сегодня отечественный производитель в государственной поддержке?

— Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос, проанализировав текущую ситуацию в отечественной фармацевтической промышленности.

По итогам 2010 г. объем импорта готовых лекарственных средств в Украине превысил показатель предыдущего года. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в фармацевтическом сегменте в денежном выражении из года в год увеличивается. При этом наша страна имеет возможность обеспечить население препаратами отечественного производства, которые, как известно, значительно дешевле зарубежных аналогов. Напомню, что в настоящее время на территории Украины находится более 110 предприятий — производителей лекарственных средств. За последние 10 лет номенклатура зарегистрированных отечественных препаратов увеличилась с 1,1 тыс. до 3,1 тыс. наименований.

Следует отметить, что сегодня в нашей стране доля потребляемых инновационных препаратов в натуральном выражении составляет менее 5%. Остальные лекарственные средства, импортируемые в Украину, в основном — генерики (препараты, вышедшие из-под патентной защиты), не считая традиционных.

Рост цен на лекарственные средства в условиях отсутствия страховой медицины приводит к снижению их доступности для населения. Попытки КМУ повлиять на эту ситуацию не приносят ощутимых результатов. Регулирование ценообразования на лекарственные средства путем установления торгово-снабженческих наценок в виде процентов от цены производителя, сыграло на руку всем участникам цепочки поставок дорогостоящих препаратов в нашу страну — зарубежным производителям, дистрибьюторам, врачам и аптекарям, за исключением пациентов.

Зарубежный производитель, который поставляет лекарственные средства в Украину, расширяет свой рынок сбыта, получая сверхприбыль за счет бесконтрольной цены поставки. Европейские компании, производящие генерические препараты, маркетируют их в Украине под своей трейд-маркой и по цене, которая была задекларирована первым производителем, когда лекарственное средство находилось под патентной защитой. Для этого разрабатывается стратегический план продвижения трейд-марки на рынке Украины, который включает в себя: материальную стимуляцию специалистов — от врачей до провизоров-первостольников; агрессивную рекламу; информирование населения о несуществующих качествах препарата и т.д.

В настоящее время в нашей стране работает более 7 тыс. медицинских представителей зарубежных производителей, задача которых — провести 8 (европейская норма) бесед с врачами, дистрибьюторами, аптекарями в день с целью продвижения своих трейд-марок. В результате отсутствия ограничений в сфере технологий продвижения лекарств врачи рекомендуют пациентам препараты с определенными торговыми названиями, назначая их в количестве, превышающем потребность (полипрагмазия).

Сегодня аптечная корзина перегружена лишними лекарствами из-за распространенности полипрагмазии и самолечения. Материально заинтересованные специалисты рекомендуют вместо дешевых отечественных препаратов дорогие зарубежные. Такая ситуация не способствует развитию отечественного фармацевтического производства.

Таким образом, проблемы системы здравоохранения и отечественного фармацевтического производства неразрывно связаны. В этой связи ООРММП подготовило и направило через совместный представительский орган стороны работодателей на национальном уровне письмо на имя Премьер-министра Украины Николая Азарова, в котором изложены первоочередные меры по реформированию системы здравоохранения в части медикаментозного обеспечения населения.

Среди прочего мы предлагаем рекомендовать МЗ Украины отработать механизмы обеспечения населения препаратами, предназначенными для лечения заболеваний, которые влияют на показатели смертности и инвалидизации. В частности необходимо утвердить положение о наличии в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, назначаемых при этих заболеваниях (ассортиментный минимум), и обязательном наличии препаратов, входящих в этот ассортимент, по минимальным ценам (ценовой минимум). Ценовой минимум можно установить путем мониторинга розничных цен на эти лекарства. Необходимо обязать аптечные учреждения иметь в своем ассортименте лекарственные средства с минимальными ценами с тем, чтобы создать для пациента возможность выбора препарата в соответствии с его уровнем дохода.

Кроме того, следует обеспечить выписывание рецептов по международным непатентованным названиям согласно рекомендациям формуляров путем внесения изменений в приказ МЗ Украины от 19.07.2005 г. № 360 «Об утверждении Правил выписывания рецептов и требований-заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

Не выдерживает никакой критики и ситуация, сложившаяся в сфере рекламы лекарственных средств. Зарубежные компании тратят более 1 млрд грн. в год на продвижение препаратов. Агрессивная реклама, нацеленная на конечного потребителя, привела к повсеместному распространению самолечения.

В 2010 г. сотрудники Антимонопольного комитета Украины выявили более 300 нарушений в сфере рекламы лекарственных средств. Сейчас законопроект, запрещающий рекламу лекарств в СМИ, кроме специализированных, принят парламентом в первом чтении. Мы считаем необходимым ускорить его рассмотрение и принятие в целом.

Также мы думаем, что необходимо в корне изменить систему закупок препаратов за средства Государственного и местных бюджетов. Из лекарств, которые ежегодно закупаются МЗ Украины, лишь 3–4% — отечественного производства. Зарубежные лекарственные средства, которые закупаются за счет Государственного бюджета, сегодня не выпускаются отечественными производителями, поскольку они не уверены, что МЗ будет закупать их и дальше. Привлечение отечественных и зарубежных производителей к созданию этих препаратов на территории Украины наталкивается не на содействие, а на сопротивление. Бюджетные средства направляются исключительно на закупки лекарств, а не на проведение тендеров по организации их производства на территории Украины и не используются как мощный рычаг привлечения инвестиций.

МЗ Украины необходимо рассмотреть возможность заключения фьючерсных контрактов, которые будут гарантировать производителям закупки препаратов в течение 3–5 лет по фиксированной цене — 90% последней закупочной цены. Проведение тендеров на производство лекарственных средств позволило бы привлечь зарубежные и отечественные инвестиции, современные технологии и обеспечить изготовление жизненно необходимых препаратов в Украине, за исключением препаратов, производимых in bulk или по контракту.

В Украине ежегодно проводится около 900 тендеров по закупке препаратов за счет средств местных бюджетов, при этом почти все закупки осуществляются через посредников. Оте­чественные предприятия не имеют возможности напрямую участвовать в торгах.

Мы глубоко убеждены в том, что закупку препаратов за средства местных бюджетов следует осуществлять не одним лотом, а по каждому отдельному наименованию (международному непатентованному названию) по принципу 1 лот — 1 наименование.

В этом контексте хотелось бы напомнить о приказе МЗ Украины, которым предлагалось наносить на упаковки препаратов маркировку, свидетельствующую о том, что данная упаковка предназначена не для продажи. Поскольку отечественный производитель не участвует в государственных закупках, он не в состоянии отследить, куда идут лекарственные средства — посредникам, которые поставляют их в коммунальные учреждения здравоохранения, или в розничную сеть. Очевидно, что в таких условиях нанесение дополнительной маркировки бесполезно.

— Проект находится на стадии общественного обсуждения, в процессе которого, я надеюсь, будет усовершенствован.

Несмотря на то что в настоящее время лицензионные условия производства лекарственных средств соответствуют европейским стандартам (GMP), регуляторный орган избирательно выдает предприятиям сертификаты GMP. Получение таковых связано с многочисленными длительными проверками, дополнительным финансированием этих проверок и т.д. Таким образом, профильному министерству необходимо устранить двойное лицензирование, что должно найти отражение в Лицензионных условиях осуществления деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами.

Что касается ограничения деятельности физических лиц — предпринимателей, я думаю, что данная норма будет исключена из окончательной редакции документа как противоречащая конституционному праву на предпринимательскую деятельность.

Вопрос закрытия киосков в городах требует глубокого изучения. Основным аргументом в пользу такой меры является утверждение о том, что через них реализуется большое количество фальсификата. С другой стороны аптечный киоск, являясь структурным подразделением аптеки, получает те же препараты, что и аптека.

Инициаторы закрытия аптечных киосков ссылаются на то, что такой формы аптечного учреждения не существует в развитых странах, однако напомню, что в этих странах безрецептурные лекарственные средства реализуются через общую торговую сеть. Я считаю, что государство должно обеспечить физическую доступность безрецептурных препаратов для населения. В случае ликвидации аптечных киосков необходимо предложить новые механизмы реализации упомянутой продукции. Кроме того, если вследствие ликвидации аптечных киосков произойдет сокращение аптечной полки, производитель, соответственно, уменьшит кредитование розничного сегмента.

Елена Приходько,
фото Сергея Бека

Комментарии

Александр 22.07.2011 8:19
"Необходимо обязать аптечные учреждения иметь в своем ассортименте лекарственные средства с минимальными ценами с тем, чтобы создать для пациента возможность выбора препарата в соответствии с его уровнем дохода."-если врачи не назначают эти препараты, то кто будет их оплачивать (Лекхим?).Их же бесплатно в аптеку не дают.А, если врачи их назначают, то мы и без Ваших "обязать" их закупаем.
ABC 25.07.2011 1:56
Думаю, необходимо обязать г-на Печаева, владельцев и крупных акционеров отечественных фарм. предприятий а так-же Гос. чиновников любого ранга, ратующих за предоставление преференций отечественным производителям медикаментов, лечиться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО отечественными препаратами. Вот тогда они заговорят слегка по-другому...

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи