Недоступная доступность лекарств, Украина без аптечных киосков!

Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней
Жан-Жак Руссо

Аптечные учреждения являются важнейшим сегментом рынка товаров первой необходимости. Сегодня самая актуальная и злободневная ситуация на отечественном фармрынке сложилась вокруг возможной ликвидации в городах Украины такого структурного подразделения, как аптечный киоск. Такой поворот событий негативно отразится на развитии отечественного фармацевтического рынка и деятельности всех его участников. В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» мы рассмотрели возможный сценарий развития отечественного фармрынка в случае ликвидации аптечных киосков (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 28 (799) от 25.07.2011 г.). Сегодня хотелось поговорить о нагрузке на аптеку, которая может значительно увеличиться, и, собственно, — о доступности лекарств для Его Величества Потребителя, за здоровье, внимание и лояльность которого борются операторы розничного сегмента фармрынка Украины. При подготовке материала использована информация синдикативной базы данных «AxiomaTM».

Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 15.03.2011 г.

аптечная нагрузка

Напомним, что ликвидация аптечных киосков в городах Украины обусловлена несоблюдением Лицензионных условий в отношении реализаци­и рецептурных лекарственных средств.

Изначально аптечные киоски были созданы с целью защиты прав пациентов на доступность безрецептурных лекарственных средств в тех местах, где у субъектов хозяйствования нет возможности открывать аптеки. Безрецептурные лекарственные средства реализуются во всех типах аптечных учреждений и занимают весомую долю на отечественном фармрынке — более 50% общего о­бъема аптечных продаж в денежном выражении.

В связи с вероятным уменьшением количества торговых точек (ТТ) розничной реализации доступность безрецептурных лекарств для населения нашей страны неизбежно снизится.

Ответственность за доступность лекарственных средств несет аптечная индустрия: аптечные киоски — за безрецептурные лекарственные средства, а аптеки — за рецептурные и безрецептурные препараты. Аптечные пункты призваны обеспечивать доступность лекарств для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях и никак не влияют на доступность лекарств для населения, находящегося за пределами лечебно-профилактических учреждений. Таким образом, в случае ликвидации аптечных киосков все бремя обязательств по доступности лекарств понесут аптеки, нагрузка на которые значительно увеличится.

Как говорится, после драки кулаками не машут и на помощь уже не зовут. Поэтому крайне важно сегодня, пока еще не поздно, посмотреть на беспристрастные цифры и убедиться в том, к чему приведет упразднение аптечных киосков.

Пока еще аптечные киоски не закрыли, сегодня в среднем по Украине 1 ТТ (аптека + аптечный киоск) обслуживает 2,85 тыс. человек, проживающих в городах и сельской местности (рисунок). В это же время исключительно в городах Украины на 1 ТТ приходится 2,68 тыс. жителей. Если упразднение аптечных киосков произойдет, то нагрузка на 1 аптеку увеличится и достигнет в городах Украины 3,4 тыс. человек. Примечательно, что в некоторых городах этот показатель будет значительно выше. Например, в Донецкой и Черниговской областях количество городских жителей на 1 аптеку составит около 4,5 тыс. человек. То есть, доступность лекарств в этих регионах будет еще ниже, чем в целом по рынку. Такой вероятный сценарий ставит под сомнение саму доступность и возможность приобрести лекарства. Минимальная нагрузка на 1 аптеку будет в городах Тернопольской и Ивано-Франковской областей — немногим более 2 тыс. человек. Но следует отметить, что количество городского населения в этих регионах — одно из наименьших по сравнению с другими областями.

Рисунок
Количество населения на 1 ТТ в целом по Украи­не (аптеки + аптечные киоски), исключительно в городах Украины (аптеки + аптечные киоски), а также в городах Украины из расчета численности населения на 1 аптеку без киоска
Количество населения на 1 ТТ в целом по Украи­не (аптеки + аптечные киоски), исключительно в городах Украины (аптеки + аптечные киоски), а также в городах Украины из расчета численности населения на 1 аптеку без киоска

По причине упразднения аптечных киосков в аптечной индустрии снизится конкуренция и, как результат, повысятся цены на лекарства.

В нашей стране аптеки в городах ждет усиление нагрузки. Становится очевидным, что упразднение аптечных киосков в городах снизит доступность лекарств для населения и увеличит нагрузку на аптеки. Нагрузка на 1 аптеку составит 3,4 тыс. человек. Хотя сегодня, когда все еще функционируют аптечные киоски, этот показатель составляет 2,68 тыс. человек.

Очевидно, что важно обес­печить физическую доступность лекарственных средств, но отнюдь не снизить ее. Следует привлечь специалистов Министерства экономики, Министерства здравоохранения, Антимонопольного комитета, других компетентных органов, чтобы рассчитать оптимальную нагрузку на 1 аптеку. И планомерно привести количество ТТ в городах к научно-обоснованному показателю. В таком контексте это означает, что проекты нормативных документов должны быть экономически обоснованными. Их разработчики должны предвидеть различные варианты развития событий на украинском фармрынке после введения документа в действие.

Оксана Сергиенко

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Последние новости и статьи