Роль фармацевта в маркетинг-миксе
Реалии фармрынка таковы, что нередко потребители, не обращаясь к врачу, приходят сразу в аптечные учреждения к фармацевту с различными жалобами и просьбой посоветовать/предложить эффективное лекарственное средство (ЛС). Мы не беремся комментировать, насколько эта ситуация правильна или как она может измениться в ближайшем будущем — для этого нужны изменения не только в законодательной базе, но и в самой системе здравоохранения. Сегодня ни для кого не секрет, что многие рецептурные препараты можно купить в аптечных учреждениях без рецепта врача. Поэтому следует признать, что самолечение существует как явление. Безусловно, в такой ситуации, когда пациент сразу приходит за ЛС в аптеку, в выборе такового провизор/фармацевт играет определенную роль, но для установления степени ее важности недостаточно только субъективного мнения — необходимо опираться на данные маркетинговых исследований. В частности, начиная с весны 2004 г. компания «Комкон Фарма-Украина» проводит исследование PHARMA-QTM «Мнение провизоров/фармацевтов» регулярно 2 раза в год — весной и осенью, которое в настоящее время охватывает специалистов из 20 крупнейших городов Украины. Цель исследования — комплексный анализ факторов, оказывающих влияние на профессиональную деятельность провизоров/фармацевтов, в частности включающий изучение взаимодействия розничного звена рынка (аптек) с компаниями-производителями, дистрибьюторами, а также покупателями аптек.